V городской открытый форум молодых педагогов образовательных организаций города Новосибирска
Институт детства
Модераторы: Бабий Нина Николаевна, Шишкина Кристина Андреевна
Педагогическая мастерская: Исследовательская деятельность, как один из способов формирования мотивации к обучению.
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Антуан де Сент – Экзюпери
Что в вашем понимании обозначает понятие «исследовательская деятельность»?
Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.
Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной мыслить творчески, находить нестандартные решения, быть готовой обучаться в течение всей последующей жизни.
Проектная деятельность преподавателей образовательных организаций является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающегося, а также формирования их личностных качеств.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.
Давайте познакомимся с основными аспектами исследовательской деятельности:
1. Проблемное обучение: Ученики сталкиваются с вопросами или задачами, которые требуют исследования и поиска решений. Это может быть как научный эксперимент, так и исследование окружающего мира.
2. Проектная деятельность: Дети работают над проектами, которые могут включать сбор информации, проведение экспериментов, создание моделей или презентаций. Это помогает развивать навыки работы в команде и планирования.
3. Наблюдения и эксперименты: Ученики проводят простые эксперименты или наблюдения за природными явлениями, что позволяет им на практике применять теоретические знания.
4. Сбор и анализ информации: Исследовательская деятельность включает в себя поиск информации в книгах, интернете или через опросы, а затем анализ полученных данных.
5. Развитие критического мышления: Дети учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проверять их и делать выводы на основе полученных результатов.
6. Креативность и самовыражение: Исследования могут выражаться в различных формах — от написания отчетов до создания художественных работ, что развивает творческие способности детей.
7. Интеграция знаний: Исследовательская деятельность часто включает междисциплинарный подход, когда знания из разных предметов соединяются для решения одной проблемы.
8. Рефлексия: Важно, чтобы ученики могли обсудить результаты своей работы, поделиться впечатлениями и сделать выводы о том, что они узнали.
Таким образом, исследовательская деятельность на уроках в начальной школе способствует более глубокому пониманию учебного материала, развитию самостоятельности и интереса к обучению у детей.
Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Вопрос: Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? (Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы.)
Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, в результате которых у ребенка появляется потребность в открытии. Учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой: считаем, читаем, решаем задачи, сравниваем, …Но на современном уроке, в первую очередь, должен реализовываться системно-деятельностный подход.
На ваше внимание представлены виды учебных ситуаций:
1.Источник знаний учитель.
Он говорит, учащиеся пассивно слушают.
Контроль за объемом, выбором форм подачи за учителем,
Форма - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация.
2.Источник знаний - любые, кроме учителя.
Учащиеся сами контролируют содержание учебного материала, объем, темп.
Контроль – учитель.
Форма - самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, практические занятия.
3.Источник знаний - учитель и другие источники.
Учащиеся взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией.
Контроль – учитель и учащиеся.
Форма - беседы, дискуссии
Скажите, пожалуйста, какая учебная ситуация соответствует современному уроку?
(ответы)
Спасибо. Для того, чтобы создать такую ситуацию на уроке, необходимо учителю владеть некоторыми технологиями, методами, приемами.
Что значит создать учебную ситуацию?
Определиться с педагогической задачей (развивать умения….);
Отобрать учебный материал;
Определить способ организации учебной ситуации (кто, что делает);
Спрогнозировать действия детей;
Спровоцировать детей на активные действия, на создание мотивации учения.
Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.
Но сначала мы поработаем над понятием проблемная ситуация.
Давайте сначала представим неучебную ситуацию:
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад,
белый лес
Снегом засыпая.
-Какое настроение вызвало это стихотворение?
-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий.
Мэр города
Заяц
Ребёнок
Водитель на загородной дороге
Лётчик, отправляющийся в полёт
Егерь без лыж
-Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.
Проблемная ситуация - это некая жалоба на то, что определённые процессы в организации протекают не так, как было запланировано.
Для того, чтобы ребёнок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Мы остановимся на них:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Занятие по изобразительному уроку. Тема «Фрукты»
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
(Работа каждой группы, обмен мнениями)
2. Подводящий к теме диалог.
Занятие математике Тема «Масса»
Перед детьми математическая гиря = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.
В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Занятие окружающий мир. Тема «Признаки живых организмов и растений»
Лягушка лежит и думает «Если я зеленая, значит я растение».
-На какую тему может вывести эта фраза.
Любая удачно подобранная картинка, может вывести проблемную ситуацию. Как мы уже сказали проблемную ситуацию, можно создать на любом уроке.
Задание студентам: Дорожная ситуация: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Как должны поступить при этом водители других машин?
• На каком уроке можно перевести эту жизненную ситуацию в учебную? (на уроке физкультуры)
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики. (Можно предложить решить задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.) А какая тема урока может быть? (Нахождение массы, расстояния)
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Групповая работа № 1.
По 4 человека. Время на подготовку 8 минут. Представление не более 1 минуты.
Переходим к групповой работе! У каждой группы на столе лежит конверт. В конверте предложена тема урока, класс, к которому вам необходимо придумать проблемную ситуацию. Далее данную проблемную ситуацию вам нужно разыграть. Для этого не забудьте определить роли в группе.
Представление работы групп.
Оценка???
Еще одной формой исследовательской работы является проект. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:
· Загадайте число.
· Прибавьте столько же.
· Прибавьте 10.
· Разделите на два.
· Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.
Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы группы).
Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)
6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
Посмотрим, что у вас получилось. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.
Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
2. Планирование.
3. Выполнение проекта.
4. Анализ результатов.
5. Защита проекта.
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации —Продукт — Презентация.
Особенности работы над проектом в начальной школе представлены на слайде, можете ознакомиться с ними.
· Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
· Длительность выполнения проекта 1 - 2 недели в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 урока.
· Ставить вместе с детьми учебные цели.
· Можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации.
Практическая часть. 10 минут
1 этап – проблема.
Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «Зимнее окно». В чем проблема, почему мы можем взять эту тему?
В зимний период на окнах появляются разнообразные узоры. У детей возникает вопрос: «Кто рисует на окнах?», «Как получаются узоры?»
Ежегодно, в преддверии новогодних праздников, помещение класса наряжается в праздничное убранство. А почему бы не побывать в роли Мороза и не украсить окна?
2 этап – проектирование.
- Какие задачи будет решать этот проект?
Задачи проекта:
Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок.
Расширять представления детей о способах создания пластичных образов.
Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки.
Развивать коммуникативную, информационную компетентность.
Вызвать желание создать макет зимней прогулки.
- Какие проекты можно сделать в наших условиях?
3 этап – поиск информации.
- Где мы можем найти информацию по данному проекту?
4 этап – продукт.
Предлагаю поработать в группах. Украсить окно, чтобы оно стало зимним, сказочным. Для этого вам потребуется картон – макет окна, белая бумага, салфетки, вата, клей, ножницы и ваше воображение.
5 этап – презентация.
Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.
Каждая группа презентует своё «зимнее окно».
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.
Возникла новая для образования, а значит и для меня как учителя, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Формула «Усвоение = Понимание + Запоминание» даёт обучение.
Если же поставить своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности учителя - психические новообразования в личности учащегося. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой).
Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие.
Учебно-исследовательская деятельность - это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.
Рабочий лист
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…
Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!
Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться!
УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Вопросы к тексту
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?
3) Чем занимались ученики в сказке?
4) Как быстро построили лодку и почему?
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?
6) Каков результат этой истории?
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?
Задание 2
Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:
1. надо переправиться через реку |
1. анализ результатов |
|
2. нарисовал схему, произвел расчеты |
2. выполнение проекта |
|
3. начали строить, опираясь на план |
3. планирование |
|
4. проверили нет ли трещин |
4. защита проекта |
|
5. переправились через реку |
5. выдвижение проблемы, цели проекта |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.