«Педагогическая профилактика буллинга в начальной школе»
Аннотация. В статье раскрываются проблемы травли в начальной школе. Целью исследования было выявление подверженности буллингу детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: насилие, травля, буллинг, младшие школьники.
Начальная школа – это первый шаг к образованию, знаменующий начало социализации ребенка и его новой роли – ученика. При выборе школы родители часто отдают предпочтение не образовательному учреждению, а конкретному учителю. И если раньше ключевыми были профессиональные навыки педагога, то теперь родители в первую очередь обращают внимание на умение учителя общаться с детьми, разрешать конфликты, предотвращать их возникновение и избегать агрессивного или нетактичного поведения. Такая тенденция обусловлена ростом случаев буллинга в начальной школе [2, с.138-143].
Хотя первые упоминания о травле в школе встречаются в работах К. Дьюкса начала 20 века, научный интерес к этой проблеме возник лишь в конце 20 – начале 21 века благодаря исследованиям зарубежных (П.П. Хайнеман, A. Пикас, E. Роланд) и отечественных (А.А. Бочавер, С.Н. Ениколопов, О.Л. Глазман и др.) ученых. Буллинг определяется как агрессивное преследование члена детского коллектива, включающее физическое (побои, толчки), психологическое (изоляция, игнорирование), экономическое (вымогательство, порча имущества) или виртуальное (распространение слухов, публикация фото и видео) насилие. Отличительными чертами буллинга являются неравенство сил, осознанность действий и их систематический характер, что позволяет отличить его от случайных ссор или конфликтов [6, с.667].
Некоторые педагоги считают, что школьное насилие существовало всегда и сегодня ему уделяется излишнее внимание. Безусловно, в любом коллективе были дети, подвергавшиеся насмешкам, но современная школьная травля становится все более травматичной из-за возможности распространения сцен насилия в интернете.
Сегодня школьный буллинг – серьезная проблема, приводящая к соматическим (головные боли, нарушения пищеварения), психологическим (тревожность, агрессивность) и социальным (проблемы в общении, школьная дезадаптация) последствиям, что требует особого внимания со стороны педагогов.
Буллинг разрушает атмосферу безопасности в школе, негативно влияет на здоровье и успеваемость, вызывая страхи, фобии и неврозы, препятствующие обучению и развитию талантов.
Причины буллинга в начальной школе разнообразны, и некоторые из них могут быть спровоцированы учителем: некорректное отношение к ученикам, поощрение доносительства, незнание проблемы буллинга, игнорирование конфликтов и неосведомленность о семейных проблемах учащихся. Культурный уровень педагога, его стиль общения и гуманное отношение к детям играют важную роль в профилактике буллинга [1, с.10-17].
Эффективная профилактика буллинга в начальной школе предполагает комплексный подход, включающий работу с учителями, учениками и родителями. Педагогам необходимо повышать квалификацию в области детской психологии, конфликтологии и медиации, чтобы уметь распознавать признаки буллинга, грамотно разрешать конфликты и создавать в классе атмосферу доверия и взаимоуважения. Важно обучать учителей методам эффективного общения с детьми, основанным на эмпатии и понимании, а также формировать у них навыки управления классом, исключающие дискриминацию и предвзятое отношение к ученикам [3, с.170-174].
Работа с учениками должна быть направлена на формирование у них навыков конструктивного общения, умения распознавать и противостоять буллингу, а также развития эмпатии и сочувствия к другим. Важно проводить тренинги и ролевые игры, в которых дети учатся разрешать конфликты мирным путем, защищать себя и своих товарищей, а также сообщать взрослым о случаях насилия.
Не менее важным является вовлечение родителей в процесс профилактики буллинга. Необходимо проводить родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы детской безопасности, признаки буллинга и способы реагирования на него. Родителям следует рассказывать о важности общения с детьми, выслушивания их проблем и оказания им поддержки в трудных ситуациях. Важно формировать у родителей понимание того, что буллинг – это серьезная проблема, требующая совместных усилий школы и семьи.
Только комплексный подход, объединяющий усилия педагогов, учеников и родителей, позволит создать в начальной школе безопасную и благоприятную среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным, уважаемым и ценным.
Для создания эффективной системы профилактики буллинга необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно проводить диагностику эмоционального состояния учеников, выявлять детей, склонных к агрессивному поведению, а также тех, кто может стать жертвой буллинга. На основе полученных данных необходимо разрабатывать индивидуальные программы поддержки и коррекции поведения для каждой группы детей [5, с.144].
Особое внимание следует уделять созданию в школе системы информирования о случаях буллинга. Дети должны знать, к кому они могут обратиться за помощью, если стали жертвой или свидетелем насилия. Важно создать анонимные каналы связи, такие как ящики доверия или онлайн-формы, чтобы дети могли сообщать о случаях буллинга, не опасаясь преследования со стороны обидчиков.
Важным элементом профилактики буллинга является организация внеурочной деятельности, направленной на развитие у детей позитивных социальных навыков и укрепление чувства принадлежности к школьному сообществу. Это могут быть спортивные секции, творческие кружки, волонтерские проекты и другие виды деятельности, в которых дети могут проявить свои таланты и интересы, найти друзей и получить поддержку со стороны взрослых.
Постоянный мониторинг и оценка эффективности профилактических мер являются необходимым условием успешной борьбы с буллингом. Необходимо регулярно проводить опросы среди учеников, учителей и родителей, чтобы оценить уровень безопасности в школе и выявить проблемные зоны. На основе полученных данных следует корректировать программу профилактики буллинга и внедрять новые методы и подходы.
Библиографический список
1. Ortega-Barón J., Torralba E. & Buelga S. (2018), “Psychological distress among adolescents victims of cyberbullying”, Revista de Estudios e Investigación en Psicología y Educación, 4 (1), 10–17
2. Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 3. С. 138–143.
3. Волкова И. В. Характеристика подросткового буллинга и его определение // Вестник Минского университета. 2016. № 2. С. 26–33. 8. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. № 3 (8). С. 170-174.
4. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / под ред. Д. Лейна,Э. Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001 С. Миллера // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001 С.240-274.
5. Медведев Д.Ю. Как справится с буллингом и завоевать друзей. Всё о психологии для детей. – М: Издательство АСТ, 2024-144 с.
6. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Москва: Олма-пресс, 2009. – 667 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.