"Патриотическое воспитание школьников"

  • doc
  • 05.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Патриотическое воспитание школьников.doc

«Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее».

                                                                                 

                                                                                                    

                                                        Д. С.  Лихачёв

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  

ШКОЛЬНИКОВ

 

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.

          Патриотическое воспитание на школьном материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших  традициях российского  народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сы­нов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримо­сти к врагам России.

Что такое патриотизм? Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине.

       Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

     В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

      Край наш богат историческими событиями, в которых принимали участие наши земляки — белоярцы.  И среди работ по родословию основное место занимает составление генеалогического древа. При изучении темы «Великая Отечественная война» учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала о белоярцах – участниках войны. Изучение темы «Великая Отечественная война» заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам про­славленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества.

В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспом­нить русские былины, песни, сказания и т. д. Хорошим наглядным примером патриотизма является изучение на уроках истории в 6 клас­се фрагментов текста «Повести временных лет». Например,  на уроке я зачитываю  описание того, как князь Святослав в трудную минуту обра­тился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые ибо срама не имут»...

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изуче­нии нашего исторического прошлого, познании наших корней, осоз­нании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и госу­дарстве.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах герои­ческой борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшествен­ники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя инте­ресов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Кос­модемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страш­ными пытками военной и государственной тайны! Здесь уместно уче­никам привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского, ко­торый по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

Практически ни один урок истории не проходит без изучения до­стойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созида­тели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Рус­скую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.

Очень много внимания уделяется военной истории, изучению круп­нейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята го­товят презентации, сообщения об этих великих людях Рос­сии, а затем делятся своими творческими успехами в этом направ­лении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положи­тельные и отрицательные черты характера, высказать своё отноше­ние к данной личности.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе форми­рования нравственных качеств учащихся.  

В учебниках истории обычно не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся хо­рошо знали заслуги перед Отечеством Петра I, M. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нрав­ственные устои и мотивы их деятельности. Раскрывая нравственные качества соотечественников, на уроке стремлюсь соотнести поло­жительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. У одного ученика отмечается огромная жизненная энергия, свой­ственная Петру I, Суворову, для другого характерны изобретатель­ность Кулибина, научный поиск Королёва и т. д.

У некоторых подро­стков положительный нравственный след в душе всё же остаётся: ещё бы - ведь у них подмечены качества, свойственные столь выда­ющимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может приве­сти учащихся к потребности более глубоко изучить жизнь этих лич­ностей. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, человеку, т. е. является одной из глав­ных составляющих патриотизма