Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Оценка 4.6

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
25.Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».docx

Урок литературы в 7 классе № 25

Тема: Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: 

·                образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

·                развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

·                воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи:

·                придать занятию проблемно-творческий характер;

·                развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работ

Ход урока

 Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…

В.Г.Белинский. 

Оргмомент.

Вводное слово учителя.

Мы с вами прочитали одно из лучших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

·         О чём это произведение?

·         Почему оно остаётся актуальным до сих пор? (ответы обучающихся).

·         Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».

·         Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести.

·         А что такое патриотизм? Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните:(Слайд)

Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова « род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

·         Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (ответы обучающихся).

1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины?

Проверка домашнего задания.

1 ряд - даёт характеристику Тарасу,

2 ряд - Остапу,

3 ряд - Андрию.

Слушайте, ребята, внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.

Оцениваем рисунки, сделанные ребятами по повести.

Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: патриот, героизм, предательство.

Словарная работа. ( Слайд)

1. Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

2. Предательство - поступок предателя.

3. Предатель - человек, который предал, изменник.

4. Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий Родину.

·         Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? ( Ответы обучающихся.)

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

·         Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: « И этот добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. « Но не Остап» - подчеркнул Гоголь. Почему? (ответы обучающихся.)

·         Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чём думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап думал о матери, а Андрий - о панночке.)

·         Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит? ( Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье, а не судьба близких и Родины.)


Отдаёт ли Андрий отчёт в том, что он собирается сделать и делает? ( Душевное состояние Андрия в этом эпизоде сложное: тут и недоумение, и испуг, тут и смутные воспоминания о чём-то далёком, но знакомом, тут и нетерпение скорей узнать и буря ощущений. Чувство Андрия не исчезло.)

Гоголь пишет: «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака» - вот он , душевное состояние Андрия. Андрий не может ждать ни одной минуты. Он должен идти к ней, видеть её, помочь ей. Он не думает о том, что она в стане врагов.

·         Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (Зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)

·         Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою? (ответы обучающихся).

·         Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад. Доброта и сострадание сами по себе прекрасны, если они не обернутся бедой для товарищей.) ( Надо, чтобы обучающиеся это поняли.) Сострадательный порыв Андрия именно таков.

·         А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми». (Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить, считаясь только со своими желаниями. Любовь - это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна. К такой мысли подводит нас автор.)

 

·         А теперь, ребята, обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами « Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

·         Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.

Как огонь

Бешеный порыв

Как ребенок

Бессильная ярость

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

Давайте проверим. Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

·         Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба».

·         Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей.)

·         Итак, приговор Тараса справедлив, по мнению автора, но со смертью Андрия гибнет молодость, красота, любовь, и Гоголь теперь, когда Андрий наказан, не может не пожалеть его: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо…»

·         А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало.)

·         А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. («Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.» Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.)

3 учебная ситуацияГероизм. (Слайд).

·         Обратим теперь внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до слов «Но Тараса уже …не было».

·         С кем сравнивает Гоголь Остапа? (Со львом, как исполин.) Почему?

·         Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и патриотические качества Остапа?

·         Что же даёт ему силы выстоять и героически принять смерть?

·         Почему Остап в минуты последних смертных мук хотел увидеть отца и услышать именно его голос? Кем был отец для Остапа? (Чтобы тот поддержал словом его и это слово для него является духовной поддержкой.)

·         Почему мы вправе назвать Остапа героем, а его смерть -- подвигом? (Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь, он защитник Родины, автор рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом, говорит, что «ему на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Остап - верный сын Родины. В нём воплощены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину и умереть за неё).

·         Ребята , перед нами два образа – два сына Тараса Бульбы. В них автор передал два противоположных отношения к Родине: верность и измену. Составим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

Черты сходства:

1. Оба вышли из семьи запорожского казака.

2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.

3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.

4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.

Черты различия:

1.       Остап суровый на вид, мужественный.

1. Андрий более нежный, красивый.

1.       Остап был способен к учению, но желания учиться не было.

2.Андрий учился охотно и без напряжения.

1.       Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.

3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.

1.       Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь.

4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны.

1.       Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.

5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов.

1.       Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.

6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.


Почему гибнет сам Тарас Бульба?

(Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля!» Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы». Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу).

·         Сформулируйте и запишите в тетради характерные черты Тараса Бульбы. (работа в группах.) (Слайд)

 

Примерная запись.

·         Любовь к Родине и ненависть к врагам;

·         Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

·         Прямота и суровость нрава;

·         Замечательные черты его как полководца;

·         Высоко развитое чувство товарищества.

Заключительное слово учителя.

·         Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества».

·         Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями.

Ребята, оцените свою работу, заполните оценочные листы по пятибалльной шкале и сдайте их.

Выставление оценок.

 

Рефлексия.

·         Сегодня я узнал…

·         Меня удивило…

·         Теперь я могу…

·         Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

Домашнее задание: написать сочинение на тему (по выбору):

«Две жизни – две судьбы».

«Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время?»


 

Урок литературы в 7 классе № 25

Урок литературы в 7 классе № 25

Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад

Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад

Остап хладнокровен и рассудителен

Остап хладнокровен и рассудителен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021