Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС в поселковой школе
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС в поселковой школе

Оценка 4.6
docx
28.06.2022
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС в поселковой школе
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС в поселковой школе.docx

«Патриотическое воспитание младших школьников

в условиях реализации ФГОС

в поселковой школе»

 

(слайд 2)

Актуальность исследования обусловлена тем, что:

патриотическое воспитание подрастающего поколения, а в частности младших школьников,  является одной из важнейших задач современной школы.  К сожалению, мы живём в непростое время, когда сила негативного влияния, исходящая от телевидения, интернета, улицы, где большую часть времени проводит младший школьник, во много раз превзошла влияние школы. Да и не в каждой семье учат умению сопереживать, сострадать, быть доброжелательным, приветливым, милосердным, внимательным к окружающим. В результате – в нашем обществе наблюдается равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и его символике. Во многом утрачено чувство ответственности, долга перед родителями, семьёй, обществом, Отечеством.

 

Начальная школа – важный этап становления человеческой личности.        Воспитание гражданина, маленького патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества.

 

(слайд 3)

Цель исследования:  Выявить эффективность программы  «Я -  маленький патриот»,  на  развитие уровня патриотического воспитания младших школьников.

 

Объект исследования:  патриотическое воспитание школьников.

 

(слайд 4)

Предмет исследования: Программа внеурочной деятельности «Я  - маленький патриот», разработанная   на основе национального – регионального компонента (НРК)  начального общего образования, как средство патриотического воспитания младших школьников.      

 

Гипотеза исследования:  предполагается, что программа внеурочной воспитательной деятельности  «Я - маленький патриот», будет способствовать повышению уровня патриотического воспитания младших школьников.

 

(слайд 5)

Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы  в работе были определены следующие  задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по  теме исследования;  - определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях;  - изучить и определить эффективные пути взаимодействия с общественностью и семьёй для достижения поставленных целей; - разработать программу воспитательной внеурочной деятельности   по формированию патриотизма у младших школьников; - подобрать методики и провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников.

 

(слайд 6)

Методологическая основа

-методологическая основа исследования представлена на слайде.

 

 

(слайд 7)

Методы исследования: В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования, в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной педагогики:

-теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической и специальной литературы,  сравнение, обобщение,  проектирование;

-эмпирические методы: наблюдение, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;

-методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.

 

Методики исследования представлены М.Т. Масловой

1. Методика №1 «Я – патриот».

2. Методика №2 «Незаконченное предложение».

3. Методика №3 «Мое отношение к малой родине».

 

(слайд 8)

База исследования: В исследовании приняли участие 25 обучающихся младших классов  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа» посёлка  Покосное, в возрасте от 9 до 10 лет. Все обучающиеся  (14 девочек и 11 мальчиков), занимаются второй год по программе «Я - маленький патриот».          

 

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в практической работе классного руководителя и психолога  в школьных учреждениях.

 

(слайд 9)                   

Что такое патриотизм?

Это  любовь  к  своей  Родине,  которая  проявляется глубокими  и  сильными  человеческими  чувствами. 

Это  нравственный  и  общественный  принцип  отношения  людей  к  своей  стране.

   

 Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, праздники, акции, конкурсы, викторины, родительские собрания, встреча с интересными людьми.

 

(слайд 10)     

Выводы по первой главе

Успех патриотической работы в начальной школе, зависит от нравственно-психологического облика учителя, его психолого-педагогической и профессиональной подготовки, отношения к своим обязанностям, от умения плодотворно сотрудничать с родителями младших школьников. Работа по нравственному воспитанию должна, проводится, регулярно и в системе. Воспитание патриотизма начинается в семье, затем продолжается в школе, где прививаются детям такие качества, как ответственность перед страной, уважение к окружающим, своей Родине, интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к традициям земляков и др. Чем полнее, глубже, ярче и содержательнее  будут знания учащихся в этом направлении, тем  лучше они поймут  сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

 

(слайд 11)

Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа:

На первом (констатирующем) этапе  исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста.

 

Цель: изучение уровней сформированности  патриотического воспитания у младших школьников.

 

Задачи:

      1. Разработать систему критериев и показателей сформированности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

      2. Выявить базовый уровень сформированности патриотического воспитания  детей младшего школьного возраста.

 

При работе, для выявления уровня патриотического воспитания, использовались три методики Масловой. Критерии по трем методикам были разработаны одинаково.

 

Испытуемым детям задавались вопросы, результаты заносились в таблицы.

1 методика «Я – патриот», состояла из 17 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагалось три варианта: «да», «нет», «не уверен». За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов: «да» - 2 балла;  «не уверен» - 1 балл;  «нет» - 0 баллов; 

Максимальное количество баллов – 34.

2методика «Незаконченное предложение», состояла из 17 вопросов, которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. За правильный ответ испытуемый получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 17.

3 методика «Моё отношение к малой родине», состояла из 10 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагалось три варианта: «да», «нет» или «не уверен». За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 20.

 

В констатирующем эксперименте для удобства сравнения результатов проведенных трех методик был составлен сравнительный анализ.

 

 

(слайд 12)

Полученные данные отражены на рисунке 1.

 

Данный анализ результатов показывает общую картину сформированности патриотического воспитания. Сопоставляя результаты, по трём методикам, можно сделать вывод, что большинство младших школьников, а именно 31 человек, что составляет 41.3%,  обладают средним уровнем патриотического воспитания, 28 человек, а это 37.3%,  обладают уровнем ниже среднего, 16 человек, а это 21.3%, обладают низким уровнем сформированности патриотического воспитания.

Следует заметить, что группа испытуемых, набрала всего 776 баллов из возможных 1775-ти, что составляет  43.7 %  уровня сформированности патриотического воспитания.

В ходе диагностики состояния патриотического воспитания в школе, были выявлены следующие проблемы:

- снижение уровня патриотизма у младших школьников;

- отсутствие гордости, любви и привязанности к Родине;

- падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре;

- проявление среди младших школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма;

- неуважительное отношение к государству.

 

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость нового подхода к воспитанию младших школьников.

 

Проведя беседу с испытуемыми после результатов диагностики и проанализировав мнения опрошенных детей, можно сделать вывод, что идея патриотического воспитания достаточно востребована, обучающимся очень интересны мероприятия по патриотическому воспитанию, но недовольны малым количеством проводимых  мероприятий в этом направление.

 

(слайд 13)

На 2 этапе – формирующий была разработана и внедрена программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному  направлению  «Я - маленький патриот».

Цели: формирование основ патриотизма: воспитание патриота своей малой родины, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны.

Задачи:

- формировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности;

- прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;

- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

 

Занятия внеурочной деятельности «Я - маленький патриот» являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Работа по программе осуществляется с сентября 2016 года. В течение всего учебного года было проведено:

 2 открытых мероприятий - «Спасибо говорим  учителям», «Спасибо говорим приёмной маме».

 4  классных часа - «Беслан – три дня ада», День народного единства,  «Мои права и обязанности», «День Конституции РФ»

 

 

 

 2 акции - Акция «День матери», Акция «День пожилого человека».

1 встреча с интересными людьми -  «Подвиг народа мы не забудем!». 

 1 игра – путешествие - «Следопыты»

 1 беседа, участие в митинге.

 

Работа по патриотическому воспитанию  продолжилась в сентябре 2017 года. 

Многие мероприятия, классные часы и встречи проходили в присутствии не только родителей обучающихся, но и неработающих педагогов,  и жителей села  Покосное.

 

(слайд 14)

3 этап – контрольный.

Цель: выявить динамику развития патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста  после проведения системы разработанных внеклассных занятий и экскурсий.

Задачи: повторно провести анкетирование; проанализировать результаты; сопоставить результаты в констатирующем и в контрольном эксперименте; сделать выводы.

В контрольном эксперименте, как и в констатирующем, проводился метод анкетирования, по тем же анкетам.

Для удобства сравнения результатов трёх проведенных методик был составлен сравнительный анализ.

 

(слайд 15)

Полученные данные отражены на рисунке 2.

 

 

Делая вывод, можно сказать, что большинство младших школьников испытуемой группы, а это 36 человек, что составляет 48.0 %, обладают средним уровнем патриотического воспитания,

26 человек, что составляет 34.7 %, обладают уровнем ниже среднего, 12 человек,  что составляет 16.0 %, имеют низкий уровень и только 1 человек, что составляет 1.3 %, обладает высоким уровнем сформированности патриотического воспитания.

Следует заметить, что испытуемая  группа  набрала  уже 821 балл из возможных 1775-ти, что составляет -  46.2 %.

Подводя итоги  сравнения результатов проведенных методик, за полный период эксперимента, был составлен сравнительный анализ, который показывает общую картину сформированности патриотического воспитания в течение всего эксперимента.

 

(слайд 16)

Полученные данные отражены на рисунке 3.

 

 

Сравнивая  результаты, можно сделать вывод: средний уровень патриотического воспитания повысился у 5 человек, что составляет 6.7 %,   уровень ниже среднего понизился у 2 человек, что составляет 2.7 %,  низкий уровень понизился у 4 человек, что составляет 5.3 %, высокий уровень сформированности патриотического воспитания, только у  1, что составляет 1.3 %. 

 

Следует заметить, что испытуемая  группа  набрала  на 45 баллов больше, что составило на 2.5 % больше, чем в начале эксперимента.

Анализ результатов исследования в целом на начало, и конец учебного года очень отличаются  положительной динамикой, что, несомненно, радует.

 

 

(слайд 17)

На основе полученных результатов исследования, можно сказать, что решая задачи патриотического воспитания, необходимо выстроить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Воспитание патриотизма у младших школьников требует от учителя  личной убеждённости и вдохновения. В памяти ребенка надолго остаются  только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость, сделав собственное открытие.

 

Воспитать  любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями школы и семьи. Никакие знания учителя не дадут полного эффекта, если сам он не будет любить страну, свое село, свой народ.

 

Только при полной реализации программы «Я – маленький патриот», во 2- 4 классах, есть возможность сформировать интерес младших школьников  к историческому наследию не только села, но и страны в целом. Привить свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаём детям. И нашим детям есть чем гордиться!

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи выполнены, и подтверждена научная гипотеза  о том, что разработанная и внедренная в практику программа «Я – маленький патриот» способствует формированию патриотического воспитания младших школьников.

 

Чтобы воспитать патриота своей Родины, а именно маленького патриота - это, конечно же, ответственная и в то же время сложнейшая задача, решение которой, начинается еще в дошкольном возрасте.

 

Систематическая  и  целенаправленная работа, использование разнообразных средств воспитания и методик, старание семьи и школы, ответственность взрослых за свои действия и слова, могут дать положительную динамику,  и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

И если в результате педагогической работы младшие школьники  будут располагать знаниями о своей стране, символике своего государства, географическом расположении своей малой родины, страны в целом, великих людях страны, культурных наследиях, традициях, праздников, природе. 

Если младшим школьникам будут известны имена тех, кто защищал нашу родину. 

Если младшие школьники  будут проявлять интерес к знаниям, читать военные  стихи и петь песни, то можно считать, что задача будет выполнена в рамках, доступных младшему школьному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях класса и школы, муниципального и регионального уровня, младшие школьники, ставшими взрослыми, постараются сделать все лично от себя зависящее. 

Воспитательная работа  даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет идти от класса к классу по возрастающей.

(слайд 18)

Работу по формированию патриотического воспитания младших школьников необходимо продолжать  дальше, и тогда обучающиеся младших классов, когда будут совсем взрослыми людьми, будут настоящими  патриотами своей огромной страны, под названием Россия.

 

(слайд 19)       

Спасибо за внимание!

 

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженье любое!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобою!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!


 

Скачано с www.znanio.ru

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации

Методологическая основа -методологическая основа исследования представлена на слайде

Методологическая основа -методологическая основа исследования представлена на слайде

Родиной. (слайд 11) Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Родиной. (слайд 11) Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Данный анализ результатов показывает общую картину сформированности патриотического воспитания

Данный анализ результатов показывает общую картину сформированности патриотического воспитания

Акция «День матери», Акция «День пожилого человека»

Акция «День матери», Акция «День пожилого человека»

Сравнивая результаты, можно сделать вывод: средний уровень патриотического воспитания повысился у 5 человек, что составляет 6

Сравнивая результаты, можно сделать вывод: средний уровень патриотического воспитания повысился у 5 человек, что составляет 6

Систематическая и целенаправленная работа , использование разнообразных средств воспитания и методик, старание семьи и школы, ответственность взрослых за свои действия и слова, могут дать положительную…

Систематическая и целенаправленная работа , использование разнообразных средств воспитания и методик, старание семьи и школы, ответственность взрослых за свои действия и слова, могут дать положительную…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022