Педагогическая деятельность по словарной работе студентов ТГПУ 654 группы с обучающимися начальных классов в рамках ознакомления с произведением С.Я. Маршака "Кошкин дом"

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Словарная работа с обучающимися.doc

Педагогическая деятельность по словарной работе студентов ТГПУ педагогического факультета с обучающимися начальных классов отделения слабослышащих детей в процессе ознакомления с произведением С.Я. Маршака «Кошкин дом»

под руководством наставника-эксперта: Р.И. Моисеевой

 

П/№

Ф.И.О. студента-практиканта

Факультет

Группа

Курс

1.

Цвиренко Маргарита

Евгеньевна

педагогический

654

2

2.

Цвиренко Виктория

Евгеньевна

педагогический

654

2

3.

Целикова Валерия

Евгеньевна

педагогический

654

2

4.

Попова Виктория

Викторовна

педагогический

654

2

5.

Захарчук Дарья Петровна

педагогический

654

2

6.

Чижова Яна

Александровна

педагогический

654

2

7.

Шашок Анжелика Евгеньевна

педагогический

654

2

8.

Терентьева Татьяна Олеговна

педагогический

654

2

9.

Лаптева Анастасия Константиновна

педагогический

654

2

10.

Кирилова Виктория

педагогический

654

2

 

Словарная работа направлена на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение её в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Методика словарной работы над литературным произведением «Кошкин дом» по следующим направлениям:

ü   обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, заучивание и прибавление к личному словарю во внеурочное время 4-6 слов;

ü   уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);

ü   активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; реплики, фразы;

ü   устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Основная цель словарной работы — помочь обучающимся с нарушениями слуха осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения М.Я. Маршака «Кошкин дом»

Задачи словарной работы следующие:

ü   раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на обучающихся с ОВЗ;

ü   расширить словарь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху и путём организации речевой практики во внеурочное время, ввести новые понятия в их активный фонд речи;

ü   ознакомить обучающихся с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав её более выразительной и эмоциональной;

ü   развить связную устную и письменную речь.

Приёмы объяснения слов

ü   применение натуральной наглядности, для чего педагог-наставник, студент-практикант пользуется показом предмета или его изображением на картинке;

ü   использование изобразительной наглядности (картинка, рисунок, набросок), также приемлем меловой рисунок, который можно быстро набросав с целью показа на нём движения, выражения мимики и др.

П/№

Слова, словосочетания

Смысловое значение

1.

Ставенки резные

Полотнища, изготовленные из дерева, закрывающие окна

2.

Окна расписные

Узор из цветного стекла

3.

Шитый золотом узор

Ковёр из натуральной шерсти, шёлка

4.

Сказку поведём

Начнём рассказывать

5.

Чарующая краса

Волшебная красота

6.

Увядше-грустные цветы

Цветы, которые завяли, поникли, высохли

7.

Гнать долой

Прочь, вон, уйти с глаз, чтобы не было видно

8.

Племянники

Дети брата или сестры

9.

Попрошайки

Те, кто просит о помощи

10.

Загривок

Часть шеи у животных

11.

Привратник

Сторож у входа, прислуга

12.

Длиннорогая коза

Коза с длинными рогами

13.

Клуша

Курица

14.

Наседка

Неуклюжая курица

15.

Домоседка

Человек, который сидит дома, мало с кем общается

16.

Пуховая шаль

Красивый вязаный платок из козьего пуха

17.

Дубовая мебель

Стол, стулья, шкаф, полки сделаны из лиственного дерева – дуба

18.

Гостиная

Комната для приёма гостей

19.

Насест

Перекладина, жёрдочка в курятнике, на которую куры садятся на ночь

20.

Сосновые поленья

Дрова из хвойного дерева – сосны

21.

Вскарабкался

Поднялся, взобрался

22.

Заголосили

Закричали, заплакали, запричитали

23.

Озирается кругом

Оглядывается по сторонам

24.

Без проволочки

Без задержки, без промедления, т.е. быстро

25.

Ротозеи

Невнимательные, рассеянные

26.

Ярмарка

Торговая площадь, где продают товар

27.

Рухнул

Упал

28.

Кошка-погорелица

Кошка, потерявшая дом во время пожара

29.

Идёт молва

Слухи, вести о чём-нибудь

30.

Новоселье

Вселение в новый дом или квартиру

 

Мышление детей с сенсорное депривацией (нарушениями слуха) отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие.

Поэтому так важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные для развития условия, коими выступают театрализация и драматизация.