Тема урока в 6 классе: «Папоротники, хвощи, плауны».
Цель урока: формировать знания о высших споровых растениях: папоротниках, хвощах, плаунах.
Задачи
1.образовательные:
Изучить особенности строения, размножения и многообразия папоротниковидных;
2. воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации (в виде с ЭОР) и способами её предъявления;
б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, таблица “Папоротники, хвощи, плауны”, мобильный компьютерный класс (ноутбуки с выходом в Интернет на столах учащихся).
ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru
1. Отдел моховидные (контрольный модуль);
2. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (информационный модуль);
3. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (практический модуль);
4. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений (контрольный модуль).
Учебник: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2010 – 246 с.
Тема урока в 6 классе: «Папоротники, хвощи, плауны».
Цель урока: формировать знания о высших споровых растениях: папоротниках, хвощах,
плаунах.
Задачи
1.образовательные:
Изучить особенности строения, размножения и многообразия папоротниковидных;
2. воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное
мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации (в виде с ЭОР) и
способами её предъявления;
б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные
группы растений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, таблица “Папоротники, хвощи,
плауны”, мобильный компьютерный класс (ноутбуки с выходом в Интернет на столах
учащихся).
ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru
1 Отдел моховидные (контрольный модуль);
2 Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых
растений (информационный модуль);
3 Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых
растений (практический модуль);
4 Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых
растений (контрольный модуль).
Учебник: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6
кл. – М.: Мнемозина, 2010 – 246 с.
Рабочая тетрадь: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы,
лишайники. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2010 – 96 с.
.
Тип урока: Комбинированный урок
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительноиллюстративные, практический
метод, частичнопоисковый на основе использования ЭОР.
Формы организации УД: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихсяОрганизационный
(1 мин,)
Взаимное приветствие Мотивирует на активную
деятельность.
Проверка знаний
по теме: Мхи
(10 мин.)
1 Фронтальный
опрос по
вопросам по теме
«Отдел
моховидные».
1. Задает вопросы по теме:
Дайте определение следующим
понятиям: предросток, гаметофит,
спорофит?
Зарисовать и охарактеризовать
схему цикла развития мхов.
Исключите лишнее: ньерко,
льбесте, слит, ирздои. Почему Вы
так считаете?
Готовятся к уроку.
Психологический
настрой на активную
деятельность на уроке
1. Отвечают на вопросы.
2 Использование
ЭОР учителем и
учащимся в
процессе
самостоятельной
работы в
соответствии с
рекомендациями
учителя.
Проблемные вопросы:
«Почему никто не
видел цветов
папоротника?»
Подготовка к
восприятию
новой темы.
Постановка цели
урока.
Объявление
темы урока.
(2 мин.)
1 Основной вопрос
Изучение новой
темы
(20 мин)
этапа: «Особенности
строения и
размножения
папоротников?»
(Использование ЭОР
учителем и учащимся
в процессе
самостоятельной
работы в
соответствии с
рекомендациями
учителя)
2 Первичное
закрепление
материала.
2
Работают в парах с
практическим модулем
в соответствии с
рекомендациями
учителя. «Отдел
моховидные».
Рассказывает легенду о цветке
папоротника.
Задает вопросы. Выслушивает
ответы.
Обобщает ответы.
Высказывают свои
предположения.
Формулируют предположение:
«Папоротники не образуют
цветов, так как это споровые
растения».
Записывают тему.
Предлагает в парах ознакомиться с
информационным модулем.
Предлагает заслушать записи
учащихся отдельных пар.
Проводит обсуждение.
Работа в парах с
информационным модулем
«Папоротники, хвощи и плауны
как высшие споровые
растения».
Выполняют записи в тетрадях
(новые термины, цикл развития
папоротника)
Зачитывают записи.
Просит выполнить
самостоятельную работу с
Выполняют самостоятельную
работу.(Использование ЭОР
учителем и
взаимодействие
учащегося с
содержанием
ЭУМ под
руководством
учителя)
3 Физминутка для глаз.
4 Формулирование
вывода.
помощью учебника по вариантам:
первый вариант – краткая
характеристика строения и
размножения хвощей; второй
вариант – строение и размножение
плаунов.
Заслушивает ответы учащихся.
Предлагает ознакомитсчя с
иннформационным модулем.
Просит исправить ошибки и
дополнить свои работы.
Обобщает и делает выводы.
Зачитывают записи, отвечают на
вопросы.
Взаимодействие учащегося с
содержанием ЭУМ под
руководством учителя.
Дополняют свои ответы.
Предлагает выполнить упражнения
«Гимнастика для глаз»
Выполняют упражнения.
Задает вопрос: «В чем сходство и
различие папоротников, хвощей и
плаунов?»
5 Вопрос: «Каково
строение
папоротников,
хвощей, плаунов?»
«Охарактеризуйте
цикл развития
папоротников,
хвощей, плаунов?»
Предлагает выполнить
практическое задание в модуле:
«Общая характеристика
папоротников, хвощей, плаунов как
высших растений».
Проверяет ответы.
Просит сформулировать выводы.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод:
«Папоротники – группа высших
споровых растений, имеющих
листья, стебли и корни.
Размножаются спорами. Имеют
правильное чередование
полового и бесполого
поколений. Хвощи –
многолетние травянистые
растения, размножаются
спорами, имеют чередование
двух поколений: полового и
бесполого. Спорофиты
образуют весенние и летние
побеги и отличаются по
строению. Побеги плауна
ползучие, ветвистые.На стержне
спороносного колоска
расположены спорофиллы со
спорангиями. Половое
поколение представлено
маленькими заростками».
Работают в парах с
практическим модулем.
Формулируют вывод:
«Папоротники, хвощи, плауны
высшие споровые растения, так
как имеют листья, стебли и
корни. Для них характерна
смена поколений: полового ибесполого»
Работают в парах.
Взаимооценка работы в паре.
Делают записи в дневниках.
Закрепление
изученного
(5 мин)
Использование ЭОР
процессе
самостоятельной
работы в
соответствии с
рекомендациями
учителя
Домашнее
задание.
(2 мин)
Предлагает выполнить контрольное
задание по данной теме с
использованием контрольного
модуля «Общая характеристика
папоротников, хвощей, плаунов как
высших споровых растений» и
оценить работу друг друга на
сегодняшнем уроке.
Озвучивает домашнее задание :
параграф 53, читать,
пересказывать, выполнить
упражнения по теме в рабочей
тетради. Подготовить сообщения с
использованием ресурсов интернет
по теме: «Многообразие
папоротников и хвощей на
территории Республики Татарстан»
Рефлексия.
(5 мин)
Обращение к
проблемным
вопросам урока.
Просит с позиции изученного
материала ответить на проблемные
вопросы урока.
Отвечают на вопросы.
Итак, что же мы узнали нового по
этой теме и что мы умеем? Что
могу я и что умею?
Список ресурсов для урока.
ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru
Приложение 1
1. http://fcior.edu.ru/card/22510/kontrolotdelmohovidnyemohoobraznyeuglublennoe
izuchenie.html модуль предназначен для контроля знаний по теме: «Отдел моховидные».
2.http://fcior.edu.ru/card/27086/obshayaharakteristikapaporotnikovhvosheyiplaunovkak
vysshihsporovyhrasteniyuglublennoeizuc.html модуль предназначен для изучения
материала по теме: «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших
споровых растений».
3.http://fcior.edu.ru/card/27143/praktikaobshayaharakteristikapaporotnikovhvosheyi
plaunovkakvysshihsporovyhrasteniyugluble.html модуль содержит практические задания
и предназначен для закрепления материала по теме: «Общая характеристика папоротников,
хвощей, плаунов как высших споровых растений».
4. http://fcior.edu.ru/card/26989/kontrolobshayaharakteristikapaporotnikovhvosheyi
plaunovkakvysshihsporovyhrasteniyuglublen.html модуль предназначен для контролязнаний по теме: «Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших
споровых растений».