« Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В.Степанов
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.
Актуальность:
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема:
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений.
Из национальной доктрины образования в РФ .
Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина – Россия.»
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
Принципы решения задач проекта:
*Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)
*Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
*Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
*Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта:
*Воспитанники ДОУ
*Педагоги ДОУ
*Родители
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2.Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3.Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:
*Работа с детьми;
*Работа с родителями;
*Работа с педагогами;
Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С,Комаровой, М,А,Васильевой
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
*ООД;
*исторические материалы;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*чтение художественной литературы;
*игры, досуги, развлечения;
*изодеятельность, конструирование;
*ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*родительские собрания;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Проект долгосрочный:
Содержание работы над проектом по этапам:
*1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
*2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Месяц |
Тема |
Задачи |
Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь |
«День знаний»
|
Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми. |
Экскурсия по детскому саду. С/р игра «Школа» Исполнение песен о д/с. Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди» |
«Моя семья»
|
Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье. |
Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня» С/р игра «Семья» Рисование «Моя семья» Беседа о родственниках более старшего поколения. |
|
«Я и моё имя» |
Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. |
Чтение Я.Аким «Кто кому кто» Д/игра «Назови ласково» |
|
«Мои друзья» |
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. |
Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена» Беседа «Что такое дружба» Исполнение песен о дружбе |
|
Октябрь |
«День города»
|
Познакомить с достопримечательностями города. Воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании «Дня города» |
Экскурсия по городу (с родителями) Рассматривание фотоальбома по теме. Конкурс рисунков «Наш город глазами детей» |
Осенний праздник «Что нам осень принесла» |
Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры. |
Беседа о пословицах и поговорках об октябре. Рисование «Наш город в октябре» Конкурс творческого мастерства |
|
«Лес – наше богатство»
|
Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе.
|
ООД Изготовление Красной книги Подмосковья Рассматривание осенних пейзажей. Чтение «Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин Д/и «С какого дерева лист»
|
|
«Экологический досуг»
|
Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к русским традициям.
|
Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов Беседа о народных приметах и пословицах об осени. Д/и «Овощи и фрукты» |
|
Ноябрь |
«Защитники России»
|
Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине.
|
Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря» Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков» Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»
|
Праздник «День матери»
|
Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.
|
Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Конкурс чтецов «Стихи о маме»
|
|
Спортивный досуг «Весёлые старты»
|
Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.
|
Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России. Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия» Рассказы пап о службе в армии |
|
|
«82 годовщина Битве под Москвой»
|
Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства. |
ООД Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе» Чтение «Мешок овсянки А.Митяев Выставка работ «75 лет Битве под Москвой» |
Декабрь |
«Я и мои права» |
Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. |
ООД Чтение р.н.сказок. Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? |
«Новый год у ворот» |
Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм.
|
Чтение загадок о зиме. Рисование «Новогодний праздник в детском саду» Конкурс творческого мастерства совместно с родителями. Аппликация «Новогодняя ёлка» |
|
«Праздник новогодней ёлки»
|
Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей |
Разучивание стихов, песен, танцев к празднику. Изготовление атрибутов для украшения группы. Конкурс «Лучшая новогодняя открытка»
|
|
Январь |
Развлечение «Рождественские посиделки»
|
Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России |
Пение р.н.песен, частушек, колядок. Народные игры. |
«Наша Родина – Россия»
|
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. |
Беседа с использованием иллюстраций. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина» Чтение пословиц и поговорок о Родине |
|
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках» |
Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны. |
Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка» Чтение р.н.сказок. |
|
Февраль |
Государственные символы России»
|
Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам. |
ООД Использование макетов государственной символики Прослушивание фонограммы Гимна России Аппликация «Государственный флаг России |
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва! |
Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. |
ООД Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве) Книжная выставка «Москва – главный город страны» |
|
«Наша армия сильна»
|
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях , развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких |
Беседа «Что такое героизм» Чтение С.Маршак «Наша армия» Конкурс рисунков «Мой папа – солдат» Аппликация «Подарок папе» |
|
Военно-патриотическая игра «Зарница»
|
Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества. |
Беседа «Что такое патриотизм» Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества. |
|
Развлечение «Широкая Масленица»
|
Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Беседа о народных праздниках. Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. |
|
Март |
«Мама – главное слово» Праздник «Наши мамы»
|
Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства |
Беседа о маме «Мама – первое слово» Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме» Разучивание стихов, песен о маме. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
«Пожилые люди»
|
Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям
|
Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них. Рисование на тему «Моя семья» |
|
«Хозяйкины помощники»
|
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны. |
Посещение детьми музея в д/саду «Русская изба» Имитация детьми стирки белья. Исполнение детьми р.н.песен. |
|
«Дом, дом, открой свою тайну!»
|
Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине. |
ООД Использование скороговорок, потешек, небылиц, загадок, народных игр. |
|
Апрель |
Праздник весны
|
Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение , интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. |
Беседа о весне, о народных праздниках. Разучивание стихов о весне Рисование «Край мой любимый»
|
«Наши космонавты»
|
Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. |
ООД Беседа «Покорение космоса» Рисование на данную тему Конструирование космического корабля из строительного материала. |
|
«Ордена и медали»
|
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. |
Использование фотографий орденов и медалей. Чтение художественной литературы о войне. Аппликация «Праздничная открытка» |
|
Май |
«Этот День Победы»
|
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. |
ООД «Мы живы, пока жива наша память» Рисование «Праздничный салют» Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны» Слушание фронтовых песен. |
Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов
|
Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. |
Беседа «Мы не забудем той войны» Рисование «Войне мы скажем нет!» Оформление выставки книг о войне. Оформление стенда «Война в истории моей семьи» |
|
Акция «Забота»
|
Продолжать воспитывать уважение к защитникам Родины, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировать патриотические чувства |
Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия» Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…» Создание альбома «Письма с фронта» Конструирование «Подарки ветеранам» |
|
«Наша Родина – Россия»
|
Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать патриотические чувства |
Итоговая викторина
|
Организация работы по патриотическому воспитанию.
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы, пополнением и приобретением методической и художественной литературы по данной теме, поиском сохранившихся исторических документов.
К работе над проектом мы привлекли и родителей. К сожалению, не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства» К.Ушинский, поэтому в ходе работы мы пытались донести до родителей мысль о том, как важно именно в это время напитать душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, пробудить интерес к истории своей страны, ведь нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
После проведения анкетирования стали проводить консультации по данному вопросу, совместно собирать материалы для стендов на военную тематику, участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства и встречах с интересными людьми.
Основной этап:
На основном этапе работы с детьми проводились ООД по патриотическому воспитанию. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства. Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Они занимались конструированием военной техники, создавали аппликации и рисунки на военную тематику. Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования компетентной, социально-адаптированной личности. Развивающая среда в группе, мини-музей «Русская изба» в детском саду дали представление об обычаях и традициях прошлого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Перспективный
план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
Формы работы |
Содержание работы |
Сроки проведения |
Планирование работы с родителями |
||
1.Ознакомление родителей с группой, которую посещают их дети. |
Знакомство родителей с образовательными задачами на учебный год. |
сентябрь |
2. Анкетирование |
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
|
1 раз в квартал |
3. Родительские собрания |
Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:
|
|
4. Заседания "Круглого стола" |
|
декабрь февраль |
5. Дни открытых дверей |
Участие родителей в групповых занятиях |
1 раз в квартал |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов |
||
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы |
1. Семейные проекты: o "Письма с фронта"; o "Война в истории моей семьи". 2. Встречи с интересными людьми: o Местным поэтом; o тружеником тыла; o военнослужащим; o ветеранами войны. 3. Участие в организации совместных конкурсов творческого мастерства o "Осенние фантазии"; o "Новогодняя композиция" o «Дорожная азбука». 4 Участие в изготовлении макета по дорожному движению. 5.Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу. 6. Участие в изготовлении поделок для конкурса «Детский сад летом» 7.Экскурсии по городу, в лес. 8. Возложение цветов на мемориальный памятник у вечного огня.
|
Май
Сентябрь
октябрь
в течение года
май |
2. Праздники, развлечения |
|
сентябрь
|
Педагогическое просвещение родителей |
||
1. Наглядная педагогическая информация |
1. Тематические выставки: o "Воспитание у детей любви к природе"; o "Мой родной город»; o "Права и обчзанности ребёнка". 2. Памятки для родителей: o "10 заповедей родителям"; o "Известные люди о воспитании любви к Родине"; o "Растим патриотов". 3. Выставки детских работ; 4. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. |
в течение года |
2. Консультирование |
|
В течение года |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.