ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид
интеллектуально-творческой деятельности, организуемый в результате
функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе
исследовательского поведения.
Исследовательская деятельность включает в себя:
- мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую
активность) и механизм его осуществления (в роли которого выступает мышление);
- анализ полученных результатов,
- оценку динамики ситуации на их основе,
- прогнозирование дальнейшего ее развития;
- моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий -
коррекцию исследовательского поведения.
Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития
исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий. Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования - исследовательских способностей, которые необходимо рассматривать как комплекс трех составляющих: поисковой активности, дивергентного мышления, конвергентного мышления.
Алгоритм осуществления исследовательской деятельности
/А. И. Савенков/
Этапы |
Последовательность действий |
Шаг 1. |
Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.). |
Шаг 2. |
Выбор темы исследования. |
Шаг 3. |
Определение цели исследования. |
Шаг 4. |
Определение задач исследования. |
Шаг 5. |
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). |
Шаг 6. |
Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент. |
Шаг 7. |
Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы. |
Шаг 8. |
Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы. |
В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также
сделанные на их основе суждения и умозаключения. В связи с этим у детей
дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей
самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры. А.И. Савенков определяет принципы исследовательского обучения, которые можно интерпретировать и для работы с детьми дошкольного возраста:
- ориентации на познавательные интересы детей (исследование – процесс
творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
- опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;
- сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология
усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
- формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес,
необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир,природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Проблемная ситуация, по мнению С.Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина,
включает в себя три основных компонента:
- неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации (новое знание или способ деятельности, которые ребенок должен усвоить, разрешая противоречие);
- ценность противоречия в познании в том, что оно, воздействуя на эмоции,
пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль;
- познавательную деятельность ребенка;
- возможности ребенка анализировать условия поставленного задания и
усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком легкое задания не способствуют возникновению проблемной ситуации (степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания).
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:
- преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными
фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта;
- преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми
способами;
- побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и
обобщения (противоречие - ядро проблемной ситуации - в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога).
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приемы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти
способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации,
сопоставлению фактов;
- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
- постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.).
Для проведения исследования с целью решения проблемы ребенок участвует в нескольких этапах исследования.
Алгоритм проведения исследования с целью решения проблемы ребенком.
/Н.Н. Поддьяков/
Этапы исследования |
Последовательность действий |
1 этап |
Наблюдение и изучение фактов и явлений |
2 этап |
Выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы) |
3 этап |
Выдвижение гипотез |
4 этап |
Осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями |
5 этап |
Формулирование решений, выводов, обобщений |
6 этап |
Проверка решений |
7 этап |
Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний |
Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо
избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу). Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.