АЛГОРИТМ – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
АЛГОРИТМ – это конечная последовательность команд исполнителю.
Исполнитель – живое существо или автоматическое устройство, которое способно к восприятию и исполнению команд.
Линейный алгоритм
Пример.
Достать ключ из кармана.
Вставить ключ в замочную скважину.
Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
Вынуть ключ.
Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
Алгоритм называется линейным, если исполнитель выполняет команды последовательно друг за другом (в порядке их записи).
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Пример:
Если завтра на улице будет пасмурная погода, то я возьму с собой зонтик, в противном случае зонтик оставлю дома.
Разветвляющийся алгоритм
Циклический алгоритм – это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
Пример:
Покрасить доску;
Если есть еще доска, переместиться к следующей доске и перейти к действию 1;
Если доски закончились завершить работу.
Циклический алгоритм
Графический способ описания алгоритма - это способ представления алгоритма с помощью общепринятых графических фигур, называемых блок-схемами, каждая из которых описывает один или несколько шагов алгоритма.
Графический способ
Создан в 1971 году;
Никлаус Вирт – швейцарский профессор;
Назван в честь французского ученого Блеза Паскаля;
В 1979 году утвержден в качестве стандартного языка программирования;
С помощью этого языка можно составлять программы для решения различных задач, также можно составлять программы-приложения.
История создания языка
символы, используемые в идентификаторах;
разделители;
специальные символы;
неиспользуемые символы.
Идентификатор - это имя любого объекта языка. Состоит из латинских букв (a...z), цифр (0...9) и знака подчеркивания и не должен начинаться с цифры.
Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел и зарезервированных слов. К разделителям относятся: пробел и комментарий.
К специальным знакам относятся знаки пунктуации (. () [] .. : ;), знаки операций и зарезервированные слова (служебные слова). Знаки операций могут быть как символьные (+, -, *, / и т.д.), так и буквенными (mod, div, not).
Неиспользуемые символы - это коды ASCII. К ним относятся все русские буквы, а также символы %,&, ! и т.п
Алфавит языка
Задача. Написать программу для нахождения максимального значения из двух целых чисел
Условный оператор
Program sravnenie;
Var A, B, Max: integer;
Begin
Write(‘введите два числа’);
Read (A, B);
If A>B then Max:=A else Max:=B;
Writeln(Max);
End.
Задача. Составить программу, которая определяет количество корней квадратного уравнения по дискриминанту.
Решение:
Условный оператор
Program Diskr;
Var A, B, C, D: real;
Begin
Write(‘введите коэффициенты A, B, C:’);
Readln(A, B, C);
D:=Sqr(B)-4*A*C;
If D>=0 then
If D>0 then writeln(‘два вещ корня’) else writeln(‘один вещ корень’)
else writeln(‘нет вещ корней’);
Readln;
End.
Program chislo;
Var N: integer;
Begin
Write(‘введите число:’);
Readln(N);
Case N of
1: writeln(‘один’);
2: writeln(‘два’);
3: writeln(‘три’);
4: writeln(‘четыре’)
Else writeln(‘введено другое число’)
End;
End.
Задача: Составить программу, которая преобразует введенные с клавиатуры целые числа из диапазона (1..4) в их словесное представление.
Оператор выбора
Задача. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N.
Program primer;
Var a, s, n: integer;
Begin
Write(‘введите N’);
Readln(N); S:=0;
While a<=N do
begin
s:=s+a;
a:=a+1;
End;
Writeln(‘результат
суммирования равен’, s);
Readln;
end.
Цикл с предусловием (цикл – пока)
Определить, что будет в переменной zz после выполнения следующей программы.
Program AA;var zz, n, k : integer;begin zz:=0; n:=2; k:=1; while n>k do begin zz:=zz+1; n:=n+5; k:=k*2; end; Writeln(zz);
end.
Цикл с предусловием (цикл – пока)
Задача. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N.
Program primer;
Var a, s, n: integer;
Begin
Write(‘введите N’);
Readln(N); s:=0;
repeat
s:=s+a;
a:=a+1;
until a>n;
Writeln(‘результат суммирования равен’, s);
Readln;
end.
Цикл с постусловием (цикл – до)
Для целых чисел и символьных данных:
Переменная : общее число знаков
х:5
Для действительных чисел:
Переменная : общее число знаков : число знаков после точки
х:6:2
Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода.
Формат вывода
Простые типы данных.
Задача. Составить программу, которая запрашивает у пользователя имя и возраст. Затем выводит на их на экран.
Program Dialog;
Var a: integer;
b: string;
Begin
Writeln(‘Привет! Как тебя зовут?');
Readln (b);
Writeln (‘Рад с тобой познакомиться ', b);
Writeln(‘Сколько тебе лет?');
Readln (a);
Writeln (b,' Тебе ', a, ‘ лет ');
Readln;
end.
Использованная литература:
Паскаль для школьников. –СПб.Жпитер, 2007. – 256с.
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2003г. – 390с.
Изучаем TURBO PASCAL. – СПб.Жпитер, 2001. – 320с.
Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 Алгоритмы и исполнители. Типы алгоритмов.
Данные. Типы данных. Диалоговые программы. М.Е. Макарова. (http://uchinfo.com.ua)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.