Предупреждение и коррекция нарушений письменнои речи у детей
Ђ.Ђ. Коноваленко, СВ, Коноваленко
7) Имя
Фамилия
Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет
Введение
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьезные достижения как в ее теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе.
По целому ряду объективных причин она становится все более острой, предСТаВЛЯЮЩеЙ значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для ее разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.
Освещению в теории и на практике проблем, связанных с нарушениями письменной речи, путей и способов их преодоления посвятили свои работы ряд ведущих специалистов нашей страны в области психологии и логопедии: АО. Лурия, Л.Н. Ефименкова, ГА. Каше, Р.И. Лалаева, НА. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, ЛО. Спирова и др.
Данное пособие носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала в основном для индивидуальных упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, звукового анализа, различение парных звонких и глухих согласных в произношении и на письме, на усвоение на практике правописания слов с сомнительными звонкими — глухими согласными, на практическое овладение различными способами проверки правильности написания этих слов детьми в возрасте 6—9 лет.
Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов: хлопки, сжимание кулаков, выгибание и прогибание ладоней, топанье, рисование контуров букв в воздухе, на столе пальцами, ладонями, обведение контуров букв, штриховку карандашами и т.д., способствуют различению парных звонких — глухих согласных Г — К на слух и в произношении и букв Г — К на письме.
Значительное место в пособии занимают упражнения, развивающие непосредственно зрительное и слуховое внимание и память, тренирующие темп выполнения мыслительных операций, закрепляющие различные способы словообразования, обогащающие активный словарный запас, тем самым способствующие успешному овладению русским языком вообще и русской грамматикой в частности.
Все это служит не ТОЛЬКО предупреждению нарушений письменной речи и неуспеваемости по русскому языку, но может использоваться для их устранения как в индивидуальной, так и в групповой работе с дисграфиками (преимущественно акустическая и аграмматическая дисграфия) разного возраста.
Продолжительность занятий определяет педагог в зависимости от возраста детей и уровня их развития (от 15 до 30 минут).
1 Приложи ладонь к горлу. Несколько раз по очереди произнеси звуки Г — К. При произнесении какого звука горло дрожит? (Г.) При произнесении какого звука горло не дрожит? (К.)
2 Обведи контуры букв. Закрась букву Г синим карандашом, а букву К — голубым.
З «Напиши» буквы Г, К ладонью ведущей руки сначала в воздухе, затем на столе.
Обведи
контуры букв Г и К каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы Г синим
карандашом, а буквы К голубым по образцу.
Все буквы в клетках обведи по точкам: Г — синим карандашом, а К — голубым.
Сосчитай буквы по таблице. Буквы Г считай в прямом порядке от 1 до 6, а буквы К — в обратном от 6 до 1.
7 «Нарисуй» буквы Г и К в воздухе каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы Г синим карандашом, а буквы К — голубым по образцу.
2
Игра «Хлоп-топ». Послушай слова. Если слово начинается со звука Г, хлопни, а если со звука К — топни.
Каштан |
корм |
голуби |
горы |
камень |
газель |
газ |
горло |
гуси |
карта |
губы |
гармонь |
кухня |
кот |
колено |
город |
куб |
кудри |
голова |
каша |
(0 Послушай слова из упражнения 8 ещё раз. Если услышишь слово со звуком Г, впиши в клетку таблицы знак «+» синим карандашом, а если услышишь слово со звуком К — знак «+» голубым карандашом.
1
2
З
4
10 Рассмотри картинки. Припомни и назови сначала картинки на звук Т, потом на Д. Посчитай от 1 до 10 и обратно с этими словами.
З
11 сначала на звук Г, а затем на К. Запомни картинки. Закрой страницу и
назови, не подглядывая, сначала картинки на звук К, затем на звук Г.
12 Игра «Назови ласково». Назови картинки ещё раз. Образуй от них слова с уменьшительно-ласкательным значением. Образец: коза — козочка.
13 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами курица, курочка, голубь, голубок, голубка, голубочек.
14 Внимательно Вспомни и назови картинки из упражнения 11. Какие картинки исчезли, какие остались, а какие появились?
15 Определи, какая картинка здесь «лишняя». Подчеркни её и объясни, почему она не подходит к восьми другим?
16 Вспомни и расскажи русскую народную сказку «Курочка ряба». Выдели из текста и назови слова со звуком К.
17 Внимательно Вспомни и назови картинки
из упражнения 14. Какие из них есть и на этой странице?
18 Определи, какая картинка здесь «лишняя». Подчеркни её и объясни, почему она не подходит к семи другим?
19 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами кукушка, кукушечка, кукушонок. Почему эти слова называются родственными?
20 Припомни и назови родственные слова к слову голубь.
(О Послушай слова. На ГА прогни кисти рук вверх, на КА — выгни вниз.
Картон |
капуста |
картуз |
карета |
галоп |
карнавал |
карп |
карантин |
камбала |
карусель |
гарнизон |
кадет |
галеты |
гараж |
кафель |
кант |
кайма |
карман |
канат |
галантерея |
гастроном |
казнь |
картина |
капюшон |
калач |
капитан |
кассир |
казарма |
канал |
кадр |
казак |
капкан |
карась |
каравай |
гарнитур |
гарнир |
галерея |
гарпун |
карниз |
катамаран |
каштан |
кавалер |
гардероб |
кастаньеты |
гамак |
камера |
газ |
габариты |
карта |
газон |
картофель |
караул |
кафтан |
кабель |
кадриль |
катапульта |
качели |
караван |
кавалерия |
капитал |
газель |
гавань |
галифе |
галантность |
Назови подчеркнутые слова. Образуй от них имена прилагательные (признаки). Подбери к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные (предметы). Образец: картина картинная, картинная галерея.
Слова для справок: картонный, каштановый, капустный, гаражный, карманный, капитанский, газонный, кафельный, картинный, казачий, газовый, картофельный, кавалеристский, карантинный, кадетский, галантерейный, караульный, галантный.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами галерея, карусель.
4 Послушай слова. Выдели те, в которых ГА повторяется дважды, прижав ладони к столу. Если в слове дважды повторяется КА, сожми кулаки.
Камень |
галочка |
фляга |
капля |
гагара |
каменотёс |
каморка |
галчонок |
акация |
гармошка |
гармонь |
каменщик |
богач |
каскад |
каменистый |
капелька |
камешек |
каменный |
гайка |
газировка |
калека |
катастрофа |
гармоника |
камуфляж |
гармонист |
гадюка |
капель |
гадалка |
шкатулка |
капать |
галчоночек |
касторка |
камнерез |
гадание |
цыган |
рукавица |
галёрка |
шагать |
галочий |
камнеломка |
циркач |
кандалы |
смекалка |
галдёж |
каркас |
огарок |
окаменелый |
тягач |
багаж |
камнепад |
баркас |
форточка |
галка |
гадость |
дикарь |
закаливание |
шакал |
багажник |
агава |
гармония |
гамак |
рукава |
галактика |
смекалка |
ф) Послушай слова ещё раз. Запомни и назови слова, в которых есть и ГА, и КА.
6 Подбери родственные слова к словам камень, галка, гармонь, капля.
3) Проспрягай в настоящем времени
качаться на качелях отгадывать загадки кататься на катамаране
Образец: |
|
я качаюсь на качелях |
мы качаемся на качелях |
ты качаешься на качелях |
вы качаетесь на качелях |
он (она) качается на качелях |
они качаются на качелях |
8
Образуй от
существительных глаголы (действия). Образец: качели качать (качаться). Устно составь с
образованными глаголами предложения.
Качели |
караул |
казнь |
касание |
гадание |
капля |
катание |
карканье |
капризы |
богатство |
заказ |
мигание |
квакание |
нокаут |
пугало |
загадка |
чеканка |
приказ |
РУгань |
гашение |
наказание |
галдёж |
гарантия |
гастроли |
закат |
закаливание |
катапульта |
9 Вставь ГА или КА в слова. Прочитай получившиеся слова.
скуура
бума
доро
нит
нава пуртара нал гонсамо
ланча злюло
вычки отва
мма кура
лач вью
ция
10 Отгадай слова с пропущенными ГА, КА.
ш
С
1 Послушай слова. На ГО хлопни ладонями по столу, на КО — стукни по нему кулаками.
Гольфы |
кофе |
ФУРгон |
окоп |
козы |
вагон |
кожа |
огонь |
горло |
козье |
контур |
конный |
кольца |
горе |
космос |
горы |
козочка |
такой |
голень |
ковш |
кость |
корт |
конь |
коршун |
колба |
гордость |
балкон |
конница |
козлик |
подоконник |
околыш |
гордый |
голубь |
оковы |
гончая |
морковь |
кофта |
горн |
пригорок |
горный |
короб |
компас |
кобра |
околица |
корень |
конкурс |
коврик |
конник |
комната |
госпиталь |
горец |
горница |
горсть |
горечь |
когти |
гонор |
корень |
копия |
горлица |
горенка |
корм |
окошко |
корпус |
годы |
конюх |
горница |
гонщик |
город |
койка |
коржик |
кожаный |
козонька |
горький |
гомон |
бугор |
погода |
колокол |
горбиться |
горничная |
годен |
2 Образуй родственные слова от слов ГОЛЏбЬ, коза, конь, гора.
З Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами коза, козочка, козлёнок, козёл, козлик. Почему эти слова называются родственными?
4 Отгадай слова, вставив пропущенные ГО или КО.
5 От слов, отмеченных звёздочкой, образуй глаголы. Образец: подкова — поДковать.
6 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами многоугольник, знакомство.
1 Послушай слова. На ГУ прижми ладони к
столу, на КУ — сожми кулаки.
Огурец |
кузница |
гусятница |
гулянье |
гусли |
кушанья |
густой |
могучий |
фикус |
гурьба |
куропатка |
гурман |
гулять |
гусак |
кулисы |
окунь |
гусыня |
куклёнок |
гусятки |
мангуста |
кукольный |
ягуар |
кумир |
купюра |
гусятина |
кулич |
гуление |
куплет |
лягушка |
бегун |
куранты |
регулировать |
гуща |
кукловод |
игуана |
кучер |
куст |
гуленька |
купол |
гуманный |
гуашь |
гусёнок |
бигуди |
кухарка |
выгул |
фокус |
аккуратный |
Снегурочка |
губка |
гудеть |
гусляр |
ракушка |
кума |
кузница |
лоскут |
багульник |
кузов |
фигурист |
прогул |
макушка |
гусиный |
кукольник |
гувернёр |
могущество |
куколка |
аргументы |
циркуль |
крокусы |
закуска |
кумыс |
прогулка |
прогульщик |
укус |
гуляш |
кенгуру |
покупатель |
некуда |
прикус |
гусеница |
регулировщик |
2 Подбери родственные слова к словам гусь, кчкла. Закрой страницу и назови их ещё раз по памяти.
З
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами регилировщик, фигу ристка, кукла.
4 Послушай слова. На ГУ хлопни по столу
правой ладонью, на КУ стукни по столу левым кулаком.
гусь |
документ |
|
. (фильм) |
|
кумач |
инкубатор |
|
. (цыплёнок) |
|
гусар |
гудрон |
|
. (покрытие) |
|
губы |
купец |
|
. (смекалка) |
|
культура |
курица |
|
. (яйцо) |
|
губерния |
кудри |
|
. (ребёнок) |
|
купальня— . .. (костюм) |
курорт |
|
. (сезон) |
|
кулинар |
|
кузнец |
|
. (молот) |
фигура |
|
лягушка |
|
. (кваканье) |
чугун |
|
гусеница |
|
. (трактор) |
кухня |
|
август |
|
. (жара) |
Кубань |
|
покупатель |
. (способности) |
|
курьер |
|
акустика |
. (сходство) |
|
огурец |
|
багульник |
. (заросли) |
|
акула |
|
вакуум |
. (установка) |
|
кукла |
|
вкус |
. (обед) |
|
прогулка |
закупка |
. (цена) |
||
гуща |
куст |
, (петрушка) |
5 Послушай слова ещё раз. Образуй от них прилагательные. Согласуй их с существительными в скобках и повтори получившееся словосочетание. Образец: гусь гусиный, гусиное перо.
Слова для справок: гусиное, кумачовый, гусарская, губной, культурная, губернские; купальный, кулинарный, фигурное, чугунный, кмхонный, Кубанский; курьерский, огуречный, акулий, кукольный, прогулочный, густая; документальный, инкубаторский, гудронное, купеческая, куриное, кудрявый; курортный, кузнечный, лягушечье, гусеничный, августовская, покупательные; акустическое, багульниковые, вакуумная, вкусный, закупочная, кустовая.
5. ГА, ГО, ГУ — КА, КО, КУ в начале и середине слова
1
Вставь в слова пропущенные сочетания КА, КО, КУ ГА, ГО, ГУ. Прочитай получившиеся слова.
литкамень
сеницартка
рицаФта
нтелирась рмоньзон
лстукнава
родпля
реньХНЯ
лка
Игра «Назови ласково». Прочитай слова из упражнения 1 ещё раз. Образуй от них существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Образец: ковш — ковшик.
Проспрягай в будущем времени
проговорить скороговорки кувыркнуться во время тренировки
Образец: |
|
я проговорю скороговорки |
мы проговорим скороговорки |
ты проговоришь скороговорки |
вы проговорите скороговорки |
он (она) проговорит скороговорки |
они проговорят скороговорки |
4 Подбери родственные слова к словам город, горы, космос, корм.
Кормить |
городище |
кормилец |
космический |
подкормка |
загородный |
загородить |
горный |
кормушка |
городишко |
перегородка |
космодром |
предгорье |
пригород |
космонавт |
кормилица |
изгородь |
кормовой |
космонавтика |
городок |
накормить |
горожане |
пригорок |
горец |
кормление |
взгорье |
горняк |
5 Расставь в словах ударение. Подчеркни букву О после Г и К. Запомни: ГО, КО в данных группах родственных слов пишется через О (так же, как в стержневых словах город, горы, космос, корм).
6 Отгадай трудные слова: вставь пропущенные сочетания ГА, ГО, ГУ — КА, КО, КУ.
7 Проговори несколько раз в быстром темпе
Скоро мы все скороговорки выскороговорим.
Ч 8 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами скороговорка, карикатура, каракатица, Снегурочка, прогулка, калькулятор.
6. Сомнительные согласные Г, К в конце слова
Запомни!
Звук Г в конце слова оглушается и звучит, как звук К.
Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово. В проверочном слове после сомнительного согласного звука Г или К должен стоять гласный звук.
1 Для проверки сомнительного согласного образуй форму множественного числа именительного падежа существительных. Образец: бере... берега берег. Вставь пропущенные буквы Г или К.
Бере паубы снекруфла урозвужу
вравенипар криморя кула
овратюби фини пиро маяумни шлан пустя
каблу [3 охотни
носороволшебНИ парусникозеро единоро
подснежни спутниуниверма
2 Посчитай от 1 до 10 со словами волшебник, универмаг.
З Образуй от каждого слова глагол для проверки сомнительного согласного. Образец: тор... торговать -— торе. После проверки вставь пропущенные буквы Г или К.
тор П восторСТЫ плес
кувыроиспу
4 Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного. Образец: стро... строгий (строгая) строе. После проверки вставь пропущенные буквы Г или К.
стро дородалё высо2 глубовели
5 Проспрягай в настоящем времени
восторгаться закатом солнца наблюдать запуск спутника в космос
Образец: |
|
я восторгаюсь закатом солнца |
мы восторгаемся закатом солнца |
ты восторгаешься закатом солнца |
вы восторгаетесь закатом солнца |
он (она) восторгается закатом солнца |
они восторгаются закатом солнца |
7. Пары слов на Г
1 Замени в словах букву Г буквой К и наоборот. Образец: луг — лук.
грот -Е р от бок — бо
колос -полос гости кубки
кони —пони
гладь -2ладь
кол —
конка —
мак -мап
кол
сток —стоп
год — игра -ипра
гонец онец
горкаорка
граб — раб куща — глава —2лава глубок
гроши
2 Составь предложения с получившимися парами слов (выборочно). Образец: Гонец принёс раДостную весть. В сказках всегда счастливый конец.
8. ГРА, гро, ГРУ, ГРЫ — КРА, кро, КРУ, КРЫ в начале и середине слова
1 Повтори слоговые ряды.
Гра-гро-гру-гры |
кра-кро-кру-кры |
гро-гру-гры-гра |
кро-кру-кры-кра |
гру-гры-гра-гро |
кру-кры-кра-кро |
гры-гра-гро-гру |
кры-кра-кро-кру |
2 Вставь в слова пропущенные сочетания. Прочитай получившиеся слова.
жок
пива сота жовник фик
мм ВИЩе
д
гима
|
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
Подбери родственные
слова к словам круг, груз.
Образуй названия профессий от слов кран, груз, кровля, граница, кружево.
5 Проспрягай в настоящем времени
играть с красивыми игрушками фотографировать громадного крокодила
Образец:
я играю с красивыми игрушками мы играем с красивыми игрушками ты играешь с красивыми игрушками вы играете с красивыми игрушками он (она) играет с красивыми игрушками они играют с красивыми игрушками
6 Повтори слоговые ряды.
Кра-гра-кра |
гры-гры-кры |
гра-гра-кра-гра |
кро-кро-гро |
гро-кро-кро |
кры-гры-кры-кры |
кру-гру-гру |
гру-кру-гру |
гру-кру-кру-гру |
7 Выдели на слух ГРА, ГРО, ГРУ, ГРЫ в начале слова одним хлопком, в середине слова — двумя. Выдели на слух КРА, КРО, КРУ, КРЫ в начале слова одним ударом кулака о кулак, в середине слова — двумя.
|
Громыхать |
грохотать |
кручина |
грусть |
|
грубость |
гравировка |
крошки |
красный |
|
грызун |
крыть |
крушить |
краска |
|
украсить |
закрыть |
ограбить |
укротить |
|
окружить |
сокрушить |
погрузить |
открыть |
|
ограждать |
награждать |
закрыть |
фотография |
|
раскраска |
угроза |
игра |
выкройка |
8 |
Рассмотри картинки. Припомни и назови сначала картинки на |
звук К, затем на звук Г.
9 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами украшение, килограмм, телеграмма, открытка, крыло.
9. ГЛА, гло, глу, глы — КЛА, кло, клу, клы в начале, середине и конце слова
1 Повтори слоговые ряды.
Гла-гло-глу-глы |
кла-кло-клу-клы |
гло-глу-глы-гла |
кло-клу-клы-кла |
глу-глы-гла-гло |
клу-клы-кла-кло |
глы-гла-гло-глу |
клы-кла-кло-клу |
2 Рассмотри картинки. Назови только картинки на звук К. Какая из картинок «лишняя» и почему? Подчеркни её.
З Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами глаз, кукла.
4 Рассмотри картинки ещё раз. Закрой страницу и назови, не подглядывая, семь картинок на звук К.
24
5 Послушай слова. Если в слове есть звук Г, хлопни по столу правой ладонью; если звук К — стукни левым кулаком.
Игла |
наклон |
глыба |
глазница |
поклон |
углы |
клад |
клубни |
свёкла |
стекло |
глухарь |
доклад |
глушь |
склад |
глаза |
клочья |
пекло |
щеглы |
клуб |
клоун |
согласие |
глазунья |
глупец |
вклад |
глазурь |
приклад |
глубина |
кладовая |
глазищи |
глупость |
глазунья |
кладовая |
гладиолус |
глазомер |
вкладыш |
глушитель |
клопы |
клубни |
поклажа |
6 Прочитай слова из упражнения 5. Подчеркни родственные слова к слову глаза синим карандашом, к слову класть голубым. Закрой страницу и назови, не подглядывая, обе группы родственных слов.
7 Проспрягай в настоящем времени
заглушать звуки кларнета разглаживать складки на платье
Образец:
я заглушаю звуки кларнета мы заглушаем звуки кларнета ты заглушаешь звуки кларнета вы заглушаете звуки кларнета он (она) заглушает звуки кларнета они заглушают звуки кларнета
8 Вставь в слова пропущенные сочетания. Прочитай получившиеся слова.
ГЛА — КЛА
гол
гло кло
26
ГЛУ — КЛУ
9 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами оглобля, первоклассница, приглашение, клаДоискатель, глашатай.
10 Рассмотри картинки. Назови сначала картинки на звук Г, затем на звук К. (Слова для справок: игла, глаза, клубни, клубника, класс, клавиши, глаДиолус, глобус, глухарь.)
10. Слова с несколькими пропущенными согласными Г, К
1 Вставь в слова пропущенные буквы Г, К и отгадай слова.
2 Прочитай слова из упражнения 1 ещё раз. Подчеркни слова с тремя вставленными тобой буквами. Закрой страницу и назови эти слова по памяти.
З Рассмотри и назови картинки сначала на звук Г, затем на К. Составь предложения с этими словами.
4 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами коктейль, аквалангист, конкурсант, аквалангистка.
29
З) Измени порядок букв или слогов в каждом слове и запиши новые слова. При затруднениях используй слова-подсказки для справок. Образец: гул — луг. Прочитай пары слов.
гул |
соки |
||||||
бук |
карп |
||||||
кит |
грот |
||||||
док |
кант |
||||||
дог |
икра |
||||||
ток |
кипа |
||||||
вилка рыбак актёр рывок ласка сокол влага банка |
|
|
|
дорога |
|
||
|
|||||||
шишка камыш бачок |
|
||||||
|
Слова для справок: луг, куб, тик, код, год, кот (кто); коси, парк, торг, танк, раки, пика; краб, куст, рога, мука, кони, маяк; валик, крабы (рыбка), тёрка, ковры, скала, колос, глава, кабан; города, шашки, мышка, бочка, майка, кукла, казна, кости.
* Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов.
зо
(2) Отгадай по опорным согласным и впиши в клетки кроссворда названия комнатных растений (по горизонтали и в выделенную колонку по вертикали).
ф) Вспомни, назови и впиши в клетки кроссворда, не подглядывая, названия комнатных растений из упражнения 1 (с опорой на буквы Г, К и слово в выделенных клетках).
Слова для справок: гербера, традесканция, агава, гортензия, герань, фикус, фуксия.
1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1985.
2. Каше, ГА. Подготовкакшколедетейс
недостатками речи Г. А. Каше.
М. : Просвещение, 1985.
З.
Коноваленко, СВ. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше Светлана Коноваленко. — М. : Эксмо,
2002.
4. Коноваленко, СВ. Как подготовить ребенка к школе / Светлана Коноваленко. — М, : Эксмо, 2004.
5. Коноваленко, ВВ. Родственные слова : выпуск 1, 2 В. В. Коноваленко. — м. : гном и д, 2005.
6. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева, Л.В. Венедиктова.
СПб. союз, 2003.
7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики
логопедии / Р.Е. Левина.
М. : Просвещение, 1968.
8. Ожегов, СИ. Словарь русского языка СИ. Ожегов ; под редакцией НЛО. Шведовой. — М. : Русский язык, 1986.
9. Парамонова, Л.Г. Правописание шаг за
шагом / Л.Г. Парамонова. СПб. : союз, 2004.
10. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии / Л.Г. Парамонова. — СПб. : Союз, 2004.
11. Рау, Е.Ф. Исправление недостатков
произношения у школьников
Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. — М. : Просвещение, 1969.
12. Садовникова, ИН. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. — М. : Владос, 1995.
13. Словарь сочетаемости слов русского языка. Существительные. Прилагательные. Глаголы / Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. — М. : Астрель, 2002.
14. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова . в 4 т. — М. : Советская энциклопедия, 1947.
15. ЭДигей, В.Б. Учись читать, малыш! / В. Эдигей. — Киев : Гранд, 1994.
16. ЭДигей В.Б. Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники чтения / В.Б. Эдигей. — М. : Просвещение, 1997.
17. ЭнциклопеДический словарь : в З т. — М. : Большая советская энциклопедия, 1953.
32
удк 376.1-053.264 БЫК 74.3
Серия «ПреДупрежДение и коррекция нарушений письменной речи у Детей»
ИзДание разВиВающего обучения
Коноваленко, ВВ.
Парные звонкие — глухие согласные Г — К. Альбом
графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9
лет / ВВ. Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. —
32 с. — (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей).
lSBN 978-5-296-01060-5
Пособие носит чисто практический характер (оно основано на опыте работы по предупреждению и коррекции дисграфии с детьми 6—9 лет) и состоит из графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на различение звуков Г — К на слух и в произношении и букв Г — К на письме.
Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными Г — К.
Предназначено преимущественно для индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей (2—3 человека) и может использоваться как педагогами (логопедами, учителями, гувернерами), так и родителями,
удк 376.1-053.264 БЫК 74.3
Издатель — А.П. КазакоВ
Редактор — НЕ. АрбекоВа
Иллюстрации и обложка — ДР. КцДрякоВ
Оригинал-макет — НМ. КџДрякоВа
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.:
8-926-215-10-05, 8-926-046-44-46. Эл. почта:
Санитарно-эпиДемиологическое заключение № 77.99.60.953. Д. 006471. Об. 08 от 25.06.2008 г.
Подписано в печать 10.06.2009. Печать
офсетная. Объем — 2 пл. Формат 70х100/16. Тираж 2000 экз. Заказ
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО ((Московская шпо рафия
[№2, МОСКВ& пр_ Млра_ 105.
(€) Коноваленко ВВ., Коноваленко СВ., 2009 lSBN 978-5-296-01060-5 (Ф Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.