Начальный этап взращивания «зерна» творчества в юных воспитанниках класса вокально-хоровых дисциплин
|
«Почему в наших вузах успешнее готовят технически грамотных работников искусства и так редко выпускают талантливых, самобытных художников? Почему надолго затягивается период ученичества в искусстве?» В. Л. Дранслов
|
Убеждена, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей. Важно систематически создавать условия для его проявления.
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Первое необходимое условие для развития творческих способностей – накопление впечатлений – осуществляется в процессе посещения концертов с анализом услышанного, театральных постановок, музеев а также в ходе уроков и домашней репетиционной подготовки.
Большое значение в формировании музыкального вкуса и кругозора детей играет прослушивание лучших образцов вокальной музыки, знакомство с современными тенденциями развития вокального искусства и исполнительским мастерством лучших отечественных и зарубежных певцов. Необходимо знакомить их с разными тембрами, типами, как взрослых, так и детских голосов. Определить их свойства и возможности (диапазона и репертуарные). Также нужно разъяснить учащемуся, какой у него тип голоса и определить цель, к которой они могут стремиться.
Спонтанное выражение творческого начала проявляется с первых уроков при выполнении задания прочесть литературный текст, стихотворение или слова песни, выразив жестом его характер.
Рассмотрим более подробно примеры работы по третьему и четвертому пункту.
Импровизация, как вид работы, вводится с первых уроков. Одно из любимых занятий учащихся. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неправильно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное вокальное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового чувства, выражения мысли в музыкальной форме, понимание метро-ритмических групп и др. особенностей музыкального языка, вторую – развитие творческой фантазии.
В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизация мелодий без текста, импровизация мелодий с текстом (стихотворных текстов).
Импровизация мелодий без текста. Это может быть вокальная импровизация из чередования коротких и длинных звуков одной высоты. Сначала преподаватель может предложить ребенку начать петь с сильной доли или со слабой, меняя манеру пения, характер (с мольбой, властно, победно, с добротой, любовью и т.д.). Также можно предлагать сюжет для импровизации. Постепенно можно вводить импровизацию на заданные ступени лада, на предложенное гармоническое сопровождение. Для вокализации может быть выбран только один гласный звук. Чем проще задача, тем свободнее ребенок творит.
К импровизации мелодий в заданном характере относятся следующие виды заданий:
- «музыкальный разговор» – это может быть диалог педагога и ученика, как со словами, так и на любой вокальный слог (в этом случае нужно заранее обговорить тему такого «разговора»);
- импровизация мелодий в характере песни, танца, марша. В случаях, когда ребенок импровизирует в характере песни, танца, марша, будет лучше, если педагог подыграет на инструменте или поддержит ритмически.
- досочинение заданной мелодии. Учащемуся предлагается прослушать мелодию, затем ее пропеть и досочинить, объяснив, что он должен вернуться в конце своей импровизации в исходную тональность. Одна и та же мелодия может принимать разные совершенно контрастные характеры и образы.
Импровизация мелодий с текстом (стихотворных текстов). В основе лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Сначала учащийся знакомится с текстом, читает его выразительно, проявляя образы, определяет, какой будет темп, нюансировка, характер движения мелодии, кульминация, штрихи и т.д. Затем стихотворный текст вокализируется. Данной работе предшествует накопление опыта художественного чтения. Для этого в хоре может использоваться игра «Эхо», когда ведущий читает с определенной интонацией отдельные фразы, а хор наиболее точно повторяет их. Такой вид работы способствует развитию воображения и творческой фантазии ведущего, а также воспитанию точного интонирования звуковысотности учащимися, развитию диапазона их голосов.
Пробуйте читать стихотворение с остановками, выражая голосом каждое слово, каждый гласный звук, при этом, чтобы руки передавали образ. Ищите хореографию движений рук и рта и вы станете художником, скульптором и, конечно, музыкантом. Таким образом, мы развиваем у учащихся внутреннее предслышание, которое позволяет чувствовать музыкальное произведение и передавать его другим.
Когда вы прочтете выразительно хотя бы одну строфу, спойте ее в мажоре или миноре, импровизируя мелодию. Попробуйте внести разнообразие красок, чтобы звуковысотность менялась в соответствии с характером. Затем сделайте в этой строфе четырехчастную форму.
Создание собственных композиций – на начальном этапе это поиск выразительных движений под музыку. Включите музыкальное произведение (в исполнении хора, вокальное или инструментальное) и предложите быть дирижером. Задачей должна стать поисковая деятельность выразительных жестов, а не показ метрической сетки. Проживание чувств и их выражение в движениях рук способствует эмоциональной раскрепощенности, уходу от скованности и зажатости в голосе.
Использование данных видов деятельности на уроках систематически активизирует творческие способности ребенка. Основное условие творческого развития учащегося - предоставление возможности проявлять инициативу.
Сделать ребенка выразителем своего внутреннего «Я», желаний или намерений, раскрыть свою душу, а не учить наигрывать по нотам – вот цель учителя. Как сказал австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр Густав Малер: «В нотах музыки нет, они лишь подсказка музыканту». До того как стать вокалистом, надо стать музыкантом.
Развить в себе способность представлять и выражать, распознавать в звуках, нотах образы, содержание произведения, прочтение мысли способствует методика КОмплексного Воспитания ЧЕловека Гуманного, сокращенно — методика «КОВЧЕГ». Автором методики является педагог, музыкант, учёный Дмитрий Ерофеевич Огороднов. Автору методики удалось соединить вокальное воспитание не только с речевым, но и с общемузыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). Данная методика не только «ставит голос» и воспитывает вокальные навыки на основе академической «манеры» пения, но и одновременно развивает все основные музыкальные способности человека, включая творческие: навыки дирижирования (подготавливает двигательный аппарат рук для игры на любом музыкальном инструменте), импровизации (прежде всего голосом), навыки художественного чтения и способность к более емкому и полноценному восприятию художественного слова, художественной литературы, и особенно поэзии. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой, становится творцом.
Подобное восприятие жизни всегда связанно с наличием у человека специфических способностей. Как было установлено Б.М.Тепловым, «это – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховым представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его». (6,53).
Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.
Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.
Литература:
1. Варламов А. Е. Полная школа пения. Учебное пособие, 3-е изд. – СПб.: Лань, 2008. – 120 с.
2. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/ методическое пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 1993.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
5. Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994.
6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Психология индивидуальных различий. Тексты М.: издательство Московского Университета. 1982.
7. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. – 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.