Актуальность
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
В.Караковский
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает ко всему, что его окружает, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей земле, воспринимаемые в качестве естественной и привычной среды обитания. Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Патриотизм - основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной
работы школы и включает следующие направления:
— гражданско-патриотическое – формирование ценностной
системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;
— историко-краеведческое – формирование интереса к познанию исторических корней и осознание неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
— военно-патриотическое – формирование у молодежи патриотизма,
готовности к достойному служению Отечеству и его защите, знакомство
с историческими и знаменательными датами в истории Республики, воспитание
чувства гордости к героическому прошлому предков;
— духовно-нравственное – формирование
высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной
ответственности и коллективизма.
Данный проект обеспечивает тесное
взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в
общих делах: совместный поиск материалов по истории Донбасса, общение с
участниками исторических событий, работа с первоисточниками, хранящимися в
библиотеках и музеях.
Цель проекта:
- развитие у юных граждан ДНР патриотического самосознания;
- воспитание безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
- осмысление прошлого и настоящего Донбасса через участие в различных акциях и проектах;
- стимулирование познавательной самостоятельной деятельности в области индивидуальных содержательных интересов;
- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы,
публичного выступления и во время представления презентации.
Задачи:
- приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей Родины;
- отработка
содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного
воздействия;
- воспитание патриотизма, толерантности, здоровой национальной гордости;
- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
- формирование
расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских
взаимоотношений между народами;
- поддержка творческих инициатив учителей и учащихся.
Тип проекта:
- по
организационной форме – творческий;
- по количеству участников – коллективный;
- по длительности – долгосрочный (постоянно-действующий)
Участники проекта:
учащиеся 1-11 классов, педагоги и родители школы
Описание проекта: стратегия и механизм достижения целей
Проект представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования, школы и семьи. Направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе школьного музея, а также экскурсий по местам боевой славы, коллективных выходов в музеи других школ, пеших походов, поездок.
Организацию и руководство реализацией проекта осуществляют заместитель директора по ВР и педагог-организатор . Создана творческая группа по внедрению проекта в составе: учитель истории , классные руководители, библиотекарь школы Активно привлекаются узкие специалисты (учителя-предметники, психолог школы ), а также родители. При этом управленческая деятельность ориентируется на коллегиальное руководство. Срок реализации проекта рассчитан на один учебный год, осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности. В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей улице, школе до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества. Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны ВОВ, защитники ДНР). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий нравственному формированию человека. Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.
Календарный план реализации проекта
с указанием сроков реализации по этапам
Этапы и срок выполнения |
Содержание деятельности |
Ответственный |
І Подготовительный Август – сентябрь нового учебного года |
Составление проекта. Заседание творческой группы. Старт роботы проекта.
|
Классные руководители |
ІІ Диагностико-концептуальный Сентябрь |
Анкетирование учащихся 5-11 классов по гражданско-патриотическому воспитанию. Ведение консультаций по технологии выполнения проектной работы (структурирование проекта, общие и специфические требования). Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуальных планов работы над проектом. Выбор источников информации. |
Классные руководители |
ІІІ Поисково-исполнительский этап На протяжении учебного года |
Накопление теоретического материала через изучение коллективом теории проблемы
Сбор и систематизация материалов |
Классные руководители |
V Практический На протяжении учебного года |
Проведение различных внеклассных мероприятий по формированию нравственно-патриотического воспитания |
Классные руководители
|
VI Обобщающий этап Оформление результатов проектной деятельности Май |
Подготовка к публичной защите работ: определение даты и места, программы и сценария публичной защиты, определение списка приглашенных. Презентация проектов. Создание банка данных из опыта работы
|
|
VII Заключительный этап Июнь |
Подведение итогов, анализ выполненной работы
|
Классные руководители |
Модули по гражданско-патриотическому воспитанию
1. Семья и школа в моей жизни
Цель:
развивать познавательный интерес к своим истокам, к традициям семьи и школы;
воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за своих родных и свою школу.
Темы:
1. Праздник “День знаний”.
2. Беседа “Мы школьники, а это значит…”.
3. Психологический этюд “Расскажи сам о себе”.
4. Диспут “Рождение моей семьи” (с участием родителей).
5. Конкурс-выставка рисунков “Моя дружная семья”.
6. Классный час “Права и обязанности ученика”.
7. Этическая беседа “ Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть”.
8. Праздник «День школьника».
9. Час общения “Вот какие замечательные братья и сёстры!”.
10. Игра – практикум “Подари другому радость”.
11. Фестиваль «Лицей имеет таланты».
12. Этическая беседа “В гостях у бабушки”.
13. Выпуск стенгазеты “Мой дедушка и папа в армии”.
14. Этическая беседа “Я в своей семье”.
15. Выставка рисунков “Моя бабушка”, “Моя мама”, “Букет для мамы”.
16. Конкурс стихов “Моя мама – лучше всех”.
17. Выставка “Генетическое дерево моей семьи”.
18. Конкурс «Мисс и мистер лицей».
19. Фестиваль «Традиции моей семьи»
2. Моя Макеевка – моя Родина!
Цель:
прививать чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:
1. Устный журнал “Я – житель Макеевки”.
2. Проектная мастерская “Дом, который мы построим”.
3. Праздник “Папа, мама, я спортивная семья”.
4. Презентация «Мой город в рассказах, фильмах и картинах».
5. Виртуальная экскурсия “Из истории родного города”.
6. Встреча с почётными жителями г.Макеевка.
7. Экскурсия в музеи г.Макеевка
8. Викторина “Памятные места нашего города”.
9. Конкурс фотографий “Лучший город на земле”.
10. Экскурсия в городской парк “Природа и вдохновение”.
11. Праздник “Город-сказка, город-мечта!”.
12. Экскурсии по предприятиям города.
13. Проектная деятельность “История моей семьи в истории города”.
14. Трудовая вахта «С любовью к городу и школе»
3. Всё для тебя в родном краю шахтерском!
Цель:
прививать ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений;
формировать умение ценить свои национальные истоки.
1. Беседа «С чего начинается Родина». Символы Донецкой Народной Республики.
2. Классный час “Уголь - гордость земли донецкой”.
3. Классный час “Заповедные места ДНР”.
4. Час общения «Полезные ископаемые Донбасса».
5. Игра-путешествие по карте “Город Макеевка на карте Республики ”.
6. Классный час “Известные люди в Республике!” (ветераны, воины, художники, поэты, музыканты).
7. Праздник “Фольклор, традиции, обычаи Донбасса”.
8. Лаборатория культурного мышления “Экологические проблемы нашего края”.
9. Беседа-игра “Правила поведения в природе”.
10. Музыкально-конкурсная программа “Где песня льётся – там легче живётся”.
11. Урок доброты “ О редких, исчезающих видах растений” (по страницам Красной книги).
12. Викторина “ Природа в опасности”.
13. Конкурс мини-сочинений “Самый красивый уголок Республики ”.
14. Фотоконкурс «Мой Донбасс».
15. Выставка-конкурс «Народные ремесла».
16. Акция «Сохраним елочку - 2016».
17. Акция «Сохраним первоцвет – 2017».
18. Конкурс-выставка декоративно-прикладного искусства «Знай и люби свой край».
4. Легендарное прошлое и настоящее нашей Родины!
Цель: воспитывать уважение к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; развивать желание сохранять и чтить память о ветеранах ВОВ.
1. Час общения «Я – хранитель истории».
2. Виртуальная экскурсия «Памятники города Макеевки».
3. Устный журнал «Их именами названы улицы».
4. Урок мужества «Город Макеевка в годы Великой Отечественной войны».
5. Выставка фотографий «Мои родные – в годы войны».
6. Экскурсии по музеям ДНР.
7. Конкурс рисунков «Эхо войны» к 72-й годовщине освобождения Донбасса от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны
8. Возложение цветов к памятникам в микрорайоне школы ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах
9. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и работниками тыла;
10. Урок мужества “День защитника Отечества”.
11. Оформление выставки ко Дню партизанской славы.
12. Литературно-музыкальная композиция «Послушай ветры над Саур-Могилой» ( о героических сражениях в 1943 и 2016 годах).
13. Экскурсия на Саур-Могилу».
14. Встречи с защитниками ДНР.
15. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы “Цветы и порох”.
16. Участие в городских митингах, возложение цветов к памятнику неизвестного солдата.
17. Праздник народных традиций “Донбасс многонациональный ”.
18. Конкурс стихов о Донбассе.
19. Акция «Вахта Памяти».
20. Акция «Ветеран живет рядом».
21. Акция «Письмо солдату».
22. Игра «Зарница».
23. Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
5. Гражданином быть обязан
Цель: воспитывать законопослушных граждан нашей страны,
формировать умения действовать в рамках закона и морали
Темы:
Цель: воспитывать у учащихся положительные моральные качества (милосердие, толерантность, взаимопонимание, доброту и др.), развивать желание руководствоваться ими в повседневной жизни.
Темы:
Прогнозируемые результаты реализации проекта
Ø Работа над проектом должна помочь созданию нового механизма патриотического воспитания детей и подростков, повысить ценностное отношение у учащихся к проблемам патриотического развития. Проект способствует формированию у молодежи характерных черт патриота: активную поддержку и развитие государственности, соблюдение Конституции ДНР; воспитывает бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям, уважение к исторической памяти; способствует повышению заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армии ДНР, готовности к защите Родины.
Участники смогут продолжать развивать свои творческие способности, участвуя в различных мероприятиях; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; целенаправленно вести поисковую, исследовательскую работу по изучению родного края.
Реализация проекта будет способствовать привитию любви к родному городу, району, двору - местам, с которыми человек связан эмоционально; формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально-значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, толерантность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей.
Оценка эффективности проекта
1. Количество мероприятий военно-патриотической направленности.
2. Наличие фото- и видеоматериалов о проведенных мероприятиях.
3. Освещение проделанной работы школы по военно-патриотическому воспитанию на блоге школы
4. Участие и победы в городских и республиканских конкурсах военно-патриотической направленности.
№ п/п |
Критерии эффективности |
Показатели |
1. |
Воспитанность учащихся |
Ø сформированность информационной и правовой культуры; Ø повышение гражданско-патриотического воспитания учащихся |
2. |
Обученность учащихся |
Ø знание основных статей Конституции ДНР, законов Республики, символики; Ø знание истории ДНР, родного города Макеевка; Ø повышение интереса к истории своего учебного заведения, города, своей Республики; Ø повышение информационно-коммуникационной культуры учащихся
|
3. |
Личностное развитие учащихся |
Ø умение строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей; Ø развитие творческой инициативы и познавательного интереса |
4. |
Сформированность коммуникативных умений |
Ø умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; Ø умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям |
5. |
Состояние здоровья учащихся |
Øотсутствие вредных привычек; Øумение противостоять вредным для здоровья формам поведения; Øсохранение психического здоровья |
6. |
Обеспечение активной познавательной деятельности учащихся |
Ø умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных
|
7. |
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
Ø создание комфортной психологической среды всех участников проекта; Ø сотрудничество учителей, учащихся, родителей, общественности в реализации проекта; Ø повышение уровня мотивации педагогов и учащихся в использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательной деятельности |
8. |
Использование инновационных подходов в организации воспитания патриотизма |
Ø использование новых форм в организации воспитательного процесса; Ø использование возможностей компьютерной техники |
Оценка рисков и мероприятия по их минимизации
Риски |
Пути предотвращения |
Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического воспитания |
Организация и проведение мастер-классов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме. |
Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности. |
Создание социальной рекламы |
Недостаток финансового обеспечения. |
Привлечение спонсорской помощи |
Дальнейшее развитие проекта
Анализ промежуточных результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:
- внедрение новых технологий в процесс формирования военно-патриотических ценностей обучающихся школы;
- расширение круга участников проекта;
- фиксирование положительных результатов работы путём морального поощрения, участия в проекте.
Система контроля за ходом реализации проекта:
- открытые воспитательные мероприятия, посвященные памятным датам, связанные с историей Республики;
- конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы для родителей и общественности;
- регулярное обсуждение хода реализации на методических объединении классных руководителей школы, на совещаниях;
- проведение конкурсов и фестивалей военно-патриотической направленности среди учащихся;
- презентации проектной деятельности учащихся;
- создание портфолио лицея по формирования военно-патриотических ценностей обучающихся;
- представление работ школы на конкурсы различного уровня:
- мониторинг участия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.