«Патриотическое воспитание младших школьников через метод проектной и исследовательской деятельности»
Оценка 4.8

«Патриотическое воспитание младших школьников через метод проектной и исследовательской деятельности»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
30.07.2020
«Патриотическое воспитание младших школьников  через метод проектной и исследовательской деятельности»
В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи для восприятия в современном обществе. Раскрывается методы работы по патриотическому воспитанию с учащимися начальной школы МОУ Лицея №5 имени Ю.А.Гагарина . Подчеркивается важность проектной и исследовательской деятельности для становления патриотического воспитания.
статья на курсы_Константинова Е.Е..docx

Тема: «Патриотическое воспитание младших школьников  через метод проектной и исследовательской деятельности»

 

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым!
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся! Поклонимся друзья!

А. Пахмутова

 

Аннотация

В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи для восприятия в современном обществе.  Раскрывается методы работы по патриотическому воспитанию с учащимися начальной школы МОУ Лицея №5 имени Ю.А.Гагарина . Подчеркивается важность проектной и исследовательской деятельности для становления патриотического воспитания.

   

 

      «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во  всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].

Безусловно, патриотизм как качество личности включает в себя:

– патриотические чувства: любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; переживание чувств привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России,

– патриотическое сознание: такие сформированные  понятия, как  «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа.

Правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].

В начале нового века в России происходит возрастание значимости патриотического воспитания, идет восстановление его структуры, наполнения ее новым содержанием.

Современное видение мира и человека в нем настолько быстротечно и неоднозначно, что порой задумываешься над теми событиями, которые происходят в современном обществе. В свете последних событий, все чаще слышу вопросы, которые задают друг другу люди: «Если в мире происходят события, которые способны перевернуть история Великого государства с ног на голову, так ли важно прививать подрастающему поколению патриотические качества личности? Необходимы ли детям знания о той страшной трагедии, которая постигла весь мир тогда, в 1941 году? Стоит и знать тех героев, которые, несмотря ни  что, шли вперед, к заветной цели?  К Победе?»

Мнение людей на данный вопрос может быть абсолютно разным, ведь каждый человек имеет право на свое собственное, отличное от других, мнение. Мое мнение на поставленный вопрос является однозначным  - мы обязаны не только сами знать о них и помнить о событиях 1941 – 1945 годов, но как можно больше говорить об этом подрастающему поколению.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколенияодна из главных задач нашего современного общества, а детство — самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине.

В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского – воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации он воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.

Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладывается образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам. Само понятие патриотизм можно понимать следующим образом: Патриотизм – это высокое чувство любви к Отчизне, присущее большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за её будущее.

- Основными качественными характеристиками патриотизма являются:

- постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;

- любовь к своему Отечеству, государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках;

- развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;

- моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние, за их будущее;

- развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своего труда;

- желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать безопасность во всех сферах жизни своего Отечества;

- обширная деятельность государственных, частных структур, каждого гражданина в целях процветания Родины, своего народа, повышения ее международного авторитета;

- приверженность ценностям, положительным традициям, идеалам своего государства, своего народа, своей профессии;

- постоянное ощущение величия своей Родины;

На основе понимания сущности патриотизма и ведётся патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, государств, на передовых идеях и воспитательных технологиях.

 

В своей педагогической практике использую поисковый, исследовательский метод, метод беседы, круглого стола;  те методы работы, которые позволяют получить результат у учащихся через собственную деятельность, не  получая готовые шаблоны и ответы.

Провести беседу – это одна из простых форм работы. Можно рассказать детям о том, как трудно было людям, как выживали в те трудные годы, как трудились не покладая рук под лозунгом: «Все для фронта! Все для Победы!» Беседы нравоучительного характера оставят след в памяти детей, но лишь ненадолго. Я считаю, важно и необходимо сделать так, чтобы ученики не только прослушали готовую информацию, но как сказано выше самостоятельно пришли к определенным выводам и результатам.

За время работы, все больше убеждаюсь том, что одним из важных моментов в патриотическом воспитании является именно собственная деятельность учащихся.

Современное образование большую роль уделяет проектной и исследовательской деятельности, такой метод  работы позволяет учащимся быть самостоятельным и активным в работе, направленной на получение результата. Именно поэтому, начиная с 1 класса, внедряю данный метод. За время работы моими воспитанниками было исследовано  множество литературы по выбранным темам, посещение библиотеки, выезд к местам трагических событий , уход за памятниками, находящимися в местах не совсем доступных для общего посещения. Одна из первых тем учащимися была выбрана самостоятельно, после проведения акции  «Георгиевская ленточка» в преддверии Дня Победы. Тема оказалась достаточно трудной для учеников 3 класса, но с каким трудолюбием, усердием , любознательностью изучали все новые и новые документы и книги юные исследователи, с каким трепетом делились найденной информаций, с какой гордостью рассказывали о своих родных бабушках и дедушках, которые не из книг и фильмов знают о трагедии и ужасах войны. Работа была проделана большая и серьезная и результат был таким , каким мы хотели его увидеть. Каждый ребенок изготовил брошюру, в которой разместил краткую история возникновения Георгиевской ленточки, о героях, прошедших сквозь ужасы военных лет. Совместно с учащимися был посещен Исторический музей, в котором узнали о том, что существует несколько версий возникновения Георгиевской ленточки , принимали участие в акции «Георгиевская ленточка победителям» . С гордостью представили проделанную работу на Международном конкурсе «Школа Диалог культур» в городе Красный Кут.

«Опаленные войной» - работа о детях войны, «У них не был выбора» - животные, воевавшие наравне с людьми, «От Магнитогорска до Берлина» (триптих памятников, посвященных Великой Победе) – работы, которые мы с успехом выполнили, досконально изучили мельчайшие подробности тех событий и с успехом представили их на мероприятиях различного уровня.

Безусловно, такая работа крайне необходима в школе! Именно она позволит не навязывать свое мнение или мнение другого взрослого человека, а вызвать истинный интерес к событиям, происходившим в мире. Именно этот интерес позволит сформировать у учащихся стойкую уверенность и важность быть патриотом, гражданином своей Родины.

Каждый раз задаюсь вопросом о том, что же заставляет людей на митинги, брать в руки оружие, «переписывать» историю государства? Среди множества ответов, мое мнение однозначно: незнание истории своего государства, пренебрежение историческими ценностями, неуважение к памяти – вот главные причины сложившейся ситуации в современном обществе. Разве могли мы подумать еще несколько лет назад о том, что спустя 75 лет по улицам позволят себе ходить люди, пропагандирующие фашизм? Разве могли знать , что старики проронят слезу не от радости в День Победы, а от вновь разрушенных домов?  Вряд ли кто – то мог себе это представить!

Какую же роль имеет школа и образовательный процесс в формировании патриотических качеств личности подрастающего поколения! Ответ прост: наша задача и цель направлять учащихся, помогать узнавать и  знать свою историю, формировать стойкое убеждение  в необходимости чтить память тех, кто несмотря ни на что шел вперед, дл нашей мирной жизни. Только работая над формированием памяти, над уважением к истории и традициям народа, мы имеем возможность взрастить порядочную  и активную в своих позициях молодежь.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://C:/Users/HP/Desktop/Gospotriotprogramma.2016_2020.pdf (дата обращения: 28.11.2016).


 

Тема: «Патриотическое воспитание младших школьников через метод проектной и исследовательской деятельности»

Тема: «Патриотическое воспитание младших школьников через метод проектной и исследовательской деятельности»

Правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладывается образ

Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладывается образ

Победы!» Беседы нравоучительного характера оставят след в памяти детей, но лишь ненадолго

Победы!» Беседы нравоучительного характера оставят след в памяти детей, но лишь ненадолго

Безусловно, такая работа крайне необходима в школе!

Безусловно, такая работа крайне необходима в школе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020