Папоротниковидные
Оценка 4.8

Папоротниковидные

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
15.01.2019
Папоротниковидные
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.docx
Конспект урока  по теме «Папоротниковидные или Папоротники»   Предмет: Биология 6 класс Тема урока: «Папоротниковидные» Цель урока: изучение особенностей строения и  размножения папоротников Задачи  урока:  1. Образовательные: обеспечить понимание учащимися особенностей  строения, размножения и жизнедеятельности папоротников как высших  споровых растений. 2. Развивающие:  продолжить формирование умений устанавливать  причинно­следственные связи, используя прием  «знаю», хочу знать,  узнал» и обосновывать принадлежность конкретных растений к  папоротникам. Продолжить вырабатывать навыки работы с текстом  (умение находить в тексте необходимую информацию) 3. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за совместный  результат познавательной деятельности, подвести детей к выводу, что  не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше  заработать деньги честным трудом; познакомить с традициями  праздника Ивана Купала. Тип урока: комбинированный Используемые учебники, рабочие тетради: 1. Учебник.Биология.6 класс. Понамарева И.Н., Корнилова О.А,  Кучменко В.С. Изд­во:Вента­Граф, год издания­ 2013 2. Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса. Понамарева И.Н.,  Корнилова О.А.,Кучменко В.С. Оборудование: 1. Техническое (компьютер, медиапроектор, экран) 2. Гербарные образцы папоротника, хвоща и плауна. 3. Презентация к уроку, включающая отрывок из сказки «Финист­ясный сокол» и видиофрагменты «Строение папоротников», «Размножение  папоротников» 4. Раздаточный материал  (Приложение 1, Приложение 2) Ход урока 1. Организация класса. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Все ли вы готовы к уроку? Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас в течение всего урока. Искренняя улыбка­ успех в любой работе. Будьте внимательны при  выполнении заданий, помогайте друг другу. 2. Повторение пройденного материала. Начнём наш урок с игры «Цветик­семицветик». Эта игра заключается в  том, что на 7 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному  материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы   1. Каковы основные  различия низших и высших растений? (деление  на органы (вегетативные)­корни, стебли, листья,  (репродуктивные)­спорангии, цветки, плоды) 2. Почему мох сфагнум называют «вечным»? (бесконечный рост и  образование торфа из отмершей части растения) 3. От каких древних растений произошли моховидные? (от  псилофитов) 4. Что такое ризоиды мхов? Какую функцию они выполняют?  (нитевидные одноклеточные  или многоклеточные выросты в  нижней части стебля. Образованы одинаковыми клетками и  лишены проводящих тканей. Всасывают питательные  вещества из  почвы) 5. Дайте определение спорангия? (бесполое поколение растения, на  котором образуются споры) 6. Есть ли корни у плаунов? (да, есть) А у хвощей? (Есть) 7. Чьи споры используются для изготовления детской присыпки?  (споры плаунов)  (Слайд 1) 3. Изучение нового материала. ­Ребята, попробуйте отгадать ребусы? (слайд 2) ­С каким отделом высших споровых растений, вы еще не знакомы?  ­Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 3) Тема нашего урока «Папоротниковидные или Папоротники» ­Ребята, а какие задачи мы поставим сегодня на уроке? Что вы хотите узнать  о папоротниках? (дети предлагают) А изучение этой темы мы начнём со сказки. Внимание на экран! (просмотр отрывка из фильма А. Роу  «Финист – ясный  сокол» (слайд 4) Ребята, а кто из вас видел цветок папоротника? А хотите увидеть?  Ребята, все вы знаете поговорку «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым  молодцам урок!» (слайд 5) Какая биологическая ошибка здесь допущена?  И есть ли в этом сюжете  какой–ни будь намёк? Вот на эти вопросами мы сегодня постараемся с вами ответить.  Для этого мы  проведём с вами  ряд исследований, и, возможно, сделаем  некоторые открытия. Результаты работы вы будете  фиксировать в журнале  «мои открытия»  (Приложение 2). Всякое исследование начинается с  выдвижения гипотезы (предположения). Я прошу вас записать свою  собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока. ­Внимательно прочитайте  и заполните пропуски в приложении 2 «Мои  открытия» (страница в учебнике 54) 1.Происхождение папоротников, древние и современные  папоротники: жизненные формы и среда обитания     Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой  одну из наиболее древних групп высших  растений.  В каменноугольный  период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в  растительном мире  Земли, образуя обширные леса.     В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч  видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от  тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с  диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько  миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару.  Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.  В большинстве своём ­ это травянистые растения, но встречаются и  древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники­  эпифиты, селящиеся на других растениях. Ребята, от каких растений произошли папоротники? (псилофитов) (слайд 6)  Какие жизненные формы папоротников вы знаете?  (травянистые,  древовидные, лиановидные, эпифиты) (слайд 7,8,9,10) Около 2/3 из всех видов папоротников преимущественно произрастают в  тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко  встречаются  папоротники  в степях и пустынях. С чем связано такое  распространение папоротников на планете? ­ Какова среда обитания? (места с повышенной влажностью)  В Ивановской  области  произрастают  папоротники  ­ орляк обыкновенный,  многоножка, ужовник обыкновенный, щитовник мужской, страусник,  гроздовник  и другие.(слайд 11,12) Эти виды редкие и занесены в «Красную книгу Ивановской области». Учащиеся продолжают заполнять пропуски в приложении 2 «Мои открытия» 2.Изучение строения папоротника (слайд 13) ­Волшебная птица под дубом гнездится: С зеленым пером, с широким крылом, А вместо малого птенца сидит улитка в три кольца. О чем эта загадка? ( О строении папоротника) Выполнение лабораторной работы. 3.Лабораторная работа «Внешнее строение папоротника» (слайд 14) Цель: знакомство со строением папоротника, научиться выявлять особенности строения папоротников, хвощей и плаунов. Задание: внимательно прочтите  информацию в справочнике  (Приложение 1)  «Строение папоротника», рассмотрите выданные гербарии и  посмотрите   видеофрагмент «Строение папоротников». 1. Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите надземные и  подземные органы. Как они называются? 2. Рассмотрите лист папоротника  и опишите его строение? 3. На нижней стороне листа папоротника найдите спорангии со спорами.  Каково значение спор  в жизни папоротникообразных? 4. В тетради зарисуйте папоротник  и укажите его составные части. 5. Сравните папоротник  с хвощем полевым и плауном булавовидным.  Найдите черты сходства и отличия.   6. Сделайте вывод, в котором поясните, почему папоротники относят к  высшим споровым растениям. Давайте проверим таблицу (слайд 15)                    Название растения Признаки растения Хвощ полевой Папоротник Плаун булавовидный Корни корневище,  придаточные корни Листья (внешнее  строение  Стебель мелкие  чешуевидные жесткий  прямостоячий Побег  весенний и летний Вегетативное  размножение Половое  размножение Бесполое  размножение корневищами гаметофит спорофит корневище,  придаточные  корни вайи  короткий,  жесткий Придаточные  корни мелкие прямостоячий нет деления на весенний и  летний почками на  корневищах  гаметофит нет деления  на весенний и  летний побегами гаметофит спорофит спорофит 4.Физкультминутка  Руки подняли и покачали­это деревья в лесу, В стороны руки, плавно помашем­ это к нам птицы летят. Как они сядут,тоже покажем – крылья сложили назад. 4.Размножение папоротников (слайд 16) Найдите  и прочитайте в справочнике информацию о размножении  папоротников  (приложение 1).  Просмотр видеофрагмента   «Размножение папоротников» Задание: нарисовать в тетради схему «Размножение папоротников» 5.Рефлексия. Итак,  исследования наши подходят к логическому завершению. Проблемный вопрос: Какая же всё­таки биологическая ошибка  допущена в сказке? (слайд 17) (папоротник никогда не цветёт) Запишите  ответ в графу «Вывод»   Так  стоит ли верить легендам и ждать исполнения желаний от  цветка  папоротника? (нет) Я вас попрошу закончить предложения. Меня удивило, что ….. Мне пригодиться в дальнейшем …. Я хорошо усвоил, что …… 6.Домашнее задание: п.40,  подготовить сообщение о папоротниках на  выбор: «Значение папоротников в природе и жизни людей», «Папоротники  ­ комнатные растения»,  «Удивительные папоротники». (слайд 18) Выставление  оценок. Урок мне хотелось бы закончить стихотворением Я давно присмотрела поляну, Ту, где папоротник пышно растет, Я приду сюда в ночь на Ивана,  И волшебный цветок расцветет. Тот цветок, что давно ищут люди, Чтоб счастливее в жизни стать, Чтоб узнать, что с тобою будет, Надо только цветок отыскать. Как цветет, я пока не знаю, Знаю лишь – на Иванову ночь. Он все тайны мои разгадает, И, я думаю, сможет помочь. Все на свете хотят быть счастливыми Счастлив тот, кто цветок тот найдет. Только я осень точно знаю, То, что папоротник не цветет…. Спасибо всем за работу на уроке. До свидания. Приложение 1 Справочник Строение папоротника Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются  в самых разных местообитаниях. Как и у большинства высших растений,  спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает  господствующее положение по сравнению с половым поколением и является,  как правило, многолетним растением. Тело папоротника расчленено на  корень, стебель и лист.  Листья папоротников, называемые вайями, произошли в результате  уплощения крупных ветвей. Растут листья папоротника медленно и  своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий  год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья  улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного  верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. В большинстве  случаев фотосинтезирующие листья расчленены на черешок и пластинку. У  большинства папоротников листья перистые – однократно, дважды или  многократно. Пластинка перистого листа имеет ось, или рахис,  представляющий собой продолжение черешка. Рахис соответствует главной  жилке цельного листа. По массе и размерам они, как правило, значительно  преобладают над стеблем. У некоторых папоротников листья  дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные  (несущие спорангии  Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у  древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим  на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий  горизонтально расположенный стебель представлен корневищем.  Корневище бывает радиальным, т.е. придаточные корни и листья покрывают  его равномерно, или дорсивентральным, листья которого сидят на верхней  спинной стороне, а корни главным образом на нижней – брюшной. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие  проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается  в листья. Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на  специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами –  сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев  (спорофиллов). При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются.  Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит. Рисунок 1. Строение папоротника Размножение папоротника Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты  (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые,  маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены  хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен  многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита  развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше,  также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий  содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки.  Оплодотворение происходит только в капельножидкой  среде,  обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному  зародышу, развивающему в диплоидный спорофит. Приложение 2                  «МОИ ОТКРЫТИЯ» М О Я    Г И П О Т Е З А: Папоротники Произошли от:                                              Жизненные формы:  папоротника         Среда обитания:                                                           В Ивановской области:  распространены            Мой вывод:

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные

Папоротниковидные
Скачать файл