Памятки
по русскому языку
(каждый лист для 4 учеников)
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, эОбозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] |
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, эОбозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, эОбозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] |
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, эОбозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И
ЧА – ЩА - пиши с буквой А
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И
ЧА – ЩА - пиши с буквой А
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И
ЧА – ЩА - пиши с буквой А
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И
ЧА – ЩА - пиши с буквой А
ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос |
|
|
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос |
|
|
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной. |
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной. |
||
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
|
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной. |
||
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. |
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
|
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
|
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
|
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
|
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.
Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.
Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.
Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.
Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
|
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
|
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
|
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
|
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
(Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
(Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
(Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
(Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.