Путешествие к родным истокам
Оценка 4.9

Путешествие к родным истокам

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
преподавание
5 кл—7 кл
16.04.2020
Путешествие к родным истокам
. Методическая разработка урока представлена в виде дидактической игры, на которой осуществляется контроль знаний по курсу ОПК за первое полугодие, а также систематизируются знания о родном крае, его истории. Пособие будет полезно педагогам при проведении внеклассных бесед духовно – нравственного и историко – культурологического содержания, а также на занятиях в воскресных школах.
Путешествие к истокам.docx

МОУ    «Сынтульская    средняя    общеобразовательная     школа»

       391338, п. Сынтул, ул. Школьная, д. 36                            7(49131) 48419

      Рязанская область, Касимовский район                    syntylshola@andex.ru                             

 

                                    УТВЕРЖДАЮ

Директор «Сынтульская СОШ»

_________________О.В. Будорагина

(подпись, печать)

 

 

Методическая разработка по предмету:

 «Основы религиозных культур и светской этики» (ОПК)

 

Тема: «Путешествие к родным истокам»    

Возраст учащихся:  4 -7 классы

 

 

                                            Разработчик:

                                                                               Астахова Е.М., воспитатель ГПД,

                                                            педагог - библиотекарь

 

Тема:  «Проверь себя сам»  (дидактическая игра)

 

р.п. Сынтул

2018г.

 

 

 

 

 

Краткая аннотация. Методическая разработка урока представлена в виде дидактической игры, на которой осуществляется контроль знаний по курсу ОПК за первое полугодие, а  также систематизируются знания о родном крае, его истории. Пособие будет полезно педагогам при проведении внеклассных бесед духовно – нравственного и историко – культурологического содержания, а также на занятиях в воскресных школах.

 Цель. Проверка знаний, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников путем включения в игру.

Задачи.

- научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля;

- формировать способности, позволяющие осуществлять контроль;

- учить соблюдать правила игры;

- развить логическое мышление, память, способность, навыки работы в коллективе;

- воспитывать  интерес к предмету ОПК;

- расширить и обогатить знания учащихся через изучение родного края;

- помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края

 

Вид и форма урока.  Урок развивающего контроля. Дидактическая игра 

Оборудование. Игровое поле, кубик, фишки, правила игры, карточки с вопросами и ответами, сюжетные картинки. Дети сидят за столами по 4 человека.

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Учитель. - Всем вам, ребята, хорошо знакома игра «Ходилка», в которую вы часто играете на продленке. Игровое поле содержит разную тематику, а вот правила игры одни и те же.  Сегодня мы с вами на уроке поиграем в подобную игру.

2. Актуализация знаний. На обычных уроках за ваши знания, за  домашнюю работу, контрольные  вам ставят оценки. А как мне проверить ваши знания? Я думаю, что вы сами мне поможете в этом. А вот вам  поможет необычайный клад,  который вы должны отыскать по этой карте. (разворачиваю игровое поле карты, на которой с  обратной стороны приклеен конверт с афоризмом о необходимости знаний).

3. Объявление темы и цели урока. Тема нашего урока: «Проверь себя сам».

Попробуйте сформулировать цель нашей игры. (задаю вспомогательные вопросы)

- что проверяет учитель на уроках (знания);

- как вы понимаете словосочетание «проверь себя»? (самопроверка)

 Итак, наша цель: проверка собственных знаний и умений, а также знаний товарищей с помощью игры: «Виртуальная экскурсия по родному краю»

1.     Основная часть урока.

Правило игры. Перед вами игровое поле в виде географической карты нашего поселка Сынтул и прилежащей к нему территории, на котором  вы видите множество кружков разного цвета. Каждому цвету соответствует своя тема, изученная вами по курсу Основы Православной культуры. Это цвета  - синий, оранжевый, зеленый и желтый. Красный цвет соответствует теме: исторические памятники и объекты родного края. Отгадавший вопрос этой темы имеет право установить карточку – объект на карту родной земли.  Все  темы прописаны внизу карты  под своими номерами. Как и в игре «Ходилка», вы бросаете кубик, отсчитываете выпавшее число и  передвигаетесь на нужный кружок. По цвету кружка определяете тему, смотрите вопрос на карточке и даете на него ответ. Если ваши товарищи согласны с ответом, то   берете дополнительный ход. А если ответ не верный, то зачитываете правильный ответ  с карточки ответов и ход пропускаете. Ваша задача первыми отыскать клад, который спрятан в карте.  А участник, который больше всех ответит на вопросы красных кружочков и больше всех установит карточек – символов, получит грамоту: «Знаток родного края».

Правила игры ясны. Теперь необходимо разбиться на  3 команды.  Учащиеся, сидящие за 1 столом – 1 команда «Путешественники», 2 команда – 2 стол: «Картографы», за 3 столом – 3 команда «Летописцы». И сейчас вы все кладоискатели.  По 1 участнику от команд подойти и бросить кубик. У кого на кубике большее число, та команда  начинает игру. Ответ может быть совместным от команды.

Вопросы к игре.

Вопросы составлены по православному толково – орфографическому словарю школьника.[1]

 

 

Синий цвет

1.     Священнослужители. Облачение. Таинства. Вопросы.

 

1.  Крестообразное осенение себя или кого – либо.

2.  Высший духовный сан в Русской Православной Церкви. 

3. Священнослужитель,относящийся к первой, низшей степени духовенства.

4.  Монах в сане  священника. 

5.  Часть богослужебного  облачения священнослужителей – широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава. 

6.  Таинство Православной Церкви – таинство Причащения.  

7.  Таинство, во время которого благословляется и освещается христианский брак. 

 8.  Сыновья князя Владимира, первыми     канонизированные Русской православной Церковью, мученики за христианскую веру.

9.  Человек, посвятивший себя Богу,

через принятия монашеских обетов  (обещаний).

10.  Великий христианский святой, архиепископ Мир Ликийских. 

11.  Принадлежность богослужебного облачения архиерея, широкая лента  с изображением крестов

12.  Таинство Православной церкви,  совершаемое над больным  человеком

13.  Человек,  имеющий благодать совершать таинства Церкви 

14 .  Святой преподобный старец – пустынножитель, провидец (в миру Прохор Мошнин)

15.  Священное действие, через которое невидимым образом, передается человеку благодать Святого Духа, Божия Благодать

 

 

Ответы

 

1. Крестное знамение

2. Патриарх

3. Диакон

4. Иеромонах

5.  Поручи

6. Евхаристия

7. Венчание

8. Борис и Глеб

9. Монах

10. Николай Чудотворец

11. Омофор

12.   Елеосвящение. Соборование

13. Священнослужитель

14. Серафим Саровский

15. Таинство.

 

 

Желтый цвет

2.         Церковные праздники и посты.  Иконы.

 Вопросы 

 

1.     Важнейший из многодневных постов.

2.     Общее название двенадцати наиболее важных после пасхи праздников.

3.     Двунадесятый праздник православной Церкви, отмечаемый 19 января.

4.     Важнейший  из праздников Православной церкви.  

5.     Седмица сырная – неделя до Великого поста.

6.     День особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после пасхи.

7.      Праздник Православной Церкви (14 октября), отмечается только Русской православной Церковью. 

8.   Изображение самого Бога, или божией Матери, или ангелов, или святых угодников.

9.   Накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. 

10.  Особый способ изображения на иконе  пространства и находящихся в нем предметов.

11.  Ближайшие ученики Иисуса Христа.  

12. Святые, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе. 

13. Те христиане, которые за веру в Иисуса Христа  приняли жестокие мучения и даже смерть.

14. Праведные люди, которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

15. Образ, нарисованный нечеловеческой рукой.

 

Ответы.

 

1.                 Великий.

2.                 Двунадесятые праздники

3.                 Крещение Господне

4.                 Святая Пасха

5.                 Масленица

6.                 Радоница.

7.                 Покров Пресвятой Богородицы.

8.                 Икона

9.                 Оклад

10.            Обратная перспектива.

11.            Апостолы.

12.            Пророки

13.            Мученики.

14.            Преподобные

15.            Нерукотворный образ Спасителя.

 

 


Зеленый цвет

3.     Тема: Православный храм, церковная утварь.

Вопросы.

 

1.                 Дом Божий; здание, предназначенное для,  совершения в нем литургии и молитвы.

2.                 На какие три части делится храм?                                                                                        

3.                 Главные врата иконостаса.

4.                 Сообщество единоверцев, верующих во Христа,

 который и является главой церкви.

5.                 Восточная, главная часть храма

6.                 Возвышенное  полукруглое   место напротив Царских врат, выступающее в центр храма. 

7.                 Большой чашеобразный сосуд, служит для крещения младенцев.

8.                 Ароматическая смола, возжигаемая в кадиле на горящих углях.

9.                 Масленый светильник, зажигаемый перед иконами.

10.       Стена, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. 

11.       Площадка, крыльцо и лестница перед входом в храм.

12.      Святая Чаша, в которой во время Евхаристического канона вино с водой  становится Кровью Христовой.

13.      Дополнительный придел с престолом в храме. 

14.      Важнейшее место в храме,  стол, находящийся в середине  алтаря,  на котором приносится Великая Жертва и Тела крови Христовых. 

15.      Место в храме, предназначенное для хора и чтецов.

 

Ответы

 

1.     Храм.

2.     Алтарь, средняя часть и притвор.

3.     Царские врата

4.     Церковь

5.     Алтарь.

6.     Амвон.

7.     Купель

8.     Ладан

9.     Лампада.

10.  Иконостас.

11.  Паперть.

12.  Потир

13.  Придел

14.  Престол

15.  Клирос.

 

 

 



Оранжевый цвет.

4.     Основные религиозные понятия. Вопросы.

 

1.  Религиозное учение, содержащие правила жизни для вероисповедующих.

2.  Простонародное название литургии,  совершаемой утром. 

3.  Бесплотный безгрешный дух, одаренный разумом и волею,  исполняющий Божию волю

4.  Таинство Православной  Церкви, во время которого искренне кающийся человек получает разрешение и оставление грехов. 

5.  Символ спасения и искупления греха рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. 

6.  Место пребывания  душ умерших людей, которые не раскаялись в своих  земных грехах и обречены на мучения. 

7.  Нарушение заповеди Божией; отступления от закона Божия, словом или помышлением. 

8.   Название первых 4 книг нового завета. Повествование  земной жизни спасителя.

9.  Священное писание.

10.  Место, где Господь поселил  первых людей –Адама и Еву.

11.  Торжественное шествие вокруг храма с иконами, крестами и хоругвями.

12.  Книга, содержащая утренние и вечерние молитвы.

13.  Богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем – либо Иисуса Христа, Богородицу, или какого -  то  святого. 

14.  Сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или лучей.

15.  Часть библии, собрание  священных книг, в которых излагается история возникновения Христианской церкви. 

 

Ответы.

 

1.                 Закон Божий

2.                 Обедня.

3.                 Ангел

4.                 Исповедь.

5.                 Крест

6.                 Ад

7.                 Грех

8.                 Евангелие

9.                 Библия

10.            Рай

11.            Крестный ход.

12.            Молитвослов.

13.            Молебен

14.            Нимб

15.            Новый завет

 

 

Красный цвет

5.     Церковные объекты, относящиеся к истории поселка Сынтул. Вопросы

 

1. Зимний храм

2. Летний храм.

3. Духовник Матронушки,  который не предавал.

4.  Митинский родник. 

5. Святой источник в деревни Булгакого.

6.  В честь какого  святого  названа часовня трех чудес.

7.  Первоначальное место, где стояла прежняя церковь  в честь Святителя Николая Чудотворца.

8.  Придел Покровской  церкви.

9.  Название иконы новомученников и исповедников  земли сынтульской.

10.  В честь какого праздника  была построена  Покровская церковь.

11.  В честь кого была построена Спасская церковь.

12. Придел Спасской церкви.

13.  Особенная деталь купола Покровского храма.

14.  Икона, находившаяся в храме, привезенная с Афона.

 

 

 

Ответы

 

1.    Спасская церковь

2.    Покровская церковь

3.   Александр Орлов

4.    Родник  Всех Скорбящих Радость. 

5.    Источник Святой великомученицы Параскевы

6.   Святителя Николая Чудотворца

7.   Голбец – часовенка.

8.   Николаевский предел.

9.    Собор Маккавеевских мучеников.

10. Покров пресвятой Богородицы

11. Всемилостивого Спаса.

12. Пятницкий.

13. В виде чаши.

14. «Скоропослушница»

 

 

Пока дети играют,  слежу за ходом игры: как ребята  руководят действиями своих товарищей и распределяют,  кто будет отвечать, кто из членов команд  оценивает ответ, какую оценку дают. Даю время на выполнения работы.

 В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.

6.     Подведение итогов

Благодарю, ребята, вас за участие в игре, за ваши ответы,  за умение играть в команде, за ваши знания, которые достойно были оценены в игре вашими товарищами и которые я тоже оцениваю отметкой «хорошо». Были неточности в ответах, неуверенность. На некоторые вопросы ответов не было. (отмечаю лучшие командные ответы и индивидуальные, вручаю грамоты)

Рефлексия

Если вам понравилась игра, покажите красный кружочек, если скучали, то синий, ну а если хотели бы поиграть еще – желтый. Добились ли вы поставленной цели? (ответы ребят)

Игра подошла к концу, а клад до сиих пор не найден. Команда, вышедшая первой из игры, посмотрите карту повнимательнее. (учащиеся находят на карте с оборотной стороны конверт, читают содержимое записки)

 

Знание – это клад, а желание и умение учиться – ключ к нему

        Благодаря умению и желанию учиться, вы нашли тот клад, те знания, которые помогут вам идти по дороге добра.  Ваши знания  помогут вам общаться, рассуждать, быть справедливыми, добрыми, отзывчивыми, отважными, порядочными, прилежными, любящими сою страну, родину, школу,  семью.

Ваш клад бесценен, берегите его. Делитесь своим кладом с теми, кто в этом нуждается, пополняйте его новыми знаниями. Будьте счастливы!

Литература.

1.Софронова Н.В. Православный толково – орфографический словарь школьника/Под ред. Проф. Е.В. Архиповой.- Самара: Издательство «Учебная литературв»: Издательский дом «Федоров» 2010.



       


 

МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа» 391338, п

МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа» 391338, п

Краткая аннотация. Методическая разработка урока представлена в виде дидактической игры, на которой осуществляется контроль знаний по курсу

Краткая аннотация. Методическая разработка урока представлена в виде дидактической игры, на которой осуществляется контроль знаний по курсу

Объявление темы и цели урока.

Объявление темы и цели урока.

Вопросы составлены по православному толково – орфографическому словарю школьника

Вопросы составлены по православному толково – орфографическому словарю школьника

Серафим Саровский 15. Таинство

Серафим Саровский 15. Таинство

Преподобные 2.

Преподобные 2.

Престол 2. Клирос.

Престол 2. Клирос.

Молитвослов. 2.

Молитвослов. 2.

Пока дети играют, слежу за ходом игры : как ребята руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто будет отвечать, кто из членов команд оценивает ответ,…

Пока дети играют, слежу за ходом игры : как ребята руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто будет отвечать, кто из членов команд оценивает ответ,…

Путешествие к родным истокам

Путешествие к родным истокам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020