Папоротниковидные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект урока.docx
Конспект урока  по теме «Папоротниковидные или Папоротники»   Предмет: Биология 6 класс Тема урока: «Папоротниковидные» Цель урока: изучение особенностей строения и  размножения папоротников Задачи  урока:  1. Образовательные: обеспечить понимание учащимися особенностей  строения, размножения и жизнедеятельности папоротников как высших  споровых растений. 2. Развивающие:  продолжить формирование умений устанавливать  причинно­следственные связи, используя прием  «знаю», хочу знать,  узнал» и обосновывать принадлежность конкретных растений к  папоротникам. Продолжить вырабатывать навыки работы с текстом  (умение находить в тексте необходимую информацию) 3. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за совместный  результат познавательной деятельности, подвести детей к выводу, что  не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше  заработать деньги честным трудом; познакомить с традициями  праздника Ивана Купала. Тип урока: комбинированный Используемые учебники, рабочие тетради: 1. Учебник.Биология.6 класс. Понамарева И.Н., Корнилова О.А,  Кучменко В.С. Изд­во:Вента­Граф, год издания­ 2013 2. Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса. Понамарева И.Н.,  Корнилова О.А.,Кучменко В.С. Оборудование: 1. Техническое (компьютер, медиапроектор, экран) 2. Гербарные образцы папоротника, хвоща и плауна. 3. Презентация к уроку, включающая отрывок из сказки «Финист­ясный сокол» и видиофрагменты «Строение папоротников», «Размножение  папоротников» 4. Раздаточный материал  (Приложение 1, Приложение 2) Ход урока1. Организация класса. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Все ли вы готовы к уроку? Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас в течение всего урока. Искренняя улыбка­ успех в любой работе. Будьте внимательны при  выполнении заданий, помогайте друг другу. 2. Повторение пройденного материала. Начнём наш урок с игры «Цветик­семицветик». Эта игра заключается в  том, что на 7 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному  материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы   1. Каковы основные  различия низших и высших растений? (деление  на органы (вегетативные)­корни, стебли, листья,  (репродуктивные)­спорангии, цветки, плоды) 2. Почему мох сфагнум называют «вечным»? (бесконечный рост и  образование торфа из отмершей части растения) 3. От каких древних растений произошли моховидные? (от  псилофитов) 4. Что такое ризоиды мхов? Какую функцию они выполняют?  (нитевидные одноклеточные  или многоклеточные выросты в  нижней части стебля. Образованы одинаковыми клетками и  лишены проводящих тканей. Всасывают питательные  вещества из  почвы) 5. Дайте определение спорангия? (бесполое поколение растения, на  котором образуются споры) 6. Есть ли корни у плаунов? (да, есть) А у хвощей? (Есть) 7. Чьи споры используются для изготовления детской присыпки?  (споры плаунов)  (Слайд 1) 3. Изучение нового материала. ­Ребята, попробуйте отгадать ребусы? (слайд 2) ­С каким отделом высших споровых растений, вы еще не знакомы?  ­Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 3) Тема нашего урока «Папоротниковидные или Папоротники» ­Ребята, а какие задачи мы поставим сегодня на уроке? Что вы хотите узнать  о папоротниках? (дети предлагают) А изучение этой темы мы начнём со сказки.Внимание на экран! (просмотр отрывка из фильма А. Роу  «Финист – ясный  сокол» (слайд 4) Ребята, а кто из вас видел цветок папоротника? А хотите увидеть?  Ребята, все вы знаете поговорку «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым  молодцам урок!» (слайд 5) Какая биологическая ошибка здесь допущена?  И есть ли в этом сюжете  какой–ни будь намёк? Вот на эти вопросами мы сегодня постараемся с вами ответить.  Для этого мы  проведём с вами  ряд исследований, и, возможно, сделаем  некоторые открытия. Результаты работы вы будете  фиксировать в журнале  «мои открытия»  (Приложение 2). Всякое исследование начинается с  выдвижения гипотезы (предположения). Я прошу вас записать свою  собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока. ­Внимательно прочитайте  и заполните пропуски в приложении 2 «Мои  открытия» (страница в учебнике 54) 1.Происхождение папоротников, древние и современные  папоротники: жизненные формы и среда обитания     Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой  одну из наиболее древних групп высших  растений.  В каменноугольный  период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в  растительном мире  Земли, образуя обширные леса.     В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч  видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от  тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с  диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько  миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару.  Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.  В большинстве своём ­ это травянистые растения, но встречаются и  древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники­  эпифиты, селящиеся на других растениях. Ребята, от каких растений произошли папоротники? (псилофитов) (слайд 6)  Какие жизненные формы папоротников вы знаете?  (травянистые,  древовидные, лиановидные, эпифиты) (слайд 7,8,9,10)Около 2/3 из всех видов папоротников преимущественно произрастают в  тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко  встречаются  папоротники  в степях и пустынях. С чем связано такое  распространение папоротников на планете? ­ Какова среда обитания? (места с повышенной влажностью)  В Ивановской  области  произрастают  папоротники  ­ орляк обыкновенный,  многоножка, ужовник обыкновенный, щитовник мужской, страусник,  гроздовник  и другие.(слайд 11,12) Эти виды редкие и занесены в «Красную книгу Ивановской области». Учащиеся продолжают заполнять пропуски в приложении 2 «Мои открытия» 2.Изучение строения папоротника (слайд 13) ­Волшебная птица под дубом гнездится: С зеленым пером, с широким крылом, А вместо малого птенца сидит улитка в три кольца. О чем эта загадка? ( О строении папоротника) Выполнение лабораторной работы. 3.Лабораторная работа «Внешнее строение папоротника» (слайд 14) Цель: знакомство со строением папоротника, научиться выявлять особенности строения папоротников, хвощей и плаунов. Задание: внимательно прочтите  информацию в справочнике  (Приложение 1)  «Строение папоротника», рассмотрите выданные гербарии и  посмотрите   видеофрагмент «Строение папоротников». 1. Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите надземные и  подземные органы. Как они называются? 2. Рассмотрите лист папоротника  и опишите его строение? 3. На нижней стороне листа папоротника найдите спорангии со спорами.  Каково значение спор  в жизни папоротникообразных? 4. В тетради зарисуйте папоротник  и укажите его составные части. 5. Сравните папоротник  с хвощем полевым и плауном булавовидным.  Найдите черты сходства и отличия.   6. Сделайте вывод, в котором поясните, почему папоротники относят к  высшим споровым растениям. Давайте проверим таблицу (слайд 15)                    Название растения Признаки растения Хвощ полевой Папоротник Плаун булавовидныйКорни корневище,  придаточные корни Листья (внешнее  строение  Стебель мелкие  чешуевидные жесткий  прямостоячий Побег  весенний и летний Вегетативное  размножение Половое  размножение Бесполое  размножение корневищами гаметофит спорофит корневище,  придаточные  корни вайи  короткий,  жесткий Придаточные  корни мелкие прямостоячий нет деления на весенний и  летний почками на  корневищах  гаметофит нет деления  на весенний и  летний побегами гаметофит спорофит спорофит 4.Физкультминутка  Руки подняли и покачали­это деревья в лесу, В стороны руки, плавно помашем­ это к нам птицы летят. Как они сядут,тоже покажем – крылья сложили назад. 4.Размножение папоротников (слайд 16) Найдите  и прочитайте в справочнике информацию о размножении  папоротников  (приложение 1).  Просмотр видеофрагмента   «Размножение папоротников» Задание: нарисовать в тетради схему «Размножение папоротников» 5.Рефлексия. Итак,  исследования наши подходят к логическому завершению. Проблемный вопрос: Какая же всё­таки биологическая ошибка  допущена в сказке? (слайд 17) (папоротник никогда не цветёт) Запишите  ответ в графу «Вывод»   Так  стоит ли верить легендам и ждать исполнения желаний от  цветка  папоротника? (нет) Я вас попрошу закончить предложения. Меня удивило, что …..Мне пригодиться в дальнейшем …. Я хорошо усвоил, что …… 6.Домашнее задание: п.40,  подготовить сообщение о папоротниках на  выбор: «Значение папоротников в природе и жизни людей», «Папоротники  ­ комнатные растения»,  «Удивительные папоротники». (слайд 18) Выставление  оценок. Урок мне хотелось бы закончить стихотворением Я давно присмотрела поляну, Ту, где папоротник пышно растет, Я приду сюда в ночь на Ивана,  И волшебный цветок расцветет. Тот цветок, что давно ищут люди, Чтоб счастливее в жизни стать, Чтоб узнать, что с тобою будет, Надо только цветок отыскать. Как цветет, я пока не знаю, Знаю лишь – на Иванову ночь. Он все тайны мои разгадает, И, я думаю, сможет помочь. Все на свете хотят быть счастливыми Счастлив тот, кто цветок тот найдет. Только я осень точно знаю, То, что папоротник не цветет…. Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.Приложение 1 Справочник Строение папоротника Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются  в самых разных местообитаниях. Как и у большинства высших растений,  спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает  господствующее положение по сравнению с половым поколением и является,  как правило, многолетним растением. Тело папоротника расчленено на  корень, стебель и лист.  Листья папоротников, называемые вайями, произошли в результате  уплощения крупных ветвей. Растут листья папоротника медленно и  своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий  год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья  улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного  верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. В большинстве  случаев фотосинтезирующие листья расчленены на черешок и пластинку. У  большинства папоротников листья перистые – однократно, дважды или  многократно. Пластинка перистого листа имеет ось, или рахис,  представляющий собой продолжение черешка. Рахис соответствует главной  жилке цельного листа. По массе и размерам они, как правило, значительно  преобладают над стеблем. У некоторых папоротников листья  дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные  (несущие спорангии  Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у  древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим  на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий  горизонтально расположенный стебель представлен корневищем.  Корневище бывает радиальным, т.е. придаточные корни и листья покрывают  его равномерно, или дорсивентральным, листья которого сидят на верхней  спинной стороне, а корни главным образом на нижней – брюшной. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие  проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чеммхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается  в листья. Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на  специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами –  сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев  (спорофиллов). При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются.  Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит. Рисунок 1. Строение папоротника Размножение папоротника Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты  (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые,  маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены  хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен  многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита  развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше,  также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий  содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки.  Оплодотворение происходит только в капельножидкой  среде,  обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота,возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному  зародышу, развивающему в диплоидный спорофит. Приложение 2                  «МОИ ОТКРЫТИЯ» М О Я    Г И П О Т Е З А: Папоротники Произошли от:                                              Жизненные формы:  папоротника         Среда обитания:                                                           В Ивановской области:  распространены            Мой вывод: