Парциальная программа "Моя малая Родина"
Оценка 4.6

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
doc
Междисциплинарный 8
Детсад
28.03.2017
Парциальная программа "Моя малая Родина"
Парциальная программа "Моя малая Родина" дополняет содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными темами, раскрывающие взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи нашего края. Они воспитывают у наших детей чувства патриотизма, гражданственности и нравственные качества.Парциальная программа "Моя малая Родина"
Моя малая Родина.doc
«УТВЕРЖДЕНО» Зав. МБДОУ № 102 _________________________ Н.Н.Филатова «_____» _________________ 2014 г. «ПРИНЯТО» на Педагогическом совете МБДОУ № 102 Протокол № ____ «_____» _________________ 2014 г. ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Группы общеразвивающей направленности 6–7 лет № 8 МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА  «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 102» Авторы: Абрамова Наталья Михайловна, воспитатель I кв. категории Ваваева Светлана Борисовна, воспитатель I кв. категории МБДОУ № 102 Оренбург, 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ Наименование разделов Введение...........................................................................................................................3 I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Цель и задачи парциальной образовательной программы............................5 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.....................................6 1.1.3 Характеристики особенностей развития детей дошкольного  возраста............................................................................................................6 1.2 Планируемые результаты освоения программы.................................................8 II Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии  с направлениями развития ребёнка. Вариативные формы,  способы, методы и средства реализации программы.......................................10 2.2 Содержание парциальной образовательной программы..................................13 2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов  и культурных практик.........................................................................................39 2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы...............................40 2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников...................................................................................42 III Организационный раздел 3.1 Описание условий реализации парциальных  образовательных программ................................................................................44 3.2 Обеспеченность методическими материалами  и средствами обучения и воспитания................................................................45 3.3 Режим работы учреждения и режим дня...........................................................46 3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий..................48 3.5 Особенности организации развивающей  предметно­пространственной среды.................................................................52 2 IV Краткая Презентация Программы........................................................................ Приложения........................................................................................................................ 3 Введение Отторжение   подрастающего   поколения   от   отечественной   культуры,   от общественно­исторического опыта поколений многие годы дали свои результаты. Повсеместно   разрушаются   памятники,   оскверняются   святыни   народа,   молодые люди не хотят идти служить в армию, не желают защитить Родину. Потому что утеряно само понятие Родина. Все понимают, что человек не любящий Родину не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота   своей   Родины,   сформировать   у   ребенка   чувство   собственного достоинства, положительные личностные качества. В   современных   условиях   жизни   общества   одним   из   центральных   направлений работы   с   подрастающим   поколением   становится   патриотическое   воспитание.  В государственной  программе  «Патриотическое  воспитание граждан РФ на 2011– 2015   г.г.»   дано   следующее   определение   патриотического   воспитания:   это систематическая и целенаправленная деятельность органов власти и организаций по   формированию   у   граждан   высокого   патриотического   сознания,   чувства верности   своему   отечеству,   готовности   к   выполнению   гражданского   долга   и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Любовь   к   Отечеству   начинается   с   любви   к   малой   Родине.   В   этой   связи огромное   значение   имеет   ознакомление   дошкольников   с   историческим, культурным, национальным, географическим, своеобразием Оренбурга. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим   в   определенный   временный   период,   в   определенных   этнокультурных условиях  и в то же время  приобщаться к богатствам национальной  и мировой культуры. Данная   программа   дополняет   содержание   образовательной   области «Познавательно­исследовательское   развитие»   местными   элементарными сведениями   из   истории,   географии,   культуры   Оренбурга   и   разнообразными 4 темами,   раскрывающие   взаимосвязь   нравственных   и   культурных   ценностей,   в основе   которых   лежат   традиции   и   обычаи   нашего   края.   Они   способствуют воспитанию   у   наших   детей   чувства   патриотизма,   гражданственности   и нравственные качества. Такое содержание программы является инновационной. В   существующих   образовательных   программах   воспитание гражданственности   и   патриотизма   по   отношению   к   родному   городу   и   краю раскрыта не полностью. В   данную   программу   мы   включили   новые   формы   работы   с   детьми   и родителями в виде проектной деятельности, гостиных, посещения музеев города Оренбурга, презентацию на тему «Любимый город Оренбург». Таким образом, одна из задач освоения содержания образовательной области «Познавательно­исследовательское   развитие»   в   ФГОС   –   это   формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 5 I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Цель и задачи реализации программы Цель: Формирование   у   детей   6–7   лет   ценностного   отношения   к   своей   малой Родине. Задачи: Образовательные: Формировать   представление   у   детей   об   исторических   событиях, достопримечательностях родного города. Способствовать расширению и углублению знаний детей о культуре народов, живущих в Оренбурге. Развивающие: Развивать   толерантное   и   эмоционально­отзывчивое   отношение   дошкольников   к людям   других   национальностей,   живущих   в   Оренбурге.   Развивать   у   детей понимание и любознательность по отношению к культурному наследию. Развитие   умения   общаться   в   рамках   этнокультурных   традиций   в   разных видах деятельности. Развивать внимание, память, эмоции, связанную речь. Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Воспитывать у детей потребность осознавать себя и своё место в мире и в обществе. Желание   принять   и   придерживаться   принятых   в   нем   норм   поведения, взаимоотношения; приобщение к миру его культуры. 6 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы При   выстраивании   педагогического   процесса   по   ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется   путём   сохранения   хронологического   порядка   описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным­давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини­музей, подобран материал   о   городе   Оренбурге   включающий   как   сведения   об   историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накоп­ ленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеями города и т.п. Содержание краеведческого   материала   определяется   с   учётом   сочетания   всех   видов деятельности   при   знакомстве   детей   с   историко­культурными   особенностями города Оренбурга. 1.1.3 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Программа   учитывает   возрастные   особенности   усвоения   программного материала у детей 6–7 лет. 7 Основные достижения дошкольника 7 лет связаны с освоением мира вещей как   предметов   человеческой   культуры.   Ребёнок   стремиться   познавать   себя   и другого человека как представителя общества. К семи годам у ребенка  ярко проявляется  уверенность в себе и чувство собственного   достоинства,   умение   отстаивать   свою   позицию   в   совместной деятельности.   Достоинство   является   ценнейшим   качеством   личности,   которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно­следственных связей и речевому планированию. Ребенок свободно   владеет   родным   языком   (его   словарным   составом,   грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (о звуке, слове, предложении). Эмоциональность.   Ребенок   семи   лет   отличается   большим   богатством   и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью   эмоций.   Ему   свойственно   «эмоциональное   предвосхищение»   — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами   тех  или  иных  действий  и  поступков  («Если  я  подарю   маме   свой рисунок, она очень обрадуется»). Семилетнего   ребенка   характеризует   активная   деятельностная   позиция, готовность   к   спонтанным   решениям,   любопытство,   постоянные   вопросы   к взрослому,   способность   к   речевому   комментированию   процесса   и   результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Произвольность.  Семилетний   ребенок   способен   к   волевой   регуляции поведения,   преодолению   непосредственных   желаний,   если   они   противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые 8 усилия   в   ситуациях   выбора   между   «можно»   и   «нельзя»,   «хочу»   и   «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Инициативность  проявляется   во   всех   видах   деятельности   ребенка:   в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать   занятие   по   своему   желанию;   включиться   в   разговор;   предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Самостоятельность   и   ответственность.  Самостоятельность   ребенка проявляется   в   способности   без   помощи   взрослого   решать   различные   задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.). Самостоятельный  ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку. Дети  достаточно   адекватно   оценивает   результаты   своей   деятельности   по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.  Свобода поведения  семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью,   открытостью   в   общении,   искренностью   в   выражении   чувств, правдивостью.   Ребенок   может   выполнять   выработанные   обществом   правила поведения   (нельзя   идти   куда­то   с   незнакомым   человеком,   нужно   соблюдать правила   перехода   улицы,   использовать   предметы   по   назначению,   учитывать непредсказуемость поведения животных и т. п.). К   концу   дошкольного   возраста   ребёнок   овладевает   высоким   уровнем познавательного и личностного развития. 1.2 Планируемые результаты освоения программы Высокий   уровень   знаний   о   родном   городе   (знать   год   создания   города, название,   района,   домашнего   адреса).   Знание   достопримечательностей   города. 9 Должны быть сформированы характерные знания о флаге, гербе родного города, о природных богатствах нашего Оренбургского района; о историко­географическом расположении родного города. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, свободно мыслить. Каждый модуль парциальной образовательной программы планирует достичь следующих результатов: 1. История Оренбурга:  Интерес к новому, неизвестному об Оренбургском крае;  активное участие в беседах о родном городе; 2. Культурное наследие:  Интерес к культурному наследию города Оренбурга,  к произведениям оренбургских писателей, поэтов; 3. Многонациональный Оренбург:  Уважение традиций, интерес особенностями культуры и быта других  народов; толерантность отношения к национальным меньшинствам; 4. Современный Оренбург:  Интерес к новому, неизвестному о городе Оренбурге; умение  самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах  детской деятельности; интерес к участию в образовательном процессе; 5. Чем славен город Оренбург?:  Интерес к новому, неизвестному об Оренбургском крае;  творческий интерес к народным промыслам своего края; 6. Нам есть, у кого учиться, Родиной гордиться:  Творческий интерес при реализации проектной деятельности; стремление  к достижению результата своей художественной деятельности. Формы подведения итогов: Используем наблюдения, тесты, различные виды диагностики. 10 II Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы Модуль/тема № п/п 1. История Оренбурга История возникновения  Оренбурга Символика города  Оренбурга Вдоль по улице пешком  (историческое обозрение) Игра­викторина «Любимый  город Оренбург». Объём ОД в мин. 120  мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Формы, способы, методы и средства реализации Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  наблюдения, досуги, экскурсии. 2. Культурное наследие Историко­краеведческий  музей города Оренбурга Театры города Оренбурга 150 мин 30 мин 30 мин Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская (исследование объектов  окружающего мира, экспериментирование): Рассматривание  географической карты; Работа с энциклопедией;  Рассматривание альбома «Мой город»; Слайд­шоу «Начало  строительства города»; Презентация «Любимый город  Оренбург») Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Слушание песни об  Оренбурге, гимна. Восприятие произведений художественной культуры:  Чтение стихов и художественных произведений. Двигательная деятельность (овладение ритмическими  движениями): формы активности ребенка. Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская (исследование объектов  окружающего мира, экспериментирование): Рассматривание  иллюстраций о музее; Рассматривание экспонатов в музее;  11 Памятники города  Оренбурга Литературное наследие 30 мин 30 мин Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  наблюдения, досуги, экскурсии,  праздники. 3. Многонациональный  Оренбург Быт традиции, обычаи  русского, татарского  народа города Оренбурга. Быт, традиции, обычаи  казахов и башкир. Фестиваль «Оренбург наш  общий дом» 4. Современный Оренбург Площади и проспекты  нашего города. Здания города Оренбурга  их прошлое и настоящее. 30 мин 30 мин 30 мин 120 мин 30 мин 30 мин 90 мин Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  наблюдения, досуги, экскурсии,  праздники. Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая Рассматривает фотоальбомы; Слайды «Театры города  Оренбурга» Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Слушание песен  оренбургских поэтов. Восприятие произведений художественной культуры и  фольклора: Чтение стихов и художественных произведений  оренбургских писателей, поэтов; Чтение стихов о музее;  Рассказ педагога о музее. Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская (исследование объектов  окружающего мира, экспериментирование): Рассматривание  предметов быта и одежды различных культур (презентация  «Многонациональный Оренбург»); Рассматривание  фотоальбомов. Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Слушание национальной музыки; Традиции народов, музыкальные игры. Восприятие произведений художественной культуры и  фольклора: Устное народное творчество; Произведения  народов разных национальностей. Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская (исследование объектов  окружающего мира, экспериментирование): Рассматривание  иллюстраций; Просмотр слайдов «Эти разные дома»;  12 Храмы города Оренбурга  (Никольский кафедральный  собор, Дмитриевский собор, собор Казанской иконы  Божией матери) Семейно­групповой проект  «Это улица родная,  а на ней наш детский сад». 5. Чем славен город  Оренбург? «Белая, как снежиночка,  Оренбургская паутиночка» Урал – главная река  Оренбурга Полезные ископаемые В мире знаменитых людей и  почётных профессий. 6. Нам есть, у кого учиться,  Родиной гордиться «Оренбуржцы в Великой  Отечественной войне» «Наши герои в наших  сердцах» (Стихи о войне) 30 мин 30 мин 120 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  проектная  деятельность,  наблюдения,  экскурсии,  праздники. Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  проектная  деятельность,  опыты, наблюдения,  экскурсии,  праздники. 90 мин Индивидуальная,  групповая,  подгрупповая 30 мин 30 мин Мультимедиа «Храмы города Оренбурга»; Презентация  проекта «Это улица родная, а на ней наш детский сад». Художественно­эстетическая деятельность (рисование,  конструирование). Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Слушание песни о  детском саде; Слушание колокольного звона. Восприятие произведений художественной культуры:  Чтение стихов и худ. произведений о детском саде;  Загадывание загадок. Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская (исследование объектов  окружающего мира, экспериментирование): Рассматривание  иллюстраций; Выставка «Руками наших бабушек»;  Рассматривание коллекции минералов; Видео­ролик «Мой  Оренбург». Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Прослушивание песни  «Оренбургский пуховый платок» Восприятие произведений художественной культуры:  Чтение стихов и худ. произведений о детском саде;  Загадывание загадок. Коммуникативная деятельность (общение и  взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно­исследовательская  (исследование объектов окружающего   мира,   экспериментирование):   Альбом   «Мой город»;   Иллюстрации   о   городе;  Мультимедиа   «Вставай, страна огромная»; Фотоэкскурсия «По местам боевой славы» 13 Итоговое: «Путешествие по городу Оренбургу». 30 мин Объяснение, беседа,  рассказ,  иллюстрации,  демонстрации,  проектная  деятельность,  наблюдения, досуги, экскурсии,  праздники. Музыкальная деятельность (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений): Слушание песен о  городе, о празднике Победы. Восприятие произведений художественной культуры:  Чтение художественной литературы о Победе; Чтение  стихотворения «Мой город». Двигательная деятельность (овладение основными  движениями): формы активности ребенка. 14 2.2 Содержание парциальной образовательной программы Сроки реализации дополнительной программы – 1 год. Общая недельная нагрузка программы – 120 минут, из них:  в ОД (в соответствии с вариативной частью учебного плана) один раз  в неделю 30 минут;  в совместной деятельности педагога и детей, осуществляется в ходе  режимных моментов – 50 минут в неделю;  самостоятельная деятельность детей – 20 минут;  совместная деятельность с семьёй в вечернее время – 20 минут в неделю. Модуль I «История Оренбурга» Тема 1: «История возникновения Оренбурга» Содержание   темы:  Представление   детей   об   истории   возникновения   города Оренбурга. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: Рассказ воспитателя о том, что город закладывался трижды. В 1743 году на берегу реки Яик (Урал) был построен Оренбург, город­крепость. Оренбург стал ещё и центром торговли, т.к. расположен на границе Европы и Азии. Знаменит его Гостиный двор Караван Сарай. Наглядный   метод:   оформление   в  групповой   комнате  уголка «Мой  Оренбург» (фотографии с видами Оренбурга, экспозиция пуховых платков, колосья хлеба, набор   гербариев   растительного   мира   Оренбургской   области,   географические карты Оренбурга и области). Совместный метод: беседа, игра, рассматривание фотоальбома, иллюстраций. Игровой метод: Д/и «Расскажи о своём городе». Средства образования и развития 15 Литературный ряд: Рассказ о закладке города Оренбург. Зрительный ряд: оформление уголка и стенда «Мой Оренбург». Материалы   и   оборудование:   фотоальбом,   иллюстрации   города   Оренбурга, карандаши,   листы   бумаги,   экспозиция   пуховых   платков,   колосья   хлеба,   набор гербариев, географические карты. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Художественно­эстетическая   деятельность:   Рисование   «Мой   Оренбург», Просмотр слайдов на тему «Начало строительства города». Игровая деятельность: Дидактическая игра «Расскажи о своём городе». Познавательно­исследовательская   деятельность:   «Что   ты   знаешь   о   своём городе Оренбурге?» Коммуникативная деятельность: Беседа воспитателя с детьми об Оренбурге, Просмотр слайдов на тему «Начало строительства города». Продукт: Совместная художественно­продуктивная деятельность – рисование на тему   «Мой   Оренбург»,   в   семье   –   участие   детей   в   домашнем   приготовлении национальных блюд (бишбармак, лагман и т.п.). Тема 2: «Символика города Оренбурга» Содержание темы: Знания о флаге, гербе родного города. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный   метод:   рассказ   воспитателя,   ознакомление   детей   с   историей возникновения   герба   и   флага   Оренбурга,   их   отличительные   особенности. Рассказать детям, что означают цвета флага и герба: Золото – символ богатства, стабильность, уважение, интеллекта; Голубой – символ чести, благородства, духовности, возвышенных устремлений; 16 Красный – символ мужества, силы, труда, красоты; Черный – символ скромности, мудрости, вечности бытия. Рассказать о том, что наш край – край удивительного разнообразия природных условий. Наглядный метод: карта Оренбургского края, герб и флаг города. Игровой метод: определить место нахождения г. Оренбурга на карте. Средства образования и развития Зрительный   ряд:   рассматривание   альбома­проспекта   «Флаги   и   гербы»,   карты Оренбургской области и районных центров. Литературный ряд: знакомство детей со стихами гимна г. Оренбурга, творческое составления рассказов детьми из личного опыта. Музыкальный ряд: слушание гимна г. Оренбурга. Материалы и оборудование: наглядно демонстрационный материал (флаг и герб города), карта Оренбургского края, цветная бумага, ножницы, палочка. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Коммуникативная   деятельность:   беседа   воспитателя,   обсуждение   и рассматривание карты и альбомов­проспектов (герба и флага). Игровая деятельность: найди г. Оренбург на карте. Познавательно­исследовательская деятельность: история возникновения герба и флага г. Оренбурга. Художественно­эстетическая деятельность: Аппликация «Флаг г. Оренбурга», творческое составление рассказов. Продукт: выставка детских работ. Тема 3: «Вдоль по улице пешком» (историческое обозрение) 17 Содержание   темы:  история   возникновения   центральных   улиц   города   и   их значимости для дальнейшего развития города. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Наглядный метод: фотоальбом «Улицы города в старых и новых фотографиях». Словесный   метод:   познакомить   детей   с   историей   возникновения   улицы Советской.  От   памятника   В.   П.   Чкалову   идет   центральная   улица   города   – Советская. За многие прошедшие годы, в отличие от других районов, она мало перестраивалась, ибо почти каждый дом здесь – историческая ценность. В одном бывали   известные   писатели,   в   другом   происходили   важные   революционные события, в третьем особняк богатого помещика Тимашева, в четвертом был «Дом работников просвещения», беседа воспитателя с детьми по теме «Улицы города в старых и новых фотографиях». Игровой метод: Конструирование из настольного строителя «Центральные улицы города». Средства образования и развития Зрительный ряд: фотоальбом «Улицы города», карта, макет улицы Советской, репродукции картин оренбургских художников. Литературный   ряд:  отрывки   произведений   писателей   и   поэтов,   бывавших   в Оренбурге. Материалы и оборудование:  фотоальбом «Улицы города», карта, макет улицы Советской, репродукции картин. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность: рассматривание фотоальбома, репродукций картин оренбургских художников. 18 Коммуникативная деятельность: беседа о центральных улицах и гостях города, работа с картой – местонахождения центральной улицы. Художественно­эстетическая   деятельность:   Конструирование   центральной улицы. Продукт: Задание в семью – «Детство родителей в Оренбурге». 19 Тема 4: Игра­викторина «Любимый город Оренбург» Содержание темы: Обобщение полученных знаний о родном городе Оренбурге. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Наглядный метод: показ слайд­шоу про г.Оренбург. Словесный метод: чтение художественной литературы, беседа. Игровой метод: игра «Остроглаз». Игра проводится в форме викторины, где дети двух   команд   «Почемучка»   и   «Знайки»   отвечают   на   вопросы   с   использованием слайдов про г. Оренбург, разгадывают загадки и участвуют в конкурсах. Средства образования и развития Зрительный ряд: слайд­шоу про г.Оренбург. Литературный ряд: чтение худ. литературы про г. Оренбург. Музыкальный ряд: исполнение песни «Наш край». Материалы и оборудование: проектор, презентация «Любимый город Оренбург». Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность: просмотр слайдов, ответы на вопросы викторины. Коммуникативная деятельность: просмотр слайдов про г. Оренбург, исполнение песни «Наш край». Художественно­эстетическая   деятельность:   Рисование   «На   улицах   нашего города». Продукт: выставка детских рисунков. 20 Модуль II «Культурное наследие» Тема 1: «Историко­краеведческий музей города Оренбурга» Содержание темы: познакомить детей с большим музеем в городе Оренбурге. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Наглядный   метод:  рассматривание   альбома   с   фотографиями   краеведческого музея и картин. Словесный метод:  рассказ воспитателя об оренбургском краеведческом музее. Расширить   представление   детей   об   истории   нашего   города   поможет Краеведческий   музей,   который   находится   на   центральной   улице   города. Оренбургский губернаторский историко­краеведческий музей – один из старейших музеев России. Первый музей края – "музеум" был основан 24 ноября 1830 г. по указу оренбургского военного губернатора графа П.П. Сухтелена и был открыт 1 апреля 1831 г. Игровой метод: игра «Узнай это место». Средства образования и развития Зрительный ряд: карта, альбом с фотографиями краеведческого музея, картины. Материалы и оборудование: карта города, альбом с фотографиями, картинами, карандаши, краски, альбомы для рисования. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность:  рассматривание фотографий и картин с экспонатами, которые находятся в краеведческом музее. Игровая деятельность:  игра «Узнай это место» – дети по фотографии узнают место в городе и находят его на карте. Художественно­эстетическая деятельность: рисование «Что интересного тебе запомнилось в музее?» 21 Продукт: выставка детских рисунков. Тема 2: «Театры города Оренбурга». Содержание темы: формирование творческих способностей детей средствами  театрального искусства. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Наглядный метод: рассматривание атрибутов театра, просмотр слайдов. Словесный метод: беседа воспитателя с детьми о театрах города – в Оренбурге действуют   несколько   театров,   каждый   из   которых   по­своему   примечателен   и ориентировании   на   свою   аудиторию.   В   Оренбурге   действует   старейший   театр города   –   Оренбургский   областной   драматический   театр   им.   М.   Горького   и областная   филармония.   Оренбургский   театр   музыкальной   комедии   каждый театральный   сезон   представляет   зрителям   лучшие   оперетты,   водевили, музыкальные   комедии.   Оренбургский   кукольный   театр,   являющийся   лауреатом многих   международных   конкурсов,   и   муниципальный   театр   кукол   «Пьеро» показывают спектакли для самых маленьких зрителей. Игровой метод: с/р игра «Театр». Средства образования и развития Зрительный ряд: атрибуты театра, слайды, посвященные театрам Оренбурга. Материалы   и   оборудование:  коллекция   билетов,   программок,   атрибуты   к сюжетно­ролевой игре «Театр», проектор. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  просмотр   слайдов   «Театры города Оренбурга». Игровая деятельность: сюжетно­ролевая игра «Театр». 22 Коммуникативная   деятельность:  беседа   с   воспитателем,   участие   в   сюжетно­ ролевой игре. Продукт: Задание в семью – совместный поход в театр. Тема 3: «Памятники города Оренбурга». Содержание темы: учить детей ориентироваться по ходу маршрута к памятникам истории, памятникам градостроительства. Воспитывать любовь к родному городу, уважение, бережное отношение к памятникам и памятным местам города. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Наглядный метод: рассматривание фотоальбомов. Словесный метод: рассказ воспитателя о памятниках города Оренбурга. Неповторимо   лицо   любого   города.   Создают   его   не   только   архитектурная застройка, парки, сады, заводы и фабрики, но и памятники истории и культуры, запечатлевшие дорогие нам события, образы борцов революции, государственных деятелей, людей науки, литературы и искусства. Они призывают к борьбе и труду, воспитывают   чувство   патриотизма.   В   Оренбурге   немало   монументальных памятников, каждый своеобразен, каждый дорог жителям города. Игровой метод: настольная игра пазлы «Памятники города». Средства образования и развития Зрительный ряд: слайд­шоу «Памятники Оренбурга». Материалы и оборудование: фотографии с памятниками города Оренбурга, пазлы «Памятники города», проектор. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  просмотр   слайдов «Памятники города Оренбурга». 23 Игровая деятельность: собирание пазлов «Памятники города Оренбурга». Коммуникативная деятельность: беседа с воспитателем, совместное собирание пазлов. Продукт: Задание в семью – экскурсия с родителями по городу. Тема 4: «Литературное наследие» Содержание темы: формирование устойчивого интереса к литературе и истории родного края. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: рассказ воспитателя. В нашем городе жили поэты и писатели, составившие   славу   России.  Среди   них   писатели   и   поэты   разных   времен:   автор романа «Война и мир» Л.Н. Толстой; автор повести «Капитанская дочь», ставшей одной   из   визитных   карточек   Оренбурга,   А.С.Пушкин,   украинский   поэт   Т.Г. Шевченко. Выдающийся татарский поэт – герой Муса Джалиль, жил в Оренбурге, учился   в   медресе   «Хусаиния».   В   Берлинской   тюрьме   он   написал   свою «Моабитскую тетрадь». Наглядный метод: портреты писателей и поэтов, бывавших в Оренбурге. Средства образования и развития Литературный ряд: чтение художественной литературы. Музыкальный ряд: слушание музыки. Зрительный   ряд:  рассматривание   портретов,   иллюстраций   к   произведениям художественной литературы. Материалы   и   оборудование:   Литературные   произведения   писателей   и   поэтов, бывавших в Оренбурге, портреты, иллюстрации, музыкальные записи. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. 24 Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  прослушивание   отрывков произведений, музыкальных записей, рассматривание портретов. Коммуникативная   деятельность:   совместное   чтение,   прослушивание   музыки, рассматривание   портретов   писателей   и   поэтов,   иллюстраций   к   произведениям художественной литературы. Продукт: конкурс чтения стихов. 25 Модуль III «Многонациональный Оренбург» Тема 1: «Быт традиции, обычаи русского, татарского народа города Оренбурга». Содержание темы: познакомить детей с жилищем русского, татарского народа, с тем, как его строили; познакомить детей с элементами быта наших предков; вызвать интерес к русским, татарским традициям. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный   метод:  беседа.  Помочь   детям  понять   быт,  жизнь,  культуру,  традиции, обычаи,   красоту   обрядов   русского   и   татарского   народа.   Развивать   нравственно­ патриотические чувства у детей через песни, танцы, фольклор, пословицы. Наглядный метод: рассматривание альбома «Национальные костюмы». Игровой   метод:  народные   подвижные   игры,   дидактическая   игра   «Узнай   по национальному   костюму».  Через   игру   показать   различные   жизненные   ситуации   в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье. Средства образования и развития Литературный ряд: чтение русских и татарских сказок. Музыкальный ряд: слушание народных песен. Зрительный ряд: видеофильм «Оренбург многонациональный». Материалы   и   оборудование:  видеофильм, народные сказки, иллюстрации по теме, аудиозаписи, альбом. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  чтение   русских   и   татарских сказок,   просмотр   видеофильма   «Оренбург   многонациональный»,   прослушивание народных песен. Игровая   деятельность:  народные подвижные игры, дидактическая игра «Узнай по национальному костюму». Продукт: конкурс «Национальные костюмы». 26 Тема 2: «Быт, традиции, обычаи казахов и башкир». Содержание темы: познакомить детей с жилищем казахов, башкирского народа, с тем, как его строили; познакомить детей с элементами быта наших предков; вызвать интерес к казахским, башкирским традициям. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный   метод:  беседа.  Помочь   детям  понять   быт,  жизнь,  культуру,  традиции, обычаи,   красоту   обрядов   башкирского   и   казахского   народа.   Развивать   нравственно­ патриотические чувства у детей через песни, танцы, фольклор, пословицы. Наглядный метод: рассматривание альбома «Национальные костюмы». Игровой   метод:  народные   подвижные   игры,   дидактическая   игра   «Узнай   по национальному   костюму».  Через   игру   показать   различные   жизненные   ситуации   в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье. Средства образования и развития Литературный ряд: чтение казахских и башкирских сказок. Музыкальный ряд: слушание народных песен. Зрительный ряд: видеофильм «Оренбург многонациональный». Материалы   и   оборудование:  презентация, народные сказки, иллюстрации по теме, альбом. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность: чтение казахских и башкирских сказок,   просмотр   видеофильма   «Оренбург   многонациональный»,   прослушивание народных песен. Игровая   деятельность:  народные подвижные игры, дидактическая игра «Узнай по национальному костюму». Продукт: конкурс «Национальные костюмы». 27 Тема 3: Фестиваль «Оренбург наш общий дом» Содержание темы:  дать   представления   детям   о   понятии  «дом»;   формировать чувство   любви   к   родному   городу,   к   народам,   которые   проживают   в   городе Оренбурге. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: беседа. Развивать нравственно­патриотические чувства у детей через песни, танцы, фольклор, пословицы. Привлечь родителей к проведению фестиваля. Наглядный метод:  Семьи разных национальностей представляют свои костюмы, блюда,   обряды,   подвижные   игры,   песни.   Соприкосновение   детей   с   народным искусством,   народными   традициями,   обогащает   ребёнка   духовно,   воспитывает чувство   гордости   за   свой   народ   и   свою   Родину,   поддерживает   интерес   к   его истории и культуре. Совместный метод: изготовление и пошив национальных костюмов для детей. Средства образования и развития Зрительный ряд: национальные костюмы, празднично оформленный зал. Музыкальный ряд: слушание народных песен. Материалы и оборудование: национальные костюмы для детей, оформление зала. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность: знакомство с культурой разных народов Оренбуржья, с народными  костюмами,   блюдами,   обрядами,   подвижными играми, песнями и танцами. Коммуникативная деятельность:  изготовление и пошив детских национальных костюмов, народные подвижные игры, праздничное оформление зала. 28 Продукт: конкурсы «Национальные костюмы», «Кухня народов Оренбуржья». 29 Модуль IV «Современный Оренбург» Тема 1: «Площади и проспекты нашего города» Содержание темы: знать названия главных проспектов и площадей; понимать, что город – это крупный населенный пункт, и культурный центр. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод:  рассказ воспитателя. Наш город очень красив, в нём много красивых   проспектов   и   площадей.   Каждая   площадь   отличается   друг   от   друга. Самый   известный   проспект   в   городе   Оренбурге,   это   проспект   Победы,   где находится мемориал «Вечный огонь». Наглядный метод: рассматривание иллюстраций и карты города Оренбурга. Средства образования и развития Зрительный   ряд:  фотографии   проспектов,   площадей,   достопримечательностей города Оренбурга, карта города. Материалы и оборудование: иллюстрации с проспектами, площадями Оренбурга, карта города. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные   действия   воспитателя   и   ребёнка,   индивидуальные   ответы   детей, работа с родителями. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность:  рассматривание фотографий, изучение карты города Оренбурга. Художественно­эстетическая   деятельность:  площади. Продукт:  задание   в   семью   –  нарисовать   с   родителями   любой   проспект   или площадь и придумать название. рисование   проспекта   или 30 Тема 2: «Здания города Оренбурга, их прошлое и настоящее» Содержание темы:  дать представления детям о разных видах зданиях в городе Оренбурге; об их прошлом и настоящем. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод:  беседа воспитателя с детьми. На каждой улице стоят жилые дома. Люди научились строить дома в очень давние времена. Дом защищал от холода и зноя, от дождя и ветра, но древний человек боялся еще и хищных зверей, и   лесного   пожара,   и   неожиданного   нападения   врагов.   Тогда   дом   был   еще   и крепостью, защитой для человека. Сегодня городские дома строят из кирпичей и бетонных блоков. Многоэтажные дома защищают человека от любой непогоды. Дом очень важен для каждого человека. Но, кроме жилых домов, в которых мы с вами живем, в нашем городе много других зданий нужные для человека. Наглядный   метод:  рассматривание   картинок,   изображающих   здания   разного назначения. Средства образования и развития Зрительный ряд: фотографии и рисунки с изображением различных зданий города Оренбурга, карта города. Материалы и оборудование: иллюстрации и предметные картинки с изображением различных   зданий:   школа,   д/сад,   милиция,   библиотека,   аэропорт,   цирк,   театр, кинотеатры,   магазины,   парикмахерская,   почта,   аптека,   вокзалы   и   д.р.,   д/г   игра «Жилое – нежилое», настольный строитель, проектор. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  беседа,   ответы   на   вопросы, рассматривание фотографий, просмотр слайдов «Эти разные дома», наблюдения. 31 Художественно­эстетическая   деятельность:  постройки   из   настольного строителя «Современное здание». Игровая деятельность: дидактическая игра «Жилое – нежилое». Продукт: выставка творческих работ постройка из природного материала « Мой будущий дом». Тема   3:  «Храмы   города   Оренбурга»   (Никольский   кафедральный   собор, Дмитриевский собор, собор Казанской иконы Божией матери). Содержание  темы:  воспитывать   у   детей   духовное   и   эстетическое   восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно­эстетическим традициям русского народа. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: рассказ воспитателя «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по святым местам нашего родного города». Храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все – разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы – люди – в чем­то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы – разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Человек когда­то рождается. И храм когда­то рождается:   закладывается   первый   камень   в   его   фундамент   и   начинается строительство.   Человек   получает   имя.   Христиане   дают   имя   ребенку   в   честь христианского   святого.   И   у   храма   есть   имя   –   он   освящается   в   честь   святого человека или святого праздника, или святой иконы. Наглядный метод:  виртуальная экскурсия: мультимедийный просмотр «Храмы города», рассматривание фотоальбома. Средства образования и развития 32 Зрительный ряд: слайды «Храмы города», фотоальбом. Музыкальный ряд: прослушивание колокольного звона. Литературный ряд: загадывание загадок. Материалы и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, фотоальбом. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  мультимедийный   просмотр «Храмы   города», прослушивание колокольного звона.   рассматривание   фотоальбома,   загадывание   загадок, Художественно­эстетическая   деятельность:  художественное   творчество (рисование,   аппликация,   лепка)   по   выбору   детей   на   тему   «Храмы   города Оренбурга». Продукт: выставка творческих работ. Тема 4: Семейно­групповой проект «Это улица родная, а на ней наш детский сад». Содержание темы: познакомить детей с названием улицы, на которой находится наш детский сад. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: беседа воспитателя с детьми. Наш город очень большой и красивый; есть много улиц, интересных мест и зданий. Каждый из нас живет на своей улице, но есть улица, на которой стоит тот самый дом, где вы играете с друзьями, занимаетесь любимым делом – это улица, где стоит наш детский сад. Наглядный метод: работа по фотографиям «Узнай свой дом», целевая прогулка, наблюдения. 33 Игровой метод: дидактическая игра «Опиши свою улицу». Средства образования и развития Зрительный ряд: фотографии улиц, карта микрорайона, макет нашей улицы, где стоит наш детский сад с прилегающими зданиями. Музыкальный ряд: диски с песнями. Литературный ряд: чтение стихов о детском саде. Материалы   и   оборудование:   фотографии   улиц,   конструктор,   карта,   всё   для ручного   труда,   макет   нашей   улицы,   где   стоит   детский   сад,   проектор,   диски   с песнями. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  работа   по   фотографиям «Узнай свой дом», изготовление макета. Художественно­эстетическая   деятельность:  чтение   стихов   о   детском   саде, слушание песен, конструирование зданий из бумаги и коробок. Игровая деятельность: дидактическая игра «Опиши свою улицу». Коммуникативная   деятельность:  семейно­групповой   проект,  беседа,   целевая прогулка, наблюдения. Продукт: коллективная работа «Улица нашего детского сада». 34 Модуль V «Чем славен город Оренбург?» Тема 1: «Белая как, снежиночка – Оренбургская паутиночка». Содержание темы:  формирование представлений у детей о народном промысле края – Оренбургском пуховом платке и паутинке, в рамках знакомства с трудом взрослых – Оренбургских пуховязальщиц. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный   метод:  рассказать,   что   пух   для   платков   и   паутинок   дают   козы, которых разводят в нашей Оренбургской области. В нашем городе есть фабрика пуховых платков и там трудятся много женщин. Наши   пуховые   платки   и   паутинки   славятся   во   всем   мире   своей   теплотой, изящностью,   оригинальными   узорами   и   легкостью.   Знакомить   детей   с инструментами вязальщиц и процессом их труда – способами обработки пуха. Формировать   представление   о   том,  что   человек   красив  своим   трудом,  что   его мастерство заслуживает уважения. Наглядный метод: Организовать выставку «Руками наших бабушек». Средства образования и развития Зрительный ряд: выставка изделий из пуха – платков, паутинок; рассматривание инструментов для производства пуха. Музыкальный   ряд:  Прослушать   песню   «Оренбургский   пуховый   платок»   в исполнении Оренбургского народного хора. Материалы и оборудование: паутинки, пуховые платки, веретено, ческа, спицы, пух, слайды, проектор и экран, запись песни «Оренбургский пуховый платок». Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей 35 Познавательно­исследовательская   деятельность:  изучение   инструментов   для производства пуха: веретено, ческа, спицы, а также результатов труда пуховниц: платков и паутинок (самостоятельная образовательная деятельность). Коммуникативная   деятельность:  беседа   воспитателя   с   детьми   (совместная образовательная деятельность). Продукт: выставка изделий из пуха «Руками наших бабушек». Тема 2: «Урал – главная река Оренбурга» Содержание темы: формирование представлений у детей о значимости реки Урал в жизни людей, проживающих рядом. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: беседа воспитателя с детьми, детские рассказы. Закрепить знания детей о значении Урала в жизни жителей города. Главная река в нашей области – Урал. Она разделяет наш город на две части: на Европу и Азию. Через   Урал   построены   мосты,   Особенно   красив   мост,   который   соединяет «Беловку» с Зауральной рощей. Сейчас через Урал протянута канатная дорога. В строительстве мостов трудилось много людей разных профессий. Урал является местом отдыха жителей нашего города. Побуждать детей к рассказыванию о том, как они отдыхали на Урале с родителями. Закрепить правила безопасности у воды. Давать сведения о комдиве В.Чапаеве. Наглядный метод: слайд­шоу, рассматривание фотографий, видеоролика. Средства образования и развития Зрительный  ряд:  фотографии,  слайды  мостов  и  реки  Урал,   видеоролик  «Мой Оренбург», портрет Чапаева. Литературный ряд: стихотворение о Чапаеве. Материалы и оборудование: фотографии, слайды, видеоролик, стихотворение о Чапаеве, портрет Чапаева. 36 Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская  деятельность:  слайд­шоу «Урал и мосты», рассматривание фотографий, видеоролика «Мой Оренбург». Коммуникативная   деятельность:   совместная   беседа  воспитателя   с   детьми, детские рассказы о том, как они отдыхали на Урале с родителями. Продукт: Закрепление правил безопасности у воды. Тема 3: «Полезные ископаемые» Содержание   темы:  формирование   первоначальных   представлений   о   полезных ископаемых. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: рассказ воспитателя о том, что наша область богата полезными ископаемыми.   Уголь,   железо,   медь   и   даже   золото   находят   и   добывают   на территории  Оренбургской губернии. Наша область знаменита добычей нефти и газа,   бурого   угля,   каменной   соли,   железной   руды,   яшмы,   мрамора.   Геолог академик Александр Ферсман назвал Оренбургский край жемчужиной Урала. Рядом с городом был построен газоперерабатывающий завод, куда поступает газ со всей области. На заводе работают родители многих детей. Побуждать детей рассказать о профессии своих родителей (рассказы детей). Наглядный метод:  рассматривание коллекции минералов, совместный просмотр мультимедиа «Газ­завод». Игровой метод:  В процессе дидактической игры закрепить правила пользования газовым оборудованием. Средства образования и развития 37 Зрительный ряд:  Иллюстрации «Полезные ископаемые Оренбуржья», коллекция минералов, фотографии газодобывающего предприятия. Материалы   и   оборудование:   Иллюстрации   по   теме,   коллекция   минералов, мультимедиа «Газ­завод». Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные   действия   воспитателя   и   ребёнка,   индивидуальные   ответы   детей, работа с родителями. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  рассматривание   коллекции минералов, иллюстраций «Полезные ископаемые Оренбуржья». Коммуникативная  деятельность:  совместный просмотр детей с воспитателем мультимедиа «Газ­завод». Игровая деятельность: дидактическая игра «Хорошо – плохо». Продукт:  задание   в   семью   –  беседа   с   родителями   о   полезных   ископаемых Оренбургской области. Тема 4: «В мире знаменитых людей и почётных профессий» Содержание темы: формирование представлений о профессиях. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод:  Расширить знаний детей о том, что люди разных профессий нужны в нашем городе. Архитектор планирует то, какие дома строить, строители строят   различные   дома   по   его   проекту.   Нефтяники   добывают   нефть,   газовики добывают   газ,   учителя   учат   детей,   воспитатели   заботятся   о   маленьких   детях. Дворники убирают улицы. Всем помогают умные машины. Все они трудятся, чтобы людям в нашем городе было жить удобно и уютно. Все люди труда заслуживают уважения. Когда дети вырастут, тоже будут выбирать себе любимую профессию. 38 Чтение   стихотворения   В.   В.   Маяковского   «Кем   быть?»,   рассказы   детей   по иллюстрациям   и   картинкам.   Составление   творческих   рассказов   «Кем   быть?», загадывание загадок о профессиях Наглядный метод: рассматривание иллюстраций по теме, с изображением людей разных профессий, машин. Игровой метод: сюжетно­ролевая игра «Архитектор города Оренбурга». Средства образования и развития Зрительный ряд:  наборы картинок, иллюстрации, фото на темы: «Профессии», «Транспорт». Литературный ряд: книга В. В. Маяковского «Кем быть?». Материалы   и   оборудование:   наборы   картинок   и   изображений   на   темы: «Профессии»,   «Транспорт»,   книга   В.   В.   Маяковского   «Кем   быть?»,   цветные карандаши, бумага, атрибуты для сюжетно­ролевой игры. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность:  Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?», рассказы детей, рассматривание иллюстраций по теме, с изображением людей разных профессий, машин. Художественно­эстетическая деятельность: составление творческих рассказов «Кем быть?», загадывание загадок о профессиях, творческое рисование. Побудить детей нарисовать на тему «Кем я буду работать». Коммуникативная деятельность: совместная постройка «микрорайона», участие детей в роли рабочих различных профессий. Игровая деятельность: сюжетно­ролевая игра «Архитектор города Оренбурга». Продукт: выставка результатов совместной работы. 39 Модуль VI «Нам есть, у кого учиться, Родиной гордиться» Тема 1: «Оренбуржцы в Великой Отечественной войне». Содержание темы:  формирование у детей интереса к историческим событиям, гордость за своих земляков, которые приближали Победу в тылу. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный метод: рассказ воспитателя. Познакомить детей с событиями Великой Отечественной   войны.   Объяснить,   что   значит   термин   «Великая   Отечественная война».   Дополнить   представлением   о   том,   что   война   была   для   нашей   страны освободительной, велась, чтобы освободить не только нашу, но и другие страны. В годы войны в наш город были эвакуированы многие промышленные предприятия. В Оренбурге выпускались знаменитые «Катюши», снаряды, патроны, был создан шелкоткацкий   комбинат,   ставший   базой   для   производства   парашютов.   Лучшие здания города была переоборудованы под госпитали. Оренбуржцы самозабвенно трудились,  отдавая  все силы,  чтобы Родина  выстояла  в  смертельной  схватке  с фашизмом. С фашистами боролись не только мужчины, но и женщины и дети. Люди   помнят   тех,   В городе есть памятный Мемориал Славы, где горит вечный огонь. Каждый год     кто   погиб   в   борьбе   с   фашизмом. 9 Мая люди приходят к этому Мемориалу, чтобы чтить память погибших в войне. Наглядный метод:  просмотр фотоальбома, иллюстраций и картин, мультимедиа «Вставай, страна огромная». Игровой метод: дидактическая игра «Подбери военную форму», пазлы «Военная техника». Средства образования и развития Зрительный   ряд:  фотоальбом,   иллюстрации   и   картины,   настольный   театр «Военная техника готовится к параду». Литературный ряд: Отгадывание загадок о военной технике, кроссворд. 40 Материалы   и   оборудование:   проектор,   фотоальбом,   иллюстрации   и   картины, настольный театр «Военная техника готовится к параду». Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность:  беседа воспитателя с детьми о событиях Великой Отечественной войны, просмотр фотоальбома, иллюстраций и картин, мультимедиа «Вставай, страна огромная». Игровая деятельность: настольный театр «Военная техника готовится к параду», дидактическая игра «Подбери военную форму», пазлы «Военная техника». Продукт: задание в семью – беседа со старшими о Великой Отечественной войне, о роли Оренбурга в победе над фашизмом. Тема 2: «Наши герои в наших сердцах» (Стихи о войне). Содержание   темы:  формирование   у   детей   чувство   гордости   за   земляков, эмоционально­ценностное отношения к их героизму и отваге. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. Словесный   метод:  рассказ   воспитателя.   Отметить,   что   тех,   кто   отличался   во время боев в Великой Отечественной войне, награждали орденами и медалями, давали звание Героя. Таких людей было очень много. Среди них были и наши земляки. Их именами названы улицы нашего города, например, улица Родимцева и улица Мусы Джалиля. Наглядный метод: Предложить детям просмотр видеофильма о героях земляках, рассматривание фотоальбома. Игровой метод: игра­путешествие «По местам боевой Славы». Средства образования и развития 41 Зрительный ряд:  видеофильм о героях земляках, рассматривание фотоальбома «Герои – наши земляки», фотоэкскурсия «По местам боевой славы». Литературный   ряд:  Прочитать   стихотворение   Мусы   Джалиля   «Красная ромашка». Музыкальный ряд: прослушивание аудио записи песни «День Победы». Материалы и оборудование: альбомы, фотографии по теме, проектор. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская   деятельность:  беседа   о   героях   земляках, просмотр видеофильма о героях земляках, рассматривание фотоальбома «Герои – наши земляки», фотоэкскурсия «По местам боевой славы». Художественно­эстетическая деятельность: рисование «Открытка к 9 мая». Коммуникативная   деятельность:   совместная   беседа   воспитателя   с   детьми, просмотр видеофильма, рассматривание фотоальбома, фотоэкскурсия. Игровая деятельность: игра­путешествие «По местам боевой Славы». Продукт: выставка открыток, посвященных Дню Победы. Итоговое занятие Тема 3: «Путешествие по городу Оренбургу». Содержание темы:  повторить с детьми название родного города, его основные достопримечательности, знаменитых людей, названия главных улиц и площадей; о том, что город – это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный, культурный центр. Формы, способы, методы Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная. 42 Словесный   метод:  рассказ   воспитателя   о   городе   Оренбурге,   конкурс   чтецов стихотворений о городе, составление описательных рассказов детьми. Наглядный   метод:  виртуальная  экскурсия,   наблюдения,   рассматривание фотографий. Игровой метод: проводится игра «Путешествие по городу», где взрослый берет на себя роль экскурсовода. Все едут на автобусе, так как город большой (ходьба   а   дети дробным   шагом). рассматривают фотографию города и составляют рассказ об этом месте города   Педагог­экскурсовод   объявляет   остановку, Оренбурга. Примерный вариант рассказа: педагог – Наш автобус остановился на улице   Советской.   Что   здесь   находится?   Ребенок   отвечает:   –   Это   улица центральная. На этой улице есть разные театры, библиотека, магазины, детское кафе. Путешествие продолжается дальше, пока автобус не проедет все остановки. Средства образования и развития Зрительный ряд: фотографии, слайды улиц города Оренбурга. Литературный ряд: стихотворения о городе Оренбурге и области. Материалы и оборудование: проектор, фотографии, слайды улиц города. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные   действия   воспитателя   и   ребёнка,   индивидуальные   ответы   детей, работа с родителями. Виды деятельности детей Познавательно­исследовательская деятельность: рассказ воспитателя о городе Оренбурге, составление описательных рассказов о городе. Художественно­эстетическая деятельность:  конкурс чтецов стихотворений о городе, составление описательных рассказов детьми. Коммуникативная   деятельность:  беседа   воспитателя   с   детьми   о   городе Оренбурге, конкурс чтецов стихотворений, составление описательных рассказов. Игровая деятельность: игра «Путешествие по городу». 43 Продукт:  задание   в   семью   –  провести   с   родителями   игру   «Путешествие   по городу» по настоящему. 44 2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов  и культурных практик Содержание   Программы   обеспечивает   развитие   личности,   мотивации   и способностей   детей   в   различных   видах   деятельности   и   охватывает   следующие структурные   единицы,   представляющие   определенные   направления   развития   и образования детей (далее – образовательные области):  познавательно­исследовательское развитие; Познавательно­исследовательское развитие направлено на:  усвоение   норм   и   ценностей,   принятых   в   обществе,   включая   моральные   и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  становление   самостоятельности,   целенаправленности   и   саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной   деятельности   со   сверстниками,   формирование   уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;  формирование   позитивных   установок   к   различным   видам   труда   и творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 45 2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы Каждый   период   детства   создает   особые   благоприятные   условия   для проявления   и   развития   способностей.  Наиболее   своеобразен   в  этом   отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все­таки существует опредёленная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается   художественная   одарённость,   сначала   к   музыке,   затем   к рисовании,   позже   –   к   науке,   причём   раньше   других   проявляется   одарённость   к математике. Способности   проявляются   и   формируются   лишь   в   деятельности.   Значит, только   правильно   организуя   деятельность   ребёнка,   можно   выявить,   а   затем   и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно   выразить   так:   Ребёнок   нуждается   в   деятельности   непрестанно   и   утомляется   не   деятельностью,   а   её   однообразием   или   односторонностью». Дошкольника   важно   включить   в   разнообразные   виды   деятельности   и   избегать ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть ребёнок пробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создаётся предметная   среда,   предоставляются   всевозможные   предметы:   конструкторы, материалы,   карандаши,  краски,   бумага,  ножницы,   клей   и   пр.   Все   дошкольники рисуют, поют, танцуют, но к концу младшего школьного возраста дети перестают этим   заниматься.   Одна   из   причин   состоит   в   следующем:   всякая   деятельность требует   определённых   технических   умений   и   навыков,   только   тогда   можно достичь оригинального результата. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями,   видят   низкое   качество   своей   продукции   и   теряют   интерес   к самостоятельной   деятельности. Известный  психолог  Н.С. Лейтес  указал на два важнейших   свойства   одарённого   ребёнка:   это   активность   и   саморегуляция. Ребёнок отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только   поддержать,   но   и   направить   в   соответствующее   русло,   развивать познавательные   интересы   и   склонности.   Любая   деятельность   требует   умения 46 ставить   её   цели,   регулировать   и   контролировать   своё   поведение,   а   также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка – трудолюбие. Особенностью самостоятельной художественной деятельности является то, что она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы. В этом виде деятельности у ребёнка проявляется самостоятельность, инициатива, развиваются творческие способности. Ребёнок   постоянно   стремится   к   выражению   своих   впечатлений   и переживаний, используя при этом различные виды художественной деятельности: музыкально­изобразительную (народные песни, танцы и национальные костюмы), театрализованные   игры   (народные   подвижные   игры,   поход   в   музей   и   в   театр), художественно­словесное   творчество   (народные   сказки,   выставки   работ   детей), самостоятельное совместное конструирование (улицы города, парки, стадионы). Также   необходимо   развивать   стремление   детей   по   своей   инициативе самостоятельно рассказывать сказки, рассказы, придумывать их, читать наизусть стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотоальбомов и карт   Оренбурга   и   Оренбургской   области,   обмениваться   впечатлениями, заниматься рисованием, лепкой и т.п. Таким образом, развивается эстетическое восприятие,   эмоциональная   отзывчивость,   пластика   движений,   выразительность речи, художественно­творческие способности. Наиболее полно инициатива ребёнка проявляется в различных видах игровой деятельности. Воспитатель при этом призван развивать у детей самостоятельность в   организации   всех   видов   игр   и   выполнении   правил   и   норм   поведения, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма. 47 2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников Выражение   «дети   –   зеркало   семьи»   семьи   при   всей   своей   кажущейся банальности   удивительно   точно   передает   смысл   ориентации   ребенка   на   те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности; в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая   близким,   любимым   людям,   следуя   их   урокам   жизненной философии,   ребёнок   овладевает   формами   поведения,   способами   общения   и взаимодействия с окружающими людьми. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют этого делать, третьи   –   не   понимают,   зачем   это   нужно.   Во   всех   случаях   необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Чтобы   эффективно   выполнить   педагогическую   функцию,   дошкольное учреждение   должно   пересматривать   содержание   и   качество   образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребёнка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребёнка. В   воспитании   ребёнка   многое   строится   на   формировании   положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Мировая   статистика   убеждает,   что   современное   семейное   воспитание   не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   в   основе   взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. 48 В   настоящее   время   встал   вопрос   о   том,   чтобы   сделать   дошкольное учреждение   открытым   различным   влияниям,   которые   могли   бы   обогатить образовательный процесс. Наш сад практикует следующие формы работы с родителями:  оформление наглядного материала по волнующим вопросам педагогики и психологии:  семейный круглый стол,  дни и недели открытых дверей,  создание видеотеки по работе ДОО,  оформление   фотоальбомов   «Моя   малая   родина»,   «Моя   семья»,   «Я   – Оренбуржец»  выставки   «Знаменитые   улицы   Оренбурга»,   «Памятники»,   «Старинная архитектура Оренбурга»,  конкурсы «Мой любимый Оренбург», «Золотые руки Оренбуржья»,  театр,  консультации, семинары, практикумы для родителей,  встречи   с   интересными   людьми   «Марья   искусница»   (уроки   вязания оренбургского пухового платка, паутинки);  анкетирование и тестирование родителей «Знаем ли мы свой город»;  индивидуальные консультации;  диагностика по группам;  родительские собрания;  приобщение родителей к совместной деятельности;  проведение   музыкальных,   спортивных,   интеллектуальных   праздников, досугов с участием родителей «Моя мама – мастерица», «Мама, папа, я – смелая семья», «Знаем ли мы свой Оренбург – ПДД». 49 III Организационный раздел 3.1 Описание условий реализации программы Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие   личности   детей   во   всех   основных   образовательных   областях,   а   именно: в   сферах   социально­коммуникативного,   речевого, художественно­эстетического и физического развития личности детей на фоне их   познавательного, эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные   требования   направлены   на   создание   социальной   ситуации развития   для   участников   образовательных   отношений,   включая   создание образовательной среды, которая: 1. гарантирует   охрану   и   укрепление   физического   и   психического   здоровья детей; 2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3. способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5. обеспечивает открытость дошкольного образования; 6. создает   условия   для   участия   родителей   (законных   представителей)   в образовательной деятельности. 50 3.2 Обеспеченность методическими материалами  и средствами обучения и воспитания Основная   общеобразовательная   программа   ДОУ   муниципального бюджетного   дошкольного   образовательного   учреждения   детский   сад комбинированного вида №102, утверждённая  30 августа  2011 года заведующей детского сада Филатовой Н.Н. Принята на педсовете №1, протокол №1 30 августа 2011 года. Материально­техническое обеспечение: глобус; • иллюстративный материал; • карта г. Оренбурга; • картотека народных игр; • природный материал; • • национальные костюмы; • различные пособия, демонстрационный материал; • серии картинок и открыток; • подборка книг, энциклопедий; • слайды, видеофильмы; • магнитофон; • мультимедиа проектор. Методические пособия: • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, М.: Мозаика­Синтез, 2008 • Программа   воспитания   и   развития   детей   дошкольного   возраста   на   идеях народной педагогики./Ред.­сост. Е.С. Бабукова.­2­е изд. ­ Челябинск: Взгляд, 2007. ­ 239с. • С чего  начинается Родина? Опыт работы по  патриотическому воспитанию  в ДОУ под ред. Л.А. Кондрыкинской, М.: Творческий центр, 2003 • Система   патриотического   воспитания   в   ДОУ:   планирование,   педагогические 51

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"

Парциальная программа "Моя малая Родина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017