56. паспортизация
технологического оборудования
тор
Паспортизация
оборудования, метод учёта оборудования, позволяющий установить его
технический уровень, состояние, рабочие и общие параметры и определить перспективы
его модернизации, ремонта и рациональную область использования в
процессе производства.
Паспортизация оборудования осуществляют обычно
предприятия-изготовители; паспорт одновременно с оборудованием передаётся
потребителю. Мероприятия по совершенствованию технологии и интенсификации
режимов обработки требуют систематического пересмотра паспортных данных.
Поэтому Паспортизация оборудования проводится частично на
месте его установки, данные уточняются после капитального ремонта и
модернизации оборудования. На некоторых предприятиях паспорта периодически
пересматривают, при этом необходимость их сплошного пересмотра может
отпасть. Паспортизация оборудования на предприятиях
проводится обычно отделом главного механика.
В процессе Паспортизация оборудования тщательно
проверяются все его рабочие параметры, системы управления и регулирования,
уточняются процессы, которые можно выполнять на данном оборудовании,
производятся кинематические и силовые расчёты, устанавливаются рабочие и
предельно допустимые параметры (скорость, давление, температура), фиксируются
оптимальные
режимы работы.
Результат Паспортизация оборудования- паспорт, то есть
технологический документ, содержащий сведения об основном назначении и особой
применимости оборудования, которые определяют его рациональное использование.
Содержание и объём паспорта зависят от вида оборудования. Паспорт включает
основные сведения; например, в паспорте станка приводятся его кинематическая
схема, перечень и характеристика применяемых инструментов и приспособлений,
характеристика системы управления, электрическая схема привода и др. данные.
Паспорт специального оборудования содержит подробные сведения о максимальной
его производительности, универсального оборудования - сведения, позволяющие
подобрать рациональный режим работы при изготовлении конкретной продукции и
определить область его использования.
В промышленности составляются групповые, полные и сокращённые
паспорта. Групповые паспорта характеризуют либо группу однородного, либо
группу предметно-специализированного оборудования какого-нибудь подразделения
в целом (участка, цеха). Сокращённые паспорта содержат самые принципиальные и
общие характеристики оборудования, полные - подробное описание его.
Всё универсальное и специальное оборудование, которое изготовляется в
СНГ, передаётся
потребителю с полным паспортом. Методика разработки паспортов всех видов
едина и базируется на общей классификации машин и механизмов.
Данные Паспортизация оборудования используются при
разработке технологических процессов, инструкций, планировании сроков
капитального ремонта и модернизации оборудования. Они служат также для
разработки мероприятий по охране труда и технике безопасности, установления
технически обоснованных норм трудоёмкости изготовления продукции и
определения производственной мощности машин и агрегатов. Паспорт помогает
планировать оптимальную загрузку оборудования и наиболее полное его
использование. При проведении Паспортизация оборудования используются
специальные приборы, позволяющие установить все данные, фиксируемые в
паспортах. Составление паспорта осуществляется специально подготовленными
работниками.
|
Паспорт станка является основным документом и оформляется на
специальном бланке. Формы паспортов охватывают почти все типы выпускаемых
станков. Форма паспорта содержит следующие разделы: общие сведения, основные
данные, принадлежности и приспособления; привод; гидравлические механизмы;
изменения в станке; даты капитального ремонта; кинематическая схема;
спецификация зубчатых колес и червячных пар, ходовых винтов и гаек всех узлов
станка; таблица настроек станка; схема управления; спецификация рукояток
управления.
Все станки, прибывающие на завод, имеют паспорта и
соответствующую документацию. Все изменения, производимые после начала
эксплуатации станка в его приводе, в механизмах главного движения и подач,
заносятся в соответствующий раздел паспорта «Изменение в станке». В паспорте
указывается также дата капитального ремонта станка, произведенного в
соответствии с установленным графиком.
В разделе «Общие
сведения о станке» указывается
тип, модель и шифр станка, завод-изготовитель и его местонахождение, заводской
номер, год выпуска и класс точности. Далее указывается завод, цех и место
установки станка, масса станка и его габаритные размеры. После указанного
раздела прилагается фото станка или общий вид.
В разделе «Основные
данные» указываются
габаритные размеры станка, предельные размеры обрабатываемых заготовок
(деталей) на станке. Размеры перемещений суппортов, столов, салазок и их
размеры. Размеры элементов крепления инструментов и заготовок.
В разделе «Принадлежности» указываются патроны, люнеты, цанги,
оправки, тиски и прочее.
В разделе «Привод» указывается род привода, технические
характеристики электродвигателей, подшипников, ремней, цепей с основными
размерами.
В разделе «Гидравлические
приводы» даются общие
сведения и основные размеры насосов, гидродвигателей.
Кинематическая схема содержит все данные, необходимые
для подсчета всех конечных перемещений в станке.
Ремонт технологического оборудования производится по
системе планово-предупредительного ремонта (ППР), устанавливающей межремонтные
сроки и формы ремонта. Системой предусматриваются следующие виды ремонтов:
осмотр, малый ремонт, средний ремонт и капитальный ремонт.
Наладку технологического оборудования выполняют
специально обученные и проинструктированные наладчики. Другим лицам производить
наладку категорически запрещено.