ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов
Название программы |
«Заниматика» |
Направленность программы |
общеинтеллектуальное |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Илюшкина Ольга Александровна |
Год разработки |
2021 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа |
На заседании научно-методического совета «___» _________2021 года, Директор МБОУ СОШ № 10 ____________ «____» ________ 2021 года |
Информация о наличии рецензии |
- |
Цель
|
повышение качества подготовки к ВПР по математике выпускников начальной школы. |
Задачи
|
1. 1.Образовательные: -формировать общеинтеллектуальные умения; -углублять и расширять знания учащихся по математике; -создать условия для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР; 2. 2.Воспитательные: -формировать положительную мотивацию к учению; -формировать умение работать в группе, анализировать свой ответ и ответ одноклассников, формулировать и обосновывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с точками зрения одноклассников; - формировать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль полученного результата, понимание оценок учителей. 1. 3.Развивающие: -развивать речь и обогащать словарный запас учащихся; -развивать внимание, память. |
Ожидаемые результаты освоения программы |
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные УУД Будут сформированы: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей; -способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД Учащиеся научатся: - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Срок реализации программы |
2021-2022 |
Количество часов в неделю / год |
1/34 |
Уровень программы |
Базовый |
Возраст учащихся |
10 - 11 лет |
Формы занятий
|
- групповые формы работы; - индивидуальные формы работы; - познавательно-развлекательные игры; - подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах. |
Методическое обеспечение
|
1. 1. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР» Математика рабочая тетрадь, Москва «Просвещение» 2021 г. 1. 2. Образовательные платформы Учи.ру и ЯндексУчебник 2. 3. Сайт Решу ВПР 3. 4. Информационный портал ВПР |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ. |
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, планшетный компьютер, веб-камера. |
Пояснительная записка
Актуальность: данная программа направлена на осуществление подготовки учащихся 4 класса к успешному выполнению всероссийской проверочной работы по математике, на развитие умений мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам. Данная программа способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения логических задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, находить правильное решение. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, настойчивости в поиске решений, а также умению правильно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ, считаться с мнением одноклассников, работать в парах, группах.
Образовательная программа «Заниматика» направлена на организацию интенсивных занятий с учащимися 4 класса в период подготовки к написанию ВПР по математике
Цель программы: повышение качества подготовки к ВПР по математике выпускников начальной школы.
Задачи программы:
1.Образовательные:
-формировать общеинтеллектуальные умения;
-углублять и расширять знания учащихся по математике;
-создать условия для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
2.Воспитательные:
-формировать положительную мотивацию к учению;
-формировать умение работать в группе, анализировать свой ответ и ответ одноклассников, формулировать и обосновывать свою точку зрения.
3.Развивающие:
-развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;
-развивать внимание, память.
Новизна и отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Формы обучения:
- групповые;
- парные;
- индивидуальные.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
2. Репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
3. Частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
4. Исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Основные технологии:
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· технология развития критического мышления;
· коммуникативная технология.
Принципы построения курса:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
-способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету;
- заложить предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Программные требования к уровню развития:
учащиеся научатся:
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- выполнять письменно действия с многозначными числами;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Проведение мини работ по каждой теме. Содержание заданий соответствует блокам изучения программы.
На выполнение мини работы отводится 10-15 минут.
Объем работы рассчитан так, чтобы позволить обучающимся не только выполнить ее за это время, но и успеть проверить.
Работа выполняется на индивидуальных листах и в рабочих тетрадях О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР».
Исправления, сделанные обучающимся, ошибкой не считаются.
Оценивание выполненных заданий производится в баллах в соответствии с требованиями оценивания заданий ВПР.
Формы подведения итогов: выполнение ВПР
Уровень программы: базовый (есть задания и повышенного уровня).
Дополнительная общеразвивающая программа «Заниматика» имеет общеинтеллектуальное направление.
Программа предназначена для учащихся 10 - 11 лет.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия – 40 минут. Всего 34 занятия.
Срок реализации программы – 2021-2022 учебный год.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Всего занятий |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
1 |
Арифметические действия с числами. Сравнение величин |
5 |
1 |
4 |
2 |
Геометрические задачи |
4 |
1 |
3 |
3 |
Таблицы, графики, диаграммы |
5 |
1 |
4 |
4 |
Многозначные числа. Порядок действия в выражениях |
3 |
- |
3 |
5 |
Текстовые задачи |
4 |
1 |
3 |
6 |
Задания на развитие логического и алгоритмического мышления |
12 |
4 |
8 |
|
Итого: |
34 |
8 |
26 |
Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы выбранного курса. Демонстрация необходимых для занятий принадлежностей. Общее знакомство с содержанием заданий, содержащихся в ВПР прошлых лет, критерии оценивания каждого задания.
Арифметические действия с числами. Сравнение величин
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Практическая работа
Числа и величины. Мини-работа №1. Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР»
Геометрические задачи
Вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки.
Практическая работа
Геометрические задачи. Мини-работа №2. Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР»
Таблицы, графики, диаграммы
Читать несложные готовые таблицы / сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
Практическая работа
Таблицы, графики, диаграммы. Мини-работа № 3. Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР» 1.4.Уравнения
Формирование умения решать составные уравнения.
Многозначные числа. Порядок действия в выражениях
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Практическая работа
Многозначные числа. Порядок действия в выражениях. Мини-работа № 4. Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР»
Текстовые задачи
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи в 3–4 действия
Практическая работа
Текстовые задачи. Мини-работа № 5. Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР»
Задания на развитие логического и алгоритмического мышления
Поиск решения и доказательств. Познание мира, анализ его закономерностей. Приобретение сознательных навыков постижения мыслительного процесса и самоанализа. Абстрагирование и обобщение, аргументация своей точки зрения и связно, последовательное ее изложение. Решение логических задач. Перевод текста задачи в таблицу. Построение чертежей и схем к задачам. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Пространственные отношения. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости
Практическая работа
Задания на развитие логического и алгоритмического мышления. Мини-работа № 6.
Выполнение заданий в рабочей тетради О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР»
Учебно-методический комплект
1. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская «Готовимся к ВПР» Математика рабочая тетрадь, Москва «Просвещение» 2021 г.
2. Материал сайта Решу ВПР (база заданий)
3. Информационный портал ВПР
Образовательные платформы, рекомендуемые для детей и родителей по данной программе
1. Учи.ру https://uchi.ru/profile/students/statistics
2. ЯндексУчебник https://education.yandex.ru/lab/classes/109182/library/mathematics/
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактически |
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Арифметические действия с числами. Сравнение величин 5 часов |
||||
2. |
Арифметические действия с числами. |
1 |
|
|
3. |
Арифметические действия с числами. |
1 |
|
|
4. |
Арифметический метод |
1 |
|
|
5. |
Арифметический метод. Сравнение величин |
1 |
|
|
6. |
Сравнение величин |
1 |
|
|
Геометрические задачи 4 часа |
||||
7. |
Вычисление периметра геометрических фигур |
1 |
|
|
8. |
Вычисление периметра геометрических фигур |
1 |
|
|
9. |
Вычисление площади геометрических фигур |
1 |
|
|
10. |
Вычисление площади геометрических фигур |
1 |
|
|
Таблицы, графики, диаграммы 5 часов |
||||
11. |
Работа с таблицами |
1 |
|
|
12. |
Работа с графиками |
1 |
|
|
13. |
Работа с диаграммами |
1 |
|
|
14. |
Работа с таблицами, графиками, диаграммами |
1 |
|
|
15. |
Работа с таблицами, графиками, диаграммами |
1 |
|
|
Многозначные числа. Порядок действия в выражениях 3 часа |
||||
16. |
Действия с многозначными числами |
1 |
|
|
17. |
Действия с многозначными числами |
1 |
|
|
18. |
Действия с многозначными числами |
1 |
|
|
Текстовые задачи 4 часа |
||||
19. |
Решение текстовых задач |
1 |
|
|
20. |
Решение текстовых задач |
1 |
|
|
21. |
Решение текстовых задач |
1 |
|
|
22. |
Решение текстовых задач |
1 |
|
|
Задания на развитие логического и алгоритмического мышления 12 часов |
||||
23. |
Основы логического мышления |
1 |
|
|
24. |
Основы логического мышления |
1 |
|
|
25. |
Основы алгоритмического мышления |
1 |
|
|
26. |
Основы алгоритмического мышления |
1 |
|
|
27. |
Основы логического и алгоритмического мышления |
1 |
|
|
28. |
Основы логического и алгоритмического мышления |
1 |
|
|
29. |
Схематичное представление информации |
1 |
|
|
30. |
Схематичное представление информации |
1 |
|
|
31. |
Схематичное представление информации |
1 |
|
|
32. |
Основы пространственного воображения |
1 |
|
|
33. |
Основы пространственного воображения |
1 |
|
|
34. |
Основы пространственного воображения |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 часа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.