+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие речи детей путем развития мелкой моторики»
Воспитатель:
Мазурина Анна Владимировна
2021 – 2022 уч.г.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать, как орган речи.
Цель:
Развитие речи детей путем развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и Су-Джок терапии;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Совершенствование знаний родителей о мелкой моторики и почему ее так важно развивать, о способах ее развития;
Приобщение родителей к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ну и конечно же речь: ее звуковое и смысловое содержание.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Продукт:
- картотека пальчиковых игр и гимнастик.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная помощь родителям.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина, а так же с использование природного материала;
- игры с кубиками, в всевозможные лабиринты, безиборды;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов, штриховк;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера.
- различные виды аппликаций
- дидактические игры;
- игры с резиночками;
- шнуровки;
- игры с мелкими предметами и крупами (рис, гречка, фасоль, горох, макароны)
Перспективы при продолжении работы на следующий год.
Продолжить работу по развитию речи детей через совершенствование навыков развития мелкой моторики, усложняя разучиванием чистоговорок, скороговорок и стихов в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
План самообразования на 2021-2022 уч. год.
|
Время проведения |
Название мероприятия |
самореализация |
Сентябрь-май |
Изучить литературу по данной теме. |
сентябрь |
Разработка перспективного плана по данной теме |
|
октябрь |
Диагностика детей и анкетирование родителей, обработка результатов |
|
Сентябрь-май |
Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для развития и совершенствования мелкой моторики рук и постоянное ее обновление. |
|
Сентябрь-май |
Подбор материала и составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста), а так же картотеки упражнений для Су-Джок терапии |
|
Сентябрь-май |
Подбор материала и разработка консультаций, папок-передвижек и рекомендаций для родителей |
|
март |
Показ открытого занятия по развитию речи с элементами пальчиковых игр и Су-Джок терапии. |
|
май |
Отчет по проделанной работе: выступление на педсовете о проделанной работе. |
|
Работа с родителями |
сентябрь |
Консультация на стенде информации «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать» |
октябрь |
Анкетирование на тему «Развитие речи вашего малыша». |
|
Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» |
||
ноябрь |
Консультация для родителей «Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?» Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», |
|
декабрь |
Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики» Памятка «Пальчиковая гимнастика» |
|
январь |
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» |
|
февраль |
Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода» |
|
март |
Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев» |
|
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». |
||
апрель |
Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум» |
|
май |
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
|
Работа с воспитателями |
сентябрь |
Мастер-класс « Пальчиковая театральная игрушка» |
февраль |
Показ открытого занятия по развитию речи с элементами пальчиковых игр и Су-Джок терапии. |
|
Работа с детьми |
В теч. года |
Включение пальчиковых игр и Су-Джок терапии в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. |
В теч. года |
ü Обучение детей игре «Шнуровка». ü Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны. ü Рисование кистью, ватными палочками, губкой, зубной щеткой и пальчиками. ü Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок» ü Конструирование из палочек Кюизенера ü Штриховка рисунков ü Лепка из пластилина ü Учить детей одевать и раздевать кукол. ü Конструирование из разных видов конструкторов. ü Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика). ü Игра с прищепками «Маленькие помощники» ü Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек, спичек, карандашей… ü Игра «Геомерик» ü Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок» ü Учить детей пользоваться ножницами ü Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. ü Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук) ü Су-Джок терапия ü Учить детей изображать пальчиками различные фигуры ü "Пальчиковый театр" ü Включение в различную ОД пальчиковых игр и упражнение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.