«Использование ТСО, наглядных пособий и дидактических материалах на уроках обучения письму»
Оценка 4.7

«Использование ТСО, наглядных пособий и дидактических материалах на уроках обучения письму»

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
преподавание
16.04.2020
«Использование ТСО, наглядных пособий и дидактических материалах на уроках обучения письму»
Использование ТСО, нагл.пособий и дидактич.мат на уроках обуч письму.docx

Доклад на тему:
«Использование ТСО, наглядных пособий и дидактических материалах на уроках обучения письму»

Подготовила:
студентка гр.ПНК-3Б
Рябцова Екатерина Артемовна

Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы.

Наглядные средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении.

Правильное использование наглядности на уроках русского языка способствует формированию чётких представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Роль наглядности в преподавании русского языка общепризнанна.

Еще Ян Амос Коменский выдвинул знаменитое «золотое правило», которое предусматривало непосредственное знакомство учащихся с предметами в натуре или изображением этих предметов. Это правило гласило: «...все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Необходимость конкретно-чувственной опоры в обучении была убедительно обоснована К.Д. Ушинским. Ему принадлежит широко известное утверждение: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком...».

Можно ли эти положения считать устаревшими? Разумеется, нет «..Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств -- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

Методика начального обучения русскому языку и письму имеет свои особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой - то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название - « методика начального обучения», т.е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояло чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за политическое сознание, за культуру.

Наглядность в обучении - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащийся. В современной дидактике понятие относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. 

Принцип наглядности одним из первых стал оформляться в истории педагогики. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятия через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

- наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

- лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

- то, что дети видят, будит мыслить и лучше запоминается;

- наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

- не перегружать учащихся конкретно - образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно - логическое мышление;

- наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

- по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной;

- использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

- наглядность должна эстетически воспитывать;

- учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.

Правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Использование наглядности на уроках обучения грамоте:

 

 

Обучение грамоте проводится в два периода: подготовительный и основной. На этапе гласных букв подготовительного периода после знакомства учащихся с первыми пятью гласными буквами и приступаем к работе с «лентой букв», к работе, возможности которой расширяются в основной период.

В это время проводим уроки двух типов: уроки ознакомления с новыми звуками и буквами и уроки закрепления знаний о новых звуках и буквах. На каждом из них применяется «лента букв».

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1072/0005b5c1-9b8a83fe/3/img2.jpg

Целесообразно отводить время на уроке для упражнений с разрезанной азбукой игрового характера - преобразование слов при отгадывании ребусов. Отгадывание ребусов обычно связано с перестановкой в словах букв или слогов (кот, ток, кто), замена одного слога другим или буквы, наращением или усечением в начале или в конце слова (пар-пара, косы-осы).

 

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1416/1_a97aae12551f58dc1914743c061df03c_1397552869.jpg

(пример шаблона для разрезной азбуки)

 

Основное значение подобных игровых упражнений заключается в том, что учащиеся постепенно подводятся к осознанию того факта, что при изменении структуры читаемого слова, обычно меняются и ориентиры чтения.

Эти упражнения обычно проводим на уроках повторения и закрепления, следует отметить такую ценную сторону работы над ребусами, как сочетание в этом случае традиционного чтения по следам анализа и самостоятельного прочтения слов. Н-р: но и он.  Следовательно, это очень важные наглядные пособия. Важно только отвести им нужное место и время на уроке, исходя из задач вооружения учащихся полноценными навыками чтения и письма. Важно правильно сочетать работу на общеклассных наборных полотнах, с использованием уже подготовленных учителем слогов и слов, для чтения с выполнением учениками индивидуальных заданий, по составлению и преобразованию слов на индивидуальных наборных полотнах.

Так же, с помощью технических средств обучения (интерактивной доски), можно объяснить написание букв, через видеофрагменты и пособия; есть возможность составлять буквы из представленных элементов. Когда ученики сами рукой (маркером) двигают предметы на доске, это вызывает у них интерес, стремление к закреплению знаний. Но, как и в любых других средствах обучения, необходимо знать меру в использовании.

Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой. Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Ра ма По ра

Ра на Ко ра

2. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

3. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

4. Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

 

 


 

Доклад на тему: «Использование

Доклад на тему: «Использование

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл

Целесообразно отводить время на уроке для упражнений с разрезанной азбукой игрового характера - преобразование слов при отгадывании ребусов

Целесообразно отводить время на уроке для упражнений с разрезанной азбукой игрового характера - преобразование слов при отгадывании ребусов

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры,…

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020