ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Оценка 4.6

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Оценка 4.6
pptx
09.09.2020
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
педагогичекая психология.pptx

Педагогическая психология Чернова

Педагогическая психология Чернова

Педагогическая психология

Чернова Н Н учитель истории и обществознания
МКОУ КСШ

Предмет педагогической психологии

Предмет педагогической психологии

Предмет педагогической психологии


Термин "педагогическая психология" применяется для обозначения двух наук.
Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же названием "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений"           

Разделы педагогической психологии

Разделы педагогической психологии

Разделы педагогической психологии


Три раздела педагогической психологии:
1) психология обучения;
2) психология воспитания;
3) психология педагогической деятельности и личности педагога.
1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.
2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.            Исследования в этой области направлены на изучение:
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
условий и последствий психической депривации и др.
.3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
изучение эмоциональной устойчивости учителя;
выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других (


3

Психологическим основанием педагогического процесса являются:

Психологическим основанием педагогического процесса являются:

Психологическим основанием педагогического процесса являются:

Теории личности (З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, К. Левин, Э. Фромм, Л.И. Божович).
Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Возрастная психология (психология развития).
Теории научения (восходящие к бихевиоризму).
Психология познавательных процессов (когнитивная психология, гештальтпсихология, психология речи).
Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности).
Социальная психология коллективов, общения и личности.
Инженерная психология (взаимодействие человека с ТСО, ЭВМ).
Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский).
Системный подход в психологии (В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)
Нейропсихология (А.Р. Лурия).
Психодиагностика.
Сравнительная психология.
Гуманистическая психология.
Психотерапия

Основные проблемы педагогической психологии 1

Основные проблемы педагогической психологии 1

Основные проблемы педагогической психологии

1.Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка.
2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).
3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания?
4. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка.
6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики.
7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?
8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка),
9. Проблема одаренности детей. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.

Задачи педагогической психологии

Задачи педагогической психологии

Задачи педагогической психологии

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются :
раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
изучение психологических основ деятельности педагога;
определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

История становления педагогической психологии

История становления педагогической психологии

История становления педагогической психологии

Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим .Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушинский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др.
Второй этап развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в.(выхода в свет труда П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в. Начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований.
Третий этап развития педагогической психологии (с середины ХХ в.) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. Б. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном выдвинули идею программированного обучения, а в 1960-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем начала разрабатываться целостная система проблемного обучения, опирающаяся, с одной стороны, на точку зрения Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – на положения С.Л. Рубинштейна и других о проблемном характере мышления, его фаз-ности, о природе возникновения мысли в проблемной ситуации.

Методы педагогической психологии

Методы педагогической психологии

Методы педагогической психологии.


Организационные (напр., лонгитюдный – становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет
Эмпирические:
а) обсервационные методы(наблюдение и самонаблюдение)
б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий)
в)психодиагностические методы(тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседа)
г) моделирование(математическое, кибернетическое)
д) биографические (анализ фактов, событий).
Статистические (обработка данных и их интерпретация.) 

Соотношение понятий «подражание»,«научение», «учение»и «обучение»

Соотношение понятий «подражание»,«научение», «учение»и «обучение»

Соотношение понятий «подражание»,«научение», «учение»и «обучение»

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание.
Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение"
Одна из основных задач современной школы - сделать учебный процесс не только процессом усвоения знаний, овладение умениями и навыками, но и процессом развития мыслительных процессов и воспитания личности каждого ученика, становление его творческой активности
В свете этих задач перед педагогической психологией встают такие насущные проблемы:
повышения качества обучения; критерии и показатели умственного развития ребенка каждого возрастного периода,
содержание, методы обучения, контроль и оценка, развитие творческого мышления,
формирование умения учиться .
Научение - процесс и результат получения индивидуального опыта Это понятие возникло в зоопсихологи в работах американского психолога ЕЛТорн-Дайка и других Путем научения может приобретаться любой опыт человека и новые формы поведения у животных Бихевиористы считают, что существует единый механизм научения у человека и животных.
Обучение - целенаправленно организовано научение Это процесс взаимодействия между тем, кто учит и обучаемым, в результате которого появляются знания, умения, навыки, осуществляется психическое и личностное развитие учащихся; целенаправленная передача подрастающему поколению интеллектуального и профессионального опыта.
Учение - целенаправленное усвоение социального опыта, это деятельность личности, цель которой научение, деятельность активная, гностическая Она является внешней (предметной, перцептивной, символической) и внутренней (розумною, мнемической, перцептивной) Есть первичное учения (через пробы и ошибки) и вторичное, которое носит собственное интеллектуальное характер.
Учебная деятельность - это учения школьника, происходит в условиях обучения Учебная деятельность формируется в процессе обучения Это один из основных видов деятельности личности, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний (ВВДавыдов)

Обучение и развитие Принципиально важен для педагогической психологии вопрос о соотношении обучения и развития

Обучение и развитие Принципиально важен для педагогической психологии вопрос о соотношении обучения и развития

Обучение и развитие

Принципиально важен для педагогической психологии вопрос о соотношении обучения и развития. Существует несколько точек зрения на решение данного вопроса: 1) обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (научения, учения) понимается всеми по-разному; 2) обучение представдяет собой только внешние условия созревания, развития. Это означает, что развитие идет впереди обучения (В. Штерн, Ж. Пиаже); 3) обучение идет впереди развития, вызывая в нем новооб разования. Эта точка зрения имеет место как в советской, так и в современной российской педагогической психологии. Впервые она была сформулирована Л. С. Выготским

Модели обучения Модели обучения:

Модели обучения Модели обучения:

Модели обучения

Модели обучения:
Кибернетическая, коммуникативная, познавательная
1.Кибернетическая модель обучения
Этот термин или "программированное" обучение возник в 50-х гг. в США на основе бихевиоризма. В России такой вид обучения начал развиваться в 60-х, большой вклад внесли: Леонтьев, Гальперин, Талызина и др.
Программированное обучение - организация учебного процесса по определенной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение навыков и умений. Программированное обучение учитывает законы научения, открытые в психологии бихевиористами.
1. Закон эффекта (подкрепления)– если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот.
2. Закон упражнений– чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.
2.Коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера.
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить коммуникации, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и приемы.
3.Познавательная модель обучения - характеризуется традиционным обучением, основанном на дисциплинарно-предметном принципе, где учениками осознаются только правила и средства обучения. Проблемное обучение- где происходит осознание проблем, задач. для решения к-х необходимо освоить средства способы и приемы
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1)осознание проблемной ситуации
2)формулировка проблемы на основе анализа ситуации.
3)решение проблемы включающую выдвижение, проверка гипотизы.
4)проверка решения.


Концепция учебной деятельности

Концепция учебной деятельности

Концепция учебной деятельности

Концепция обучения – это совокупность обобщенных положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В разработку данной концепции внесли свой вклад Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др. Они установили, что знания, умения и навыки не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности.Данная теория предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.
Теория формирования у детей системы научных понятий В.В. Давыдова. В основе ее лежит представление том, что школьники младших классов вполне способны усваивать абстрактные научные понятия, а значит, обучение может строиться не на принципе от частного к общему, а на принципе от общего к частному.
Концепция проблемного обучения представляет собой совокупность взаимосвязанны х методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности. Центральные понятия этой теории: «проблема», «проблемная ситуация» и «проблемная задача».
В 1960-е гг. активно развивалась концепция программированного обучения. Сущность ее заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. Причем переход к изучению последующих «доз» материала осуществляется только после освоения предыдущих. В настоящее время в русле теории программированного обучения идет активная разработка компьютерных технологий.

СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез,…

СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез,…

 СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.

Подросток как субъект учебной деятельности

Подросток как субъект учебной деятельности

Подросток как субъект учебной деятельности

Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени. Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности

Старшеклассник как субъект учебной деятельности

Старшеклассник как субъект учебной деятельности

Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. В старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ориентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.
Старшеклассник сознательно задумывается над выбором профессии. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020