ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.7

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитание +1
28.04.2020
ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Игра как метод обучения и воспитания выступление.docx

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

 

Филиппова Н. А., преподаватель

русского языка и литературы

ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии»

г. Дзержинск

Нижегородская обл.

 

 

I.                   Игра как активный метод обучения

 

Известно, что на сегодняшний день функция педагога сводятся не столько к тому, чтобы  быть источником знания, сколько «организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [5].

Педагогические исследования последних лет показывают, что игра как форма обучения и воспитания в полной мере отвечает задаче активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся.

Игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду  с трудом и ученьем. Для ребенка игра – ведущий вид деятельности. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. А. С. Макаренко (1958) считал, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Игровые технологии  –  модное слово в современном педагогическом процессе. При произнесении слова «игра» сразу  вспоминается хрестоматийное выражение Генри Олди: «Что наша жизнь? ИГРА!». Почему эта фраза стала крылатой и получила такое распространение? Если задуматься, то без преувеличений можно заметить, что игра присутствует в жизни человека постоянно, на всех  её этапах. Да, игра существует в нашем обществе в противовес труду. Но что же такое игра?

Новейший философский словарь  под редакцией А.А. Грицанова  дает следующее определение слову игра: «Игра – это разновидность физической или интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической  целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации» [7].

Если говорить об игре в целом, то явление это сугубо культурологическое. Немецкий ученый И. Хейзинга в 30 годы XX века определил игру как часть человеческой культуры, цивилизации. В своей книге «Homo Ludens» автор пишет: «Человеческая культура  возникла и развивается  в игре и как игра». Культуре присущ игровой характер. Именно Хейзинга перевернул сложившуюся до него концепцию развития культуры, в основе которой лежал труд. Основой человеческой культуры и цивилизации он назвал игру.

Для ХХ века эта точка зрения  весьма актуальна. Еще во второй половине ХХ века известный немецкий писатель Герман Гессе  провозгласил виртуальность того мира, в котором мы живем. Французский философ Жан-Поль Сартр утверждал, что «игра – это форма существования человеческой свободы».

По мнению  доктора Михайленко О.И., «в древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал» [6].

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Как уже было отмечено ранее, современные учебное заведение должно не только сформировать определенный набор знаний, но и побудить учащихся к самообразованию, к реализации своих способностей. Необходимым условием развития указанных процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Игра – один из видов активной деятельности, которая способствует как приобретению знаний, так и развитию творческих способностей.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок является полноправным субъектом деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

 

Образовательные ресурсы игры:

На наш взгляд, игра как метод обучения имеет большой образовательный потенциал.

В контексте современного засилья компьютерных и он-лайн игр психологи провели исследование, результатом которых стали следующие выводы:

·        Игра заставляет работать сразу несколько каналов восприятия информации – слуховой и зрительный (как правило).

·        Игра положительно влияет на скорость принятия решений и быстроту реакции. Что в свою очередь определяет развитие способности делать выводы, опираясь на фрагменты информации, логически достраивая пустоты.

Эти выводы были сделаны учеными на основе применения компьютерных игр. Но что же дадут педагогически грамотно разработанный дидактические игры:

 

· Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.

· Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей. Исследования психолога Славинской Л.Н. показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок  способен выполнить объем учебной работы, какой ему  совершенно  недоступен в обычной учебной  ситуации.

· Игра не только обучает, но и развивает мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память,  быстроту реакции.

· Игра позволяет «примерить» социальные роли (дает возможность действовать человеку в определенных реальных жизненных условиях).

· Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает  поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.”

 

Воспитательные ресурсы игры:

·        Игра воспитывает познавательный интерес к предмету.

·        Игра – один из способов и приемов преодоления пассивности. Особенно это важно для интеллектуально пассивных и инертных детей, для них игра – возможность  самореализоваться, или возможность создать для них искусственную ситуацию успеха.

·        Игра развивает и воспитывает навыки работы в команде.

 

 

II.               Использование игровых технологий на практике

В педагогической практике неоднократно приходится использовать элементы игровых технологий на разных этапах урока: опрос, объяснение нового материала, контроль знаний. Наиболее продуктивно эти технологии работают на этапе опроса и контроля.

Игра одновременно и развлечение, и отдых, и средство обучения. Игровая ситуация создает оптимально комфортные  условия для учащегося. Снимается момент обязательности, принужденности.  Игра – является знакомым полем деятельности для ребенка, помогает преодолеть психологический барьер «боюсь к доске», всегда предполагает свободу выбора. Эти условия обеспечивают активность личности в процессе применения игровых технологий.

На современном этапе развития технического прогресса в области образования можно с уверенностью сочетать возможности ИКТ с игровыми технологиями, что дает больше наглядности, позволяет смоделировать виртуальное пространство учебной игры, что так любят современные подростки.  Известно, что в подростковом возрасте наблюдается потребность в создании альтернативного пространства и реальности. Игра для них - способ отстранится от «устрашающей» действительности.  

 Необходимо помнить, что использование игровых методов не должно быть ежеурочным, что даст возможность сохранить у детей интерес к новой нетрадиционным форме обучения.

 

 Таким образом, игра – это один из основных видов деятельности человека, «удивительный феномен человеческого существования» [3].

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Если у школьников сформирован глубокий  и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если  такого интереса нет, и педагог стремиться его создать, то игра может  стать добрым помощником учителя.

 

 

Литература:

1.     Критическое мышление и новые виды грамотности: сборник. – М.: ЦГЛ, 2005

2.     Педагогическая мастерская и педагогические технологии / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001

3.     Педагогические технологии: учебное пособие /Под ред. В. С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2010

4.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998

5.     Вербицкая О. В. Игровые технологии на уроках информатики. –

URL: http://festival.1september.ru/articles/594304/

6.     Михайленко О. И. Педагогика. Электронный учебник. –  КБГУ, 2009.

URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_11

7.     Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов.  – Минск, 1998. 

URL: http://www.philosophydic.ru/igra

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Если говорить об игре в целом, то явление это сугубо культурологическое

Если говорить об игре в целом, то явление это сугубо культурологическое

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок является полноправным субъектом деятельности

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок является полноправным субъектом деятельности

Игра не только обучает, но и развивает мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память, быстроту реакции

Игра не только обучает, но и развивает мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память, быстроту реакции

На современном этапе развития технического прогресса в области образования можно с уверенностью сочетать возможности

На современном этапе развития технического прогресса в области образования можно с уверенностью сочетать возможности

Педагогические технологии: учебное пособие /Под ред

Педагогические технологии: учебное пособие /Под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020