МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
Учитель начальных классов
Кокарева Раиса Валентиновна
Образование высшее
Категория первая
Педагогический стаж: 43 года
Стаж работы учителем
начальных классов: 43 года
«Патриотическое воспитание младших школьников
на уроках литературного чтения»
Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной, готовности к её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения предусматривает главной целью духовно-нравственное развитие личности обучающихся. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школы по ФГОС строится, в частности, вокруг оценки сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира.[1]
Воспитывать патриота надо начинать в начальной школе. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Этот возраст представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определённых духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель. Решением проблемы –«Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения» мы занимаемся на протяжении нескольких лет, реализуя поставленную цель – воспитание патриотических качеств младших школьников в процессе работы с текстом.
Преодолеть трудности при решении задач по формированию патриотических качеств младших школьников нам помог УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Литературное чтение там представлено авторами Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах УМК«Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой -помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. В учебниках подобраны тексты, позволяющие младшему школьнику эмоционально воспринимать произведение, испытывать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение. Очень интересны в учебной хрестоматии произведения, объединенные в разделы «О тебе, моя Родина», «Мир родной природы», «Учимся уму-разуму», «Мир сказок», «Малые жанры фольклора», которые дают возможность в течение года возвращаться к изучению произведений, позволяющих воспитывать у детей любовь к Родине, природе, доброты, трудолюбия.
На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Невозможно представить уроки литературного чтения без произведений А.П.Гайдара и Л.Пантелеева, герои которых смелы, решительны, способны на героические поступки, отличаются высокой нравственностью, ценят дружбу. Авторы учебников предлагают нам несколько рассказов этих замечательных писателей. Читая и анализируя произведения, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках добра и зла, возможностях человека и его месте в мире. Через чтение литературы перед нами раскрываются ярчайшие страницы героической истории нашей Родины. При чтении книг о революции, гражданской и Великой Отечественной войнах мы осмысливаем то, что нам угрожало и что отстояло старшее поколение. Читая о героях былины «Волх Всеславович», легенды «О граде Китеже», «О покорении Сибири Ермаком» мы глубже проникаемся чувством долга, ответственности за судьбу Родины.
Огромное значение в патриотическом воспитании учащихся имеет приобщение их к духовной жизни литературных героев - носителей лучших черт национального характера. Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания в процессе приобщения учащихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь школьников, безусловно, способствует формированию убеждений патриота, гражданина, личности, способной к активному проявлению велений своего ума и чувств.
Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Широко привлекаются практические действий учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность, игровые приемы, письмо (дописывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой присутствует дополнительная литература в учебной хрестоматии: произведения русского фольклора, библейские предания, произведения русской классики, а главное - вводятся тексты о Великой Отечественной войне, о суровых военных буднях, о детях и их жизни в годы войны и послевоенное время. Также в учебной хрестоматии множество произведений, позволяющих сделать литературное чтение любимым школьным предметом. Обучение осуществляется не только с помощью учебников, но и рабочих тетрадей для каждого класса, которые обеспечивают педагогическую поддержку и сильным, и слабым учащимся.
Мы благодарим авторов учебников за умело подобранные тексты, воспитывающие у детей доброту, честность, дружбу, за привитие любви к родному языку, родному слову, родной природе.
Главным условием решения задач патриотического и нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, осознавать его образную природу, сопереживать героям и автору, т.е. извлекать всю информацию, содержащуюся в произведении. Самое главное, чтобы ученики смогли с помощью воображения войти в нарисованную писателем жизнь, отозваться душой на переживания героев и соотнести со своей жизнью и своими переживаниями. Эти задачи на уроках литературного чтения решаются через следующие виды деятельности:
• осмысленное чтение художественных произведений;
• определение главной мысли художественного произведения;
• составление характеристик героев литературных произведений;
• построение диалогов;
• написание литературно-творческих работ;
• написание сочинений
• соотнесение иллюстраций и репродукций с литературными текстами;
• проектирование судеб героев;
• сравнительный анализ героев двух разных произведений;
• театрализация.
Главным воспитывающим
средством является деятельность школьников на уроке, которая должна быть
проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей. Это размышления
учеников над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их
непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, причинами и
последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви,
счастья и несчастья и другими сложными вопросами жизни. Все это решается через
анализ художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного
чтения, через осмысление и освоение детьми в процессе этой работы нравственных
ценностей, заключенных в произведениях. Поэтому учителю необходимо
актуализировать эти проблемы для всех учеников, организовать процесс их
личностного освоения с соблюдением меры трудности.
Главной целью анализа художественного произведения является доведение учащихся до уровня понимания идеи произведения.
Почему автор создал это произведение? Что его взволновало? Какая поднята проблема?
Виды анализа, используемые на уроках литературного чтения
Прием «Система вопросов»
Противоречия в тексте, альтернатива мнений.
Технологические приемы анализа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.