Педагогическая мастерская "Что едали на Руси?"
Оценка 4.7

Педагогическая мастерская "Что едали на Руси?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
5 кл—7 кл
06.02.2020
Педагогическая мастерская "Что едали на Руси?"
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская.doc

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

г. Сафоново Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

 в форме педагогической мастерской

 

«Что едали на Руси?»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: педагог дополнительного образования

Ефимова Мария Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Что едали на Руси»

 

       Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.

 

      Задачи:

         - познакомить учащихся с историей и последовательностью появления овощных культур на территории России;

          - развивать самостоятельность мышления;

          - формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы;

          - стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с педагогами и юннатами;

          - воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

 

 

    Оборудование:

       - иллюстрации овощных культур: редька, репа, дайкон, горох, чеснок, щавель, лебеда, пастернак, козлобородник, чистец, лук репчатый, гречиха, морковь, свекла, капуста, огурцы, дыня, горчица, рожь, бобы, картофель, помидор, кукуруза, арбуз, артишок, спаржа, баклажаны, перец;

     -  иллюстрации – портреты правителей: князя Владимира Ясное Солнышко, князя Ивана Грозного, императрицы Екатерины II;

     - карта мира;

     - бланки меню для князя Владимира и князя Ивана Грозного;

     - текст задачи меню Екатерины II;

     - диск с фрагментами фильмов;

     - компьютер;

     - ручки, простые карандаши;

 

Литература:

  1. Белова Н.И. «Рождение цветка» журнал «Биология в школе» №1/1998
  2. Замятина Н. «Что едали на Руси» журнал «Биология» №2/2007
  3. Зачесова Е.В. «Творческая мастерская» http://festival.1september.ru.
  4. Ковалев Н.И. «Рассказы о русской кухни» Московский рабочий, 1989
  5. Фариков А.Е. «История царствования императрицы Екатерины II», Санкт – Петербург, 1844

 

 

Форма проведения:  педагогическая мастерская

 

 

План проведения мастерской

 

  1. Организационный момент
  2. Индукция
  3. Реконструкция
  4. Афиширование
  5. Разрыв
  6. Социализация
  7. Деконструкция
  8. Афиширование
  9. Разрыв
  10. Рефлексия

 

Ход мастерской

Любознательность, исследования это наиболее

распространенные свойства в мире, если они

не пересекаются в каждом человеке наводящими

 ограниченными вопросами взрослых.

Вопросы, задаваемые в конце «задач», «опытов»,

 «тестов», мешают тому, чтобы дети ставили перед

собой вопросы, связанные с их пониманием мира…

Они … должны вести битву за свои идеи,

делать исследования, эксперименты,

отстаивать гипотезы на глазах группы.

Сабин Лакшар.

 

 

          1. Организационный момент

 - Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я предлагаю вам провести наше занятие немного в необычной форме.

 

          2. Индукция

  - В начале  нашего занятия  я вам предлагаю посмотреть фрагменты из двух фильмов:

- фрагмент из фильма «Илья Муромец»

- фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

                            (показ фрагментов)

 - Вы посмотрели фрагменты из фильмов, о чем идет речь в фрагментах? (О пирах)

 - Как вы думаете, что делали  пир? (Богатое и торжественное угощение с приглаше-нием многих гостей, с обильной и вкусной едой)

 - Если на княжеских пирах ели и пили то, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? ( о еде и продуктах питания)

- Если речь пойдет о еде, как вы думаете, будет называться тема нашего занятия. (Что едали на Руси)

- О каких великих людей идет речь в просмотренных нами фрагментах (Князь Владимир Красное Солнышко и князь Иван Грозный)

- Это два реальных персонажа, которые правили русскими землями в разное время. Князь Владимир Ясное Солнышко управлял русским княжеством в самом конце IX и в начале X в.

Великий князь всея Руси Иван Грозный управлял русскими землями в середине 16в.

 

          3.Реконструкция

     Конечно, застолье во времена князей сильно отличалась от современного, но все ровно оно было разнообразным. И вот сейчас, я предлагаю вам побыть в роли шеф – поваров у великих князей. (Составление меню каждым участником мастерской)

 

           4. Афиширование

     - Сейчас, я предлагаю каждому шеф - повару прочитать свое меню сначала  для князя Владимира Ясное Солнышко, а потом для князя Ивана Грозного.

(чтение меню каждым участником мастерской)

 

         5. Разрыв

Главной едой князя были хлеб, каши и мясо. Но и среди наших каш есть не известные князю и его богатырям: самая наша привычная манная каша по­явилась гораздо позже, и появления кукурузной кру­пы нужно было ждать еще 600 лет, а рис был очень большой редкостью и назывался «сорочинским пшеном».  Гораздо чаще ели овсяную кашу, но совсем не такую, как сейчас, крупа появилась меньше 200 лет назад. А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким. И заправлял он кашу сливочным, льня­ным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появится тоже очень нескоро.

Особенно странная для нас картина была с ово­щами. Вы, конечно, знаете, что картошка появилась у нас только при Петре I. А вот при князе Владимире еще не было ни морковки, ни капусты, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце, тыкве и даже свекле, которая кажется нам одним из самых русских ово­щей. Да что там свекла, у князя на столе не было даже репчатого лука, который появится только в следующем столетии!

А что же тогда было? Была редька. Видимо, с тех самых пор и существует поговорка «Надоело хуже горькой редьки». Попробуй всю зиму до весны есть только редьку — действительно надоест. Только редька была не совсем такая, как сейчас. Во-пер­вых, она была гораздо крупнее, существовали сорта с корнеплодами до 10—12 кг. Сейчас редьки такой величины остались только в Японии, они называ­ются «дайкон» и бывают до 20 кг и больше. Такую редьку не всякий взрослый человек поднимет. Эти редьки совсем не горькие. И в Европе, и у нас, когда появились новые и более вкусные овощи, гигантские редьки просто были забыты. Они давно перестали быть основной пищей, а для салата вполне хватит и небольшого корнеплода. Не думайте, что редьку ели так же, как и мы, только в салатах. Ее варили, жарили, пекли с ней пироги.  Была даже поговорка о семи блюдах из редьки: «Редька териха (тертая), редька ломтиха (ломтиками), редь­ка с квасом, редька с маслом, редька куском, редь­ка бруском и редька целиком».

Вторым важным овощем была репа. Желтые, соч­ные сорта репы — русское изобретение. В Европе с репой знакомы меньше, хотя и там это одна из са­мых древних культур. На латинском языке репа на­зывается «рапа», мы в далекой древности позаим­ствовали у римлян растение вместе с названием.

Еще одним главным овощем был горох. Он был у нас одним из основных блюд с глубочайшей древности. Не зря про невероятно далекие времена говорят, что это было при царе Горохе. Сейчас мы в основном варим из гороха суп, да и то довольно редко, а в древнос­ти из него варили кашу, мололи муку и пекли блины и пироги из горохового теста, и с гороховой начин­кой. Кстати, лепешки из гороховой муки до сих пор самое распространенное блюдо в Индии.

Был знаком князю и чеснок. Вспомните присказ­ку — «Стоит в поле бык печеный, в одном боку нож точеный, а в другом — чеснок толченый».

Но нельзя сказать, что стол наших предков был бедным. Пока не было культурных овощей, ели очень много дикорастущих растений и грибов. В ле­сах и степях Украины, вокруг Киева при князе Вла­димире шумели густые леса, росло несколько видов диких луков, которые и сейчас собирают для еды. До сих пор собирают и дикий щавель. В старину его на зиму квасили и сушили. Ели и другие дико­растущие травы, о которых мы совсем забыли, например лебеду, хотя в голодные военные годы она выручала и ваших бабушек. А между тем с древнос­ти существуют ее культурные формы с большими вкусными листьями. Собирали листья диких мальв, их и сейчас едят и даже специально выращивают в Грузии, а еще ели корни разнообразных дикорасту­щих растений, таких как пастернак, козлобородник, чистец. Да и грибов и ягод было в достатке. Еще в XIX в. на каждого москвича в год приходилось почти 40 кг грибов, а при Владимире Красное Солнышко их было еще больше.

 

 Во время княжения Ивана Грозного стол претерпел некоторые изменения.

Во - первых на столе князя появилась гречневая крупа. В то время она еще только входила в обиход, появившись вместе с греческими монахами, которые прибывали на Русь из Византии. До сих пор мы называем это растение гречихой, т.е. гре­ческой крупой. Особенно много киселя и каши ели в посты, когда не полагается, есть мясо и рыбу.

На столе появился и репчатый лук, сразу завоевавший почетное место. «Лук от семи недуг» — говорили про него в народе.

Была на столе князя и морковь, но тоже совсем не похожая на современную, — с белыми корнями.

Еще одним овощем, появившимся на русском столе со времен Юрия Долгорукого, была хо­рошо знакомая нам свекла. Ее название мы вместе с самой свеклой получили от византийцев, которые говорили по-гречески. «Сфекели» — слово, по-ви­димому, происходящее от «сфера» — шар. Вообще-то свекла выращивается уже почти 3,5 тыс. лет, но дикую свеклу и сейчас еще можно встретить в За­падной Европе и на побережье Каспийского моря. Это невысокая трава, не образующая крупного кор­ня. С самого начала у нее ели листья, а уже потом начали отбирать растения с толстыми корнями, пока не получили современную свеклу. Первые корнеп­лоды были белыми и желтыми, а красные впервые упоминаются в III в. до н.э. Листовая свекла также сохранилась в культуре и называется мангольд. Сейчас разноцветный мангольд снова возвращается на наши грядки.

Приблизительно в X или XI в. на Руси наконец-то появилась капуста.

Она начала свое дви­жение с юга и быстро прижилась на русских грядках и столах. Славяне скоро научились квасить капусту на зиму, и она стала одним из основных продук­тов питания. Капуста начала вытеснять привычные дикорастущие травы, потому что оказалась более урожайной и лучше хранилась свежей, а квашеная капуста вообще при правильном хранении «дожива­ет» до нового урожая. Да и использовать ее можно по-разному — варить, жарить, тушить.

Во времена татаро – монгольского нашествия в XV в.  на русском столе появились огурцы. Первые семена огурцов найдены в Поволжье в раскопках поселений XI в., там как раз в это время стояла Орда. Огурцы быстро завоевали популярность и уже через сто лет упоминаются в списках монастырской еды и свежи­ми, и солеными, и мочеными в уксусе. А по торжест­венным случаям огурцы подавали с медом.

Одновременно с огурцами сначала в Поволжье, а затем и в других местах появились дыни, которые тоже родом из Средней Азии. Там дыня — не слад­кое после обеда, а нормальная еда. Даже сейчас в Туркмении и Узбекистане нередко на завтрак ре­бенку в школу дают лепешку и несколько ломтиков сушеной дыни. Дыни у нас приживались хуже, чем огурцы — им нужно больше тепла и они не везде рас­тут. К тому же огурцы едят зелеными, а дыня долж­на обязательно поспеть. А вот появления арбузов ждать еще долго, они родом из Южной Африки, и появятся в Европе и на Руси еще не скоро.

В это же время к нам из Индии по­пала и горчица. Там ее семена добавляют в еду как пряность и совсем не так, как у нас — их сначала жарят на сковородке, пока семена не начнут на ней прыгать, а потом кладут в рис, горох, капусту и дру­гую еду. В Индии едят и зелень горчицы, готовя из нее салаты. Блюдо, которое мы сейчас называем салатом, знали и в Древней Руси, только там оно называлось «крошево», потому что все, что в него клали, сначала мелко резали — крошили. Заправля­ли крошево маслом или сметаной. Из горчицы сна­чала получали масло, которое делают и сейчас, оно темное и ароматнее.  Но самым важным растением, появившимся на полях в это время, стала рожь. До этого дикая рожь встречалась в посевах пшеницы как сорняк, внима­ния на нее почти не обращали и только в XIXII вв. начали разводить ее как отдельную зерновую куль­туру. Рожь удобна тем, что растет там, где не хвата­ет тепла пшенице. Но вот хлеб из нее тяжелый и лип­кий, почти не поднимается. Для того чтобы получить пушистый хлеб, в ржаную муку добавляют немного пшеничной. И закваска нужна другая — одни дрож­жи такое тесто не поднимут. Поэтому стол князя Иван Грозного был уже довольно разнообразным.

 

      6. Социализация

 - Теперь я предлагаю вам объединиться в две группы. Первая группа будет составлять меню для князя Владимира Ясное Солнышко, вторая группа будет составлять меню для князя Ивана Грозного, с учетом полученной информации. (Участники мастерской в группах составляют меню для князей)

      По одному участнику от группы читаю новое меню. Молодцы!

 

         7. Деконструкция

 Прошло несколько веков, и на престол Российской империи взошла императрица Екатерина II, которая правила Россией во второй половине XVIII века. На протяжении двух веков на русский стол императрицы претерпел некоторые изменения. Сейчас я вам предлагаю найти ошибку в творческой  задаче:

 

Текст задачи: «На стол у императрицы Екатерины II подавали фаршированный перец, икру баклажанную, брюкву тушенную с черносливом, артишок в чесночном соусе, кулебяку с грибами, салат из редиса и ревня, помидоры с сыром, репу, тушенную с треской, кукурузную кашу с физалисом, черный кофе, желе смородины со взбитыми сливками»

- Как вы думаете, каких продуктов не могло быть на столе у Екатерины.

 

      8. Афиширование

- Чтение участниками мастерской ошибок на императорском столе.

 

       9. Разрыв.

На столе Екатерины  уже был картофель и перец, которые были привезены из Европы ещё во времена Петра I, и к середине 18 века уже завоевали всеобщую любовь и почитание. Благодаря своей предшественнице Елизавете Петровне, на столе императрице были баклажаны, так что баклажанная икра не было в то время в диковинку на столе у знати. Так же на десерт дворцовая элита засахаренными арбузами, к которым императрица относилась довольно прохладно. Хотя сама Екатерина очень любила крепкий кофе и желе смородины. Её императорское величество с удовольствием ела соцветия артишоков и молодую спаржу под сливочно – чесночным соусом, которая в наше время является экзотическими растения и многие из вас не имеют представления, как эти овощные культуры выглядят. Во время своего правления императрица внедряла в обиход своих придворных такую овощную культуру, как кукуруза. Помидоры в это время можно было встретить только в ботанический садах, как декоративное или лекарственное растения.

  Редис и ревень появится на столе русского народа только в следующем столетии, хотя в Греции их выращивали не одно тысячелетие.

А такие овощные культуры, как брюква и физалис появятся в меню русского народа в начале 20 века.

- Назовите, теперь блюда, которые не могли быть на столе у Екатерины II?

 

      10. Рефлексия

Сегодня мы познакомились с историей появления овощных культур на территории нашей родины. Наше  занятие проходила в необычной форме – форме мастерской. И в конце занятия я хотела бы услышать ваше мнение.

- Интересно ли вам было?

- Что нового для себя вы узнали?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Что получилась у каждого из вас?

- Как вы оцениваете свою работу в микрогруппах?

- Какие интересные факты запомнились?


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г

Тема: «Что едали на Руси»

Тема: «Что едали на Руси»

Разрыв Рефлексия Ход мастерской

Разрыв Рефлексия Ход мастерской

А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким

А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким

Еще одним овощем, появившимся на русском столе со времен

Еще одним овощем, появившимся на русском столе со времен

Сейчас я вам предлагаю найти ошибку в творческой задаче:

Сейчас я вам предлагаю найти ошибку в творческой задаче:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020