ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

  • doc
  • 21.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала --61EE~1.DOC

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

     Педагогическая технология проблемно-модульного обучения – это специально созданная система специфических приёмов и методов, способствующих тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и под руководством учителя учился применять их на практике, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.

     Принцип проблемно-модульности является центральным, определяющим весь подход к организации проблемно-модульного обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения строится по отдельным функциональным узлам модуля — блокам, которые впоследствии делятся на позиции, они предназначены для достижения конкретных проблемных дидактических целей.

     При реализации принципа проблемно-модульности большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся; более того, она становится основным видом учебной деятельности. Для реализации данного принципа необходимо соблюдать следующие правила:

  • • учебный материал конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленной перед ним дидактической цели;
  • учебный материал должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
  •  в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные конечной общей цели.

     Центральным понятием в технологии проблемно-модульного обучения является, как отмечалось выше, понятие «модуль». Согласно определению ЮНЕСКО, модуль — это «изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения с целью приобретения одного или нескольких умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью». Существуют и другие определения данного понятия, которые можно систематизировать по трём аспектам:

  • 1) модуль как единица учебного плана государственного образовательного стандарта по специальности или направлению подготовки представляет собой набор учебных предметов, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
  • 2) модуль, дроблёный на позиции, как организационно-методическая междисциплинарная структура представляет собой количественный набор тем (разделов) из различных учебных дисциплин, необходим для освоения одной дисциплины учебного плана и обеспечивает междисциплинарные связи в учебном процессе;
  • 3) модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины, включающая в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом внутрипредметных связей, методическое руководство (с дидактическими материалами) и систему контроля.

     Второй составляющей в данном подходе будет являться принцип проблемности, который позволяет повысить качество усвоения учениками знаний, сформировать у них творческое отношение к изучаемому предмету, способствует освоению ими большего объема знаний за единицу времени. В качестве критерия выделения проблемных вопросов могут выступать их актуальность, практическая направленность и важность в содержании курса, сложность и противоречивость, а также трудноусвояемость в понимании обучающимися.

     Таким образом, в технологии проблемно-модульного обучения на первый план выступает особым образом составленный обучающий курс в виде брошюры или в электронном варианте, к примеру, на дискете, в котором предусматриваются определенные требования как к студенту, так и к преподавателю. Проблемно-модульный курс — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующим видом контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучающимися учебным материалом.

     Следует особо отметить, что опыт проведения индивидуальных занятий в технологии проблемно-модульного обучения позволил, во-первых, привить студентам навыки самостоятельного решения проблемных заданий; во-вторых, разработать банк проблемных заданий, выполнение которых возможно при полном и активном усвоении полученных знаний. Разработанная форма проблемного экзамена практически исключает заимствование результатов, так как в прямом виде они отсутствуют в доступной литературе и являются в достаточной степени индивидуализированными. Экзамен проводится как в устном, так и в письменном виде, что обеспечивает его большую объективность, а возможность творческого самопроявления оказывается весьма привлекательной для многих учащихся.

     Опираясь на имеющийся опыт проблемно-модульного обучения, можно выделить в предлагаемой технологии познавательные (гносеологические) и операционные (функциональные) цели. Исходя из этого, можно дать такое определение: технология проблемно-модульного обучения является основным средством законченной проблемной информации, объединяющим целевую программу действий, методическое руководство и контроль за обеспечением достижения поставленных дидактических целей.

     Педагогическая технология рассматривает и характеризует учебный процесс как учебно-познавательный. Учебно-познавательный процесс в педагогической технологии проблемно-модульного обучения – это не только деятельность по усвоению результатов познания, но и проживание самого пути познания, реализация способов творческой поисковой деятельности по решению реальной познавательной проблемы; самостоятельное приобщение учащегося к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, к открытию выводов науки, изобретению новых объектов, способов применения и использования знаний в практических и жизненных ситуациях. Это целенаправленная, активная, самостоятельная образовательная деятельность обучающихся, организуемая, осуществляемая, управляемая, сопровождаемая и контролируемая педагогом.

     В учебно-познавательном процессе на первом месте находится само учебное познание. Процесс учебного познания предполагает организацию, осуществление, управление, сопровождение и контроль за реализацией осмысления учебно-познавательной информации и её усвоением.

     Выделим методы организации, реализации, управления, сопровождения и контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Для удобства изучения этих методов мы условно разделили их на группы и представили в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1. Группы методов организации и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

Группы методов организации и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

1-я группа - по источнику передачи и восприятия учебной информации

2-я группа - по логике передачи и восприя-тия информа-ции

3-я группа – по степени самостоятельного мышления

4-я группа – по степени управления учебной работы

Словесные:

¨     Рассказ

¨     Беседа

¨     Лекция

¨     Объяснение

¨     Работа с книгой

¨     Прослушивание  аудио-, видео – материалов

Наглядные:

¨     Иллюстрации

¨     Демонстрации

Практические:

¨     Упражнения

¨     Лабораторные опыты

¨     Лабораторно-практические занятия

¨     Самостоятельная работа учащихся

Индук-

тивные

Дедук-

тивные (методы анализа, синтеза, аналогии, выявление причинно-следственных связей и др.)

Репродуктивные

Информационно-иллюстративные или объяснительно-иллюстративные

Продуктивные

¨     Частично-поисковый

¨     Проблемный

¨     Исследова-тельский

 

Под руководством педагога

Самостоятельная работа учащихся

¨     Работа с книгой

¨     Письмен-ная работа

¨     Лабора-торная работа

¨     Лабора-торно-практи-ческая работа

¨     Выпол-нение трудовых заданий

     Педагог в учебно-познавательном процессе осуществляет организационную, реализующую, управленческую, сопровождающую и контролирующую функции, а учащиеся – самоуправляющую функцию с опорой на проблемно-модульные учебные курсы.

     Проблемно-модульные учебные курсы выполняют научно-методологическую, научно-методическую, организационную, реализующую, управленческую, сопровождающую и контролирующую функцию в учебно-познавательном процессе.

     В педагогической технологии проблемно-модульного обучения значительные научно-методологические и научно-методические функции в организации и осуществлении учебно-познавательного процесса выполняют системно-деятельностный и системно-процессуальный подходы.

     Системно-деятельностный подход в педагогической технологии проблемно-модульного обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. Системно-процессуальный подход в педагогической технологии проблемно-модульного обучения – это целостная функциональная система взаимодействующих личностей, опирающаяся на системное качество индивида, обеспечивающее его бытие в социуме.

     Рассмотрим процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Эти процессы имеют фундаментальное значение в научно-методологическом и научно-методическом обосновании темы данного исследования.

     Процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения подразумевают:

·        Приобретение учениками более глубоких знаний, умений и навыков по сравнению с теми, которые  они получают в готовом виде;

·        развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

·        развитие мышления обучающихся;

·        наращивание темпов изучения программного учебно-познавательного материала;

·        увеличение времени на внеклассные работы творческого характера, увеличение интереса к изучаемому учебному предмету;

·        ориентация в информационном потоке, умение практически применить свои знания, умения, навыки.

     Для педагога также подразумеваются формирование и развитие следующих умений и навыков самостоятельной работы:

§  показать практическую направленность процесса овладения учебно-познавательным материалом;

§  умение спланировать учебно-познавательный процесс;

§  правильно выбрать учебно-познавательный материал;

§  развивать способность обучающихся к самоанализу и самоконтролю;

§  дать возможность обучающимся реализовать свой творческий потенциал.

     Процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся позволяют выделить основные виды, формы, методы организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Основными видами, формами, методами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения являются:

1. Традиционные (объяснение, закрепление, контроль);

2. Инновационные (урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, урок-диспут, урок-презентация, урок-защита проектов, урок-исследование).

     Нами разработана и внедрена в образовательную практику методика организации самостоятельной деятельности учащихся в учебно-познавательной процессе проблемно-модульного обучения.

I.                  В начале урока:

- при опросе по изученному учебному материалу;

- при проверке домашнего задания;

- при обобщении учебно-познавательного материала.

II. При объяснении нового учебно-познавательного материала:

ü работа по образцам;

ü работа по алгоритму;

ü работа с текстом учебника;

ü тренировочные упражнения;

ü разноуровневые задания;

ü составление схем;

ü нахождение различных способов решений.

III. При закреплении изученного учебно-познавательного материала:

Ø решение проблемной задачи;

Ø составление примеров на новые свойства, правила;

Ø составление графиков, диаграмм;

Ø составление алгоритмов.

     Обратим внимание на виды и формы контроля в учебно-познавательном процессе проблемно-модульного обучения. Виды контроля условно разделим на три группы:

1.     Текущий контроль (Включает: посещение учебных занятий; активное участие на практических занятиях; выполнение лабораторно-практических работ; выполнение контрольных работ; защита рефератов, докладов и др.).

2.     Промежуточный контроль (Форма проведения: устный опрос; письменная контрольная работа; тестирование, деловая игра и др.).

3.     Итоговый контроль (Форма проведения: зачёт, экзамен и др.).

     Формы контроля:

v По способу предъявления: письменный, устный.

v По числу проверяемых: индивидуальный, групповой, фронтальный.

v По месту проведения: в классе, дома.

v По степени дифференцируемости оценки: дифференцируемый или не дифференцируемый.

v По объёму контролируемого материала: итоговый или промежуточный.

v По характеру предъявляемых заданий: вопросы, схемы, таблицы, работа с печатными средствами, работа над ошибками.

     Рассмотрим структуру учебного модуля.

     Учебный модуль представляет собой  систематизированные учебные блоки (См. рис. 1).

Учебный модуль..jpg

Рис.1. Учебный модуль

     В учебно-познавательном процессе рассматриваемой педагогической технологии обучения применяется и используется метод проблемного изложения учебно-познавательного материала. Метод проблемного изложения заключается в усвоении учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Учитель не излагает готовые научные истины, а воспроизводит путь открытия этих знаний, умений, навыков.

     Метод проблемного изложения учебно-познавательного материала в проблемно-модульном обучении обуславливает проблемную ситуацию (См. слайд 1.). Именно проблемная ситуация, являясь совокупностью противоречий, призвана способствовать определению и чёткой формулировке рассматриваемой, анализируемой проблемы и установлении её сущности.

 

ПАВЛОВ А.К. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (СЛАЙД)..jpg

Слайд 1. Проблемная ситуация.

     Переходим  к структурированию проблемно-модульного урока. Мы выделяем следующие мотивы внедрения в учебно-познавательный процесс педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Сущность проблемно-модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебным модулем. Основными мотивами внедрения в учебно-познавательный процесс проблемно-модульной технологии могут быть:

¨     гарантированность достижения результатов обучения;

¨     паритетные отношения учителя и учеников;

¨     возможность работы учащихся в парах, группах;

¨     возможность общения с товарищами;

¨     возможность выбора уровня обучения;

¨     возможность работы в индивидуальном темпе;

¨     заранее предъявлять конечные результаты обучения;

¨     «мягкий» контроль в процессе освоения учебно-познавательного содержания.

     Педагогическая технология проблемно-модульного обучения исходит из следующих основных положений:

·        Ученик самостоятельно работает с индивидуальной учебно-познавательной программой, содержащей некоторое количество блоков-модулей;

·        Ведущий элемент – проблемное обучение (проблемные ситуации);

·        Один из главных элементов – система оценивания (традиционная форма оценки, рейтинговая система, зачётная система).

     В состав педагогической технологии проблемно-модульного обучения всходят:

®   Создание учебно-познавательных схем;

®   Создание учебно-познавательных заданий как ориентировочной основы учебных действий;

®   Отбор учебно-познавательных задач и ситуаций для обучения;

®   Создание дидактических тестов (модульных пакетов);

®   Создание системы тестов и других диагностических процедур в зависимости от заданного уровня обучения.

Уровни тестов в педагогической технологии проблемно-модульного обучения

Уровни тестов в педагогической технологии проблемно-модульного обучения. (Слайд)..jpg

 

Основные принципы педагогической технологии проблемно-модульного обучения представим следующим образом:

Основные принципы проблемно-модульного обучения..jpg

Принципы проблемно-модульного обучения (2)..png

     Функциональная схема педагогической технологии проблемно-модульного обучения может быть представлена в следующем виде:

hello_html_m112aa180.png

Схема 1. Функциональная модель педагогической технологии проблемно-модульного обучения

     Деятельность учителя и ученика в ходе проблемно-модульного урока заключается в следующем:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.                 Создаёт проблемную ситуацию

1.Осознают  противоречия

2.                 Организует размышления над проблемой

2.Формируют проблемы

3.                 Организует поиски гипотезы

3.Выдвигают гипотезу

4.                 Организует проверку гипотезы

4.Проверяют гипотезу в экспериментальном решении учебно-познавательных задач

5.                 Обобщение результатов и практическое применение полученных знаний, умений, навыков

5.Анализируют результаты, делают выводы

 

6.Применяют на практике полученные знания, умения, навыки

 

УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

     Выделим четыре  главных условия успешности проблемно-модульного обучения:

1.     обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

2.     обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемными ситуациями (рациональное соотношение известного и неизвестного);

3.     значимость информации, получаемой при решении проблемы;

4.     необходимость доброжелательного общения педагога с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем высказанным мыслям, гипотезам.

     Главные психолого-педагогические цели успешного проблемно-модульного обучения:

·        развитие мышления, способностей, творческих умений обучающихся;

·        усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе самостоятельного решения проблем, что обеспечивает прочность навыков, компетентностей и компетенций;

·        воспитание активной, творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемные задачи [8, c. 53].

     Развитие проблемного мышления в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. В инновационной технологии проблемно-модульного обучения необходимо учебный материал подводить под проблемное изложение. Проблемные ситуации достаточно легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме, - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования и развития проблемного мышления.

     Успешность проблемно-модульного обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:

- степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного обучающимся в рамках данной проблемной задачи;

- долей творческого участия обучающихся в разрешении проблемной задачи, как коллективного, так и личного характера .

     Различают три основные формы проблемно-модульного обучения:

1.     Проблемное изложение учебного материала (урок, лекция, семинар), когда педагог ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале занятия «Предмет «Истории» как науки» ставится проблема: «Почему «История» - это наука?», но учитель не даёт готового ответа, а рассказывает, как наука двигалась к историческим фактам, сообщает и гипотезах и исследованиях, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;

2.     Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторно-практических занятиях, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Учитель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, сам он подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество), и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации).

3.     Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в творческой работе (проект, курсовая работа, реферат, исследовательская работа и т.п.) с последующим контролем педагога, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня – творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».

     Основное в проблемно-модульном обучении – формирование творческого мышления, развитие творческих умений и навыков, компетенций и компетентностей обучающихся.

     Инновационность педагогической технологии проблемно-модульного обучения заключается в сочетании всех элементов принципа проблемно-модульности. Сам принцип проблемно-модульности – функциональный блок, являющийся научно-методологической основой реализации учебно-познавательного процесса.

     Учебно-познавательный процесс в педагогической технологии проблемно-модульного обучения зиждется на знаниях, умениях, навыках самостоятельной работы обучающихся.

     Методология проблемно-модульного обучения осуществляется в ракурсах системно-деятельностного и системно-процессуального подходов. Методика обучения учащихся в проблемно-модульной технологии основывается на принципе «поэтапности» («последовательности») изучения и усвоения частей «проблемно-модульных узлов» учебно-познавательного материала.

     Однако, при всех вышеизложенных положительных моментах применения и использования педагогической технологии в учебно-познавательном процессе, главными отрицательными чертами остаются: трудоёмкость и временная длительность подготовки педагога к учебным занятиям в формате проблемно-модульного обучения. Но практический педагогический опыт показывает и доказывает, что если отработать всю основу методики данной педагогической технологии, положительный результат не заставит себя долго ожидать.

     Таким образом, педагогическая технология проблемно-модульного обучения представляет собой комплекс гибких функций, эффективно реализующих учебно-познавательный процесс в образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА:

1.                 Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

2.                 Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.

3.                 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

4.                 Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.

5.                 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

6.                 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.

7.                 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

8.                 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

9.                 Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.

10.            Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

11.            Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.

12.            Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.

13.            Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.

14.            Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. - 6. С. 58 59.

15.            Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.

16.            Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

17.            Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 102 с.

18.            Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.

19.            Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.

20.            Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.

21.            Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.

22.            Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.

23.            Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.

24.            Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

25.            Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.

26.            Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

27.            Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.

28.            Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.

29.            Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.

30.            Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.

31.            Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

32.            Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

33.            Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

34.            Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

35.            Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

36.            Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

37.            Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

38.            Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

39.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

40.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

41.            Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

42.            Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

43.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

44.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

45.            Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

46.            Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.

47.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

48.            Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.

49.            Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.

50.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

51.            Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.

52.            Шаталов    В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

53.            Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

54.            Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

55.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

56.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.

57.            Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England; Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.