Патриотическое воспитание
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание

Оценка 4.6
docx
03.03.2024
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание.docx

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.

Автор: Смагина Светлана Михайловна, учитель начальных классов , МАОУ СОШ № 109 Кировского района г.Новосибирска.

Описание материала: В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я им являюсь в течение всей своей педагогической деятельности. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патриотическому воспитанию детей в школе.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/4/37259_a59ee03e3421685ff2a0c1a17e368931.jpg.jpg


Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Описание педагогического опыта

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности (а это 43 года) я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа по воспитанию ведётся круглый год и поэтому мной составлена программа по этому направлению.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаю следующие 
задачи:
- стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, родного города
- формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями школы, города, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству.
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.

Направления патриотического воспитания

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/4/37259_abed73550350d017a7677e263c0d2566.jpg.jpg


В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление гениологических древ «Мое семейное древо»;
- сделали  фото выставку –  на тему « Я помню! Я горжусь!» От истории семьи к истории страны
- проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья»«Пусть всегда будет мама» и др.;
- организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека»«День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы


При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
- сбор материала и оформление стенда «Учителя на фронте и в тылу!»

-открытие мемориальной доски на здании школы первому директору участнику ВОВ Юдину Дмитрию Ивановичу;

-установка памятника первому директору на кладбище Клещиха ,уход за могилой
- сбор материала и оформление стенда «История школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

 

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

 


Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родной школе, районе.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
- сбор материала о героях своей семьи
- оформление стенда о 18 Воинах Героях –Сибиряках «Они защищали Родину»;
- изучение истории возникновения нашего округа,города,района,улицы;
- создание презентации «Мой прадед – герой!» Тархов Роман;
- проведение урока – путешествия «Заповедные места родного края»;
- конкурс рисунков «Красоты моего края»;
- проведение классного часа «Мой Новосибирск родной!»;
- внеклассного мероприятия «День земли»;
- в школьном музее проведен классный час «Наши выпускники повторяют подвиг своих дедов»,
- внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата; Сергей Солнечников
- участвуем в шествии « Бессмертный полк»

 

 

 

 

 

 

Многие мероприятия были проведены в школьном музее.

 


Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни родной школы,выпускников, история их родного города, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/4/37259_cd59025cd1766138f59189858df2da6d.jpg.jpg


Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- ежегодно 13 сентября отмечаем– День Памяти – в память о 18 Воинах-Сибиряках погибших на Безымянной высоте 224,1
- ежегодно провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;
- провела урок мужества «Не забудется Афган», посвящённый 30-летию вывода советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;


- конкурс «Мальчишка - будущий солдат»;
- праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»;

 


- выпускаем стенные газеты к праздникам.
Ежегодно в канун празднования 
Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка»«Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
- провела классные часы « Дети блокадного Ленинграда», посвященные снятию блокады Ленинграда;

- классные часы «Ты же выжил, солдат»«Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;
- урок мужества «Колокола нашей памяти», посвященный битве за Москву;
- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;
- историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной»;
- урок «Наши учителя на фронте и в тылу»».
Подготовили проекты: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»«Ветеран в моей семье». Создали по этим проектам презентацию, видео.
 
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!


 

Патриотическое воспитание школьников

Патриотическое воспитание школьников

Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис

Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис

В соответствии с целями, задачами

В соответствии с целями, задачами

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: - сбор материала и оформление стенда «Учителя на фронте и в тылу!» -открытие мемориальной доски…

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: - сбор материала и оформление стенда «Учителя на фронте и в тылу!» -открытие мемориальной доски…

Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой

Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой

Многие мероприятия были проведены в школьном музее

Многие мероприятия были проведены в школьном музее

Афганистана, дню воинов-интернационалистов; - традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику

Афганистана, дню воинов-интернационалистов; - традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику

Дню Победы «Не забудем это никогда» ; - историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной» ; - урок «Наши учителя на фронте и в тылу»»

Дню Победы «Не забудем это никогда» ; - историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной» ; - урок «Наши учителя на фронте и в тылу»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024