Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Задачами учителя на современном этапе являются не просто обучение, а развитие личности учащегося, интеллектуальных и творческих способностей, развитие интереса к познанию. Решение этих задач возможно, только если дети являются активными субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Решению этих задач призвана помочь педагогическая технология проблемно-модульного обучения средствами проблемного диалога, которая базируется на концепции Леонтьева А. А. «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Бондыревой С. К., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е.В., Вахрушевым А. А., Горячёвым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А., Леонтьевым А. А., Мельниковой Е. Л., Павловым А.К., Соколковым Е.А. и др.
Технология проблемного диалога является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, поэтому используется на уроках истории и обществознания.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня одним из принципов образовательного процесса.
Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
-способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Данная технология является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи.
Структура урока по проблемно-диалогической технологии
Как и любой развивающий урок, проблемно-диалогический урок имеет чёткую структуру. Предполагается несколько этапов:
1) создание проблемной ситуации;
2) формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы;
3) выдвижение гипотез;
4) актуализация знаний учащихся;
5) открытие нового знания;
6) применение нового знания.
В отличие от урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, проблемно–диалогический урок начинается с создания проблемной ситуации.
1 этап
На этом этапе учитель разными способами добивается следующих результатов:
- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Используется три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:
· побуждающий от проблемной ситуации диалог;
· подводящий к теме диалог;
· сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Я предлагаю вам рассмотреть эти методы подробнее.
Побуждающий диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1. создания проблемной ситуации;
2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается определёнными приёмами.
Данную проблемную ситуацию предлагаю рассмотреть на примере:
Ø Фрагмент урока в 5 классе по теме «Ассирийская держава».
Ученики знакомятся с диалогом главных героев (археолога и школьника), из которого узнают что, именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные орудия.
Мнение школьника: люди должны быть благодарны стране, откуда пришло умение делать железо. Фиксирую этот факт на доске.
Мнение археолога: люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирии Ниневию «городом крови и логовом льва». Фиксирую 2 факт на доске.
- Сравните 2 факта, какое наблюдается противоречие?
- Сформулируйте проблему урока.
- Запись проблемы на доске: почему разные народы проклинали ассирийцев?
Таким образом, создание проблемной ситуации по аналогии можно провести на любом предмете, по любой теме.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). Необходимо направлять учеников к переформулированию учебной проблемы: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
А если Вы не готовы работать с ошибочными версиями, то поможет подводящий к теме диалог, т.к. он позволяет максимально исключить ошибочные версии.
Подводящий к теме диалог это система вопросов и заданий, с помощью которых пошагово подводим учеников к формулированию темы. Учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущую к новому знанию. Вопросы опираются на уже изученный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока:
Учитель |
Ученики |
- ИЗУЧИТЕ слова на доске:
- Проведите АНАЛИЗ, КЛАССИФИКАЦИЮ - Какие 2 слова являются лишними? СДЕЛАЙ ВЫВОД
- Над какой темой будем работать? |
- Читают: Петр I, верфь, бороды, великое посольство, Сенат, Синод, Полтава, Нарва. - Они относятся к политике Петра I.
- Полтава и Нарва. Все остальные понятия относятся к теме: внутренняя политика Петра 1, которую мы уже изучали. - Внешняя политика при Петре 1 |
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный сообщение темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что
сообщается тема урока, но и вызывается к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов.
Первый приём - «Яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «Яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Второй приём - «Актуальность» состоит в обращении к социальному опыту учащихся, основан на их личных переживаниях.
Приём «Яркое пятно».
Предлагаем Вашему вниманию увидеть этот приём, опираясь на фрагмент урока обществознания в 5 классе по теме «Искусство рассуждать».
- Ребята, кто из вас читал книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (смотрел мультфильм, фильм)?
- Прочитайте маленький фрагмент из книги.
Фрагмент произведения: «Алиса встречает Белого короля. Он говорит:
- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
- Никого, - сказала Алиса.
- Мне бы такое зрение! – заметил король с завистью. – Увидеть Никого! Да ещё на таком расстоянии!»
- Что Вам показалось странным, необычным в рассуждениях Белого короля? (как можно увидеть никого; что значит «увидеть никого»; непонятно, о чём или о ком они вообще говорят)
- Можно ли назвать рассуждения Короля неправильными? (можно; мнения класса разделяются)
Приём «Актуальность».
Можно показать на фрагменте урока обществознания в 5 классе.
Учитель: «Ребята, постарайтесь вспомнить, с какими трудностями Вы
столкнулись, когда перешли в 5 класс?» Я вижу, Вас беспокоит очень много проблем, связанных с Вашей новой ролью – ролью учеников средней школы. Сегодня на уроке мы узнаем о том, что существует наука, которая помогает ученику более уверенно чувствовать себя в школе, не бояться всего нового, что Вас окружает. О какой науке идёт речь? Правильно, о психологии. Тема урока поможет разобраться в себе и помочь другим.
2 этап – формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы
На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие:
-Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия?
-Что нам предстоит сегодня выяснить?
Учащиеся формулируют учебную проблему.
3 этап – выдвижение гипотез
На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез. Он имеет определённую структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.
При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, даётся подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны
с этой гипотезой? Почему?». Подсказка даётся к аргументу или контраргументу, в крайнем случае, последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка даётся к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.
Версии принимаются любые, даже абсурдные. На доске записываю ключевые слова версий. Из опыта скажем, что для детей, как правило, это самая занимательная часть урока. Например, на основной вопрос урока: почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями? Дети предположили: говорят на разном языке, разная культура, другие порядки в государстве.
4 этап – актуализация знаний учащихся
В проблемно–диалогическом уроке этап актуализации знаний учащихся, начинается после создания проблемной ситуации.
Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности. Задаётся вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?»
В диалоге ученики вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть (открыть).
Затем выполняют разнообразные задания:
- расставьте события в правильной последовательности;
- заполнение таблицы;
- умение выбрать признаки понятия;
- разделить признаки по соответствующим группам;
- работа с понятиями: вставить пропущенные буквы, объяснить значение слов.
5 этап – открытие нового знания
На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) готовятся разноуровневые задания по извлечению новых знаний. С текстом параграфа ученики знакомятся дома в ходе предварительного чтения, а в классе им
необходимо найти решение или часть решения проблемы. Учащиеся, работая с дополнительной литературой, наглядными пособиями, используя компьютерные технологии, рассказывают о результатах, а полученные знания фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков или символов. Назовём лишь несколько видов используемых заданий:
- задания на аргументацию или подтверждение своей точки зрения;
- работа по карте: ответы оформить в таблицу;
- устная работа по карте;
- составление сравнительной таблицы.
В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная, групповая и общая беседа.
6 этап – применение нового знания
Когда проблема уже поставлена, открыта новая тема, получены новые знания, наступает момент, когда дети должны применить полученные знания на практике.
Вы помните, что по ходу урока у нас на доске уже зафиксированы версии учеников, план действий, решение проблемы.
На данном этапе эти записи помогут ученикам ответить на вопросы, и после этого им легче будет провести самооценку:
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Чьи версии подтвердились?
–– Используя свои новые знания, выполните задание (дается задание на продуктивное применение знаний).
– Как вы оцениваете свою работу?
Для оценивания учениками результатов своей работы, используют технологию оценивания учебных успехов – ТОУУ. Самооценка может проводиться или в конце урока, или после выполнения определенного задания. Ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки.
Оценивание осуществляется по алгоритму самооценивания:
1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Выполнил задание полностью верно или с ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Определи отметку, которую ты себе поставишь.
Критерии оценивания.
«5» - выполнил полностью верно
«4» - выполнил частично (1-2 ошибки)
«3» - выполнил частично (3-4 ошибки)
«2» - не ставится, обучающийся повторяет изученный материал и проходит алгоритм заново
Каждая педагогическая технология, каждая группа методов и приёмов объективно имеют свои возможности для формирования у учащихся многообразных умений и навыков самоорганизации, творчества, создания климата саморазвития.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у детей самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументировать ее, вести цивилизованный диалог.
Данная технология направлена на развитие каждого ученика, позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
И как сказал русский философ Михаил Михайлович Бахтин: «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».
Список использованнойлитературы
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М, 2004.
3. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.
4. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.