паскаль

  • pptx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАСКАЛЬ [восстановлен].pptx

АЛГОРИТМ – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

АЛГОРИТМ – это конечная последовательность команд исполнителю.


Исполнитель – живое существо или автоматическое устройство, которое способно к восприятию и исполнению команд.

Свойства алгоритмов


Дискретность;
Детерминированность(однозначность);
Конечность;
Массовость;
Результативность.

Линейные алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы
Циклические алгоритмы

Типы алгоритмов

Линейный алгоритм



Пример.
Достать ключ из кармана.
Вставить ключ в замочную скважину.
Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
Вынуть ключ.

Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Алгоритм называется линейным, если исполнитель выполняет команды последовательно друг за другом (в порядке их записи).

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.



Пример:
Если завтра на улице будет пасмурная погода, то я возьму с собой зонтик, в противном случае зонтик оставлю дома.


Разветвляющийся алгоритм

Циклический алгоритм – это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.








Пример:
Покрасить доску;
Если есть еще доска, переместиться к следующей доске и перейти к действию 1;
Если доски закончились завершить работу.

Циклический алгоритм

Словесный способ
Графический способ
Алгоритмический язык или язык программирования.

Способы описания алгоритмов



Графический способ описания алгоритма - это способ представления алгоритма с помощью общепринятых графических фигур, называемых блок-схемами, каждая из которых описывает один или несколько шагов алгоритма.

Графический способ



Графический способ

Создан в 1971 году;
Никлаус Вирт – швейцарский профессор;
Назван в честь французского ученого Блеза Паскаля;
В 1979 году утвержден в качестве стандартного языка программирования;
С помощью этого языка можно составлять программы для решения различных задач, также можно составлять программы-приложения.

История создания языка

символы, используемые в идентификаторах;
разделители;
специальные символы;
неиспользуемые символы.

Идентификатор - это имя любого объекта языка. Состоит из латинских букв (a...z), цифр (0...9) и знака подчеркивания и не должен начинаться с цифры.

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел и зарезервированных слов. К разделителям относятся: пробел и комментарий.

К специальным знакам относятся знаки пунктуации (. () [] .. : ;), знаки операций и зарезервированные слова (служебные слова). Знаки операций могут быть как символьные (+, -, *, / и т.д.), так и буквенными (mod, div, not).
Неиспользуемые символы - это коды ASCII. К ним относятся все русские буквы, а также символы %,&, ! и т.п

Алфавит языка


program <имя_программы>;


<раздел описаний>


begin
<Тело программы>
end.



uses
<Подключение модулей>
Const <Раздел описания констант>
Label <Раздел описания меток>
Type <Раздел описания типов>
Var <раздел описания переменных>

Структура программы на языке паскаль

Базовые операторы

Оператор вывода

Оператор ввода

Оператор присваивания

Оператор вывода

Write( )
Writeln( )

Write – от англ «пиши»

Предназначен для вывода на экран текста или результата вычислений

команда

Результат на экране

Write(‘текст‘)

текст



Х=3


Write(X)


3


Write(‘X=‘,X)


X=3

Write(‘текст1’);
Write(‘текст2’);


текст1текст2

Write(‘текст1’, ‘ ‘);
Write(‘текст2’);
Или
Write(‘текст1’);
Write(‘ ‘, ‘текст2’);



текст1 текст2

Оператор вывода

команда

Результат на экране

Write(‘текст1’);
Writeln(‘текст2’);

Текст1
Текст2

Write(‘текст1’);
Writeln;
Write(‘текст2’);

Текст1
текст2

Оператор вывода

Writeln( )

Делает переход на следующую строку

Оператор ввода

Read( )
Readln( )

Read- от англ «читай»

Предназначен для ввода данных с клавиатуры


Read(a,b,c)

Вводит значения для переменных a, b, c в одну строку.


Readln(a,b,c)

Вводит значения для переменных a, b, c «столбиком»

Оператор ввода

Оператор присваивания

Переменная := число/выражение

Правильная запись

Не правильная запись

A:=2;

A+2:=2

A:=B

A=B

A:=B+1

2:=A+2

Оператор присваивания

Команды

Результат

A:=2;
B:=a+2;

A=? B=?

b:=2;
A:=B;
C:=a+B

A=? B=? C=?

A:=1;
B:=a;
A:=B

A=? B=?

Программирование линейных алгоритмов

Вывести на экран приветствие:
Привет, это я!

Program privet;
Begin
Write(‘Привет, это я!’);
End.

Вывести на экран приветствие:
Привет,
это я!

Program privet;
Begin
Write(‘Привет,’);
Writeln(‘это я!’)
End.

Программирование линейных алгоритмов

Найти периметр прямоугольника

Program perimetr;
Var a,b,P:integer;
Begin
Write(‘введите стороны прямоугольника’);
Read(a,b);
P:=(a+b)*2;
Writeln(‘P=’,P);
End.

Операторы ветвления:

Условный оператор

Оператор выбора

Полная форма:
If <логическое выражение> then <действие 1> else <действие 2>

Не полная форма:
If <логическое выражение> then <действие >

Условный оператор

Задача. Написать программу для нахождения максимального значения из двух целых чисел

Условный оператор

Program sravnenie;
Var A, B, Max: integer;
Begin
Write(‘введите два числа’);
Read (A, B);
If A>B then Max:=A else Max:=B;
Writeln(Max);
End.

Задача. Написать программу, которая выводит на экран число, если оно больше 3.

Условный оператор

Program chislo;
Var A: integer;
Begin
Write(‘введите число’);
Read (A);
If A>3 then writeln(A);
End.

Задача. Составить программу, которая определяет количество корней квадратного уравнения по дискриминанту.
Решение:

Условный оператор

Program Diskr;
Var A, B, C, D: real;
Begin
Write(‘введите коэффициенты A, B, C:’);
Readln(A, B, C);
D:=Sqr(B)-4*A*C;
If D>=0 then
If D>0 then writeln(‘два вещ корня’) else writeln(‘один вещ корень’)
else writeln(‘нет вещ корней’);
Readln;
End.

Case K of
A1: <оператор1>;
A2: <оператор2>;

An: <оператор n>
Else <оператор n+1>
End;

Где K – выражение-селектор (имеет только порядковый целый, логический, символьный тип);
A1, …,An – константы (того же типа, что и селектор);

Оператор выбора

Program chislo;
Var N: integer;
Begin
Write(‘введите число:’);
Readln(N);
Case N of
1: writeln(‘один’);
2: writeln(‘два’);
3: writeln(‘три’);
4: writeln(‘четыре’)
Else writeln(‘введено другое число’)
End;
End.

Задача: Составить программу, которая преобразует введенные с клавиатуры целые числа из диапазона (1..4) в их словесное представление.

Оператор выбора

Операторы цикла

Цикл с предусловием (цикл – пока)

Цикл с постусловием (цикл – до)

Цикл с параметром

Форма записи:
While <логическое выражение> do <операторы –тело цикла>

Цикл с предусловием (цикл – пока)

Задача. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N.

Program primer;
Var a, s, n: integer;
Begin
Write(‘введите N’);
Readln(N); S:=0;
While a<=N do
begin
s:=s+a;
a:=a+1;
End;
Writeln(‘результат
суммирования равен’, s);
Readln;
end.

Цикл с предусловием (цикл – пока)

Определить, что будет в переменной zz после выполнения следующей программы.

 

Program AA; var    zz, n, k : integer; begin     zz:=0;    n:=2;    k:=1;     while n>k do begin         zz:=zz+1;         n:=n+5;         k:=k*2;     end; Writeln(zz);
end.

Цикл с предусловием (цикл – пока)

Форма записи: repeat <тело цикла> until <логическое условие>

Цикл с постусловием (цикл – до)

Задача. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N.

Program primer;
Var a, s, n: integer;
Begin
Write(‘введите N’);
Readln(N); s:=0;
repeat
s:=s+a;
a:=a+1;
until a>n;
Writeln(‘результат суммирования равен’, s);
Readln;
end.

Цикл с постусловием (цикл – до)

Определить, что будет в переменной xx после выполнения следующей программы.


Program AA; var    xx, k : integer; begin     xx:=0;    k:=2;     repeat         xx:=xx+1;         k:=k+1;     until k=7; Writeln(xx);
end.

Цикл с постусловием (цикл – до)

Формы записи: 1) for i:=n to m do <операторы – тело цикла> 2) for i:=m downto n do <операторы – тело цикла>

Цикл c параметром

Задача. Написать программу, которая выводит на экран кубы чисел от 1 до 10

Program kub;
Var a, c: integer;
Begin
For a:=1 to 10 do
begin
c:=a*a*a;
Writeln(‘kub chisla=’, c);
end;
end.

Цикл c параметром

Задача. Написать программу, которая выводит на экран квадраты чисел от 10 до 1.

да

нет

Program primer_4;
Var n, c: integer;
Begin
For n:=10 downto 1 do writeln (n*n);
end.

Цикл c параметром

Определить, какие числа будет выдавать на экран дисплея следующая программа.


program Pr; var     k : integer; begin     for k:=1 to 2 do writeln(k); end.

Цикл c параметром

Определить, что будет в переменной xx после выполнения следующей программы.



Program AA; var  xx, i : integer; begin     xx:=0;     for i:=3 to 5 do xx:=xx+1; Writeln(xx);
end.

Цикл c параметром

Простые типы

Составные типы

Целые;
Вещественные;
Символьные;
Логические.

массивы;
записи; 
файлы;

Тип

Диапазон значений

Объем памяти

Byte

0 … 255

1 байт, без знака

ShortInt

–128 … 127

1 байт, со знаком

Word

0 … 65535

2 байта, без знака

Integer

–32768 … 32767

2 байта, со знаком

LongInt

–2147483648 … 2147483647

4 байта, со знаком

Single

Действительные короткие

4 байта

Real

Действительные (основной тип)

6 байтов

Double

Действительные длинные

8 байтов

Extended

Действительные очень длинные

12 байтов

Вещественные типы данных

Char

1 символ

1 байт

String

Строка символов

от 1 до 255 байтов

Символьные типы данных.

Boolean

Значение True или False

1 байт

Логические типы данных.

Для целых чисел и символьных данных:

Переменная : общее число знаков
х:5

Для действительных чисел:

Переменная : общее число знаков : число знаков после точки
х:6:2

Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода.

Формат вывода

Простые типы данных.

Задача. Составить программу, которая запрашивает у пользователя имя и возраст. Затем выводит на их на экран.

Program Dialog;
Var a: integer;
b: string;
Begin
Writeln(‘Привет! Как тебя зовут?');
Readln (b);
Writeln (‘Рад с тобой познакомиться ', b);
Writeln(‘Сколько тебе лет?');
Readln (a);
Writeln (b,' Тебе ', a, ‘ лет ');
Readln;
end.

Использованная литература:

Паскаль для школьников. –СПб.Жпитер, 2007. – 256с.
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2003г. – 390с.
Изучаем TURBO PASCAL. – СПб.Жпитер, 2001. – 320с.
Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов Москва, 2007 Алгоритмы и исполнители. Типы алгоритмов.
Данные. Типы данных. Диалоговые программы. М.Е. Макарова. (http://uchinfo.com.ua)