Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.07.2019
Возникла необходимость серьёзных изменений в контрольно - оценочной деятельности педагога. Как проследить динамику освоения личностных, предметных и метапредметных результатов? Педагоги сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся.
Предметные результаты по классу отражаются в отчетах, содержащих уровень обученности по каждому предмету. Педагогам давно стало привычным отслеживать «пробелы в знаниях» учащихся, составлять таблицы по классу и особых сложностей в предоставлении сведений по данному направлению никто не испытывает.
Но нельзя осуществлять проверку только предметных знаний. Необходимо учитывать и динамику развития метапредметных результатов. Мы используем в своей практике мониторинг внеурочной деятельности, включающий сводную ведомость учета достижений учащихся, составленную согласно таблице для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы..docx
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Замалетдинова Г.А., Шарапова А.В.,
учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»
г. Зеленодольск
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной
школы становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Всё это требует серьёзных изменений в контрольнооценочной деятельности педагога.
Как проследить динамику освоения предметных и метапредметных результатов? Педагоги
сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся.
Предметные результаты по классу отражаются в отчетах, содержащих уровень
обученности по каждому предмету.
Новым в этом учебном году стало внедрение системы «Образовательный минимум» по
предметам. Например:
Образовательный минимум по математике за первый триместр. 2 класс.
ЗНАТЬ следующие математические формулы и положения
Компоненты СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ (нахождение неизвестного
компонента) 1 Компоненты
действия
Компоненты действия вычитания
сложения
1 слагаемое
2 слагаемое
Сумма
X+5=8
Чтобы найти неизвестное
слагаемое, надо от суммы
отнять известное слагаемое.
3 ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
ДЛИНЫ
1м = 10дм = 100см
1дм = 10см
5 Сотня это десять десятков.
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
X5 =6
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к
разности прибавить вычитаемое.
12X=8
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из
уменьшаемого вычесть разность.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: отрезок,
ломаная.
Отрезок – это часть прямой линии, которая
ограничена двумя точками (концами отрезка).
Ломаная
состоящая из точек,
отрезками.
Единицы, десятки, сотни это разряды класса
единиц.
– это геометрическая фигура,
которые соединены
Десяток десять единиц.
Сотня это сто единиц.
Однако сегодня нельзя осуществлять проверку только предметных знаний.
Необходимо учитывать динамику развития метапредметных результатов
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных
результатов:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Актуальной стала разработка и внедрение новых форм текущего контроля и
оценивания. Мы используем в своей практике:
Мониторинг внеурочной деятельности (сводная ведомость учета достижений
учащихся), составленная согласно таблице для исчисления итоговой оценки (рейтинга)
личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования
индивидуальных образовательных результатов.
Мониторинг участия учащихся во внеурочной деятельности на 2016 2017 уч. г
3 класс №Ф.И
учка
Посещение детских
объединений
ш
м
д
о
з
и
т
р
о
п
с
а
к
и
м
т
и
р
я
и
ф
а
р
г
о
е
р
о
х
Аделя
Семён
Макс
Азиля
Дима
Итого:
+
+
+
+
+
2
7
+
+
+
+
+
2
6
+
+
+
+
+ +
2
9
1
6
+
2
о
п
с
р
у
к
н
о
К
+
+
+
+
+
2
7
Классные
дела
м
а
к
з
а
к
с
в
о
х
и
т
с
с
р
у
к
н
о
К
с
с
о
р
к
Внеклассные
дела
а
к
р
а
п
о
о
з
е
и
н
е
щ
е
с
о
П
в
о
р
т
а
е
т
е
и
н
е
щ
е
с
о
П
е
к
й
е
н
и
л
а
н
е
и
н
е
л
п
у
т
с
ы
В
и
к
у
а
н
а
м
о
Д
е
и
н
е
щ
е
с
о
П
+
+
+
+
2
0
+
+
+
+
2
4
2
+
+
+
+
2
2
+
+
+
+
+
2
6
+
+
+
+
2
8
+
+
+
+
2
7
2
Внеурочная деятельность
(объединения, кружки)
К
и
М
я
и
с
с
о
Р
,
я
б
е
т
ю
л
б
ю
л
Я
+
+
+
+
+
29
й
ы
н
ш
е
п
с
у
к
о
н
е
б
е
р
й
ы
в
о
р
о
д
З
+
к
о
н
е
б
е
р
+
+
+
+
29
м
а
ц
и
н
м
у
и
м
а
к
и
н
м
у
м
ы
н
Ю
+
+
+
+
+
29
+
+
+
+
+
2
0
а
к
и
т
а
м
м
а
р
г
я
а
.
н
ь
л
е
т
а
м
и
н
а
З
+
+
+
+
+
29
и
ч
е
р
я
и
т
и
в
з
а
р
а
л
о
к
Ш
+
+
+
+
+
29
Таблица для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений
обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования
индивидуальных образовательных результатов.
№
Образовательные результаты
Баллы
1
2
3
4
олимпиады,
Школьные конкурсы, спортивные соревнования,
выступления
участие
3 место
2 место
1 место
Муниципальные конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады,
выступления
участие
3 место
2 место
1 место
Республиканские конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады,
выступления
участие
3 место
2 место
1 место
Всероссийские конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады,
выступления
участие
3 место
.
.
.
.
0,5
1б.
2б.
3б.
1б.
4б.
5б.
6б.
2б.
7б.
8б.
9б.
3б.
10б.
11б. 5
6
7
.
.
.
2 место
1 место
Учебная деятельность
. отлично;
хорошо;
удовлетворительно;
Участие в кружках дополнительного образования.
Проектные, исследовательские работы.
Зачёт учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими
словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя,
выступил с защитой проекта
Незачёт учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его
своими словами, не может привести конкретные примеры, не может
ответить на дополнительные вопросы учителя, не подготовил проект на
итоговое занятие.
12б.
5б.
4б.
3б.
3 б.
3б.
0б
Итого:
А так выглядит часть сводного отчета по классу/группе
Сводная ведомость достижений учащихся 3 в класс, 2016 – 2017 учебный год
Показатели (в баллах)
№ФИ
учся
х
я
и
т
я
и
р
п
о
р
е
м
в
е
и
т
с
а
ч
У
)
е
и
н
е
л
п
у
т
с
ы
в
(
1
2
Аделя
Семён
Максим
Азиля
0
0
0
0
3
2
2
2
2
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
я
а
н
б
е
ч
У
я
и
н
е
ж
и
т
с
о
д
е
ы
н
в
и
т
р
о
п
С
5
5
2
4
4
20
15
15
15
6
5
4
4
4
,
х
а
д
а
и
п
м
и
л
о
в
я
и
н
е
ж
и
т
с
о
Д
3
0
0
0
х
а
к
ж
у
р
к
в
е
и
т
с
а
ч
У
о
г
о
н
ь
л
е
т
и
н
л
о
п
о
д
л
л
а
б
/
о
г
о
т
И
,
е
ы
н
т
к
е
о
р
П
ы
т
о
б
а
р
е
и
к
с
ь
л
е
т
а
в
о
д
е
л
с
с
и
я
и
н
а
в
о
з
а
р
б
о
7
3
6
6
6
8
3
3
3
3
9
236
183
185
183 Дима
7
10
3
4
9
3
160
Итого
28 чел
1
23 чел
6
14 чел
30 чел
30 чел
30 чел
I. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ КРУЖКА
«Здоровый ребенок – успешный ребенок» на 2016 – 2017 уч.г
№ФИ
учся
Показатели
1.
Теоретическая
подготовка
ребенка.
2.
Практическая
подготовка ребенка.
3.
Общеучебные
умения и навыки
ребенка.
заклю
чение
о
н
б
е
ч
у
м
а
л
е
д
з
а
р
м
ы
н
в
о
н
с
о
о
п
(
я
и
н
а
н
з
е
и
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
Т
)
ы
м
10
м
а
р
5
г
о
10
р
п
5
а
н
а
10
л
п
о
г
о
к
с
е
ч
и
т
а
м
е
т
Аделя
Семён
Макс
Азиля
Дима
й
е
и
г
о
л
о
н
и
м
р
е
т
й
о
н
ь
л
а
и
ц
е
п
с
е
и
н
е
д
а
л
В
5
10
10
5
10
д
о
в
ы
в
е
ы
н
н
е
р
т
о
м
с
у
д
е
р
п
,
и
к
ы
в
а
н
и
я
и
н
е
м
у
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
П
й
о
м
м
а
р
г
о
р
п
10
выс
10
выс
выс
10
сред 10
выс
10
д
о
в
ы
в
и
к
ы
в
а
н
е
и
к
с
е
ч
р
о
в
Т
:
я
и
н
е
м
у
е
ы
н
ь
л
а
у
т
к
е
л
л
е
т
н
и
о
н
б
е
ч
У
м
е
и
н
е
щ
а
н
с
о
и
м
е
и
н
а
в
о
д
у
р
о
б
о
м
ы
н
ь
л
а
и
ц
е
п
с
е
и
н
е
д
а
л
В
10 10
5
10
10
5
5
10
10 10
выс
выс
выс
выс
выс
5
5
5
5
5
и
ь
т
а
ш
у
л
с
е
и
н
е
м
У
(
я
и
н
е
м
у
е
ы
н
в
и
т
а
к
и
н
у
м
м
о
к
о
н
б
е
ч
У
)
а
г
о
г
10
а
д
е
10
п
ь
10
т
а
ш
10
ы
л
10
с
д
о
в
ы
в
и
к
ы
в
а
н
и
я
и
н
е
м
у
е
ы
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
о
о
н
б
е
ч
У
10
10
10
10
10
выс
выс
выс
выс
выс
выс
сред сред
выс
выс
,
у
к
и
м
е
л
о
п
и
т
с
е
в
,
й
е
и
р
о
т
и
д
у
а
д
е
р
е
п
ь
т
а
п
у
т
с
ы
в
е
и
н
е
м
У
и
и
с
с
у
к
с
и
д
5
5
10
1
10
в
ь
т
а
в
о
в
т
с
а
ч
у
II. МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ
ОСВОЕНИЯ ИМ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ
КРУЖКА «Здоровый ребенок – успешный ребенок» на 2016 – 2017 уч.г
№ФИ
Показатели
I. Организацион
новолевые
качества.
II. Ориентацио
нные качества
Поведенческие
III.
качества
Заклю
чение учся
я
л
о
В
е
и
н
е
п
р
е
Т
о
г
о
т
И
ь
л
о
р
т
н
о
к
о
м
а
С
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
С
Аделя
Семён
Макс
Азиля
Дима
0
5
10
10
5
0
5
10
5
5
0
5
5
10
5
1
выс
сред 1
1
выс
выс
5
сред 1
м
о
к
с
т
е
д
в
м
я
и
т
я
н
а
з
к
с
е
р
е
т
н
И
и
и
н
е
н
и
д
е
ъ
б
о
10
10
10
5
10
о
г
о
т
и
к
а
к
н
е
б
е
р
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
(
ь
т
с
о
н
т
к
и
л
ф
н
о
К
е
с
с
е
ц
о
р
п
в
с
е
р
е
т
н
и
,
м
я
и
н
е
в
о
н
к
л
о
т
с
выс
выс
выс
сред
выс
10
5
10
10
5
)
я
и
в
т
с
й
е
д
о
м
и
а
з
в
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
(
а
в
т
с
е
ч
и
н
д
у
р
т
о
с
п
и
Т
10
5
10
5
5
.
т
е
д
о
г
о
т
и
)
я
и
н
е
н
и
д
е
ъ
б
о
м
а
л
е
д
м
и
щ
б
о
к
а
к
н
е
б
е
р
выс
выс
сред сред
выс
выс
сред сред
сред сред
Универсальным средством контроля сформированности УУД стала диагностическая
программа СОНАТАДО (Телюкова Г. Г. Издательство: Учитель).
Это программный
инструмент для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях:
сборки, хранения, обработки, систематизации и анализа данных об уровне развития
универсальных учебных действий обучающихся и оценки предметных, метапредметных и
личностных результатов программ обучения.
Он состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:
Блок «Профили» предназначен для внесения данных об учащихся и формирования
списков групп/классов.
При нажатии на закладку Профили (после запуска программы данная закладка
выбрана по умолчанию), появляется окно для формирования списка групп и входящих в них
профилей (воспитанников), которых предстоит продиагностировать.
Блок «Интегративные качества» содержит структурированный диагностический
материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития УУД учащихся. Предложены
только общепринятые в психологопедагогической практике критерии оценки. Инструмент
также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики диагностирования
любых показателей. При нажатии на закладку Интегративные качества появляется окно для просмотра и
редактирования методик оценки уровней развития интегративных качеств ребенка. В данном
окне производится автоматическое формирование документов, предназначенных для
тестирования и диагностики, с последующим выводом на печать или сохранения в формате
текстового редактора (MS Word, OpenOffice). Эти документы можно использовать как
раздаточный материал для проведения тестирования.
Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты,
ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ результатов
педагогической деятельности, определять индивидуальную и групповую тенденцию развития
детей.
Результаты тестирования вводятся в окне, которое появляется при нажатии на
закладку Результаты. После внесения результатов можно сгенерировать:
личную диагностическую карту тестируемого,
групповую диагностическую карту (результаты диагностики по группе в табличном
виде с расчетом средних показателей и др.),
сводную таблицу результатов (отслеживание динамики развития интегративных
качеств по группе от первой диагностики до последней)
При оценке уровня развития интегративных качеств ребенка нет необходимости
вручную проставлять баллы, сверять по таблице, какому уровню этот балл соответствует, подсчитывать средний балл по группе в начале и в конце года и на сколько процентов этот
балл изменился – все это сделает за вас программа.
Для наглядности, покажем подробно, как выглядит диагностика с помощью
«СОНАТЫДО» на примере оценки способности к кооперации (коммуникативные действия,
организация и осуществление сотрудничества) в ходе совместного рисования по методике Г.
В. Бурменской, рекомендованной в пособии для учителя «Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» (под. ред. А.Г.
Асмолова).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и
совместными усилиями создать иллюстрацию к изучаемой теме или литературному
произведению. Готовые иллюстрации рекомендуется оценить по нескольким критериям.
(Приложение 1)
Внося данные в программу, достаточно только щелкнуть мышкой на соответствующем
признаке, а все остальное сделает программа.
Групповая диагностическая карта тоже формируется автоматически, с включением тех
параметров, которые вы сами выберете (Приложение 3).
Групповая диагностическая карта 3 класс (20162017)
Личностные УУД
1) Мотивация учебной деятельности
ФИО
№
п/п
(У) Учебно
познавательная
мотивация
(адекватная)
(У)
Социальное
самоопреде
ление
(адекватная)
Д1
(У)
Социальное
одобрение
(неадекватная
мотивация)
Д1
(У) Внешняя
мотивация
(прагматизм,
неадекватная
мотивация)
Д1
(У)
Негативное
отношение
к школе
Д1
Аделя
Семён
Егор
Азиля
Дмитрий
Егор
1
2
3
4
5
6
Средний балл:
Д1
18
23
18
17
19
15
18,29
0
Оценочные шкалы:
1. (У) Учебнопознавательная мотивация (адекватная)
0
0
0 Итоговый балл
20 24
16 19,99
0 15,99
Описание
Высокий уровень учебнопознавательной
мотивации
Средний уровень учебнопознавательной
мотивации
Низкий уровень учебнопознавательной
мотивации
2. (У) Социальное самоопределение (адекватная)
Итоговый балл
20 24
Описание
16 19,99
0 15,99
Высокий уровень стремления к социальному
самоопределению
Средний уровень стремления к социальному
самоопределению
Низкий уровень стремления к социальному
самоопределению
3. (У) Социальное одобрение (неадекватная мотивация)
Итоговый балл
20 24
16 19,99
0 15,99
Описание
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
4. (У) Внешняя мотивация (прагматизм, неадекватная мотивация)
Итоговый балл
20 24
16 19,99
0 15,99
Описание
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5. (У) Негативное отношение к школе
Описание
Итоговый балл
Негативное отношение к школе
9 12,99
Нейтральное отношение к школе
5 7,99
Позитивное отношение к школе
3 4,99
Цвет
Цвет
Цвет
Цвет
Цвет
п/п
Регулятивные УУД
1) Самоконтроль, самооценивание, саморегуляция
(П)
Уровни
№
ФИО
сформированности действий
контроля
Д1
6
1Абдуллина Аделя
Уровни
(П)
сформированности
действия оценки
Д1
10 №
ФИО
п/п
(П)
Уровни
сформированности действий
контроля
2Аипов Семён
3Аксенов Егор
4Ахметзянова Азиля
5Батуев Дмитрий
Средний балл:
5
5
3
6
3,87
Оценочные шкалы:
1. (П) Уровни сформированности действий контроля
Итоговый балл
5 6
3 4,99
1 2,99
Описание
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
2. (П) Уровни сформированности действия оценки
Итоговый балл
5 6
3 4,99
1 2,99
Описание
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Уровни
(П)
сформированности
действия оценки
8
9
6
10
6,47
Цвет
Цвет
Коммуникативные УУД
1) Организация и осуществление сотрудничества (79 лет)
№
ФИО
(П) Способность к кооперации: "Совместная
сортировка" (методика Бурменской, 2007)
п/п
1Абдуллина Аделя
2Аипов Семён
3Аксенов Егор
4Ахметзянова Азиля
5Батуев Дмитрий
Средний балл:
Д1
6
11
11
11
9
10,55
Оценочные шкалы:
1. (П) Способность к кооперации: "Совместная сортировка" (методика Бурменской,
2007)
Итоговый балл
10 12
5 9,99
0 4,99
Обозначения:
Описание
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Цвет Д1 Итоговая диагностика (конец года)
А так выглядит часть сводного отчета по классу/группе:
Сводный отчет
Способность к кооперации: совместное рисование
Входная диагностика
(начало года)
Итоговая диагностика
(конец года)
Динамика
развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Всего
2
9
14
25
9
12
4
25
+ 28 %
+ 12 %
– 40 %
Вот так будет выглядеть личная диагностическая карта ученика, сформированная
автоматически:
Сидоров Гриша , 3 класс
Входная
диагностика
(начало года)
Низкий уровень
Итоговая
диагностика (конец
года)
Средний уровень
Низкий уровень
самооценки
Низкий уровень
Средний уровень
самооценки
Высокий уровень
Компонент
(П) Рефлексивная
самооценка
(У) Уровень самооценки
(710 лет)
(П) Способность к
кооперации: совместное
рисование
Резюме
по
Рекомендации
индивидуальной работе
Портфолио. Это не только система накопления грамот и информации об интересах
ребенка. Здесь, прежде всего, дается диагностика личностного роста ученика.
Считаем, что предлагаемая программа представляет собой простой и удобный в
использовании диагностический инструмент, позволяющий организовать экспрессанализ
формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий обучающихся
в образовательной организации. Возможности программы позволяют использовать
предложенные методики, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы, или
добавлять собственные методики и методики других авторов. Советуем использовать
коллегам.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Педагогическая диагностика индивидуального развития учащихся начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.