Урок литературы в 7 классе № 25
Тема: Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели:
· образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
· развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
· воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Задачи:
· придать занятию проблемно-творческий характер;
· развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работ
Ход урока
Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…
В.Г.Белинский.
Оргмомент.
Вводное слово учителя.
Мы с вами прочитали одно из лучших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
· О чём это произведение?
· Почему оно остаётся актуальным до сих пор? (ответы обучающихся).
· Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».
· Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести.
· А что такое патриотизм? Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните:(Слайд)
Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова « род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.
· Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (ответы обучающихся).
1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины?
Проверка домашнего задания.
1 ряд - даёт характеристику Тарасу,
2 ряд - Остапу,
3 ряд - Андрию.
Слушайте, ребята, внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.
Оцениваем рисунки, сделанные ребятами по повести.
Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: патриот, героизм, предательство.
Словарная работа. ( Слайд)
1. Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
2. Предательство - поступок предателя.
3. Предатель - человек, который предал, изменник.
4. Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий Родину.
· Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? ( Ответы обучающихся.)
2 учебная ситуация. Предательство Андрия.
· Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: « И этот добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. « Но не Остап» - подчеркнул Гоголь. Почему? (ответы обучающихся.)
· Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чём думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап думал о матери, а Андрий - о панночке.)
· Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит? ( Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье, а не судьба близких и Родины.)
Отдаёт ли Андрий отчёт в том, что он собирается сделать и делает? (
Душевное состояние Андрия в этом эпизоде сложное: тут и недоумение, и испуг,
тут и смутные воспоминания о чём-то далёком, но знакомом, тут и нетерпение
скорей узнать и буря ощущений. Чувство Андрия не исчезло.)
Гоголь пишет: «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака» - вот он , душевное состояние Андрия. Андрий не может ждать ни одной минуты. Он должен идти к ней, видеть её, помочь ей. Он не думает о том, что она в стане врагов.
· Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (Зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)
· Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою? (ответы обучающихся).
· Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад. Доброта и сострадание сами по себе прекрасны, если они не обернутся бедой для товарищей.) ( Надо, чтобы обучающиеся это поняли.) Сострадательный порыв Андрия именно таков.
· А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми». (Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить, считаясь только со своими желаниями. Любовь - это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна. К такой мысли подводит нас автор.)
· А теперь, ребята, обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами « Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
· Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.
Как огонь |
Бешеный порыв |
Как ребенок |
Бессильная ярость |
Как хлебный колос |
Подрезанный серпом |
Как молодой барашек |
Почуявший смертельное железо |
Как подлая собака |
Бездыханный труп |
Давайте проверим. Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
· Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба».
· Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей.)
· Итак, приговор Тараса справедлив, по мнению автора, но со смертью Андрия гибнет молодость, красота, любовь, и Гоголь теперь, когда Андрий наказан, не может не пожалеть его: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо…»
· А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало.)
· А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. («Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.» Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.)
3 учебная ситуация. Героизм. (Слайд).
· Обратим теперь внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до слов «Но Тараса уже …не было».
· С кем сравнивает Гоголь Остапа? (Со львом, как исполин.) Почему?
· Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и патриотические качества Остапа?
· Что же даёт ему силы выстоять и героически принять смерть?
· Почему Остап в минуты последних смертных мук хотел увидеть отца и услышать именно его голос? Кем был отец для Остапа? (Чтобы тот поддержал словом его и это слово для него является духовной поддержкой.)
· Почему мы вправе назвать Остапа героем, а его смерть -- подвигом? (Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь, он защитник Родины, автор рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом, говорит, что «ему на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Остап - верный сын Родины. В нём воплощены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину и умереть за неё).
· Ребята , перед нами два образа – два сына Тараса Бульбы. В них автор передал два противоположных отношения к Родине: верность и измену. Составим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.
Черты сходства:
1. Оба вышли из семьи запорожского казака.
2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.
3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.
4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.
Черты различия:
1. Остап суровый на вид, мужественный. |
1. Андрий более нежный, красивый. |
1. Остап был способен к учению, но желания учиться не было. |
2.Андрий учился охотно и без напряжения. |
1. Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. |
3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания. |
1. Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь. |
4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны. |
1. Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. |
5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов. |
1. Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. |
6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком. |
Почему гибнет сам Тарас Бульба?
(Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля!» Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы». Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу).
· Сформулируйте и запишите в тетради характерные черты Тараса Бульбы. (работа в группах.) (Слайд)
Примерная запись.
· Любовь к Родине и ненависть к врагам;
· Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
· Прямота и суровость нрава;
· Замечательные черты его как полководца;
· Высоко развитое чувство товарищества.
Заключительное слово учителя.
· Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества».
· Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями.
Ребята, оцените свою работу, заполните оценочные листы по пятибалльной шкале и сдайте их.
Выставление оценок.
Рефлексия.
· Сегодня я узнал…
· Меня удивило…
· Теперь я могу…
· Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение на тему (по выбору):
«Две жизни – две судьбы».
«Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.