Великие страницы истории нашей страны. Проектная деятельность.
Шабалина Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Пушкино «Образовательный комплекс №8»
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
«Родной край, его история», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Культура всегда отражает состояние души человека, так как связана с пониманием им смысла добра и зла и выражением этого смысла в различных формах своей жизни.
Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю. Родина есть только у того, кто её любит. Нельзя человека насильно заставить любить. Это право его свободного выбора. Культура России созидалась людьми, которые любили своё Отечество.
Культурный человек – человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.
Изучение истории обеспечивает преемственность, связь поколений, позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, хранит историческую память, не даёт стать «Иванами, не помнящими родства».
У нас есть кладезь - родная история, близкая каждому из нас. В истории каждого государства есть памятные страницы. И в истории нашей страны таких дат немало. Но особое место в этом ряду занимает 9 мая – праздник Великой Победы.
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…»
Эхом доходят события тех тяжёлых лет до наших дней. Тем более сейчас, когда иные пытаются переписать историю заново, представив факты в новом, выгодном для себя, свете.
Для того чтобы новые поколения правдиво видели историю необходимо систематическое и последовательное духовно-нравственное воспитание детей, ведь именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний и верой в истинность всего.
Особенностью программы духовно-нравственного развития является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности
созидательного характера.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию может вестись в разных направлениях. В моей работе это: посещение музеев; краеведческая и исследовательская работа; встреча с ветеранами; проектная деятельность.
Начиная уже с первого класса и на протяжении всех четырёх лет обучения, я постепенно знакомлю ребят с разными страницами Великой Отечественной войны.
Начинается работа с краеведческого направления. Знакомясь с родным городом, обращаем внимание на памятные места, связанные с Великой Отечественной войной. Поэтапно посещаем памятники, посвящённые павшим, узнаём историю появления этого памятного места. Начинаем с главного мемориала города парка Победы. Проводим небольшое мероприятие: дети читают стихи, возлагают цветы к вечному огню, узнают историю появления этого мемориала и значение, входящих в него символов. Класс приобщается к движению «Белые журавли», когда вспоминая тех, кто не вернулся с войны, мы возлагаем не только цветы, но и делаем белых бумажных журавлей – символ души погибших на поле боя.
Уже во 2 классе, расширяя знания о городе, узнаём историю появления района города «Зелёный городок». В нём есть памятник павшим жителям посёлка. На нём всего 22 фамилии. Ребята проводят исследовательскую работу и узнают, что памятник раньше находился в другой части городка и был сооружён сразу после войны на частные средства, собранные жителями Зелёного городка, и на памятных табличках фамилии людей – жителей городка ушедших на фронт, но не вернувшихся домой. Со временем памятник обветшал, и современные жители приняли решение о замене памятника. На свои средства они поставили новый обелиск, перенеся его на новое подготовленное место. И пусть этот памятник не велик, и не изыскан, но сделан он от чистого сердца тех, кто через года и века пронесёт память о тех, кто отдал свои жизни, чтобы мы могли жить сегодня. В канун 9 Мая мы посетили Зелёный городок, провели митинг и возложили цветы и журавликов к памятнику павшим.
История страны становится не отвлечённой наукой, когда она приобретает живые очертания реальной жизни реального человека. А кто может быть нам ближе всех и реальней, как не наши родные, не члены нашей семьи, не их жизнь.
Именно через историю семьи, историю своего края легче всего постигнуть азы истории всеобщей. Именно поэтому продолжением семейной темы Великой Отечественной войны становится участие в акции «Бессмертный полк».
Учащиеся начинают узнавать подробности из семейного архива, герои приобретают реальные очертания, история становится ближе и роднее. Каждый учащийся узнаёт, кто из их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне и какой путь прошёл. Ребята с гордостью рассказывали о своих родных в классе, показывали семейные фотографии, сохранившиеся награды. Такое прикосновение к прошлому рождает уважение и гордость за свою семью, страну и появляется чувство патриотизма, желание быть похожим на тех людей, которые принесли родной стране победу.
Наряду с малыми памятниками в нашем городе есть и памятник, который поставила фабрика своим рабочим, погибшим во время войны. Эту страницу ребята изучают следующей в родном краеведении. Узнавая, как появился и развивался город, нельзя пройти мимо этого предприятия. А встречи с ветеранами делают историю реальной. Живое общение позволяет сделать связь поколений не какой-то мифической, а настоящей, человечной и душевной. К сожалению, организовывать такие встречи с каждым годом становится всё труднее.
Одновременно с краеведческой работой мы посещаем музеи, где пополняем свои знания. Начинаем с краеведческого музея. Затем Центральный музей Вооружённых сил России, где узнаём о славных традициях русской армии. В Музее Современной истории на экскурсии «Как наши деды воевали» знакомимся с главными событиями Великой Отечественной войны. В Государственном музее обороны Москвы узнали почему Москва была главной целью нацистской Германии, а Московская битва – главным событием Великой Отечественной войны. Увиденные подлинные предметы и документы помогли почувствовать атмосферу того времени.
Узнав о героическом противостоянии городов СССР фашистским захватчикам, родился проект «Города – герои». Ребята изучали продвижение немецких войск по нашей территории и выстраивали цепочку событий, как город за городом оказывали серьёзный отпор врагу.
Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе ещё раз показало масштаб происходившего, цену, которую пришлось заплатить нашей стране, ту боль и страдания, которые испытали люди. Мы прошли по аллеям Парка Победы и почтили минутой памяти всех тех, кто не вернулся с войны.
Информация, полученная в музеях, подкреплялась чтением художественной и исторической литературы. При её изучении, ребята обратили внимание на то, что дети во время войны тоже принимали активное участие и на фронте, и на оккупированных территориях, и в тылу. И здесь появилась идея создание проекта «Дети Великой Отечественной войны». Этот проект показал, что большая исследовательская работа на серьёзную тему может быть полноценно выполнена учениками класса. Ребята показали этот проект для учащихся всей школы.
Несколько лет назад в нашем городе был поставлен памятник «Детям войны», и в канун 9 Мая мы посетили его и провели там торжественное мероприятие.
Финалом четырёхлетней работы стал выпуск альманаха в виде самодельного журнала «Великая Отечественная война», где ребята обобщили и проиллюстрировали собранный ими материал.
Таким образом, внеурочная деятельность позволяет полноценно осуществлять подготовку к проектным работам обучающимися и повышать их уровень образованности, одновременно воспитывая чувства уважения и гордости за своих предков, за свою страну.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам, духовную осёдлость. И мы можем это делать. Нашей стране нужны граждане, гордящиеся своей державой и готовые прославлять её в будущем – патриоты своей Родины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.