ОГЛАВЛЕНИЕ
СОКРАЩЕНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ……………………………...2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….3
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………..8
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….15
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 « Календарно-тематическое планирование»
ПРИЛОЖЕНИЯ № 2 Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Мой город Новосибирск»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зоопарк»
СОКРАЩЕНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
ООП ДО – Основная образовательная программа дошкольного образования.
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Программа – документ в виде нормативного текста, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, пути их достижения, содержание образования определенного уровня и направленности, объем допустимой нагрузки на учащихся и требования к уровню их подготовки.
Парциальная программа дошкольного образования – дополнение к основной комплексной образовательной программе в случае ее использования педагогами.
Компилятивный – несамостоятельный.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка:
Программа «Портрет моего города» направлена на достижение целевых ориентиров художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного развития, заявленных во ФГОС ДО. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).
Программа предлагает инновационный вариант реализации задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников – юных новосибирцев через изучение истории, культурного наследия, традиций города Новосибирска. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493), ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта у детей старшего дошкольного формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве входит в раздел «Ознакомление с социальным миром» направления «Познавательное развитие». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования обозначено такое качество старшего дошкольника как:
· проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их пониманию, что их город – это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием ценностного отношения к своему родному городу и людям его населяющим.
Анализ содержательного раздела Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 475 «Антошка» показал, что для реализации регионального компонента необходимо обогатить часть Программы, формируемую участниками образовательных отношений содержанием, включающим в себя решение задач гражданско–патриотического воспитания дошкольников, направленным на развитие познавательного интереса к изучению историко-культурного наследия города Ново-Николаевска – Новосибирска. Также встал вопрос, как не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Отбор содержания различных видов культурных практик, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:
-научности;
-доступности, который обеспечивает адаптацию знания в специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
-прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможность его использования;
-последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных видов культурных практик по темам;
-системности, предполагающим формирование у дошкольников представления об объектах окружающего мира на основе знакомства с достопримечательностями города Новосибирска и на основе продуктивной детской деятельности, связанной с воспроизведением объектов родного города и микрорайона;
-интегративности, предусматривающим возможность использования содержания изобразительной культуры и полученных умений, знаний, навыков в разных образовательных областях и их реализацию в различных видах деятельности;
-культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего города, народа, ближайшего социального окружения, познании исторических, региональных особенностей действительности своего региона.
Актуальность программы.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, особенностях культурных событий и традиций малой Родины. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания в семье. Дети нашего детского сада живут в некотором отдалении от города Новосибирска. По этой причине многие семьи редко выезжают в город для участия в культурно значимых мероприятиях. Неблагоприятная экономическая ситуация в настоящее время накладывает отпечаток на отношении взрослых жителей региона (родителей) к родному городу. Самые распространенные места посещений ограничиваются магазинами, развлекательными центрами, парками, набережной (по результатам интервью с детьми). Дети часто не могут назвать улицы, площади города, достопримечательности.
Цель программы: Создание модели обучения и воспитания, обеспечивающей формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине через организацию культурных практик изобразительного характера.
Задачи программы:
- формировать уважительное отношение и чувства принадлежность к своей семье, малой и большой Родине;
- развивать эмоционально ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного мира природы);
- формировать навыки проектной деятельности у детей и родителей;
- создать условия для приобщения детей и родителей к истокам народной культуры, культурной и духовной жизни родного города;
-сформировать у детей желание быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую оберегали предки; формировать понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к семье, Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним;
Каждая из задач программы, решаемая в процессе разнообразной деятельности детей: художественной, игровой, продуктивной, проектной, способствует повышению эффективности педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения, воспитанию патриотических чувств и формированию гражданской позиции.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Возрастные особенности
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Дети достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
Продолжают развиваться навыки общения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников. Развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющий словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Особенности группы, семей воспитанников, города, микрорайона.
МОНИТОРИНГ
Планируемые результаты освоения программы.
После освоения Программы «Портрет моего города» дети готовы и способны:
· С интересом рассказывать об истории города Ново-Николаевска – Новосибирска, о его достопримечательностях и традициях;
· Самостоятельно вести поисковую деятельность, используя средства ИКТ, с интересом спрашивать у родителей, родственников, составлять генеалогические древа.
Основные принципы реализации программы.
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящие.
Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта». Предполагает, что все, что ребенок получает на занятии, должно быть пропущено им через сердце, руки и голову. Ребенком порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.
Принцип гуманизма. Предполагает умение педагогом встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться га высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний с учетом его возраста, пола накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности (социального партнерства). Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих появлений и становления индивидуальности. Этот принцип реализируется через сотрудничество с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем.
Принцип личностно-ориентированного общения. Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание педагогической работы с детьми 6-7 лет по образовательной области:
«Художественно-эстетическое развитие» |
· Приобщение к искусству
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему и художественной деятельности.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, памятники, храмы, спортивные клубы, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкций и особенности деталей.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем городе.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Знакомить с историей города Новосибирска и видами искусства; формировать умение различать народное и прикладное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
· Изобразительная деятельность
Рисование: совершенствовать умение изображать предметы по памяти с натуры; развивать наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, способность замечать характерные особенности предметов и изображать их средствами рисунка, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (акварель, гуашь, восковые карандаши, сухая пастель, простой карандаш, угольный карандаш).
Учить детей различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений.
В сюжетном рисовании продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением.
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений склоняющихся от ветра.
Лепка: развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движением пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.
Аппликация: продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции.
При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, наклеивание изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема). Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
· Конструктивно-модельная деятельность
Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, метро, депо, парк, мост) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
· Нетрадиционная техника
Изготовление «Платковой куклы»; «Коллаж памятников»; «Рисование руками зверей»; Граттаж «Березовая роща»; Бугринский мост» пастель; «Новосибирская Часовня Святого Николая» соленое тесто; «Салют» методом тычка.
-Развивать эстетический вкус, креативность, воображение;
-Помогать расширять представления и мире;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать самостоятельность мышления;
-Способствовать снятию детских страхов.
«Познавательное развитие» |
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
· Развитие познавательных действий
Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
· Сенсорное развитие
Развивать зрение, слух, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).
· Дидактические игры
Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры. Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
«Социально-коммуникативное развитие» |
· Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей, способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать, умение спокойно отстаивать свое мнение.
Способствовать формированию личности ребенка. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях.
Продолжать формировать основы культуры поведения и вежливого обращения.
· Развитие игровой деятельности
Воспитывать инициативу, организаторские способности; чувство коллективизма.
Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
· Ребенок в семье и обществе
Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного города.
Способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду, продолжать воспитывать чувство коллективизма.
· Формирование основ безопасности
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «проспект».
Воспитывать культуру поведения на улице и общественном транспорте.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Основные направления реализации образовательной области « Художественно-эстетического развитие»
Направление работы |
Методические пособия |
Рисование |
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет» Г.С Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» |
Лепка |
Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду»
|
Аппликация |
И.В Новикова «Объемная аппликация» И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» Подготовительная группа Н.Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика» |
Конструирование |
Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» О.Э.Литвинова «Конструирование в подготовительной к школе группе»
|
Нетрадиционные техники |
Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» И.Хананова «Соленое тесто» Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» |
«Социально-коммуникативное развитие»
Направление работы |
Методические пособия |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Познавательное развитие»
Направление работы |
Методические пособия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание методов и приемов работы.
Методы |
Приемы работы |
«Словесный» |
· беседа; · рассказ; · пояснение; · объяснение; |
«Наглядный» |
· наблюдение; · демонстрация; |
«Практический» |
· упражнения; · моделирования; |
«Информационно-рецептивный» |
· рассматривание; · наблюдение; · экскурсия; · образец воспитателя; · показ воспитателя; |
«Репродуктивный» |
· прием повтора; · выполнение формообразующих движений рукой; |
«Исследовательский» |
· самостоятельность; · фантазия творчества; |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технического обеспечения программы по гражданско-патриотическому воспитанию:
· цветные карандаши;
· простой карандаш;
· угольный карандаш;
· акварель;
· гуашь;
· пастель;
· пластилин;
· цветная бумага;
· клей;
· соленое тесто;
· ватман;
Время реализации программы в режиме: 1раз в неделю, во 2-ой половине дня.
Особенности организации предметно-пространственной среды:
· фотографии;
· картины;
· макеты;
· книги;
· видеофильм;
· сюжетно-ролевые игры;
· экскурсии.
Список литературы:
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2. «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской.
3. Патриотическое воспитание дошкольников.- Н.В. Алешина
4. ЖИВЕМ В «ЛАДУ» Патриотическое воспитание в ДОУ. – А.Е. Писарева, В.В. Уткина.
5. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. – И.Рыбакова
6. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – О.Н. Баранникова
7. «Мы живем в России». – Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.
8. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – Р.С. Буре.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.