Развитие читательской культуры учащихся посредством формирования учебно-познавательных мотивов
Оценка 5

Развитие читательской культуры учащихся посредством формирования учебно-познавательных мотивов

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
19.06.2023
Развитие читательской культуры учащихся посредством формирования учебно-познавательных мотивов
В статье затрагивается тема кризиса читательской культуры учащихся в современном постиндустриальном обществе и осуществляется попытка поиска путей преодоления проблемы пренебрежения чтением.
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.docx

Филиппова Н. А.,

учебно-методическая комиссия общеобразовательных дисциплин,

ГБПОУ «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии», soffito@mail.ru

 

Развитие читательской культуры учащихся посредством формирования учебно-познавательных мотивов

 

Аннотация: в статье затрагивается тема кризиса читательской культуры учащихся в современном постиндустриальном обществе и осуществляется попытка поиска путей преодоления проблемы пренебрежения чтением.

Ключевые слова: читательская культура; читательская грамотность; кризис читательской культуры; учебно-познавательный мотив; читательский опыт; чтение как личностно-значимая деятельность.

 

Nadezda Filippova,

Dzerzhinsky Chemical College named after the Red Army,

soffito@mail.ru

 

Development of the student's reading culture through the formation of educational-cognitive motives

 

Abstract: the article touches upon the issue of the crisis of students' reading culture in a modern post-industrial society and attempts to find ways to overcome the problem of neglecting reading.

Keywords: reading culture; reading literacy; crisis of reading culture; educational-cognitive motive; reading experience; reading as a personally significant activity.

 

«Я школьный учитель, моя задача  создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс. У каждого свой».

С. В.  Волков, учитель, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

 

Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества и его механизмами развития. Потребности социума и личности напрямую определяют государственный заказ в области образования, в то же время законы развитая общества и науки определяют потребности личности в конкретном знании. А что же требует современное общество и человек?

В век информационно-технологических открытий и высоких скоростей человеческое сообщество находится в состоянии непрерывного поиска и переработки разнообразной информации. Возрастает и меняется роль текста. Процесс чтения становиться важнейшим инструментом получения знаний. Умение грамотно читать и понимать смысл текста является базовым для работы с информацией в современном постиндустриальном обществе.

Но как бы это противоречиво не звучало, именно механизмы развития постиндустриального информационного общества выключили процесс чтения художественной литературы из списка привычных повседневных увлечений людей. Именно в эпоху развития информационного общества во всем мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Современная социальная ситуация в России может быть охарактеризована как «системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». [6, с.2] Уже в 2007 году в «Национальной программе поддержки развития чтения» было заявлено: «Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян». [6, с.2]

Общеизвестно, что достижения научно-технического прогресса без гуманитарных знаний и нравственных ориентиров могут быть опасны. На сегодняшний день в условиях искажения системы духовно-нравственных ценностей решение проблемы читательской культуры приобретает особое звучание и становится приоритетным направлением образования, в частности гуманитарного. Отсутствие интереса к русской литературе и культуре со стороны молодого поколения создает опасность утраты нравственных ориентиров. «Мы живы, - пишет Валерий Владимирович Прозоров, - пока живы позывные нашей словесности».

На сегодняшний день перспективной целью работы любого педагога-словесника становится создание условий для развития читательской культуры и грамотности посредством формирования учебно-познавательных мотивов у обучающихся.

Осуществление данной цели будет возможно при решении следующие задачи:

1.  диагностика мотивов и потребностей современных обучающихся;

2.  поиск средств и способов формирование мотивов учебной деятельности по предметам гуманитарного цикла;

3.  стимулирование интереса к чтению через потенциал художественного текста и творческую деятельность;

4.  развитие способности к эстетическому восприятию художественного текста.

Нельзя сказать, что современное молодое поколение совсем не читает, скорее наоборот, читающую молодежь можно увидеть в любом общественном месте, но качество этого чтения значительно изменилось. По мнению Н. Л. Голубевой, в настоящее время происходит «замена творческого чтения как личностно-значимой духовной деятельности, предопределяющей воспитательную и познавательную ценность литературы и чтения, на развлекательное (досуговое)». [2, с.4] Тексты классической литературы уже не являются объектом чаяний современных школьников или студентов. Они не вызывают у них ощущения радости и восторга от новых эстетических открытий.  Для многих школьников книга уже давно не источником знания, а, скорее наоборот, источником утомления, непонимания и скуки. Нежелание читать проистекает по большей части от того, что дети не понимают прочитанное. Чаще всего они просто не готовы к полноценному осмыслению текстов художественной литературы: не понимают язык произведения, не знают исторический контекст, не имеют богатого опыта духовных переживаний и т. д. Именно поэтому читать непонятный текст не хочется. Возникает порочный круг: не понимаю – не хочу читать – не люблю книгу. Как же разорвать этот привычный, уже годами сложившийся круг? Очевидно, что нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для его возраста и уровня развития текстом. Пережив однажды негативный читательский опыт, ребенок не пожелает еще раз обращаться к книге.

Интерес к чтению возникает в том случае, если у обучающегося развиты учебно-познавательные мотивы: зачем мне читать, что я от этого получу. Несформированность мотива к чтению, как правило, связана с негативным читательским опытом, то есть процесс «узнавания» или опредмечивания потребности так и не произошел. Пережив однажды негативный читательский опыт, человек не захочет его повторять, а значит, не обратится к книге.   В акте чтения должен произойти процесс «узнавания» своей потребности, понимания себя. Если ученик не понимает или не может осмыслить то, что он читает, то процесс интериоризации знаний не происходит.

Таким образом, можно сказать, что эмоционально удачный (положительный) опыт прочтения может стать мотивом для развития дальнейшего желания читать.   Новые потребности могут возникать в процессе эмоционального переживания и проживания художественного текста.

Очевидно, что первым и самым важным проводником в мир художественного слова для ребенка, конечно же, становится родитель. Но на сегодняшний день культура домашнего чтения угасает, подчас сами родители не обладают сформированной читательской грамотностью и культурой. В сложной ситуации понимания и осмысления текста ребенок остается один.  Вторым по степени значимости проводником ребенка в мир художественного слова является учитель. Сегодня на плечи учителя-словесника ложиться задача открыть и раскрыть мир художественной литературы для ребенка. Что может сделать учитель в этой ситуации?  Его задача очень проста и сложна одновременно: задача учителя – «очаровать» книгой, вызвать живой интерес к процессу чтения и понимания текста, зародить чувство радости от совершения новых открытий и понимания себя через текст. Хочется вспомнить слова московского учителя, главного редактора журнала «Литература» - С. В.  Волкова. По его мнению, «задача школьного учителя - создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс. У каждого свой».

Именно сегодня главные установки и принципы педагогической деятельности в условиях постиндустриального информационного общества можно сформулировать следующим образом.

1.  В процессе изучения литературы нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для него текстом. Пережив однажды негативный читательский опыт, ребенок может никогда больше не обратиться к этой книге или книге в целом.

2.  В контексте проблемы угасания интереса к чтению считаю первостепенной задачей учителя уделять внимание не столько проблеме количества чтения, сколько проблеме качества чтения. Считаю, что нельзя подавлять хрупкое, едва зародившееся желание читать большими объемами. Иногда достаточно качественного анализа фрагмента, чтобы зародить чувство радости от открытия и понимания текста. Можно анализировать конкретные фрагменты текста, это позволит прочитать, понять, сохранить интерес к дальнейшему чтению. Считаю допустимым, что обучающийся не прочитает текст в полном объеме, гораздо страшнее, когда читатель отвернется от текста при первой смысловой или эмоциональной неудаче.

3.  Сделать чтение «личностно-значимой деятельностью», в процессе которой учащийся обогащается интеллектуально, духовно и нравственно. Н. А. Рубакин пишет, что прочитанные переживания «попадают в сферу переживаний собственных. Такое внедрение в нас того, о чем мы читаем, и есть то, что мы называем «пониманием книги»» [8, с. 53].

4.  Создавать ситуацию успеха на уроках литературы и русского языка с целью формирования учебных мотивов. С уважением и приятием относиться к мысля учащихся, как проявлению их сознательной активности. Положительные эмоции являются неосознанными мотивами к действию.

5.  Развивать способность эстетического восприятия текста через внимание к художественному слову. При развитой способности к эстетическому восприятию текста читатель сможет воссоздать в своем воображении «черты внутреннего мира произведения и испытать радость от восприятия мастерски сделанной вещи, от ощущения оригинальности и силы таланта автора».  [12, с. 53]

Современным юным читателям нужно показать, что художественный текст может быть не только источником знаний, но ещё источником радости и восхищения. Нужно научить ребят совершать маленькие открытия в процессе чтения, именно эта ситуация будет способствовать зарождению учебного мотива.

Современный учащийся – это, как правило, начинающий читатель, не имеющий активного читательского опыта, поэтому учителю очень важно найти такие средства и способы, которые привлекли бы учащихся к данному процессу. Именно чтение должно превратиться в процесс удивительных открытий, в том числе и открытий себя. По мнению, Мелентьевой Ю. П., чтение служит способом постижения себе (своего Я) через другого. Любопытно, что человек будет с интересом читать тот текст, который будет отражать его личные качества, его читательское Я.

В сознание молодых читателей должна закрепиться мысль о престижности чтения как процесса, дающего человеку привилегии. Способы «продвижения» чтения и развития читательской культуры должны основываться на интересах и запросах современного юного читателя. Иначе говоря, учитель должен погрузить процесс изучения литературы и художественных текстов в привычную для учащихся среду.

Современная педагогическая наука предлагает следующие методы и методики, позволяющие сделать процесс изучения художественной литературы интересным и познавательным для учащихся:

·     технологии проблемного обучения,

·     технологии игрового обучения в сочетании с ИКТ,

·     использование ресурсов креолизованного текста,

·     создание учебных материалов в формате текстов новой природы (мультимодальный текст).

По мнению В. Г. Маранцмана, цель литературного образования не только в «интеллектуальном освоении, но в эмоциональном присвоении гуманистического потенциала искусства». Хочется добавить, что курс «Литературы» должен предполагать не суммарное накопление знаний, умений и навыков, а выступать средством развития личности.

По мнению многих филологов, слово образование соотносится со словом образ. Василий Ирзабеков считает, что главная цель любого образования «вовсе не передача суммы неких знаний», оказывается, самое важное – это «восстановление в человеке ОБРАЗА БОЖИЯ», т. е.  духовно-нравственное развитие личности.

В условиях расцвета глобального информационного пространства вопрос о развитии «наций читателей» становится одним из значимых и актуальных, в том числе и в образовательном процессы. Ведущей задачей преподавания словесности становится задача формирования читательской культуры учащихся. Отсутствие интереса к русской литературе и культуре со стороны молодого поколения создает опасность утраты нравственных ориентиров.

Таким образом, можно сказать, что важнейшей задачей преподавания таких дисциплин как «Русский язык» и «Литература» является возрождение внимания носителей языка к национальному богатству – русской литературе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2007. URL: http://www.twirpx.com/file/121700

2.                Голубева Н. Л. Детская библиотека как институт инкультурации
личности : автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук / Н. Л. Голубева. – Краснодар, 2007.

3.                Каменский А. М. Игровые технологии в общественной жизни/ А. М. Каменский, Н. Ф. Гудкова// Народное образование. – 2013. - №1

4.                Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: метод. указания / сост. Т. Б. Венцова; Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль, 2014

5.                Могилев А. В. Конструируем современный урок// Народное образование. – 2013. - №1

6.                Национальная программа поддержки и развития чтения: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014

7.                Пономорева Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. URL: http://www.mcbs.ru

8.                Рубакин Н. А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин. – М.: Книга, 1977

9.                Русских, Е. В. Развитие читательской культуры юношество: эстетико-речевой аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. URL: https://www.dissercat.com/content/

10.            Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М., 2005

11.            Семушина Л. Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –  М.: Мастерство, 2001

12.            Смородинская М. Д. О Культуре чтения: что нужно знать каждому. - М.: Книга, 1984

13.            Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Издательство МГУ, 2003

14.            Педагогические технологии: учебное пособие /Под ред. В. С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2010


 

15.            Скачано с www.znanio.ru

Филиппова Н. А., учебно-методическая комиссия общеобразовательных дисциплин,

Филиппова Н. А., учебно-методическая комиссия общеобразовательных дисциплин,

НИУ ВШЭ Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества и его механизмами развития

НИУ ВШЭ Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества и его механизмами развития

На сегодняшний день перспективной целью работы любого педагога-словесника становится создание условий для развития читательской культуры и грамотности посредством формирования учебно-познавательных мотивов у обучающихся

На сегодняшний день перспективной целью работы любого педагога-словесника становится создание условий для развития читательской культуры и грамотности посредством формирования учебно-познавательных мотивов у обучающихся

Несформированность мотива к чтению, как правило, связана с негативным читательским опытом, то есть процесс «узнавания» или опредмечивания потребности так и не произошел

Несформированность мотива к чтению, как правило, связана с негативным читательским опытом, то есть процесс «узнавания» или опредмечивания потребности так и не произошел

В контексте проблемы угасания интереса к чтению считаю первостепенной задачей учителя уделять внимание не столько проблеме количества чтения, сколько проблеме качества чтения

В контексте проблемы угасания интереса к чтению считаю первостепенной задачей учителя уделять внимание не столько проблеме количества чтения, сколько проблеме качества чтения

Любопытно, что человек будет с интересом читать тот текст, который будет отражать его личные качества, его читательское

Любопытно, что человек будет с интересом читать тот текст, который будет отражать его личные качества, его читательское

БИБЛИОГРАФИЯ 1.

БИБЛИОГРАФИЯ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2023