Папка по самообразованию. Развитие речи детей путем развития мелкой моторики.
Оценка 4.8

Папка по самообразованию. Развитие речи детей путем развития мелкой моторики.

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
1 кл—7 кл
10.11.2022
Папка по самообразованию. Развитие речи детей путем развития мелкой моторики.
Самообразование 2021-22 А.В..docx

+                                                                                  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

 

 

 

ПАПКА

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Тема: «Развитие речи детей путем развития мелкой моторики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Мазурина Анна  Владимировна

 

2021 – 2022 уч.г.

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать, как орган речи.

Цель:

 Развитие речи детей  путем развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

*           Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста;

*           Разработать перспективный план работы с детьми;

*           Создать условия  в развивающей предметно-пространственной среде группы  для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

*           Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;

*           Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и Су-Джок терапии;

*           Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

*           Совершенствование  знаний родителей о мелкой моторики и почему ее так важно развивать, о способах ее развития;

*            Приобщение родителей к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

*           Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.      И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ну и конечно же речь: ее звуковое и смысловое содержание.

Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Продукт:

- картотека пальчиковых игр и гимнастик.

 

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная помощь родителям.

 

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина, а так же с использование природного материала;

- игры с кубиками, в всевозможные лабиринты, безиборды;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов, штриховк;

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера.

- различные виды аппликаций

- дидактические игры;

- игры с резиночками;

- шнуровки;

- игры с мелкими предметами и крупами (рис, гречка, фасоль, горох, макароны)

 

Перспективы при продолжении работы на следующий год.

Продолжить работу по развитию речи детей через совершенствование навыков развития мелкой моторики, усложняя разучиванием чистоговорок, скороговорок и стихов в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План самообразования на 2021-2022 уч. год.

 

Время проведения

Название мероприятия

самореализация

Сентябрь-май

Изучить литературу по данной теме.

сентябрь

Разработка перспективного плана по данной теме

октябрь

Диагностика детей и анкетирование родителей, обработка результатов

Сентябрь-май

Создание условий  в развивающей предметно-пространственной среде группы  для развития и совершенствования мелкой моторики рук и постоянное ее обновление.

Сентябрь-май

Подбор материала и составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста), а так же картотеки упражнений для Су-Джок терапии

Сентябрь-май

Подбор материала и разработка консультаций, папок-передвижек и рекомендаций  для родителей

март

Показ открытого занятия по развитию речи с элементами пальчиковых игр и  Су-Джок  терапии.

май

Отчет по проделанной работе: выступление на педсовете о проделанной работе.

Работа с родителями

сентябрь

Консультация на стенде информации «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

октябрь

Анкетирование на тему «Развитие речи  вашего малыша».

Консультация для родителей  «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

ноябрь

Консультация для родителей  «Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»

Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», 

декабрь

Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»

 Памятка «Пальчиковая гимнастика»

январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

февраль

Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

март

Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

апрель

Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум»

май

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Работа с воспитателями

сентябрь

Мастер-класс  « Пальчиковая театральная игрушка»

февраль

Показ открытого занятия по развитию речи с элементами пальчиковых игр и  Су-Джок  терапии.

Работа с детьми

В теч. года

Включение пальчиковых игр и Су-Джок терапии в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

ü Обучение детей игре «Шнуровка».

ü Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны.

ü Рисование кистью, ватными палочками, губкой, зубной щеткой и пальчиками.

ü Изображение пальцами различных фигур

«Флажок»«Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»«Замок»

ü Конструирование из палочек Кюизенера 

ü Штриховка рисунков

ü Лепка из пластилина

ü Учить детей одевать и раздевать кукол.

ü Конструирование из разных видов конструкторов.

ü Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика).

ü  Игра с прищепками «Маленькие помощники»

ü Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек, спичек, карандашей…

ü Игра «Геомерик»

ü Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок»

ü Учить детей пользоваться ножницами 

ü Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

ü Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)

ü Су-Джок терапия

ü Учить детей изображать пальчиками различные фигуры

ü "Пальчиковый театр"

ü Включение в различную ОД пальчиковых игр и упражнение

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и…

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и…

ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки

ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки

План самообразования на 2021-2022 уч

План самообразования на 2021-2022 уч

План самообразования на 2021-2022 уч

План самообразования на 2021-2022 уч

Озорной котенок» ü Учить детей пользоваться ножницами ü

Озорной котенок» ü Учить детей пользоваться ножницами ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022