Предупреждение и коррекция
, нарушений письменнои речи у детей
Коноваленко, С.ВВ Коноваленко
Имя фамилия
Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет
Введение
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьезные достижения как в ее теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе.
По целому ряду объективных причин она становится все более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для ее разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.
Освещению в теории и на практике проблем, связанных с нарушениями письменной речи, путей и способов их преодоления посвятили свои работы ряд ведущих специалистов нашей страны в области психологии и логопедии: АО. Лурия, Л.Н. Ефименкова, ПА. Каше, Р.И. Лалаева, НА. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, ЛО. Спирова и др.
Данное пособие носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала в основном для индивидуальных упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, звукового анализа, различение парных звонких и глухих СОГпСНЫХ в произношении и на письме, на усвоение на практике правописания слов с сомнительными звонкими — глухими согласными, на практическое овладение различными способами проверки правильности написания этих слов детьми в возрасте 6—9 лет.
Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов: хлопки, сжимание кулаков, выгибание и прогибание ладоней, топанье, рисование контуров букв в воздухе, на столе пальцами, ладонями, обведение контуров букв, штриховку карандашами и т.д., способствуют различению парных звонких — глухих согласных Д — Т на слух и в произношении и букв Д — Т на письме.
Значительное место в пособии занимают упражнения, развивающие непосредственно зрительное и слуховое внимание и память, тренирующие темп выполнения мыслительных операций, закрепляющие различные способы словообразования, обогащающие активный словарный запас, тем самым способствующие успешному овладению русским языком вообще и русской грамматикой в частности.
Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи и неуспеваемости по русскому языку, но может использоваться для их устранения как в индивидуальной, так и в групповой работе с дисграфиками (преимущественно акустическая и аграмматическая дисграфия) разного возраста.
Продолжительность занятий определяет педагог в зависимости от возраста детей и уровня их развития (от 15 до 30 минут).
Приложи ладонь к горлу. Несколько раз по очереди произнеси звуки Д, Т. При произнесении какого звука горло дрожит? (Д.) При произнесении какого звука горло не дрожит? (Т.)
(Э Обведи контуры букв. Закрась букву Д синим карандашом, а букву Т — голубым.
(Э «Напиши» буквы Д, Т ладонью ведущей руки сначала в воздухе, затем на столе.
(Э Обведи контуры букв Д и Т каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы Д синим карандашом, а буквы Т голубым по образцу.
б) Все буквы в клетках обведи по точкам: Д— синим карандашом, а Т — голубым.
Сосчитай буквы по таблице. Буквы Д считай в прямом порядке от 1 до 6, а буквы Т — в обратном от 6 до 1.
7 Выполни штриховку буквы Д синим карандашом, а буквы Т — голубым по образцу. Какая буква находится слева, а какая справа?
8 Послушай слова. Если услышишь слово со звуком Д, впиши в клетку таблицы знак «+» синим карандашом, а если услышишь слово со звуком Т — знак «+» голубым карандашом.
1
2
З
4
Дом торт дуб дым тайна дача танк вата вода тапка ступа дорога туфля блюдо топор душа дыня тыква удав тополь труба дрозд дочка дуга туман тайна подушка катушка
9 Игра «Хлоп-топ». Послушай слова. Если в слове есть звук Д, хлопни, а если Т — топни.
дом |
дар |
том |
так |
дон |
дух |
ток |
дуб |
дым |
пот |
кит |
кот |
тыл |
дог |
дочь |
Найди, прочитай и сосчитай слова на Д в прямом порядке (от 1 до 8), а слова на Т — в обратном (от 7 до 1). Образец: один дом, два — дар... Семь — том, шесть — так...
Закрой страницу и назови, не подглядывая, сначала слова со звуком Т, а затем со звуком Д.
з
12 сначала на звук Д, а затем на Т. Определи место звуков Д и Т в этих словах. Что находится в левом нижнем углу, а что в правом верхнем?
13 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами туфля, туфелька, Двойка.
14 Рассмотри картинки еще раз. Постарайся их запомнить. Закрой страницу и назови, не подглядывая, сначала слова со звуком Т, а затем со звуком Д.
4
15 Внимательно Вспомни и назови картинки из упражнения 12. Назови две новые картинки. Вместо каких картинок они появились?
16 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами тапка, тапочка, дыня.
18 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами тополь, тополёк.
19 Припомни и назови, не подглядывая, пять картинок на звук Д. 20 Какая картинка находится в правом верхнем углу? Какая из картинок «лишняя»? Почему?
21 Припомни и назови, не подглядывая, шесть картинок на звук Т.
22 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами ДуДка, ДуДочка. Определи место звука Д в этих словах.
23 Послушай слова. Если в слове есть звук Д, прижми ладони к стоЛУ, а если Т — поставь на стол кулаки.
Медаль |
дорога |
подушка |
фонтан |
задача |
туман |
дырка |
ЧУДО |
медовик |
посуда |
табун |
подарок |
кот |
долина |
удав |
поднос |
толстяк |
мост |
болото |
художник |
дубина |
таина |
пустыня |
султан |
таракан |
помидор |
батон |
тумба |
кусты |
тулуп |
дыня |
букет |
коридор |
дума |
затылок |
радуга |
потолок |
туфли |
ходули |
тысяча |
копыто |
победа |
удача |
педали |
удар |
тормоз |
каток |
корыто |
судак |
вода |
тайфун |
байдарка |
24 Определи «лишнее» слово в каждой строке. Подчеркни его и объясни, почему оно «лишнее»? (Первая строка — фонтан. В этом слове есть звук Т.)
25 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами меДаль, чудо, копыто, ДожДь.
Повтори слоговые ряды.
Та-да-та |
та-да-да-та |
да-та-да |
да-та-та-да |
та-да-да |
да-да-та-да |
та-та-да |
та-та-да-та |
Гитара |
сударь |
даром |
редакция |
этаж |
капитан |
этажерка |
даль |
дать |
чемодан |
табуретка |
бездарный |
металл |
таблетка |
одарённый |
такси |
чудак |
дамба |
ударник |
монтаж |
тамбур |
дарить |
дар |
сандалия |
давно |
воспитатель |
госпиталь |
подаренный |
тайга |
медаль |
ударение |
невиданный |
дань |
витамин |
катамаран |
тачка |
падать |
талант |
невидаль |
дачник |
такт |
одаривать |
тайный |
загадать |
танец |
квитанция |
путаница |
табель |
подарить |
дача |
задание |
металлофон |
недавно |
подарок |
атаман |
солдат |
далеко |
тарелка |
свидание |
табор |
передача |
государство |
таблица |
дарственный |
(Э Подбери родственные слова к слову дар.
Послушай слова. На ДА подними кисти рук, на ТА — опусти.
Катание |
питание |
метание |
приседание |
бодание |
воспитание |
падение |
кудахтание |
рыдание |
чтение |
утаивание |
печатание |
страдание |
испытание |
наблюдение |
гадание |
квохтание |
хватание |
ожидание |
обитание |
кутание |
таяние |
потакание |
дарение |
давление |
шатание |
щебетание |
гоготание |
увядание |
попадание |
заседание |
переедание |
удаление |
созидание |
процветание |
сочетание |
6 Проспрягай в настоящем времени
наблюдать за таянием льда наслаждаться щебетанием пташек
Образец: |
|
я наблюдаю за таянием льда |
мы наблюдаем за таянием льда |
ты наблюдаешь за таянием льда |
вы наблюдаете за таянием льда |
он наблюдает за таянием льда |
они наблюдают за таянием льда |
Вставь ДА или ТА в начало, середину или конец слова.
бун йна
бак
нцор
бух юр |
|
добро |
ях забо |
|
плане |
фан |
зия |
ман рин |
Фун |
мент |
фон н |
побе
пу ница завака 60 ника ба рея капи по рок сани ме лл
Вставь ДА, ТА в слова. Найди и подчеркни слова, состоящие из четырех слогов. Проверь свое решение хлопками или шагами.
ть
с
капуль ври |
пе с |
йка с
ЭС
9 Прочитай ивапомни слова из упражнения 8. Закрой страницу и назови, не подглядывая, эти слова.
10 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами таратайка, тарантас, ставрида, петарДа.
11 Послушай прилагательные (признаки). Образуй от них существительные. Образец: пустой — пустота, свободная — свобода.
|
Пустой |
свободная |
добрый |
|
||
|
минутный |
победный |
секундный |
|
||
|
простой |
водный |
досадная |
|
||
|
нотная |
выгодное |
монетный |
|
||
командная |
модный |
ягодный |
||||
слепой |
тесный |
комнатные |
||||
погодный |
посудная |
звёздный |
||||
эстрадный |
платный |
простудный |
||||
обидные |
природные |
эстафетная |
||||
конфетная |
легендарный |
наградный |
||||
высотный |
приметная |
ерундовая |
||||
затратный |
бородатый |
пехотный |
||||
Слова для справок: пустота, минута, простота, нота; свобода, победа, вода, выгода; доброта, секунда, досада, монета; команда, слепота, погода, эстрада; мода, теснота, посуда, пдата; ягода, комната, звезда, простуда; обида, конфета, высота, затраты; природа, легенда, примета, борода; эстафета, награда, ерунда, пехота.
12 Игра «Хлоп-топ>>. Послушай образованные слова. Услышав ДА, хлопни. Услышав ТА, топни.
13 Рассмотри и назови картинки. Посчитай от 1 до 10 и обратно с
14 Закрой страницу. Вспомни и назови сначала картинки на ДА, затем на ТА.
З. ДО, ТО в начале и середине слова
Образуй от данных слов прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу существительные. Образец: дождь — Дождливый, Дождливая погода.
Тополь |
доблесть |
торпеда |
дорога |
толстяк |
документ |
топор |
тоска |
досада |
томат |
товар |
топливо |
торговля |
договор |
доверие |
дом |
толк |
догадка |
торф |
донор |
тоннель |
товар |
долина |
доход |
доска |
точка |
добро |
Образуй от данных слов глаголы. Образец: Допрос — Допросить. Составь предложения с образованными словами (7—10 предложений с глаголами по выбору).
Допрос |
договор |
донос |
топот |
торпеда |
тошнота |
добыча |
топка |
досмотр |
торговля |
доклад |
торг |
толпа |
тормоз |
доказательство |
точилка |
доверие |
торопливость |
доставка |
догадка |
дойка |
тоска |
торжество |
толстяк |
добавка |
допуск |
достижение |
доплата |
торчком |
довесок |
З Послушай слова. На ДО хлопни по столу правой ладонью, на ТО — стукни по столу левым кулаком.
Ладонь |
питомник |
поток |
мотор |
подошва |
потоп |
кладовка |
Автодор |
многотомный |
цветок |
потомки |
тутовник |
бульдозер |
подошва |
заготовка |
платок |
затор |
продуктовый |
помидор |
бетонщик |
знаток |
бетон |
поток |
городок |
кипяток |
подольше |
садовник |
удод |
железобетонный |
железобетон |
молодой |
бездомный |
подготовка |
каток |
задорный |
бездонный |
молоток |
питомник |
автобус |
золотой |
худой |
потомство |
чудовище |
седой |
вдох |
контора |
крутой |
вторник |
художник |
бульдог |
готовить |
батон |
глоток |
гудок |
коридор |
приток |
желток |
картон |
питомец |
ладоши |
4 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами железнодорожник, железноДорожница, внедорожник, бетонщик.
5 Образуй и запиши родственные слова от слов Дорога, бетон.
15
4. ДУ, ТУ в начале и середине слова
Игра «Назови ласково». Послушай слова. Образуй от них слова с уменьшительно-ласкательным значением. Образец: дед — ДеДушка.
дед |
сват |
дубрава |
мать |
четверть |
дума |
тётя |
козлята |
лошадь |
лебедь |
борода |
телята |
медведь |
дубина |
забота |
Слова для справок: дедушка, матушка, тётушка, лебёдушка, медведушка (медвбдюшка); сватушка, четвертушка, козлятушки, бородушка, дубинушка; дубравушка, думушка, лошадушка, телятушки, заботушка.
Послушай слова. На ДУ сожми левый кулак, на ТУ — правый.
Дуга |
духота |
карикатура |
думать |
раздумье |
дубина |
туман |
задуматься |
институт |
подушка |
календула |
тугодум |
градусник |
физкультура |
вольнодумец |
турист |
кондуктор |
отупеть |
ладушки |
турник |
колдунья |
выдумка |
культура |
душа |
туфля |
обдумывать |
раскладушка |
радуга |
тупость |
контур |
тумбочка |
литература |
бандура |
душа |
какаду |
тухлый |
тупик |
задумчивый |
шкатулка |
продукты |
затупиться |
недуг |
тушёнка |
выдумщик |
петух |
Еще раз послушай слова из упражнения 2. Запомни и назови родственные слова к словам дума, тупой.
16
5. ДЫ, ТЫ в начале и середине слова
1 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами тысяча, Дымоотвод.
2 Вставь в слова пропущенные ДЫ или ТЫ.
м ло сяча отх
л мога
ра бу лка ква залок
СЯЧејтеТИе отШКа
мный мо СЯЧНЫЙ пово
мка ле
рокол бога рь чинка пере шка моход твер хание свя
мчатый ш
СЧОНКа за
мовая
мок
моотвод
Прочитай слова из упражнения 2 ещё раз. Подчеркни, запомни и назови родственные слова к словам тысяча, дым.
4 Рассмотри картинки. Назови сначала картинки на Д, затем на Т.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами богатырь, бутылка, тысячелетие, Дымоулавливатель, лодырь.
18
6. Сомнительные согласные Д, Т в конце слова
ЗППОМНИ!
Звук Д в конце слова оглушается и звучит, как звук Т.
Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово. В проверочном слове после сомнительного согласного звука Т или Д должен стоять гласный звук.
1 Игра «Один — много». Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного. После проверки вставь пропущенные буквы Т или Д. Образец: сле... — следы, много следов след.
поворо снаря самока самолё вертолё
компо мольбеР кварте аппара аккор
диктан акроба эпите гепар экскурсово докумен
привестуден артисверблю подъезавтома робопово мопейогур похостуден
2 Посчитай от 1 до 10 со словами экскурсовод, транспарант.
З Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного. После проверки вставь пропущенные буквы Т или Д. Образец: мос... — мостик мостище.
кана горо рулевелосипе холопортре пакебутербР0 плакаблокно хвострафаре
квадра виногра лоску парохо пистоле
4 Посчитай от 1 до 10 со словами халат, халатик, халатище, парохоД, парохоДик, парохоДище, гвоздь, гвоздик, гвоздище.
5 Образуй от каждого слова глагол для проверки сомнительного согласного. После проверки вставь пропущенные буквы Т или Д. Образец: крес... — крестить крест.
голо сты трепе
перелё
грохо
6 Проспрягай в настоящем времени радоваться победам в спорте салютовать победителям
Образец: |
|
я радуюсь победам в спорте |
мы радуемся победам в спорте |
ты радуешься победам в спорте |
вы радуетесь победам в спорте |
он радуется победам в спорте |
они радуются победам в спорте |
7. Сомнительные согласные Д, Т в середине слова
Запомни!
В середине слов звук Д может оглушаться. Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово, в котором после сомнительного согласного стоит гласный звук.
1 Игра «Назови ласково». Для проверки сомнительного согласного образуй существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Вставь пропущенные буквы Д или Т в середину слова.
Образец: ве...ка — веточка -» ветка.
пала
заря кали
сосе креве
укла
ки обёр какрова табле
малюка
куше
похо
2 Посчитай от 1 до 10 со словами маршрутка, незабудка, отметка, накиДка.
З Образуй от каждого слова глагол для проверки сомнительного согласного. После проверки вставь пропущенные буквы Т или Д. Образец: зага...ка — загадать (загадывать) загадка.
разря
попы зарабо обво
поме поез
прихва ка разво
нахонамё заряотме
схванала
разве канаса
4 Проспрягай в настоящем времени оглядываться назад танцевать вприсядку
5 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами маршрутка, незабуДка, блюдце, зарядка, бородка.
25
8. Сомнительные согласные Д, Т в сложных словах
Образуй сложные слова по образцу. Образец: листья паДают листопаД, картофель чистит — картофелечистка. Объясни написание букв Д или Т в конце (середине) сложных слов.
Листья падают |
воздух проводит |
снег падает |
картофель чистит |
вода падает |
зубы чистит |
камни падают |
овощи чистит |
звёзды падают |
листья свёртывает |
кукол водит |
сама крутится |
экскурсии водит |
по снегу катится |
кору поедает |
трубы укладывает |
газ проводит |
к Марсу летит |
воду проводит |
сам летит |
нефть проводит |
к звёздам летит |
скоро ходит |
пусто цветёт |
тихо ходит |
первым цветёт |
картофель чистит |
пули метать |
трубы чистит |
воду метать |
зубы чистит |
гранаты метать |
сам катит |
кругами вертится |
первым цветёт |
сам захватывает |
гранаты метать |
электричество проводит |
везде ходит |
по Луне ходит |
Посчитай от 1 до 10 со словами экскурсовод, снегокат, снегопад, картофелечистка.
26
Игра «Почему так называется?» Послушай сложные слова. Замени эти существительные сочетаниями слов, от которых они образованы. Образец: вертихвостка — потому что вертит хвостом. Обьясни, почему сложные слова называют сложными.
Звездолёт |
луноход |
пешеход |
водопровод |
экскурсовод |
короед |
снегопад |
снегокат |
зубочистка |
листовёртка |
пустоцвет |
картофелечистка |
газопровод |
водомёт |
ледоход |
атомоход |
теплоход |
пароход |
судоходный |
водоворот |
круговорот |
звездопад |
мусоропровод |
казнокрад |
листоед |
небосвод |
камнепад |
нефтепровод |
оленевод |
листопад |
4 Проверь сомнительные согласные в словах. После проверки вставь пропущенные буквы Т или Д.
Овощев0 зверово лесоворисово полевоКОНЕВО первоцве самока громоотво дымоотво водоотво цветово садовопчелово пустоцве листопа
5 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами мусоропровод, трубоуклаДчик, листовёртка.
27
9. Пары слов на Д — Т
Игра «Наоборот». Послушай слоги. Замени звук Т звуком Д и наоборот. Образец: да — та, то — до. Повтори пары слгов.
да |
тры |
атн |
лду |
то |
дро |
дмы |
лты |
ды |
УТР |
утм |
тла |
ту |
адр |
дно |
дло |
Замени в словах звук Т (Т ') звуком Д (Д'). Образец: ток — док.
ток |
тень |
туша |
тело |
|
том |
трап |
щушка |
точка |
|
тоска |
Тома |
Толя |
Таня |
|
кот |
лёт |
зонт |
корт |
|
рощ |
прущ |
стал |
защор |
|
плоты — |
кащушка |
мотель |
пот |
Замени в словах звук Д (Д') звуком Т (Т '). Образец: Дон — тон.
Дон |
Дик |
дол |
донна — |
дачка |
Дина — |
Дёма |
Дося |
пядь |
форд |
сосуд |
дай |
сдирать |
передок |
видок |
молоды |
удирать |
банды |
колдун |
удочка |
задарить — |
видать |
обеды |
лады |
Припомни как можно больше образовавшихся пар слов из упражнений 2, З. Составь с ними предложения. Образец: На полке стоит книжный том. На нашей улице строят новый дом. Запиши три пары предложений (по выбору).
28
(0 Измени порядок букв или слогов в каждом слове и запиши новые слова. При затруднениях используй слова-подсказки для справок. Образец: док — код. Прочитай пары слов.
Дар |
тело |
торф |
||
тик |
ушат |
сорт |
||
дог |
аист |
дали |
||
топ |
кант |
дыра — |
||
корт |
тьма |
тишь |
дроби капот ткачи торба выдох толпы |
среда порты тёрка морда ропот атлас |
|||
ступа |
ломоть |
|||
дорога — |
|
катера |
Слова для справок: рад, кит, год, пот, крот, вдох; лето, туша, стаи, танк, мать, кисти; форт, торс, Лида, рады, шить, Надя; броди, топка, читка, табор, выход, плоты, пуста, города; адрес, тропы, актёр, даром, топор, салат, молоть, карета (ракета).
* Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов.
29
11. Аналитический словарный диктант
Послушай слова. На звук Д хлопни ладонью по столу столько раз, сколько слогов в слове. На звук Т стукни кулаком по столу столько раз, сколько слогов в слове.
Танк, дума, вата, дубина, дым, натура, кит, парад, ладони, загадка, каток, сад, турист, пират, дуга, народ, находка, торф, дар, дупло, хвост, клад, тайна, мода, штык, лёд, палатка, торт, зарядка, забота, лодыри, капуста, тапка, дом, калитка, ракета.
2 Вспомни правила правописания слов с согласными Т — Д. Под диктовку впиши слова из упражнения 1 в таблицы. 7
|
д |
|
|
|||
1 слог |
2 слога |
З слога |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
1 слог |
2 слога |
З слога |
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
зо
12. Кроссворды на Д, Т
б) Отгадай по опорным согласным и впиши в клетки названия видов спорта (по горизонтали и в выделенную колонку по вертикали).
2 Вспомни, назови и впиши в клетки кроссворда, не подглядывая, названия видов спорта из упражнения 1 (с опорой на буквы Д, Т).
31
1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1985.
2. Каше, ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М. : Просвещение, 1985.
З. Коноваленко, СВ. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше / Светлана Коноваленко. — М. : Эксмо, 2002.
4. Коноваленко, СВ. Как подготовить ребенка к школе / Светлана Коноваленко. — М. : Эксмо, 2004.
5. Коноваленко, ВВ. Родственные слова : выпуск 1, 2 / В.В. Коноваленко. — м. : гном и д, 2005.
6. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб. • союз, 2003.
7. Левина, РЕ. Основы теории и практики логопедии / РЕ. Левина.
М. : Просвещение, 1968.
8. Ожегов, СИ. Словарь русского языка / СИ. Ожегов ; под редакцией Н.Ю. Шведовой. — М. : Русский язык, 1986.
9. Парамонова, Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова. СПб. : союз, 2004.
10. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии / Л.Г. Парамонова. — СПб. : Союз, 2004.
11. Рау, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников / Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. — М. : Просвещение, 1969.
12. СаДовниковџ, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. — М. : Владос, 1995.
13. Словарь сочетаемости слов русского языка. Существительные. Прилагательные. Глаголы / Государственный институт русского языка им. АС. Пушкина. — М. : Астрель, 2002.
14. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова : в 4 т. — М. : Советская энциклопедия, 1947.
15. ЭДигей, В.Б. Учись читать, малыш! / В. Эдигей. — Киев : Гранд, 1994.
16. ЭДигей ВБ. Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники чтения / В.Б. Эдигей. — М. : Просвещение, 1997.
17. ЭнциклопеДический словарь : в З т. — М. : Большая советская энциклопедия, 1953.
32
удк 376.1-053.264 ББК 74.3
Кб4
Серия «ПреДупрежДение и коррекция нарушений письменной речи у Детей»
Коноваленко, ВВ.
Парные звонкие — глухие согласные Д — Т. Альбом графических, фонематических и лексикограмматических упражнений для детей 6—9 лет / ВВ. Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М. Издательство ГНОМ, 2012 32 с. — (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей).
lSBN 978-5-91928338-6
Пособие носит чисто практический характер (оно основано на опыте работы по предупреждению и коррекции дисграфии с детьми 6—9 лет) и состоит из графических, фонематических и лексикограмматических упражнений на различение звуков Д — Т на слух и в произношении и букв Д — Т на письме. Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными Д — Т.
Предназначено преимущественно для индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей (2—3 человека) и может использоваться как педагогами (логопедами, учителями, гувернерами), так и родителями.
удк 376.1-053.264 ББК 74.3
© Коноваленко ВВ., Коноваленко СВ., 2009
БВГЧ 978-5-91928-338-6 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2012
ИзДание разВиВающего обучения
Коноваленко Вилена Васильевна
Коноваленко Светлана Владимировна
Парные звонкие — глухие согласные Д — Т
Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для Детей 6—9 лет
Редактор — НЕ. АрбекоВа
Иллюстрации и обложка — ДР. КуДрякоВ
Оригинал-макет — НМ. КуДрякоВа
Подписано в печать 26.06.2012. Формат 70х100 1/16. Усл. печ. л. 2,60.
Тираж З ООО экз. Заказ №716
Сертификат соотВетстВия № РОСС RU.AE51.H15063 от 25.01.2011.
ООО «Издательство ГНОМ». 107076, Москва, ул. Стромынка д. 18, корп. 13
Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46. Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru Сайт: gnomlogoped.ru
Отпечатано в ОАО «Фабрика офсетной печати №2».
141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. З.
Издательство «ГНОМ»
комплект пособий
ВВ. Коноваленко и СВ. Коноваленко
Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц
Домашняя тетрадь №2 для закрепления произношения свистящих звуков е , 3'
Домашняя тетрадь № З для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж
Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ
Домашняя тетрадь № 5 для закрепления произношения звука Л
Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л
Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р
Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетраДей для закрепления произношения зВцкоВ дошкольников
Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей литературы вы можете приобрести на специализированной выставке-продаже
БВГЧ 978-5-91928-338-6
9 785919 283386 >
«ДОШКОЛЬНИК» по адресу:
107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18
Помещение копировального центра Проезд: ст.м. Сокольники, авт. 265, 716, тр. 7, трол 14, 32, 41 до ост. «Депо им. Русакова. Академия приборостроения»
Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46 Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru
Сайт: gnomlogoped.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.