Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
г. Сафоново Смоленской области
Методическая разработка занятия
в форме педагогической мастерской
«Что едали на Руси?»
Автор: педагог дополнительного образования
Ефимова Мария Александровна.
Тема: «Что едали на Руси»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей и последовательностью появления овощных культур на территории России;
- развивать самостоятельность мышления;
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с педагогами и юннатами;
- воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.
Оборудование:
- иллюстрации овощных культур: редька, репа, дайкон, горох, чеснок, щавель, лебеда, пастернак, козлобородник, чистец, лук репчатый, гречиха, морковь, свекла, капуста, огурцы, дыня, горчица, рожь, бобы, картофель, помидор, кукуруза, арбуз, артишок, спаржа, баклажаны, перец;
- иллюстрации – портреты правителей: князя Владимира Ясное Солнышко, князя Ивана Грозного, императрицы Екатерины II;
- карта мира;
- бланки меню для князя Владимира и князя Ивана Грозного;
- текст задачи меню Екатерины II;
- диск с фрагментами фильмов;
- компьютер;
- ручки, простые карандаши;
Литература:
Форма проведения: педагогическая мастерская
План проведения мастерской
Ход мастерской
Любознательность, исследования это наиболее
распространенные свойства в мире, если они
не пересекаются в каждом человеке наводящими
ограниченными вопросами взрослых.
Вопросы, задаваемые в конце «задач», «опытов»,
«тестов», мешают тому, чтобы дети ставили перед
собой вопросы, связанные с их пониманием мира…
Они … должны вести битву за свои идеи,
делать исследования, эксперименты,
отстаивать гипотезы на глазах группы.
Сабин Лакшар.
1. Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я предлагаю вам провести наше занятие немного в необычной форме.
2. Индукция
- В начале нашего занятия я вам предлагаю посмотреть фрагменты из двух фильмов:
- фрагмент из фильма «Илья Муромец»
- фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
(показ фрагментов)
- Вы посмотрели фрагменты из фильмов, о чем идет речь в фрагментах? (О пирах)
- Как вы думаете, что делали пир? (Богатое и торжественное угощение с приглаше-нием многих гостей, с обильной и вкусной едой)
- Если на княжеских пирах ели и пили то, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? ( о еде и продуктах питания)
- Если речь пойдет о еде, как вы думаете, будет называться тема нашего занятия. (Что едали на Руси)
- О каких великих людей идет речь в просмотренных нами фрагментах (Князь Владимир Красное Солнышко и князь Иван Грозный)
- Это два реальных персонажа, которые правили русскими землями в разное время. Князь Владимир Ясное Солнышко управлял русским княжеством в самом конце IX и в начале X в.
Великий князь всея Руси Иван Грозный управлял русскими землями в середине 16в.
3.Реконструкция
Конечно, застолье во времена князей сильно отличалась от современного, но все ровно оно было разнообразным. И вот сейчас, я предлагаю вам побыть в роли шеф – поваров у великих князей. (Составление меню каждым участником мастерской)
4. Афиширование
- Сейчас, я предлагаю каждому шеф - повару прочитать свое меню сначала для князя Владимира Ясное Солнышко, а потом для князя Ивана Грозного.
(чтение меню каждым участником мастерской)
5. Разрыв
Главной едой князя были хлеб, каши и мясо. Но и среди наших каш есть не известные князю и его богатырям: самая наша привычная манная каша появилась гораздо позже, и появления кукурузной крупы нужно было ждать еще 600 лет, а рис был очень большой редкостью и назывался «сорочинским пшеном». Гораздо чаще ели овсяную кашу, но совсем не такую, как сейчас, крупа появилась меньше 200 лет назад. А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким. И заправлял он кашу сливочным, льняным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появится тоже очень нескоро.
Особенно странная для нас картина была с овощами. Вы, конечно, знаете, что картошка появилась у нас только при Петре I. А вот при князе Владимире еще не было ни морковки, ни капусты, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце, тыкве и даже свекле, которая кажется нам одним из самых русских овощей. Да что там свекла, у князя на столе не было даже репчатого лука, который появится только в следующем столетии!
А что же тогда было? Была редька. Видимо, с тех самых пор и существует поговорка «Надоело хуже горькой редьки». Попробуй всю зиму до весны есть только редьку — действительно надоест. Только редька была не совсем такая, как сейчас. Во-первых, она была гораздо крупнее, существовали сорта с корнеплодами до 10—12 кг. Сейчас редьки такой величины остались только в Японии, они называются «дайкон» и бывают до 20 кг и больше. Такую редьку не всякий взрослый человек поднимет. Эти редьки совсем не горькие. И в Европе, и у нас, когда появились новые и более вкусные овощи, гигантские редьки просто были забыты. Они давно перестали быть основной пищей, а для салата вполне хватит и небольшого корнеплода. Не думайте, что редьку ели так же, как и мы, только в салатах. Ее варили, жарили, пекли с ней пироги. Была даже поговорка о семи блюдах из редьки: «Редька териха (тертая), редька ломтиха (ломтиками), редька с квасом, редька с маслом, редька куском, редька бруском и редька целиком».
Вторым важным овощем была репа. Желтые, сочные сорта репы — русское изобретение. В Европе с репой знакомы меньше, хотя и там это одна из самых древних культур. На латинском языке репа называется «рапа», мы в далекой древности позаимствовали у римлян растение вместе с названием.
Еще одним главным овощем был горох. Он был у нас одним из основных блюд с глубочайшей древности. Не зря про невероятно далекие времена говорят, что это было при царе Горохе. Сейчас мы в основном варим из гороха суп, да и то довольно редко, а в древности из него варили кашу, мололи муку и пекли блины и пироги из горохового теста, и с гороховой начинкой. Кстати, лепешки из гороховой муки до сих пор самое распространенное блюдо в Индии.
Был знаком князю и чеснок. Вспомните присказку — «Стоит в поле бык печеный, в одном боку нож точеный, а в другом — чеснок толченый».
Но нельзя сказать, что стол наших предков был бедным. Пока не было культурных овощей, ели очень много дикорастущих растений и грибов. В лесах и степях Украины, вокруг Киева при князе Владимире шумели густые леса, росло несколько видов диких луков, которые и сейчас собирают для еды. До сих пор собирают и дикий щавель. В старину его на зиму квасили и сушили. Ели и другие дикорастущие травы, о которых мы совсем забыли, например лебеду, хотя в голодные военные годы она выручала и ваших бабушек. А между тем с древности существуют ее культурные формы с большими вкусными листьями. Собирали листья диких мальв, их и сейчас едят и даже специально выращивают в Грузии, а еще ели корни разнообразных дикорастущих растений, таких как пастернак, козлобородник, чистец. Да и грибов и ягод было в достатке. Еще в XIX в. на каждого москвича в год приходилось почти 40 кг грибов, а при Владимире Красное Солнышко их было еще больше.
Во время княжения Ивана Грозного стол претерпел некоторые изменения.
Во - первых на столе князя появилась гречневая крупа. В то время она еще только входила в обиход, появившись вместе с греческими монахами, которые прибывали на Русь из Византии. До сих пор мы называем это растение гречихой, т.е. греческой крупой. Особенно много киселя и каши ели в посты, когда не полагается, есть мясо и рыбу.
На столе появился и репчатый лук, сразу завоевавший почетное место. «Лук от семи недуг» — говорили про него в народе.
Была на столе князя и морковь, но тоже совсем не похожая на современную, — с белыми корнями.
Еще одним овощем, появившимся на русском столе со времен Юрия Долгорукого, была хорошо знакомая нам свекла. Ее название мы вместе с самой свеклой получили от византийцев, которые говорили по-гречески. «Сфекели» — слово, по-видимому, происходящее от «сфера» — шар. Вообще-то свекла выращивается уже почти 3,5 тыс. лет, но дикую свеклу и сейчас еще можно встретить в Западной Европе и на побережье Каспийского моря. Это невысокая трава, не образующая крупного корня. С самого начала у нее ели листья, а уже потом начали отбирать растения с толстыми корнями, пока не получили современную свеклу. Первые корнеплоды были белыми и желтыми, а красные впервые упоминаются в III в. до н.э. Листовая свекла также сохранилась в культуре и называется мангольд. Сейчас разноцветный мангольд снова возвращается на наши грядки.
Приблизительно в X или XI в. на Руси наконец-то появилась капуста.
Она начала свое движение с юга и быстро прижилась на русских грядках и столах. Славяне скоро научились квасить капусту на зиму, и она стала одним из основных продуктов питания. Капуста начала вытеснять привычные дикорастущие травы, потому что оказалась более урожайной и лучше хранилась свежей, а квашеная капуста вообще при правильном хранении «доживает» до нового урожая. Да и использовать ее можно по-разному — варить, жарить, тушить.
Во времена татаро – монгольского нашествия в XV в. на русском столе появились огурцы. Первые семена огурцов найдены в Поволжье в раскопках поселений XI в., там как раз в это время стояла Орда. Огурцы быстро завоевали популярность и уже через сто лет упоминаются в списках монастырской еды и свежими, и солеными, и мочеными в уксусе. А по торжественным случаям огурцы подавали с медом.
Одновременно с огурцами сначала в Поволжье, а затем и в других местах появились дыни, которые тоже родом из Средней Азии. Там дыня — не сладкое после обеда, а нормальная еда. Даже сейчас в Туркмении и Узбекистане нередко на завтрак ребенку в школу дают лепешку и несколько ломтиков сушеной дыни. Дыни у нас приживались хуже, чем огурцы — им нужно больше тепла и они не везде растут. К тому же огурцы едят зелеными, а дыня должна обязательно поспеть. А вот появления арбузов ждать еще долго, они родом из Южной Африки, и появятся в Европе и на Руси еще не скоро.
В это же время к нам из Индии попала и горчица. Там ее семена добавляют в еду как пряность и совсем не так, как у нас — их сначала жарят на сковородке, пока семена не начнут на ней прыгать, а потом кладут в рис, горох, капусту и другую еду. В Индии едят и зелень горчицы, готовя из нее салаты. Блюдо, которое мы сейчас называем салатом, знали и в Древней Руси, только там оно называлось «крошево», потому что все, что в него клали, сначала мелко резали — крошили. Заправляли крошево маслом или сметаной. Из горчицы сначала получали масло, которое делают и сейчас, оно темное и ароматнее. Но самым важным растением, появившимся на полях в это время, стала рожь. До этого дикая рожь встречалась в посевах пшеницы как сорняк, внимания на нее почти не обращали и только в XI—XII вв. начали разводить ее как отдельную зерновую культуру. Рожь удобна тем, что растет там, где не хватает тепла пшенице. Но вот хлеб из нее тяжелый и липкий, почти не поднимается. Для того чтобы получить пушистый хлеб, в ржаную муку добавляют немного пшеничной. И закваска нужна другая — одни дрожжи такое тесто не поднимут. Поэтому стол князя Иван Грозного был уже довольно разнообразным.
6. Социализация
- Теперь я предлагаю вам объединиться в две группы. Первая группа будет составлять меню для князя Владимира Ясное Солнышко, вторая группа будет составлять меню для князя Ивана Грозного, с учетом полученной информации. (Участники мастерской в группах составляют меню для князей)
По одному участнику от группы читаю новое меню. Молодцы!
7. Деконструкция
Прошло несколько веков, и на престол Российской империи взошла императрица Екатерина II, которая правила Россией во второй половине XVIII века. На протяжении двух веков на русский стол императрицы претерпел некоторые изменения. Сейчас я вам предлагаю найти ошибку в творческой задаче:
Текст задачи: «На стол у императрицы Екатерины II подавали фаршированный перец, икру баклажанную, брюкву тушенную с черносливом, артишок в чесночном соусе, кулебяку с грибами, салат из редиса и ревня, помидоры с сыром, репу, тушенную с треской, кукурузную кашу с физалисом, черный кофе, желе смородины со взбитыми сливками»
- Как вы думаете, каких продуктов не могло быть на столе у Екатерины.
8. Афиширование
- Чтение участниками мастерской ошибок на императорском столе.
9. Разрыв.
На столе Екатерины уже был картофель и перец, которые были привезены из Европы ещё во времена Петра I, и к середине 18 века уже завоевали всеобщую любовь и почитание. Благодаря своей предшественнице Елизавете Петровне, на столе императрице были баклажаны, так что баклажанная икра не было в то время в диковинку на столе у знати. Так же на десерт дворцовая элита засахаренными арбузами, к которым императрица относилась довольно прохладно. Хотя сама Екатерина очень любила крепкий кофе и желе смородины. Её императорское величество с удовольствием ела соцветия артишоков и молодую спаржу под сливочно – чесночным соусом, которая в наше время является экзотическими растения и многие из вас не имеют представления, как эти овощные культуры выглядят. Во время своего правления императрица внедряла в обиход своих придворных такую овощную культуру, как кукуруза. Помидоры в это время можно было встретить только в ботанический садах, как декоративное или лекарственное растения.
Редис и ревень появится на столе русского народа только в следующем столетии, хотя в Греции их выращивали не одно тысячелетие.
А такие овощные культуры, как брюква и физалис появятся в меню русского народа в начале 20 века.
- Назовите, теперь блюда, которые не могли быть на столе у Екатерины II?
10. Рефлексия
Сегодня мы познакомились с историей появления овощных культур на территории нашей родины. Наше занятие проходила в необычной форме – форме мастерской. И в конце занятия я хотела бы услышать ваше мнение.
- Интересно ли вам было?
- Что нового для себя вы узнали?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Что получилась у каждого из вас?
- Как вы оцениваете свою работу в микрогруппах?
- Какие интересные факты запомнились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.