ПАМЯТКА по внедрению правила САМООЦЕНКИ технологии оценивания
1) Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан, только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)
1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики. Как лучше — чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнём оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д.
2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4-х основных и 2-х дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось ли получить результат? 3) Задание выполнено правильно или с ошибкой? 4) Задание выполнено самостоятельно или с чьей-либо помощью? (далее — кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую ты сам выставляешь себе отметку?
2) Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).
3) Действия при выработке у учеников умения самооценки
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).
2-й шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что вначале в этом будет помогать учитель, задавая ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно одного-двух эпизодов на урок, но главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.
4) Действия при сформированном умении самооценки
1-й шаг. Планируя урок, учитель перестаёт урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается; после предложения учителя: «оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо».
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. |
Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции. |
3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценивания.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. |
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. ВНИМАНИЕ! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя — нет! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.