Педагогическая мастерская «Чудо-дерево»
по программе Т.Я Шпикаловой «Изобразительное искусство»
на тему «Чудо-дерево», 5 класс, 1 четверть, урок №9
Цель: создание образа дерева в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.
Задачипедагогической мастерской:
- воспитывать интерес к искусству народов мира, мировой художественной культуре;
- формировать знания и художественные навыки учащихся;
- формировать и развивать художественную культуру личности средствами мировой художественной культуры;
- развивать и формировать творческую индивидуальность ребёнка.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд – репродукции картин художников-пейзажистов, схемы рисунка деревьев, последовательность рисования дерева.
Оборудование для учащихся:
Краски, (гуашь, акварель), кисти, баночка для воды, сангина, уголь, фломастеры, цветные карандаши, гелевые цветные ручки.
План педагогической мастерской.
1. Вступительное слово: (обсуждение, рассказ учителя)
2. Беседа учащимися.
3. Подбор ассоциативного ряда слову дерево.
4. Практическая работа:
а) составление рассказа;
б) организация самостоятельной работы.
5. Творческая работа учащихся.
6. Проведение выставки работ.
7. Подведение итогов работы.
Ход педагогической мастерской.ж
1. Вступительное слово
С символом - «древом жизни» ученики знакомятся ещё в начальной школе, но на этот раз несколько иной вид творческой деятельности учащихся.
Беседа с учащимися: Какие загадки, пословицы и поговорки знаете о деревьях? (дети вспоминают, отвечают)
Рассказ учителя. Издревле установилось почтение и уважение людей к дереву. Например, строки стихотворения В. С. Рождественского:
Вот старый дуб, - листы из звонкой меди,
Могучий стан в извилинах коры –
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вопрос:Почему у людей было такое отношение к дереву?
(Вековые дубы пользовались особой любовью наших предков. К ним приходили лечиться, под их кроной происходили большие сходы, свадьбы, суды, считали люди, что на их кронах держатся вода, огонь и земля, что они мудры и праведны, ведь повидали на своём веку не мало)
Берёза - священное дерево в славянской мифологии – почиталось как символ девичьей молодости, символ берегинь и русалок, на Руси существовал и особый праздник, в котором берёза становилась именинницей (Cемик), о берёзе пели песни («Во поле берёза стояла…»)
Многие поэты посвятили ей свои стихи, например, С.Есенин: «Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром…».
Мифы народов мира свидетельствуют, что наиболее наглядный образ был найден в растительном мире, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни превышал сроки жизни человека (дуб, явор, ива, лиственница, кедр). Носителем жизненной силы выступает и само древо жизни и его плоды (яблоко, гранат, апельсин), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители древа жизни. Символ древа жизни распространён и в устном народном творчестве, и в народном декоративно – прикладном искусстве разных народов в художественном творчестве (независимо от вида ИЗО) дерево предстаёт как красивый символ земного плодородия.
- Вспомните сказки, в которых говорится об идее преодоления смерти и вечной жизни. (Дети вспоминают русские народные сказки)
3. Подбор ассоциативного ряда к слову «дерево».
(Дети подбирают и озвучивают)
На доске - зрительный ряд - репродукции картин:
Фра Анжелико. Фреска «Рай»
Я.Брейгель (бархатный) «Райский сад»
И.И.Шишкин «Зима»
И.И.Шишкин «Рожь»
И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»
Изображения деревьев у художников – пейзажистов.
4. Практическая работа.
а) составление рассказа. Предлагается составить маленький рассказ о дереве (живом или фантастическом) в несколько предложений.
Дети читают свои эссе.
б) организация самостоятельной творческой работы учащихся.
Объединимся в группы по 4 человека.
Задание. Рассмотрев образы плодоносящих деревьев в произведениях, представленных в зрительном ряду, на страницах учебника, обратив внимание учащихся на то, что образ дерева и плоды на нём могут быть сильно трансформированы в декоративные мотивы или приближаться по форме к природным, изобразить древо жизни в аппликации, рисунке, коллаже, используя самые различные материалы (карандаши, гуашь, акварель, цветную бумагу, пластилин), сделать декоративную композицию на формате бумаги А3.
5)Творческая работа учащихся (30 минут).
Дети выполняют работу группами различными материалами и в различных техниках.
6. Проведение выставки работ.
Каждой группе сделать пояснение, рассказ – что за дерево изображено в работе, а другим группам написать краткую рецензию на работы остальных групп.
7.Подведение итогов работы. Завершение. Организация выставки творческих работ групп. Вывесить все работы на доске.
Поблагодарить учащихся за активную творческую работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.