Метапредмет "Знак"
Оценка 4.9

Метапредмет "Знак"

Оценка 4.9
docx
20.12.2020
Метапредмет "Знак"
Метапредмет Знак.docx

Тема моего выступления «МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»

Что такое метапредмет «Знак»? Что-то новое, непонятное, сложное? Интересное и хорошо нам всем знакомое!

Знаки появились на заре человечества. Знак был средством общения. Он нес информацию. Например, наскальная живопись, гербЫ, язык веера, иероглифы в древнем Египте … список можно продолжать до бесконечности.

Но особенно актуален знак сегодня. Причинами являются избыток информации и быстрый темп современной жизни. Одним из величайших открытий ХХ века стало открытие знаково-символической среды, которая, подобно воздуху, пропитывает все области существования человечества.

Метапредмет «Знак» - это очки в мир структурированности. Для полной ясности назову синонимы слова «структурированность»: организованность, наличие определенной организационной структуры, признак системности и взаимосвязь, составляющих ее частей.

         Какую цель реализует метапредмет «Знак»? Это обучение детей технологии схематизации, пониманию построению и употреблению знаков и символов.

         Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

У УЧАЩИХСЯ ФОРМИРУЕТСЯ:

         Способность схематизации на основе выделения главного в материале;

         Умение за разными графическими изображениями мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

         Метапредмет «Знак» решает  проблему с заучиванием больших массивов учебного материала.

Применяя на уроках  данный метапредмет учитель владеет:

ž технологиями схематизации, понимания, построения и употребления знаков и символов;

ž спецификой знаковых средств;

ž приемами сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Важно понять, что умение совершать знаково-символические действия не рождается вместе с человеком. Этому надо учиться.  Уже издано пособие по метапредмету «Знак» для старшеклассников под редакцией  Юрия  Вячеславовича Громыко.

Для учителей разработано пособие «Обучение школьников схематизации и моделированию для 5-9 классов» под редакцией Иволгиной Людмилы Ивановны, в котором предложены приёмы организации уроков различных учебных дисциплин.

На уроках русского языка знакомство со знаками начинается уже с первых страниц учебника. В качестве примера возьмем учебник русского языка за 6 класс под редакцией Ладыженской. Пролистаем его. Уже на форзацах мы встречаем знаки виде орфограмм, изученных и изучаемых  в 5-6  классах.

Титульный лист знакомит детей с условными обозначениями, которые позволяют быстро и легко ориентироваться в учебнике и лучше осваивать материал.

Приложение также содержит условные обозначения, которые подсказывают обучающимся, как правильно нужно выделять части слова или подчёркивать члены предложения.

На странице «Произноси правильно» учащиеся видят транскрипции некоторых слов, которые позволяют им с учётом фонетических и орфоэпических норм  правильно произносить слова.

Пролистывая весь учебник русского языка, можно встретить образцы письменных языковых разборов, а именно: фонетического, морфемного и словообразовательного разборов, морфологического, синтаксического и пунктуационного.

Более подробно хотелось бы остановиться на приёмах, которые часто используются не только мной, но и всеми вами, уважаемые коллеги. Любая инновационная технология, используемая на уроках, содержит в себе метапредмет «знак». На своих уроках я применяю часто технологии критического мышления, проблемного обучения, технологию модерации, игровые элементы. Использую следующие приёмы, связанные с метапредметом «Знак», а именно:

1) кластер. Напомню, что кластер переводится как «гроздь, пучок». Суть приема – представление информации в графическом оформлении. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».  

Например, в 6 классе при повторении изученного об имени существительном, составляя кластер, сначала в центре записываю ключевое понятие. Рядом -понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня».

На уроках литературы также очень часто использую данный прием. Например, при изучении  рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» мы с ребятами составили вот такой кластер на тему «Добро», где ученики высказали свои ассоциации с этим понятием и зафиксировали их виде гроздьев.

2) Приём Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

3) Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

4) Приём «Фишбоун»  В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.  Эта стратегия представляет собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем и результатов. В голове скелета находится проблема, на самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие  сформулированных причин.

В качестве примера возьмём  урок в 6 классе «Обобщение и сстематизация  по теме «Имя существительное! (записываем в голове). Позвоночник «рыбы» - начальная форма (Им.п. ед.ч.).

Верхний ряд костей – постоянные признаки а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род; г) склонение).

Нижний ряд костей – непостоянные признаки а) падеж; б) число.

Поскольку имя существительное может быть любым членом предложения, все это графически изображается в виде хвоста.

5) Метод интеллект-карт. Ээто метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Построение  первичной интеллект-карты :

·        В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею

·        Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

·        На каждой линии записывается одно ключевое слово

·        Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

·        Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках

·        Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы

·        По возможности используется максимальное количество цветов, но не более семи.

Данный метод способен вооружить  учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.

6) Приём «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

 

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы, которые представлены в таблице.

Данный приём может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид.

В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник.

 

7) Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

 

I — interactive (интерактивная).

 

N — noting (познавательная).

 

S — system  for (система).

 

E — effective (для эффективного).

 

R — reading (чтения).

 

T — thinking (и размышления).

 

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

 

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Далее заполняется таблица

 

 

7) Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это тему. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация

Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.

 

Все приемы, которые я успела озвучить и наглядно показать  особенно актуальны в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые универсальные учебные действия.

 

Заключение.

 

 

Использование метапредметной технологии на уроках   позволяет более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выводит  на новый уровень подготовку учеников к Единому Государственному Экзамену по русскому языку и  литературе, что в свою очередь ведёт к становлению полноценной социализированной личности.

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.

Во-вторых, они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.

Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема моего выступления «МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»

Тема моего выступления «МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»

Применяя на уроках данный метапредмет учитель владеет: ž технологиями схематизации, понимания, построения и употребления знаков и символов; ž спецификой знаковых средств; ž приемами сворачивания информации…

Применяя на уроках данный метапредмет учитель владеет: ž технологиями схематизации, понимания, построения и употребления знаков и символов; ž спецификой знаковых средств; ž приемами сворачивания информации…

На странице «Произноси правильно» учащиеся видят транскрипции некоторых слов, которые позволяют им с учётом фонетических и орфоэпических норм правильно произносить слова

На странице «Произноси правильно» учащиеся видят транскрипции некоторых слов, которые позволяют им с учётом фонетических и орфоэпических норм правильно произносить слова

Добро», где ученики высказали свои ассоциации с этим понятием и зафиксировали их виде гроздьев

Добро», где ученики высказали свои ассоциации с этим понятием и зафиксировали их виде гроздьев

На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин

На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин

Данный метод способен вооружить учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к

Данный метод способен вооружить учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к

T — thinking (и размышления).

T — thinking (и размышления).

Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие

Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие

Метапредмет "Знак"

Метапредмет "Знак"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020