Патриотическое воспитание в досуговой деятельности
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание в досуговой деятельности

Оценка 4.6
docx
20.12.2020
Патриотическое воспитание в досуговой деятельности
курсовая.docx

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания в сфере досуга   7

1.1.    Сущность патриотического воспитания детей. 7

1.2.    Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста   15

1.3.    Специфика технологий патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга. 23

Выводы по 1 главе. 29

Глава II. Практические аспекты патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга. 32

2.1. Опыт патриотического воспитания старших подростков в условиях внеклассной работы на примере МБОУ Коелгинская СОШ им. Дважды Героя Советского союза С.В. Хохрякова. 32

Список литературы.. 33

 

 


 

Введение

 

Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Концепция модернизации российского общества на период до 2020 года рекомендует направить усилия для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Программа определяет совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства; развитие патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинской части над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями); Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придавать ему дальнейшую динамику.

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан предусматривается: продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России; разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания; разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации; разработка модели реализации основных направлений деятельности институтов государственной власти по патриотическому воспитанию и ее апробация; изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения а практику патриотической работы.

Большой вклад в проблему патриотического воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Щацкий и др. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания имеют труды И.И. Болдырева, В.З. Вульфова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Т.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н. Филонова, А-А. Шаталова и др. Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных социально-политических условиях проблема патриотического воспитания подростков остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания.

Особое место в системе венно-патриотического воспитания занимают учреждения культуры разного типа и уровня, хотя практика свидетельствует, что в большинстве сельских учреждений культуры учреждений не сложилась стройная система военно-патриотического воспитания подростков, о чем говорит тот факт, что в них отсутствуют необходимые программы деятельности; программы военно-патриотического воспитания подростков.

Актуальность определила тему нашего исследования: «Военно-патриотическое воспитание подростков средствами социально-культурной деятельности».

Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить возможности социально-культурной деятельности в военно-патриотическом воспитании подростков.

Объект исследования – процесс военно-патриотического воспитания подростков.

Предмет исследования – возможности социально-культурной деятельности в военно-патриотическом воспитании подростков.

Гипотеза исследования: процесс военно-патриотического воспитания детей подросткового возраста будет проходить эффективно при организации социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность патриотического воспитания детей.

2. Описать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.

3. Изучить специфику технологий патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, конкретизация, обобщение.

Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Теоретическое значение состоит в выявлении сущностных и содержательных характеристик патриотического и военно-патриотического воспитания в подростковом возрасте средствами социально-культурной деятельности.

Практическое значение исследования заключается в определении возможностей использования социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников старшего подросткового возраста, а также в составлении комплекса мероприятий, направленных на патриотическое воспитание у школьников старшего подросткового возраста с помощью культурно-досуговой деятельности.

База исследования: МБОУ Коелгинская СОШ им. дважды Героя Советского союза С.В. Хохрякова

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключений, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 70 источников.


 

Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания в сфере досуга

1.1.          Сущность патриотического воспитания детей

 

Наиболее важным в развитии любого государства, его мощь и постоянство во многом зависят от сплоченности людей, от степени развития патриотических качеств его членов: их взглядов, убеждений, интересов, ценностных ориентаций, нравственно-волевой сферы. Собственно, поэтому вопросам патриотического воспитания детей и молодежи издавна уделялось пристальное внимание.

О роли и значении патриотического воспитания писал К.Д. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание».

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [17] дает следующее определение патриотизма: патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Словарь живого великорусского языка» В. Даля [13] определят патриота, как «любителя отечества, ревнителя о благе его…». Также в словаре дается следующее определение патриотизма: «Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания».

Понятие «патриотизм» берет свое начало от греческого «патрис», что переводится, как земля отцов; место рода; родина. В историческом аспекте это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга [34, с. 54].

Патриотизм является исторически сложившейся и развивающаяся категорией социальной педагогики, которая отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

По мнению Харламова И.Ф. [55] патриотизм является взаимосвязанной совокупностью нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па­мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Мапькорская Т.Н. [17] включает в патриотизм любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Таким образом, мы можем отметить, что патриотизм является интегративным качеством личности, который включает патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, унаследованных от прошлого традиций, эмоционально-ценностного отношения к служению интересам Родины; стремления нести ответственность за неё, готовности выполнения гражданского долга и служить в Вооруженных силах РФ; стремления в своей деятельности способствовать расцвету Отчества [19, с. 78].

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей, подростков и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [26, с. 59].

По мнению Н.В. Ипполитовой, патриотическое воспитание является процессом взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [8].

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Проблему патриотического воспитания школьников рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В данном направлении работают Н.К. Беспятова [2], Т.С, Буторина [4], Т.А. Касимова [12], Т.А. Орешкина, [16], И.А. Пашкович [44] и другие. В своих исследованиях они попытались отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у детей в условиях общеобразовательной школы. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся школы заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:  во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно- нравственного обогащения;  во- вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;  в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;  в четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально- нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; в-пятых, истинный патриотизм – в его духовности [34, с. 78].

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Главными направлениями патриотического воспитания в современной России является обеспечение духовно-нравственного единства общества. Снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации; в социально-экономическом плане - обеспечение заинтересованности общества в развитии национальной экономики и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности; в области обороноспособности страны - стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовность граждан к защите Отечества, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.

Для правильно организации работы по патриотическому воспитанию детей в школе, следует опираться на следующие документы:

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для формирования чувства патриотизма в процессе воспитательной деятельности в школе необходимо знать не только сущность и содержание, но и тех внутренних психолого-педагогических компонентов, которые выступают как носители указанного чувства. Такими компонентами, по мнению И.Ф. Харламова, являются:

1. Потребностно-мотивационный компонент. Он формируется с помощью различных форм работы, создающие такие ситуации, в которых бы младшие школьники чувствовали любовь и гордость за свою Родину. Это могут быть такие формы работы, как участие в краеведческой работе, походы по памятным местам своего края, при этом дети переживают чувства привязанности к своей родной земле.

2. Когнитивно-интеллектуальный компонент. Он включает в себя более глубокое осмысление содержания патриотизма и особенностей его проявления в разнообразных видах деятельности младших школьников: в беседах, сообщениях на патриотические темы, проведение литературно-музыкальных гостиных, устный фольклор и т.д.

3. Эмоционально-чувственный компонент. Он формирует у школьников чувства патриотизма, взглядов и убеждений.

4. Поведенческий и волевой компоненты формируют у учащихся способности к волевым действиям в сфере патриотизма и культуры отношений между разными национальностями [5, с. 164].

В качестве функций процесса патриотического воспитания подростков выделяем следующие:

- информационная – организация патриотической деятельности, основывающейся на применении разнообразной информации о различных национальных культурах российских народов, выдающихся земляках, науке, искусству, необходимой для принятия соответствующих решений;

- диагностическая – исследование индивидуальных особенностей подростка, лиц, входящих в сферу процесса патриотического воспитания подростков, их интересов и потребностей, анализ ожидаемых действий и возможных вариантов ответных реакций;

- коммуникативная – коммуникации, общение в сфере «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – учитель» - это процесс обмена информацией среди субъектов процесса патриотического воспитания, для распространения информации и сведений, создающих благоприятный психологический климат в классе, школе. Сформированный патриотизм школьника выступает в этом случае своеобразным ориентиром, мерой нравственности, в рамках которых и выстраиваются взаимоотношения с одноклассниками, учителями, родителями, родственниками;

- перспективная – планирование и проектирование патриотической деятельности школы, определение направлений патриотической работы школы и стратегий ее развития будет эффективным только в том случае, если осуществляется на основе объективной оценки проведенных внеучебных мероприятий, поиска новых ниш и форм патриотической внеучебной работы. Такой принцип возможен только в том случае, если сами учителя обладают высоким уровнем развития патриотизма и нравственной культуры;

- регулирующая – среди перечня важнейших требований к современному педагогу, осуществляющему патриотическое воспитание школьников, предъявляется требование – способность ставить перед собой высокие цели исходя из общих нравственных принципов, ценностей, задач общества и школы по воспитанию патриотизма;

- развивающая – опираясь на идеи О.С. Богдановой [5], которая в качестве личностных свойств патриота выделяла те, которые обусловливают социально и нравственно значимое патриотическое поведение и определяют систему мотивов и ценностей в самовоспитании, указываем, что школьник должен обучаясь, быть способным не только усваивать ценности своей культуры, запоминать исторические факты, отражающие события своего края, но и понимать свою роль и место в преобразовании окружающей действительности [6, с. 78].

В настоящее время повышается значимость военно-патриотического воспитания подростков, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [45, с. 90].

Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый педагог должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить подростку чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа с подростками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Формирование социальной ответственности при разрешении проблем военно-патриотического воспитания учащихся обусловлено единством трех компонентов:

а) Познавательный. Этот компонент включает в себя систему знаний об обществе, моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях и о целях, которые определяют развитие общества. Подобная система знаний формируется под воздействием таких факторов, как обучение, воспитание, семейное окружение, средства массовой информации. Знания влияют на поведение и деятельность учащегося, которая, в свою очередь, совершенствует систему знаний, взглядов и представлений;

б) Мотивационный. Данный компонент представляюет собой комплекс мотивов, прежде всего, социальных, таких как долг, совесть, ответственность и т.д. На формирование социальной мотивации оказывают влияние не только знания и убеждения, но и опыт – некоторая реальная практика, в которую включен школьник. «Я должен» теснейшим образом связано с «Я могу», то есть с его уверенностью в собственных возможностях, силах, способностях;

в) Поведенческий. Этот компонент подразумевает возможность выбора и осуществления школьником определенной линии поведения в соответствии с мотивированной системой знаний, взглядов, убеждений. Однако для осуществления выбора сначала необходимо создать варианты поведения и деятельности, т.е. создать ситуацию выбора. Такой личностно-значимый выбор формирует убеждения и ответственную социальную позицию учащегося [61, с. 78].

 

1.2.          Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста

 

Подростковый возраст является периодом развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов. Подростковый возраст называют по-другому переходным возрастом, потому что он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости. Подростковый возраст – это период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышения кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Как отмечают исследователи [6], с одной стороны подростковый возраст является порой достижений – становление нравственности, социальной позиции, новое открытие «Я», однако, с другой стороны, это возраст потерь – нет детского мироощущения, беззаботного, безответственного ощущения жизни.

Если говорить о развитии психических процессов, то по мнению Д.И. Фельдштейна [45]: это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности» На этой основе происходит активно развитие абстрактного мышления и творческого мышления.

Помимо этого, ученый указывает на активное развитие волевых черт характера - «настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, то есть способность к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах» [45; c. 210].

Значит, внимание уже может быть преднамеренным, завершается период формирования произвольной памяти Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Таким образом, в подростковом возрасте складывается наиболее благоприятная ситуация для формирования когнитивной составляющей патриотизма.

Подростковый период углубленно исследовал в своих работах Л.С. Выготский. Лев Семёнович указал на то, что в данном этапе развития ребёнка, период разрушения и отмирания старых интересов впоследствии уступает созреванию новой биологической основы, на которой развиваются новые интересы, такие, как:

- интерес к своей личности,

- стремление к сопротивлению, волевым напряжениям (могут проявляться в упрямстве, хулиганстве и др.),

- тяга к неизвестному, рискованному [61, с. 54].

Развитие произвольности всех психических процессов является важнейшим психическим новообразованием подросткового возрастного периода, потому что подросток самостоятельно может организовывать своё внимание, мышление, воображение, память.

Восприятие подростка отличается целенаправленностью, организованностью и планомерностью. Бывает оно удивляет своей поверхностностью, а порой может отличаться тонкостью и глубиной. Отличительная особенность детей среднего школьного возраста – это неумение связать восприятие окружающего мира с учебным материалом.

Одной из значимых черт внимания школьников подросткового периода считается их специфическая избирательность: интересные уроки или дела могут на долгое время увлечь подростков и удержать их внимание на одном объекте. Однако, лёгкая возбудимость и интерес к необычному, зачастую является причиной непроизвольного переключения внимания. Такая организация учебно-воспитательного процесса может оправдать себя в том случае, если у подростков нет ни возможности, ни желания отвлекаться на посторонние дела.

Именно в подростковый этап развития ребёнка происходят значимые сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление подростков поэтапно становится более последовательным, систематизированным. Изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Появляется новая черта в мышлении подростка – критичность. Подросток хочет иметь своё собственное мнение, легко вступает в споры и возражения, при этом, не опираясь на авторитет педагога или учебный материал. Также этот возраст хорошо для развития именно творческого мышления. Школьникам важного постоянно предлагать решать проблемные задачи, выделять главное, сравнивать, находить сходные и отличительные черты, дабы не упустить возможности сензитивного периода.

Развитие мышления в подростковом периоде идет в тесной связи с изменением речи. В ней всё больше проявляется тенденция к правильным определениям, доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям, речь становится более выразительной и образной.

Безусловно, в подростковом возрасте имеют место быть изменения, связанные с памятью. Возрастает характер запоминания, происходит увеличение произвольной памяти, чаще становится цель сохранить, запомнить, воспроизвести. Такие изменения связаны с увеличением самостоятельности в учебной деятельности школьника.

Еще улучшается продуктивность памяти. Перемены в приёмах запоминания, увеличение количества воспринимаемого материала и скорости запоминания. Существенным фактором здесь является серьезное увеличение объёма изучаемого материала, что приводит к отказу от дословного заучивания. Во время понимания текста, и при этом запоминания его, учащиеся воспроизводят основной смысл прочитанного. При этом появляются элементы рассуждения и доказательства, что, несомненно, указывает на усложнение мыслительного процесса.

Именно в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование личности в нравственном и социальном направлениях. Тем не менее, при этом мировоззрение, моральные принципы, нравственные идеалы, система оценочных суждений, которые в своей основе предопределяют поведение школьника, ещё не приобрели устойчивость, они легко разрушаемы мнениями товарищей и противоречиями жизни. Определяющее значение здесь играет правильная организация воспитания, так как личность в подростковом возрасте складывается в непосредственной зависимости от приобретённого нравственного опыта.

Особенную роль в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. В подростковом возрастном периоде они становятся более преднамеренными и сильными. Чувства у подростков проявляются весьма бурно, порой аффективно. Сильней всего проявляется гнев. Большинство педагогов и психологов считают, что подростковый возрастной период считается периодом тяжёлого кризиса, многие ученые называют его таким термином, как «возраст катастроф». Именно поэтому так важно бережно, с особым трепетом относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков [57, с. 99].

Отличительной чертой для подросткового возрастного периода является стремлением быть взрослым. В данном возрастном периоде подросток овладевает областью моральных норм, на базе которых строятся социальные взаимоотношения. Конкретно здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Общение между детьми, их отношения строятся на исключительно полном доверии и стремлении к полному взаимопониманию. В этот возрастной период учебная деятельность для старшего подростка отступает на задний план, хоть она и остаётся преобладающей. Центр жизни переносится в деятельность общения. В этот же период меняется и система отношений с педагогом: то место, которое подросток занимает среди коллектива, становится существенно важнее оценки педагога.

Формы и методы обучения, привычные для ребенка в младшем школьном возраста, становятся непригодными для подростка вследствие его постепенно нарастающей зрелости. Если ещё недавно подробные объяснения педагога могли завлечь школьника, то на данном возрастном этапе подобная форма знакомства с учебным материалом скорее вызовет у школьника скуку, равнодушие, либо полное отсутствие интереса. Для подростка более характерно теперь излагать материал своими словами и протестовать, когда педагог требует точного воспроизведения.

Сознательно-положительное отношение к обучению может появиться, если оно удовлетворяет познавательным потребностям школьников. С помощью этого знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к самостоятельной жизни.

Как показали психолого-педагогические исследования, центральным фактором формирования положительного отношения подростков к учению, является идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения, дающий школьникам возможность испытать радость самостоятельных открытий. Формирование ориентировочного рефлекса первой сигнальной системы делает подростка восприимчивым ко всему конкретному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать. Из-за этого именно наглядный учебный материал воспринимается детьми лучше всего. Наряду с этим развивается и вторая сигнальная система, посредством которой появляется способность самостоятельно делать некоторые обобщения, выводы, находить причины явлений.

Несомненно, качество преподавания в большинстве случаев определяет интерес к учебному предмету. Именно подача материала педагогом, умение доходчиво и вместе с тем увлекательно объяснить материал имеет огромное значение для усиления мотивации учения и активизации интереса учащихся. На основе познавательной потребности постепенно формируются познавательные интересы и позитивное отношение к учебным предметам в целом.

Это даёт нам право говорить о том, что становление доминирующих интересов, а иногда и появление профессиональных намерений, происходят именно в среднем школьном возрасте.

Эффективное психическое развитие ребёнка невозможно без «хорошего обучения», так как оно является внутренне необходимым и всеобщим моментом его развития в целом.

Учителям необходимо как можно глубже осмыслить особенности развития и поведения современного подростка. Умение поставить себя на его место в сложные и противоречивые условия реальной жизни – есть правильный путь преодоления пока прогрессирующего отчуждения подростков от педагогов, школы, социума. Важно помнить о том, что ученик среднего школьного возраста способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами и убедиться в её обоснованности. Именно демократизация школьной жизни, свободный выбор занятий, предметов, учебного заведения создают самые благоприятные условия для самовыражения подростка, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, отстаивания значимых для него убеждений, что в конце концов не может не сказаться положительнейшим образом на формировании личности подростка.

Способности подростка как проявляются, так и формируются в ходе обучения, ровно, как и черты его характера формируются непосредственно в поведении, складывающимся и постоянно изменяющимся в процессе воспитания. Именно поэтому современная школа должна поставить своей главной задачей приспособиться к возрастным особенностям детей как к неизменному и вести ребёнка дальше, помогая ему подняться на следующую ступень развития. Согласно словам Л.С. Выготского, «…только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития».

При организации обучения необходимо учитывать основные психолого-педагогические особенности обучения школьников этого возраста (подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период подросток имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение «Я–концепции», попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, а также иметь в виду ускоренное психическое и физическое развитие детей в наше время и современные условия развития общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте: с одной стороны, складываются социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, и возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма; с другой стороны, на процесс идентичности оказывают влияние сверстники и информационная среда, которое далеко не всегда позитивно.

Значит, подростковый возраст – это сензитивный, т.е. наиболее чувствительный, период для формирования самосознания, Я-концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма. При этом следует помнить, что в процессе идентификации, под влиянием окружающей среды, подросток может попасть в «группу риска». В этом случае этническая роцетификация будет осуществляться по искаженному пути и не приведет к истинному патриотизму.

Итак, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, расширение объёма деятельности, изменение характера, способность к абстрактному мышлению, изменение социального положения, психологическое отдаление от своей семьи и школы, формируется чувство взрослости, и меняются интересы подростка, биологические изменения, формирование качеств: целеустремлённость, самостоятельность, смелость, инициативность, выдержка и решительность; умение выстраивать логические схемы.

 

1.3.          Специфика технологий патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга

 

Социально-культурная деятельность, не может существовать без разработки технологии и техники организации социально-культурной деятельности.

К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Так же это относится и к мировой педагогике. Еще у Сократа можно обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение, как у профессионалов, так и любителей.

К настоящему времени технологии, в социально-культурной области, приобрели большое социальное значение, превратились в социально-культурные технологии. Исходя из этого, возможно определение социально-культурных технологий, как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры [18, с. 54].

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям. Под содержанием культурно-досуговой деятельности подразумеваются:

- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

- осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

- его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

Еще одна особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3. с 48].

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание культурно-досуговой деятельности – возрождение духовного наследия предшествующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Действенность, конкретные, осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают условия для развития их инициативы и самодеятельности, роста самосознания.

Культурно-досуговая деятельность продолжает оставаться весьма значимым звеном работы в развитии творчества детей и юношества, а также в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий.

Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди.

Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность [42, с. 43].

Формы работы в культурно-досуговом учреждении:

Традиционной для нашей страны формой патриотического просвещения является проведение специальных мероприятий накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат, например, в честь Дня Победы в Великой Отечественной Войне – вечер памяти «Чтобы помнили…» Эта технология в первую очередь может использоваться не только в образовательных учреждениях, но в и детских творческих объединениях на базе клуба.

Цель проведения «Вечера памяти»: Историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное просвещение и воспитание молодёжи, формирование личности гражданина, способного встать на защиту Отечества, на основе осмысления истории и традиций Русской и Советской Армии, славного военно-исторического прошлого России, многотысячных примеров Мужества и Героизма защитников Отечества.

Задачи проведения «Вечера памяти»:

- формирование у молодёжи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

- доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;

- воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

- сохранение памяти о Героях;

- побуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям - Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению династии Героев;

Прежде чем провести «Вечер памяти», организатору необходимо ознакомиться с историческими материалами о мужестве и героизме наших соотечественников при выполнении ими своего гражданского и конституционного долга.

При подготовке проведения «Вечера памяти», школьникам, задействованным в программе необходимо дать задание подготовить выступление на тему «Герои - национальное достояние Отечества», с тем, чтобы побудить их к размышлению об источниках проявления мужества и героизма, о подвигах россиян в военных конфликтах и «горячих точках» при защите целостности, чести, свободы и независимости России. Для этого можно было бы рекомендовать им использовать материалы общественных библиотек и музеев. В ходе подготовки можно поручить слушателям ознакомиться с историей присвоения имен Героев улицам, проспектам, площадям или скверам своего города.

Одним из важных направлений культурно-досуговой деятельности является использование потенциала фольклора в патриотическом воспитании подростков.

Фольклор – это понятие, означающее творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.

Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки [43, с. 55].

 

Выводы по 1 главе

 

Изучение теоретических аспектов патриотического воспитания в сфере досуга позволило нам сделать следующие выводы:

1. Патриотизм – интегративное качество личности, которое включает патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, унаследованных от прошлого традиций, эмоционально-ценностного отношения к служению интересам Родины; стремления нести ответственность за неё, готовности выполнения гражданского долга и служить в Вооруженных силах РФ; стремления в своей деятельности способствовать расцвету Отчества. Патриотическое воспитание – управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей, подростков и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов. Военно-патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

2. Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов. Особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, расширение объёма деятельности, изменение характера, способность к абстрактному мышлению, изменение социального положения, психологическое отдаление от своей семьи и школы, формируется чувство взрослости, и меняются интересы подростка, биологические изменения, формирование качеств: целеустремлённость, самостоятельность, смелость, инициативность, выдержка и решительность; умение выстраивать логические схемы. Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования самосознания, Я-концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма. При

3. Социально-культурная деятельность, не может существовать без разработки технологии и техники организации социально-культурной деятельности. К настоящему времени технологии, в социально-культурной области, приобрели большое социальное значение, превратились в социально-культурные технологии. Исходя из этого, возможно определение социально-культурных технологий, как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям. Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.


 

Глава II. Практические аспекты патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга.

 

2.1. Опыт патриотического воспитания старших подростков в условиях внеклассной работы на примере МБОУ Коелгинская СОШ им. Дважды Героя Советского союза С.В. Хохрякова.

 

   Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам патриотического воспитания детей. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане нельзя недооценивать.  Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самой ценности России. Если специалист в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
 Исходя из данных предположений мной был проведен социологический опрос среди школьников 8-11 классов, который показал следующие результаты:

В опросе участвовали 45 человек, ученики МБОУ Коелгинская СОШ им. Дважды Героя СССР С.В.Хохрякова 8-11 классов. На первый вопрос «Как Вы думаете, что такое патриотизм?»  89,3 % респондентов ответили: «Патриотизм-это любовь к Родине и готовность пожертвовать собой и своими интересами ради нее», на следующее предположение: «Патриотизм- любовь к природе, уважение к старшим, ответственность за содеянные поступки» ответили - 4,3% респондентов, на предположение: «Затрудняюсь ответить»  ответило - 0% респондентов. 

На вопрос «Гордитесь ли вы своим селом?»  71,4% респондентов ответили «Да», на предположение: «Нет» ответили 7,1% респондентов, на вариант ответа «Затрудняюсь ответить» ответил 21,4% респондентов. На вопрос: «Проводятся ли в Вашей школе мероприятия патриотического содержания?»  64,3% респондентов выбрали – «Да, регулярно» из предложенных вариантов ответа, 35,7% человек выбрали вариант ответа- «Редко». Ответы на вопрос: «Нравится ли Вам участвовать в мероприятиях патриотического характера?» дали такие результаты: на предположение «Да» ответили 64,3% опрошенных, 17,9% респондентов ответили «Нет» и ответ «Затрудняюсь ответить» дали 17,9% опрошенных школьников. На последний вопрос предложенной школьникам анкеты: «Какое мероприятие патриотического характера, проводимое в школе, Вам нравится?», получили такие ответы: «фестиваль военно-патриотической песни «Виктория»» -23,9%, « Мероприятия посвященные Дню Великой Победы – 9 мая» - 40,7%, « Вахта памяти»- мероприятие посвященное памяти танкисту, дважды Герою СССР С.В. Хохрякову, родившемуся в с.Коелга. (школа носит его имя) -14,4%, «Никакое не нравится» - 18,4%. 

Результаты данного опроса показали, что большинство опрошенных школьников, знают, что такое «патриотизм», понимают это слово во всех его значениях, многие гордятся своим селом, своей Родиной. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства, гордится своей малой Родиной, ее успехами, ее героями. Большое значение придает к патриотическому воспитанию старших школьников, регулярное проведение военно-патриотических мероприятий, которые являются одним из условий эффективности формирования патриотизма личности старших подростков. Формирования патриотизма личностти происходит через формы внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, мотивационно-потребности, деятельности компоненты структуры патриотических ценностных ориентаций личности. Такими формами внеклассной работы со старшими подростками могут быть диспуты, презентации коллективных творческих работ на патриотические темы, знакомство учащихся с героическими событиями отечественной истории, выдающимися достижениями страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, открытые панорамы Дней воинской славы России,  экскурсии, которые предлагают изучение местных объектов в их естественной обстановке, могут быть использованы коллективные творческие дела, в которых задействованы ученики и учителя.  

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. / Г. А. Авеносова. – М.: Аспект пресс, 2015 – 236 с.

2.                 Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. – М., Айрис- пресс, 2012 – 224 с.

3.                 Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование – 2012 - № 4 – С. 23-27.

4.                 Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. – 2013. - № 10. – С. 19-21.

5.                 Акимова, Л.А. Социология досуга: учеб. пособ. / Л.А. Акимова. – М.: МГУКИ, 2013. – 143 с.

6.                 Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н.К. Бакланова – М., 2012. – 189 с.

7.                 Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В, Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 416 с.

8.                 Белоганов, В.А. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационнометодические основы: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Белоганов. – Чита: ЗИП СибУПЕС, 2012. – 176 с.

9.                 Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев – М.: Айрис-пресс, 2013. – 192 с.

10.            Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

11.            Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. – 2011. – №1. – С. 34-39.

12.            Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России / А.Г. Вороненко // Педагогические науки. – 2006. - № 5. – С. 12-19.

13.            Воскресенская, Н.М. Гражданское образование. Сборник материалов, разработанных под эгидой Совета Европы. / Н.М. Воскресенская, И.Д. Фрумин. – М., 2010. – 151с.

14.            Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. – Волгогр. ин-т бизнеса. – Волгоград: ПрйнТерра, 2008. — 162 с.

15.            Вяземский, Е.Е. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов / Е.Е. Вяземский, И.В. Следзевский, Е.Б. Евладова // Основы государства и права. – 2007. - № 2. – С. 34-38.

16.            Выготский, Л.С. Педагогика подростка / Л.С. Выготский. – М.: Профит, 2010. – 54 с.

17.            Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - № 6. – С. 59 -63.

18.            Голикова, Л.В. Что значит быть патриотом? / Л.В, Голикова // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. – Магнитогорск, 2005. – С. 37-45.

19.            Горбунов, В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания / В.С. Горбунов // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - №2. – C. 38 - 41.

20.            Гревцева, Г.Я. Концепция гражданского воспитания школьников / Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Образование, 2014. – 62 с.

21.            Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Дрофа, 2011. – 2372 с.

22.            Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Б. Дарвиш, В.Е. Ключко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 264 с.

23.            Дудко, А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: Автореф. дис, . канд. пед. наук: (13.00.01) / А.В. Дудко. -Оренбург, ОГПУ, 2002. – 35 с.

24.            Дуликов, В.Э. Организационный процесс в социокультурной сфере / В.Э. Дуликов. – М., МГУКИ. 2000. – 156 с.

25.            Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов. / Е.Б. Евладова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

26.            Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-22.

27.            Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007. – 479 с.

28.            Жарков, А.Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков // Вестник МГУКИ. 2007. - № 3 (19). – С. 144-150.

29.            Замостьянов, А. Патриотическое воспитание – подступы и попытки / А. Замостьянов // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 35-39.

30.            Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2014. – 404 с.

31.            Кукушкин, B.C. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2012. – 320 с.

32.            Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения / В.И. Лесняк //Педагогика. – 2006. - №5. – С. 52-60.

33.            Луговинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи / В.И. Луговинов. // В.И. Луговинов, С.В. Смульский. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 172 с.

34.            Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 64 с.

35.            Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., МГУКИ. 2004. – 167 с.

36.            Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 214 с.

37.            Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 2010. – 345 с.

38.            Лебедева, О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы / О.В, Лебедева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

39.            Лисецкая, Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников / Е.В. Лисецкая. – М.: НГПУ, 2012. – 102 с.

40.            Лутовинов, В. О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи / В. Лутовинов, М. Резаков // Власть. – 2010. - № 5. – С. 39-44.

41.            Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – C. 2-8.

42.            Наумов, С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб. пособие / С.Ю, Наумов. — Саратов: Поволжская акад. гос. службы, 2012. – 171 с.

43.            Николаев, Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях / Г.Г. Николаев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 134 с.

44.            Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Оникс, 2010. – 736 с.

45.            Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

46.            Орешкина, Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 122 с.

47.            Осипова, Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования / Л. Осипова // Учитель. – 2007. – №3. – с.63-67.

48.            Осипова, Л.Е. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования: конспекты лекций / Л.Е. Осипова – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – 132 с.

49.            Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. – 288 с.

50.            Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2010. – 169 с.

51.            Пионтковский, В.В. Формирование патриотического сознания старшеклассников / В.В. Пионтковский. – Якутск: ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2002. – 254 с.

52.            Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 2006. – 435 с.

53.            Пронина, Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов. / Е.И. Пронина // Социологические исследования. – 2011. – №5. – С. 39-44.

54.            Райхлина, Е.Л. Патриотическое воспитание молодежи: сущность, традиции, концептуальные подходы в современной России: моногр. / Е.Л. Райхлина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. – 116 с.

55.            Реан, А.А. Психология подростка. Учебник / А.А. Реан. – СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2010. – 354 с.

56.            Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание - основа ценностной ориентации современной молодёжи / А.Н. Рощин // Внешкольник. – 2012. - №1. – C. 32-33.

57.            Савельева, Е.Л. Опыт гражданско-патриотического воспитания студентов педагогического училища / Е.Л. Савельева // Начальная школа. – 2004. - № 11. – С. 16-18.

58.            Савотина, Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: ' особенности и тенденции развития / Н.А. Савотина // Воспитание в школе. – 2003. - № 5. – С. 2-7.

59.            Самтонов, С.Н. Военно-патриотическое воспитание как один из факторов в системе этнокультуры / С.Н. Самтонов // Образование и саморазвитие / Центр инновационных технологий. — Казань, 2013 - № 3 – С. 101-106.

60.            Сейранян, Ф.Г. Патриотическое воспитание молодежи как основа консолидации российского общества / Ф.Г. Сейранян // Право и образование. – 2009. - № 1. – С. 35-39

61.            Сиволюбова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Сиволюбова. – Ставропольский гос. ун-т.: Ставрополь, 2010. – 21 с.

62.            Силкин, В.А. Патриотическое: воспитание учащейся молодежисредствами, военной литературы:. дис.канд. пед. наук : 13.00.01 : Силкин Владимир Александрович. – М:, 2005. - 220 с.

63.            Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах / И.А. Тисленкова. – Волгоград, 2006. – 167 с.

64.            Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 2006. — 275 с.

65.            Удовиченко, Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях / Е.М. Удовиченко // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. – Магнитогорск, 2013. – С. 109-114.

66.            Уткин, В.Е. Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных условиях / В.Е. Уткин // Проблемы патриотического воспитания и пути их решения. Казань, 2011. — С. 4-12.

67.            Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2010. – 389 с.

68.            Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция • личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. — Казань: Изд-во. Казанск. Ун-та, 2001. – 256 с.

69.            Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2015. – 349 с.

70.            Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография / Н.Н. Ярошенко. — М: МГУКИ, 2010. – 204 с.


 

71.            Скачано с www.znanio.ru

Содержание

Содержание

Введение Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения

Введение Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения

Патриотическое воспитание граждан

Патриотическое воспитание граждан

Особое место в системе венно-патриотического воспитания занимают учреждения культуры разного типа и уровня, хотя практика свидетельствует, что в большинстве сельских учреждений культуры учреждений не сложилась…

Особое место в системе венно-патриотического воспитания занимают учреждения культуры разного типа и уровня, хотя практика свидетельствует, что в большинстве сельских учреждений культуры учреждений не сложилась…

Теоретическое значение состоит в выявлении сущностных и содержательных характеристик патриотического и военно-патриотического воспитания в подростковом возрасте средствами социально-культурной деятельности

Теоретическое значение состоит в выявлении сущностных и содержательных характеристик патриотического и военно-патриотического воспитания в подростковом возрасте средствами социально-культурной деятельности

Глава I . Теоретические аспекты патриотического воспитания в сфере досуга 1

Глава I . Теоретические аспекты патриотического воспитания в сфере досуга 1

Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга [34, с

Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга [34, с

Таким образом, мы можем отметить, что патриотизм является интегративным качеством личности, который включает патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому

Таким образом, мы можем отметить, что патриотизм является интегративным качеством личности, который включает патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому

В данном направлении работают Н

В данном направлении работают Н

Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению

Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению

Для формирования чувства патриотизма в процессе воспитательной деятельности в школе необходимо знать не только сущность и содержание, но и тех внутренних психолого-педагогических компонентов, которые выступают…

Для формирования чувства патриотизма в процессе воспитательной деятельности в школе необходимо знать не только сущность и содержание, но и тех внутренних психолого-педагогических компонентов, которые выступают…

Сформированный патриотизм школьника выступает в этом случае своеобразным ориентиром, мерой нравственности, в рамках которых и выстраиваются взаимоотношения с одноклассниками, учителями, родителями, родственниками; - перспективная –…

Сформированный патриотизм школьника выступает в этом случае своеобразным ориентиром, мерой нравственности, в рамках которых и выстраиваются взаимоотношения с одноклассниками, учителями, родителями, родственниками; - перспективная –…

В настоящее время повышается значимость военно-патриотического воспитания подростков, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело…

В настоящее время повышается значимость военно-патриотического воспитания подростков, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело…

Формирование социальной ответственности при разрешении проблем военно-патриотического воспитания учащихся обусловлено единством трех компонентов: а)

Формирование социальной ответственности при разрешении проблем военно-патриотического воспитания учащихся обусловлено единством трех компонентов: а)

Подростковый возраст называют по-другому переходным возрастом, потому что он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости

Подростковый возраст называют по-другому переходным возрастом, потому что он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости

Значит, внимание уже может быть преднамеренным, завершается период формирования произвольной памяти

Значит, внимание уже может быть преднамеренным, завершается период формирования произвольной памяти

Именно в подростковый этап развития ребёнка происходят значимые сдвиги в мыслительной деятельности

Именно в подростковый этап развития ребёнка происходят значимые сдвиги в мыслительной деятельности

Определяющее значение здесь играет правильная организация воспитания, так как личность в подростковом возрасте складывается в непосредственной зависимости от приобретённого нравственного опыта

Определяющее значение здесь играет правильная организация воспитания, так как личность в подростковом возрасте складывается в непосредственной зависимости от приобретённого нравственного опыта

Формы и методы обучения, привычные для ребенка в младшем школьном возраста, становятся непригодными для подростка вследствие его постепенно нарастающей зрелости

Формы и методы обучения, привычные для ребенка в младшем школьном возраста, становятся непригодными для подростка вследствие его постепенно нарастающей зрелости

Это даёт нам право говорить о том, что становление доминирующих интересов, а иногда и появление профессиональных намерений, происходят именно в среднем школьном возрасте

Это даёт нам право говорить о том, что становление доминирующих интересов, а иногда и появление профессиональных намерений, происходят именно в среднем школьном возрасте

В этот период подросток имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение

В этот период подросток имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение

Итак, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, расширение объёма деятельности, изменение характера, способность к абстрактному мышлению, изменение социального положения, психологическое отдаление от…

Итак, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, расширение объёма деятельности, изменение характера, способность к абстрактному мышлению, изменение социального положения, психологическое отдаление от…

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору

Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества

Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества

Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий

Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий

Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников

Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников

Фольклор – это понятие, означающее творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение

Фольклор – это понятие, означающее творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение

Отчества. Патриотическое воспитание – управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей, подростков и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности…

Отчества. Патриотическое воспитание – управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей, подростков и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности…

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, к ее материальным и духовным ценностям

Глава II . Практические аспекты патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга

Глава II . Практические аспекты патриотического воспитания старших подростков в сфере досуга

Затрудняюсь ответить» ответило - 0% респондентов

Затрудняюсь ответить» ответило - 0% респондентов

Дней воинской славы России, экскурсии, которые предлагают изучение местных объектов в их естественной обстановке, могут быть использованы коллективные творческие дела, в которых задействованы ученики и…

Дней воинской славы России, экскурсии, которые предлагают изучение местных объектов в их естественной обстановке, могут быть использованы коллективные творческие дела, в которых задействованы ученики и…

Белоганов, В.А. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационнометодические основы: учеб

Белоганов, В.А. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационнометодические основы: учеб

Голикова, Л.В. Что значит быть патриотом? /

Голикова, Л.В. Что значит быть патриотом? /

Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность /

Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность /

Наумов, С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб

Наумов, С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб

Пронина, Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов

Пронина, Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов

Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах /

Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020