Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Педагогическая технология проблемно-модульного обучения – это специально созданная система специфических приёмов и методов, способствующих тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и под руководством учителя учился применять их на практике, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.
Принцип проблемно-модульности является центральным, определяющим весь подход к организации проблемно-модульного обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения строится по отдельным функциональным узлам модуля — блокам, которые впоследствии делятся на позиции, они предназначены для достижения конкретных проблемных дидактических целей.
При реализации принципа проблемно-модульности большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся; более того, она становится основным видом учебной деятельности. Для реализации данного принципа необходимо соблюдать следующие правила:
Центральным понятием в технологии проблемно-модульного обучения является, как отмечалось выше, понятие «модуль». Согласно определению ЮНЕСКО, модуль — это «изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения с целью приобретения одного или нескольких умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью». Существуют и другие определения данного понятия, которые можно систематизировать по трём аспектам:
Второй составляющей в данном подходе будет являться принцип проблемности, который позволяет повысить качество усвоения учениками знаний, сформировать у них творческое отношение к изучаемому предмету, способствует освоению ими большего объема знаний за единицу времени. В качестве критерия выделения проблемных вопросов могут выступать их актуальность, практическая направленность и важность в содержании курса, сложность и противоречивость, а также трудноусвояемость в понимании обучающимися.
Таким образом, в технологии проблемно-модульного обучения на первый план выступает особым образом составленный обучающий курс в виде брошюры или в электронном варианте, к примеру, на дискете, в котором предусматриваются определенные требования как к студенту, так и к преподавателю. Проблемно-модульный курс — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующим видом контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучающимися учебным материалом.
Следует особо отметить, что опыт проведения индивидуальных занятий в технологии проблемно-модульного обучения позволил, во-первых, привить студентам навыки самостоятельного решения проблемных заданий; во-вторых, разработать банк проблемных заданий, выполнение которых возможно при полном и активном усвоении полученных знаний. Разработанная форма проблемного экзамена практически исключает заимствование результатов, так как в прямом виде они отсутствуют в доступной литературе и являются в достаточной степени индивидуализированными. Экзамен проводится как в устном, так и в письменном виде, что обеспечивает его большую объективность, а возможность творческого самопроявления оказывается весьма привлекательной для многих учащихся.
Опираясь на имеющийся опыт проблемно-модульного обучения, можно выделить в предлагаемой технологии познавательные (гносеологические) и операционные (функциональные) цели. Исходя из этого, можно дать такое определение: технология проблемно-модульного обучения является основным средством законченной проблемной информации, объединяющим целевую программу действий, методическое руководство и контроль за обеспечением достижения поставленных дидактических целей.
Педагогическая технология рассматривает и характеризует учебный процесс как учебно-познавательный. Учебно-познавательный процесс в педагогической технологии проблемно-модульного обучения – это не только деятельность по усвоению результатов познания, но и проживание самого пути познания, реализация способов творческой поисковой деятельности по решению реальной познавательной проблемы; самостоятельное приобщение учащегося к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, к открытию выводов науки, изобретению новых объектов, способов применения и использования знаний в практических и жизненных ситуациях. Это целенаправленная, активная, самостоятельная образовательная деятельность обучающихся, организуемая, осуществляемая, управляемая, сопровождаемая и контролируемая педагогом.
В учебно-познавательном процессе на первом месте находится само учебное познание. Процесс учебного познания предполагает организацию, осуществление, управление, сопровождение и контроль за реализацией осмысления учебно-познавательной информации и её усвоением.
Выделим методы организации, реализации, управления, сопровождения и контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Для удобства изучения этих методов мы условно разделили их на группы и представили в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1. Группы методов организации и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения.
Группы методов организации и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической технологии проблемно-модульного обучения. |
|||
1-я группа - по источнику передачи и восприятия учебной информации |
2-я группа - по логике передачи и восприя-тия информа-ции |
3-я группа – по степени самостоятельного мышления |
4-я группа – по степени управления учебной работы |
Словесные: ¨ Рассказ ¨ Беседа ¨ Лекция ¨ Объяснение ¨ Работа с книгой ¨ Прослушивание аудио-, видео – материалов Наглядные: ¨ Иллюстрации ¨ Демонстрации Практические: ¨ Упражнения ¨ Лабораторные опыты ¨ Лабораторно-практические занятия ¨ Самостоятельная работа учащихся |
Индук- тивные Дедук- тивные (методы анализа, синтеза, аналогии, выявление причинно-следственных связей и др.) |
Репродуктивные Информационно-иллюстративные или объяснительно-иллюстративные Продуктивные ¨ Частично-поисковый ¨ Проблемный ¨ Исследова-тельский
|
Под руководством педагога Самостоятельная работа учащихся ¨ Работа с книгой ¨ Письмен-ная работа ¨ Лабора-торная работа ¨ Лабора-торно-практи-ческая работа ¨ Выпол-нение трудовых заданий |
Педагог в учебно-познавательном процессе осуществляет организационную, реализующую, управленческую, сопровождающую и контролирующую функции, а учащиеся – самоуправляющую функцию с опорой на проблемно-модульные учебные курсы.
Проблемно-модульные учебные курсы выполняют научно-методологическую, научно-методическую, организационную, реализующую, управленческую, сопровождающую и контролирующую функцию в учебно-познавательном процессе.
В педагогической технологии проблемно-модульного обучения значительные научно-методологические и научно-методические функции в организации и осуществлении учебно-познавательного процесса выполняют системно-деятельностный и системно-процессуальный подходы.
Системно-деятельностный подход в педагогической технологии проблемно-модульного обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. Системно-процессуальный подход в педагогической технологии проблемно-модульного обучения – это целостная функциональная система взаимодействующих личностей, опирающаяся на системное качество индивида, обеспечивающее его бытие в социуме.
Рассмотрим процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Эти процессы имеют фундаментальное значение в научно-методологическом и научно-методическом обосновании темы данного исследования.
Процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения подразумевают:
· Приобретение учениками более глубоких знаний, умений и навыков по сравнению с теми, которые они получают в готовом виде;
· развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
· развитие мышления обучающихся;
· наращивание темпов изучения программного учебно-познавательного материала;
· увеличение времени на внеклассные работы творческого характера, увеличение интереса к изучаемому учебному предмету;
· ориентация в информационном потоке, умение практически применить свои знания, умения, навыки.
Для педагога также подразумеваются формирование и развитие следующих умений и навыков самостоятельной работы:
§ показать практическую направленность процесса овладения учебно-познавательным материалом;
§ умение спланировать учебно-познавательный процесс;
§ правильно выбрать учебно-познавательный материал;
§ развивать способность обучающихся к самоанализу и самоконтролю;
§ дать возможность обучающимся реализовать свой творческий потенциал.
Процессы формирования и развития основных умений и навыков самостоятельной работы учащихся позволяют выделить основные виды, формы, методы организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения.
Основными видами, формами, методами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательном процессе педагогической технологии проблемно-модульного обучения являются:
1. Традиционные (объяснение, закрепление, контроль);
2. Инновационные (урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, урок-диспут, урок-презентация, урок-защита проектов, урок-исследование).
Нами разработана и внедрена в образовательную практику методика организации самостоятельной деятельности учащихся в учебно-познавательной процессе проблемно-модульного обучения.
I. В начале урока:
- при опросе по изученному учебному материалу;
- при проверке домашнего задания;
- при обобщении учебно-познавательного материала.
II. При объяснении нового учебно-познавательного материала:
ü работа по образцам;
ü работа по алгоритму;
ü работа с текстом учебника;
ü тренировочные упражнения;
ü разноуровневые задания;
ü составление схем;
ü нахождение различных способов решений.
III. При закреплении изученного учебно-познавательного материала:
Ø решение проблемной задачи;
Ø составление примеров на новые свойства, правила;
Ø составление графиков, диаграмм;
Ø составление алгоритмов.
Обратим внимание на виды и формы контроля в учебно-познавательном процессе проблемно-модульного обучения. Виды контроля условно разделим на три группы:
1. Текущий контроль (Включает: посещение учебных занятий; активное участие на практических занятиях; выполнение лабораторно-практических работ; выполнение контрольных работ; защита рефератов, докладов и др.).
2. Промежуточный контроль (Форма проведения: устный опрос; письменная контрольная работа; тестирование, деловая игра и др.).
3. Итоговый контроль (Форма проведения: зачёт, экзамен и др.).
Формы контроля:
v По способу предъявления: письменный, устный.
v По числу проверяемых: индивидуальный, групповой, фронтальный.
v По месту проведения: в классе, дома.
v По степени дифференцируемости оценки: дифференцируемый или не дифференцируемый.
v По объёму контролируемого материала: итоговый или промежуточный.
v По характеру предъявляемых заданий: вопросы, схемы, таблицы, работа с печатными средствами, работа над ошибками.
Рассмотрим структуру учебного модуля.
Учебный модуль представляет собой систематизированные учебные блоки (См. рис. 1).
Рис.1. Учебный модуль
В учебно-познавательном процессе рассматриваемой педагогической технологии обучения применяется и используется метод проблемного изложения учебно-познавательного материала. Метод проблемного изложения заключается в усвоении учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Учитель не излагает готовые научные истины, а воспроизводит путь открытия этих знаний, умений, навыков.
Метод проблемного изложения учебно-познавательного материала в проблемно-модульном обучении обуславливает проблемную ситуацию (См. слайд 1.). Именно проблемная ситуация, являясь совокупностью противоречий, призвана способствовать определению и чёткой формулировке рассматриваемой, анализируемой проблемы и установлении её сущности.
Слайд 1. Проблемная ситуация.
Переходим к структурированию проблемно-модульного урока. Мы выделяем следующие мотивы внедрения в учебно-познавательный процесс педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Сущность проблемно-модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебным модулем. Основными мотивами внедрения в учебно-познавательный процесс проблемно-модульной технологии могут быть:
¨ гарантированность достижения результатов обучения;
¨ паритетные отношения учителя и учеников;
¨ возможность работы учащихся в парах, группах;
¨ возможность общения с товарищами;
¨ возможность выбора уровня обучения;
¨ возможность работы в индивидуальном темпе;
¨ заранее предъявлять конечные результаты обучения;
¨ «мягкий» контроль в процессе освоения учебно-познавательного содержания.
Педагогическая технология проблемно-модульного обучения исходит из следующих основных положений:
· Ученик самостоятельно работает с индивидуальной учебно-познавательной программой, содержащей некоторое количество блоков-модулей;
· Ведущий элемент – проблемное обучение (проблемные ситуации);
· Один из главных элементов – система оценивания (традиционная форма оценки, рейтинговая система, зачётная система).
В состав педагогической технологии проблемно-модульного обучения всходят:
® Создание учебно-познавательных схем;
® Создание учебно-познавательных заданий как ориентировочной основы учебных действий;
® Отбор учебно-познавательных задач и ситуаций для обучения;
® Создание дидактических тестов (модульных пакетов);
® Создание системы тестов и других диагностических процедур в зависимости от заданного уровня обучения.
Уровни тестов в педагогической технологии проблемно-модульного обучения
Основные принципы педагогической технологии проблемно-модульного обучения представим следующим образом:
Функциональная схема педагогической технологии проблемно-модульного обучения может быть представлена в следующем виде:
Схема 1. Функциональная модель педагогической технологии проблемно-модульного обучения
Деятельность учителя и ученика в ходе проблемно-модульного урока заключается в следующем:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Создаёт проблемную ситуацию |
1.Осознают противоречия |
2. Организует размышления над проблемой |
2.Формируют проблемы |
3. Организует поиски гипотезы |
3.Выдвигают гипотезу |
4. Организует проверку гипотезы |
4.Проверяют гипотезу в экспериментальном решении учебно-познавательных задач |
5. Обобщение результатов и практическое применение полученных знаний, умений, навыков |
5.Анализируют результаты, делают выводы |
|
6.Применяют на практике полученные знания, умения, навыки |
УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Выделим четыре главных условия успешности проблемно-модульного обучения:
1. обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
2. обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемными ситуациями (рациональное соотношение известного и неизвестного);
3. значимость информации, получаемой при решении проблемы;
4. необходимость доброжелательного общения педагога с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем высказанным мыслям, гипотезам.
Главные психолого-педагогические цели успешного проблемно-модульного обучения:
· развитие мышления, способностей, творческих умений обучающихся;
· усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе самостоятельного решения проблем, что обеспечивает прочность навыков, компетентностей и компетенций;
· воспитание активной, творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемные задачи [8, c. 53].
Развитие проблемного мышления в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. В инновационной технологии проблемно-модульного обучения необходимо учебный материал подводить под проблемное изложение. Проблемные ситуации достаточно легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме, - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования и развития проблемного мышления.
Успешность проблемно-модульного обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
- степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного обучающимся в рамках данной проблемной задачи;
- долей творческого участия обучающихся в разрешении проблемной задачи, как коллективного, так и личного характера .
Различают три основные формы проблемно-модульного обучения:
1. Проблемное изложение учебного материала (урок, лекция, семинар), когда педагог ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале занятия «Предмет «Истории» как науки» ставится проблема: «Почему «История» - это наука?», но учитель не даёт готового ответа, а рассказывает, как наука двигалась к историческим фактам, сообщает и гипотезах и исследованиях, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;
2. Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторно-практических занятиях, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Учитель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, сам он подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество), и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации).
3. Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в творческой работе (проект, курсовая работа, реферат, исследовательская работа и т.п.) с последующим контролем педагога, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня – творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».
Основное в проблемно-модульном обучении – формирование творческого мышления, развитие творческих умений и навыков, компетенций и компетентностей обучающихся.
Инновационность педагогической технологии проблемно-модульного обучения заключается в сочетании всех элементов принципа проблемно-модульности. Сам принцип проблемно-модульности – функциональный блок, являющийся научно-методологической основой реализации учебно-познавательного процесса.
Учебно-познавательный процесс в педагогической технологии проблемно-модульного обучения зиждется на знаниях, умениях, навыках самостоятельной работы обучающихся.
Методология проблемно-модульного обучения осуществляется в ракурсах системно-деятельностного и системно-процессуального подходов. Методика обучения учащихся в проблемно-модульной технологии основывается на принципе «поэтапности» («последовательности») изучения и усвоения частей «проблемно-модульных узлов» учебно-познавательного материала.
Однако, при всех вышеизложенных положительных моментах применения и использования педагогической технологии в учебно-познавательном процессе, главными отрицательными чертами остаются: трудоёмкость и временная длительность подготовки педагога к учебным занятиям в формате проблемно-модульного обучения. Но практический педагогический опыт показывает и доказывает, что если отработать всю основу методики данной педагогической технологии, положительный результат не заставит себя долго ожидать.
Таким образом, педагогическая технология проблемно-модульного обучения представляет собой комплекс гибких функций, эффективно реализующих учебно-познавательный процесс в образовательной организации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.
2. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.
3. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.
4. Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. – 368 с.
6. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
9. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.
10. Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. – 204 с.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.
12. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.
13. Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.
14. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. – 1957. - № 6. – С. 58 – 59.
15. Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.
16. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
17. Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – 102 с.
18. Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.
19. Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.
20. Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.
21. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.
22. Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.
23. Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.
24. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. – 377 с.
25. Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.
26. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.
27. Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.
28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.
29. Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.
30. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.
31. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.
32. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.
33. Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.
34. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
35. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
36. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
37. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
38. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
39. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
40. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
41. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
42. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
43. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
44. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
45. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
46. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.
47. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
48. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984. – 344 с.
49. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
50. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
51. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.
52.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные
основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.
53. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.
54. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.
55.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989. – 271 с.
56. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.
57. Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England; Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.