Патриотизм-чувство нравственное
Оценка 4.7

Патриотизм-чувство нравственное

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +1
9 кл—11 кл
28.02.2024
Патриотизм-чувство нравственное
урок-лекция ОБЖ, история
Патриотизм.docx

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к сво­ему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Патриотизм –чувство нравственное.

Патриотическое воспитание является частью всестороннего, особенно нравственного, воспитания. Известно, что часть неразрывно связана с целым, как отдельный элемент с системой. По словам выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям. Поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Такие качества формируются посредством нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Моральный облик человека формируется главным образом в нравственном обществе, здоровой социальной среде. Произошедшие в 90-х годах распад СССР, изменения в России, связанные с изменениями политического строя, экономическими реформами, привели к разрушению существовавшей ранее воспитательной системе, и, в частности, одного из составляющих ее элементов - патриотического воспитания. Если в годы существования Советского Союза воспитательная работа была направлена на то, чтобы сформировать личность, гармонически развитую, общественно активную, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, то в 90-е годы вопросы воспитания функционировали на основе инерционных процессов без определения главной цели и выстроенных под нее задач. Кроме того, практически были разрушены организационно-структурные элементы системы воспитания, которыми являлись культурно-досуговые учреждения, общественно-добровольные организации, трудовые коллективы и т.д. В этих условиях слово «патриотизм» практически не употребляется, а патриотическое воспитание сошло на «нет». К сожалению, условия, сложившиеся в нашей стране, далеко не всегда являются благоприятными для формирования нравственной личности, они нередко порождают аморальные взгляды, жизненные установки, деятельность и поведение определенной части общества. Кроме общественной среды, как объективного фактора формирования личности, существует и другой фактор влияния на человека – воспитание. Большое значение в воспитании патриотизма имеет библиотека – кладезь произведений науки, литературы и искусства. Известно, что в воспитании незаменимую роль играют примеры: биографии великих и выдающихся людей, образы литературных произведений, жизнь и деятельность героев Великой Отечественной войны, заслуженных преподавателей, лучших выпускников, достигших больших успехов в своем профессиональном росте.

Патриот – это человек – гражданин, который не только защищает Родину в годы тяжелых, особенно военных, испытаний, но и по-государственному мыслит, укрепляет могущество страны своим высокоэффективным трудом.        Самым актуальным направлением в своей работе со студентами считаю патриотическое воспитание. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты.  Патриотизм – чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине, если у студента нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников. Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как:

- чувство принятия страны, культуры как нашей, моей;

- гордости за успехи, достижения страны;

- чувства своей причастности к позитивному в стране.

В качестве цели своей работы я определяю воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для России. Считаю, чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента. Гражданско-патриотическое воспитание студентов не заключается только в рамках учебной программы.  Проводится немалое количество внеклассных мероприятий. Например, была проведена:

1)Внеклассные мероприятия: «Уроки Мужества», «Мужская Академия, посвященная 23 февраля», «Афганистан- боль нашей страны», «9 Мая праздник с сединою на висках».

2)Викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации»

  3)Классный час по теме «Я гражданин российской Федерации. Мои права и обязанности». Данное мероприятие призвано повысить правовое сознание и правовую культуру, развить гражданскую позицию молодого человека, ведь оно знакомит студентов с основными личными, политическими, социальными, экономическими правами и обязанностями; раскрывает историю возникновения символики Российской Федерации (гимн, герб, флаг). Без этих первоначальных знаний у подрастающего поколения не может быть сформирована гражданственность, любовь к Родине, уважение прав и свобод окружающих.

Патриотическое воспитание – сложный, долговременный процесс. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. Этот процесс нуждается в системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы обучающихся, так и необходимость тесного объединения возможностей колледжа, семьи и общественности.

Я считаю, что путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи хочу выделить несколько поэтапных направлений моей работы по патриотическому воспитанию. В каждой стране есть свои законы. Наш колледж – это своего рода микрогосударство, в котором мы подчиняемся Кодексу чести, где отражены права и обязанности. Воспитание будущего гражданина опирается на уважение и соблюдение этого закона.

Необходимо поддерживать связь с нашими выпускниками, они могут стать гостями наших классных часов, на которых расскажут – о своей учебе и специальности. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему городу, коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

 

Краеведческая работа помогает в воспитании уважения к культурному и историческому прошлому родного края, в привитии любви к малой Родине – городу Белгороду. Я подбираю такую информацию о крае, которая затрагивает не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение делает знания значимыми для студентов. Так шаг за шагом в течение нескольких лет мы изучим историю нашего города, познакомимся с интересными людьми, побываем на предприятиях нашего города, в Музеях истории города.

Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы, газеты и т.п. Это побуждает учащихся к творческой инициативе, самостоятельности и наблюдательности. Большое значение на классных часах я уделяю воспитанию правовой культуры обучающихся, формированию их гражданской позиции. Ежегодное участие в митингах, посвящённых Дню Победы, и в акции «Георгиевская ленточка» способствует патриотическому воспитанию.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Для реализации целей исследования мною использована анкета из 8 во¬просов «Патриот», направленных на выяснение содержания понятия «Родина», «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего края и пр.

          В исследовании принимало участие 85 подростков – студенты нашего колледжа (ГАПОУ МО «Апатитский политехнический колледж имени Голованова Г.А.»).

На вопрос считаете ли вы себя патриотом, к сожалению 35% ответили – «да», а остальные относятся к этому вопросу несерьезно.

На формирование чувства патриотизма, по данным опроса, влияют школа, родители, окружающие люди, друзья – 77%

        Чтобы определить понятие «патриотизм», студентам был задан вопрос: По каким признакам  вы определяете для себя понятие «патриотизм»?  70% студентов ответили: любовь к родному  дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. 7% - считают, что патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.

На четвертый вопрос многие респонденты ответили следующим образом: 72% - не желают понимать понятие «патриотизм», 21% - считают неактуальным, 10% - не имеют возможности.

       Основными ценными качествами необходимыми для патриотизма, многие считают:

наличие хороших и верных друзей 22%,

20% предпочитают свободу, уверенность в себе, ответственность.

            В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость.

На шестой вопрос 64% респондентов готовы прийти на помощь друг другу в трудную минуту и лишь 26% умеют ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, смелость, решительность.

В седьмом вопросе молодые люди все-таки предпочитают приятно проводить время с друзьями (88%), а 12% испытывают удовлетворение от выполненной работы.

На последний вопрос учащимся было предложено закончить предложения – «во что они верят», «на что они готовы», «как можно защитить свое государство кроме как оружием», «задумываются ли они о будущем своей Родины», «что значит, для них быть достойным представителем страны, в которой они живут».

          Анализ проведенного анкетирования выявил отношение молодого поколения к понятию «патриотизм». Я заметила следующее, что чем моложе поколение, тем смысл патриотизма утрачивается, но несмотря на это 65% связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 35% не понимают этого, не думают об этом или не знают. Приложение 1.

Итогом проведенной работы стал классный час – «Что значит быть патриотом сегодня?»

Рассказывала о настоящих патриотах России, на примерах Александра Суворова, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. В конце классного часа я попросила ответить на вопросы: «А как вы, сегодняшняя молодежь, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?» Приложение 2.

        Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания. Этому способствовали бы:

-научно-исследовательские работы по проблемам патриотического воспитания;

-патриотические объединения, клубы, центры, в том числе детские и молодежные;

-историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений;

-выставки патриотической направленности;

-фестивали и конкурсы по патриотической тематике;

-военно-спортивные игры;

-мероприятия военно-шефской работы.

            Важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то Россия окажется в идеологической зависимости от Запада и не сможет реализовать свои возможности.

           Создание патриотических настроений в обществе в целом и в среде молодежи должно быть государственной задачей, отвечающей общероссийским интересам, и не даваться на откуп различным политическим партиям и движениям, которые действуют в собственных интересах.

             Патриотизм общества в целом и молодежи в частности следует считать нормальным явлением, а отклонение от этого – политической болезнью государства. Пока проблема формирования гражданской позиции не будет решена, российское общество не может рассчитывать на полноценное существование.

            Дети, которые осознают свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для приема, возможностью для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

         1. Российская историческая политология. Курс лекций: Уч. пособие / Отв. ред. С.А. Кислицын. – 

             Ростов н/Д: «Феникс», 1998. С.594.

         2. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-

             политического выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1999, №4. С.76.

         3. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс. 1999, 

            №1. С.92.

         4. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999, №4.  

             С.65.

         5. Михайлов В.А., Михайлова Л.Я. Национальный вопрос глазами студентов // Социс. 1999, №12.

            С.129.

         6. Сикевич З.В. Ук. соч. С.92.

         7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий

            / авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

         8. Ильин И.А. «Путь духовного обновления» - Москва . Просвещение. 1992, 157 с.

 


 

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к сво­ему отечеству, к своему народу

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к сво­ему отечеству, к своему народу

Большое значение в воспитании патриотизма имеет библиотека – кладезь произведений науки, литературы и искусства

Большое значение в воспитании патриотизма имеет библиотека – кладезь произведений науки, литературы и искусства

Внеклассные мероприятия: «Уроки

Внеклассные мероприятия: «Уроки

Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы, газеты и т

Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы, газеты и т

В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость

В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость

Важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то

Важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2024