В памятке для родителей - «Профилактика семейного неблагополучия» , говорится о том, что одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.В памятке для родителей - «Профилактика семейного неблагополучия» , говорится о том, что одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.
Памятка для родителей
«Профилактика семейного неблагополучия»
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитаниеэто будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
/А. С.
Макаренко/
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье.
Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам
защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в
статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.
За последние годы вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей,
стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в
устойчивых семьях. Главная причина отсутствие средств к нормальному
существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты
питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях.
Отсутствие в семьях заботы, недостаточное удовлетворение своих потребностей,
физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное
неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации
личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо
беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми,
пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал
“на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в
неблагополучной семье значить говорить о том:
Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими
подверженные чрезмерному реагированию на семейное
особенностями,
неблагополучие.
Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к
обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей
раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в
свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь
ребенку, ведь он то не виноват, что живёт в неблагополучных семейных условиях.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно
растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения
и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом
1неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного
родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2.Семья многодетная может создать не только дружных детей
коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже
антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств
к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3.Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности.
По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить
бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого
в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозится развитие
детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в
торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую
деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно сопряженную
с риском для жизни; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье.
Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной
деятельности, приносящей в семье доход.
4.Семья неполная изза недостатка материального или отцовского влияния
может породить маску феминизации мальчиков и девочек.
5. Семья со свободными детьми может породить неприятные, даже враждебные
отношения детей между собой и с окружающими.
6.Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между
членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают
по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем
подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из
благотворного влияния семьи и школы.
7.Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей,
которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных
объединениях молодежи.
8.Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам:
нервозность родителей изза бедственного материального положения безработицы,
отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца
или отчима изза невыполненных завышенных требований к ним, усталость и
депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость
детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются
воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если
своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями
ДОУ, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материальнобытовые условия.
2. Эмоциональнонравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
25. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и
Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием
субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми
обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных
о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в
образовательных учреждениях.
Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики
детской беспризорности, безнадзорности и детского сиротства, в том числе по
активизации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,
улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему
профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и
формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого
внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и
обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в
области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий
работы с семьей.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви
и счастья.
Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и
способствовать развитию.
Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных,
половых, индивидуальных особенностей.
Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и
высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы
семейного воспитания.
Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем
человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития
ребенка, должны быть построены на игре.
Оптимизм и мажор основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3