ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Патриотизм –чувство нравственное.
Патриотическое воспитание является частью всестороннего, особенно нравственного, воспитания. Известно, что часть неразрывно связана с целым, как отдельный элемент с системой. По словам выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям. Поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Такие качества формируются посредством нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Моральный облик человека формируется главным образом в нравственном обществе, здоровой социальной среде. Произошедшие в 90-х годах распад СССР, изменения в России, связанные с изменениями политического строя, экономическими реформами, привели к разрушению существовавшей ранее воспитательной системе, и, в частности, одного из составляющих ее элементов - патриотического воспитания. Если в годы существования Советского Союза воспитательная работа была направлена на то, чтобы сформировать личность, гармонически развитую, общественно активную, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, то в 90-е годы вопросы воспитания функционировали на основе инерционных процессов без определения главной цели и выстроенных под нее задач. Кроме того, практически были разрушены организационно-структурные элементы системы воспитания, которыми являлись культурно-досуговые учреждения, общественно-добровольные организации, трудовые коллективы и т.д. В этих условиях слово «патриотизм» практически не употребляется, а патриотическое воспитание сошло на «нет». К сожалению, условия, сложившиеся в нашей стране, далеко не всегда являются благоприятными для формирования нравственной личности, они нередко порождают аморальные взгляды, жизненные установки, деятельность и поведение определенной части общества. Кроме общественной среды, как объективного фактора формирования личности, существует и другой фактор влияния на человека – воспитание. Большое значение в воспитании патриотизма имеет библиотека – кладезь произведений науки, литературы и искусства. Известно, что в воспитании незаменимую роль играют примеры: биографии великих и выдающихся людей, образы литературных произведений, жизнь и деятельность героев Великой Отечественной войны, заслуженных преподавателей, лучших выпускников, достигших больших успехов в своем профессиональном росте.
Патриот – это человек – гражданин, который не только защищает Родину в годы тяжелых, особенно военных, испытаний, но и по-государственному мыслит, укрепляет могущество страны своим высокоэффективным трудом. Самым актуальным направлением в своей работе со студентами считаю патриотическое воспитание. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Патриотизм – чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине, если у студента нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников. Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как:
- чувство принятия страны, культуры как нашей, моей;
- гордости за успехи, достижения страны;
- чувства своей причастности к позитивному в стране.
В качестве цели своей работы я определяю воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для России. Считаю, чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента. Гражданско-патриотическое воспитание студентов не заключается только в рамках учебной программы. Проводится немалое количество внеклассных мероприятий. Например, была проведена:
1)Внеклассные мероприятия: «Уроки Мужества», «Мужская Академия, посвященная 23 февраля», «Афганистан- боль нашей страны», «9 Мая праздник с сединою на висках».
2)Викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации»
3)Классный час по теме «Я гражданин российской Федерации. Мои права и обязанности». Данное мероприятие призвано повысить правовое сознание и правовую культуру, развить гражданскую позицию молодого человека, ведь оно знакомит студентов с основными личными, политическими, социальными, экономическими правами и обязанностями; раскрывает историю возникновения символики Российской Федерации (гимн, герб, флаг). Без этих первоначальных знаний у подрастающего поколения не может быть сформирована гражданственность, любовь к Родине, уважение прав и свобод окружающих.
Патриотическое воспитание – сложный, долговременный процесс. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. Этот процесс нуждается в системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы обучающихся, так и необходимость тесного объединения возможностей колледжа, семьи и общественности.
Я считаю, что путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи хочу выделить несколько поэтапных направлений моей работы по патриотическому воспитанию. В каждой стране есть свои законы. Наш колледж – это своего рода микрогосударство, в котором мы подчиняемся Кодексу чести, где отражены права и обязанности. Воспитание будущего гражданина опирается на уважение и соблюдение этого закона.
Необходимо поддерживать связь с нашими выпускниками, они могут стать гостями наших классных часов, на которых расскажут – о своей учебе и специальности. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему городу, коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Краеведческая работа помогает в воспитании уважения к культурному и историческому прошлому родного края, в привитии любви к малой Родине – городу Белгороду. Я подбираю такую информацию о крае, которая затрагивает не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение делает знания значимыми для студентов. Так шаг за шагом в течение нескольких лет мы изучим историю нашего города, познакомимся с интересными людьми, побываем на предприятиях нашего города, в Музеях истории города.
Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы, газеты и т.п. Это побуждает учащихся к творческой инициативе, самостоятельности и наблюдательности. Большое значение на классных часах я уделяю воспитанию правовой культуры обучающихся, формированию их гражданской позиции. Ежегодное участие в митингах, посвящённых Дню Победы, и в акции «Георгиевская ленточка» способствует патриотическому воспитанию.
Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.
Для реализации целей исследования мною использована анкета из 8 во¬просов «Патриот», направленных на выяснение содержания понятия «Родина», «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего края и пр.
В исследовании принимало участие 85 подростков – студенты нашего колледжа (ГАПОУ МО «Апатитский политехнический колледж имени Голованова Г.А.»).
На вопрос считаете ли вы себя патриотом, к сожалению 35% ответили – «да», а остальные относятся к этому вопросу несерьезно.
На формирование чувства патриотизма, по данным опроса, влияют школа, родители, окружающие люди, друзья – 77%
Чтобы определить понятие «патриотизм», студентам был задан вопрос: По каким признакам вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 70% студентов ответили: любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. 7% - считают, что патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.
На четвертый вопрос многие респонденты ответили следующим образом: 72% - не желают понимать понятие «патриотизм», 21% - считают неактуальным, 10% - не имеют возможности.
Основными ценными качествами необходимыми для патриотизма, многие считают:
наличие хороших и верных друзей 22%,
20% предпочитают свободу, уверенность в себе, ответственность.
В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость.
На шестой вопрос 64% респондентов готовы прийти на помощь друг другу в трудную минуту и лишь 26% умеют ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, смелость, решительность.
В седьмом вопросе молодые люди все-таки предпочитают приятно проводить время с друзьями (88%), а 12% испытывают удовлетворение от выполненной работы.
На последний вопрос учащимся было предложено закончить предложения – «во что они верят», «на что они готовы», «как можно защитить свое государство кроме как оружием», «задумываются ли они о будущем своей Родины», «что значит, для них быть достойным представителем страны, в которой они живут».
Анализ проведенного анкетирования выявил отношение молодого поколения к понятию «патриотизм». Я заметила следующее, что чем моложе поколение, тем смысл патриотизма утрачивается, но несмотря на это 65% связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 35% не понимают этого, не думают об этом или не знают. Приложение 1.
Итогом проведенной работы стал классный час – «Что значит быть патриотом сегодня?»
Рассказывала о настоящих патриотах России, на примерах Александра Суворова, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. В конце классного часа я попросила ответить на вопросы: «А как вы, сегодняшняя молодежь, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?» Приложение 2.
Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания. Этому способствовали бы:
-научно-исследовательские работы по проблемам патриотического воспитания;
-патриотические объединения, клубы, центры, в том числе детские и молодежные;
-историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений;
-выставки патриотической направленности;
-фестивали и конкурсы по патриотической тематике;
-военно-спортивные игры;
-мероприятия военно-шефской работы.
Важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то Россия окажется в идеологической зависимости от Запада и не сможет реализовать свои возможности.
Создание патриотических настроений в обществе в целом и в среде молодежи должно быть государственной задачей, отвечающей общероссийским интересам, и не даваться на откуп различным политическим партиям и движениям, которые действуют в собственных интересах.
Патриотизм общества в целом и молодежи в частности следует считать нормальным явлением, а отклонение от этого – политической болезнью государства. Пока проблема формирования гражданской позиции не будет решена, российское общество не может рассчитывать на полноценное существование.
Дети, которые осознают свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для приема, возможностью для подражания.
Список литературы:
1. Российская историческая политология. Курс лекций: Уч. пособие / Отв. ред. С.А. Кислицын. –
Ростов н/Д: «Феникс», 1998. С.594.
2. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-
политического выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1999, №4. С.76.
3. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс. 1999,
№1. С.92.
4. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999, №4.
С.65.
5. Михайлов В.А., Михайлова Л.Я. Национальный вопрос глазами студентов // Социс. 1999, №12.
С.129.
6. Сикевич З.В. Ук. соч. С.92.
7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий
/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
8. Ильин И.А. «Путь духовного обновления» - Москва . Просвещение. 1992, 157 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.