Педагогическая деятельность по словарной работе студентов ТГПУ педагогического факультета с обучающимися начальных классов отделения слабослышащих детей в процессе ознакомления с произведением С.Я. Маршака «Кошкин дом»
под руководством наставника-эксперта: Р.И. Моисеевой
П/№ |
Ф.И.О. студента-практиканта |
Факультет |
Группа |
Курс |
1. |
Цвиренко Маргарита Евгеньевна |
педагогический |
654 |
2 |
2. |
Цвиренко Виктория Евгеньевна |
педагогический |
654 |
2 |
3. |
Целикова Валерия Евгеньевна |
педагогический |
654 |
2 |
4. |
Попова Виктория Викторовна |
педагогический |
654 |
2 |
5. |
Захарчук Дарья Петровна |
педагогический |
654 |
2 |
6. |
Чижова Яна Александровна |
педагогический |
654 |
2 |
7. |
Шашок Анжелика Евгеньевна |
педагогический |
654 |
2 |
8. |
Терентьева Татьяна Олеговна |
педагогический |
654 |
2 |
9. |
Лаптева Анастасия Константиновна |
педагогический |
654 |
2 |
10. |
Кирилова Виктория |
педагогический |
654 |
2 |
Словарная работа направлена на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение её в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.
Методика словарной работы над литературным произведением «Кошкин дом» по следующим направлениям:
ü обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, заучивание и прибавление к личному словарю во внеурочное время 4-6 слов;
ü уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
ü активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; реплики, фразы;
ü устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Основная цель словарной работы — помочь обучающимся с нарушениями слуха осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения М.Я. Маршака «Кошкин дом»
Задачи словарной работы следующие:
ü раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на обучающихся с ОВЗ;
ü расширить словарь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху и путём организации речевой практики во внеурочное время, ввести новые понятия в их активный фонд речи;
ü ознакомить обучающихся с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав её более выразительной и эмоциональной;
ü развить связную устную и письменную речь.
Приёмы объяснения слов
ü применение натуральной наглядности, для чего педагог-наставник, студент-практикант пользуется показом предмета или его изображением на картинке;
ü использование изобразительной наглядности (картинка, рисунок, набросок), также приемлем меловой рисунок, который можно быстро набросав с целью показа на нём движения, выражения мимики и др.
П/№ |
Слова, словосочетания |
Смысловое значение |
1. |
Ставенки резные |
Полотнища, изготовленные из дерева, закрывающие окна |
2. |
Окна расписные |
Узор из цветного стекла |
3. |
Шитый золотом узор |
Ковёр из натуральной шерсти, шёлка |
4. |
Сказку поведём |
Начнём рассказывать |
5. |
Чарующая краса |
Волшебная красота |
6. |
Увядше-грустные цветы |
Цветы, которые завяли, поникли, высохли |
7. |
Гнать долой |
Прочь, вон, уйти с глаз, чтобы не было видно |
8. |
Племянники |
Дети брата или сестры |
9. |
Попрошайки |
Те, кто просит о помощи |
10. |
Загривок |
Часть шеи у животных |
11. |
Привратник |
Сторож у входа, прислуга |
12. |
Длиннорогая коза |
Коза с длинными рогами |
13. |
Клуша |
Курица |
14. |
Наседка |
Неуклюжая курица |
15. |
Домоседка |
Человек, который сидит дома, мало с кем общается |
16. |
Пуховая шаль |
Красивый вязаный платок из козьего пуха |
17. |
Дубовая мебель |
Стол, стулья, шкаф, полки сделаны из лиственного дерева – дуба |
18. |
Гостиная |
Комната для приёма гостей |
19. |
Насест |
Перекладина, жёрдочка в курятнике, на которую куры садятся на ночь |
20. |
Сосновые поленья |
Дрова из хвойного дерева – сосны |
21. |
Вскарабкался |
Поднялся, взобрался |
22. |
Заголосили |
Закричали, заплакали, запричитали |
23. |
Озирается кругом |
Оглядывается по сторонам |
24. |
Без проволочки |
Без задержки, без промедления, т.е. быстро |
25. |
Ротозеи |
Невнимательные, рассеянные |
26. |
Ярмарка |
Торговая площадь, где продают товар |
27. |
Рухнул |
Упал |
28. |
Кошка-погорелица |
Кошка, потерявшая дом во время пожара |
29. |
Идёт молва |
Слухи, вести о чём-нибудь |
30. |
Новоселье |
Вселение в новый дом или квартиру |
Мышление детей с сенсорное депривацией (нарушениями слуха) отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие.
Поэтому так важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные для развития условия, коими выступают театрализация и драматизация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.