Представлена педагогическая диагностика, проведённая в течение 1-4 классов. Диагностика позволяет наглядно (диаграммы) проследить успешность обучения каждого ученика по предметам "русский язык" и "математика". Увидеть, что ребёнком усвоено хорошо, над чем необходимо поработать. Задания содержат материал, позволяющий объективно отследить уровень логического мышления, уровень самостоятельности и самооценки.Материалы педагогической диагностики успешности обучения и уровня сформированности УУД.
)
а
к
и
т
с
о
н
г
а
и
д
я
а
к
с
е
ч
и
г
о
г
а
д
е
п
(
Д
У
У
ь
т
с
о
н
н
в
о
р
и
м
р
о
ф
С
.
Б
.
Е
к
у
ч
а
к
Т
6
1
0
2
-
5
1
0
2
МАОУ «Тунгусовская
СОШ»
Сформированность универсальных
учебных действий обучающихся с 1 по 4
класс. В соответствии с ФГОС в период
обучения в начальной школе
осуществляется формирование основ
умения учиться и способности к
организации своей деятельности -
умение принимать , сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности ,
планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку ,
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным
становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в
соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в
работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те
требования, которые будут предъявлены к их подготовке по
завершении обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО
( 2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности – умения принимать , сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности , планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы
становится достижение не только предметных, но и как,
подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов,
включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия
( познавательные, регулятивные и коммуникативные) которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться.
Данная педдиагностика направлена не только на на осуществление
проверки предметных знаний, умений и навыков, но и на проверку
оценки степени овладения универсальными учебными действиями в
процессе всего периода обучения школьника. Данная педагогическая
диагностика ( проводимая регулярно) предусмотрена системой
учебников «Начальная школа 21 века» как новая форма контроля. В
большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку
следующих метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
Овладение логическими действиям сравнения, анализа, синтеза,
деятельности;
обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Сформированность учебной деятельности школьников предполагает
самостоятельную постановку учебных задач, сопоставления разных
способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них,
владение разными видами самоконтроля. Естественно, даже к
концу обучения в начальной школе трудно ожидать
сформированности у младшего школьника полноценной учебной
деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе
дальнейшего обучения. НО своевременная оценка успешности
овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности
1этого процесса , установить их причины и своевременно внести
коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня
подготовки, определённого новым стандартом.
Результаты педдиагностики позволяют выяснить:
1) Выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной
деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её
компонентами, в том числе проследить за уровнем
сформированности самоконтроля и самооценки;
2) Выявить способы работы, которыми овладели ученики;
3) Обратить внимание на результаты выполнения специальных
заданий , выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике
используется не две оценки ( верно/неверно), а четыре – от 0 до 3
баллов. При этом только 0 баллов свидетельствуют о полном
невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных
вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно
указывает , В ЧЁМ ошибочность рассуждений ученика. Сравнение
полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ
показывает, насколько прочно владеют ученики известными им
СПОСОБАМИ работы, как удерживают поставленную учебную задачу.
Важно постоянно фиксировать , какие изменения происходят с
ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных
требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе
учитель может эффективно осуществлять дифференциацию и
индивидуализацию обучения.
Анализ результатов педагогической диагностики
готовности к школьному обучению. ( первая диагностика, конец
сентября).
В классе – 11 человек. Выполняли работу: 11 человек.
Первое обследование носит комплексный характер ( содержит
математические и лингвистические задания) проводится в целях
установления уровня готовности первоклассника к школьному
обучению.
Выделены следующие показатели готовности к школьному обучению:
- уровень общего развития;
-степень развития неречевых функций, лежащих в основе овладения
грамотой –математической и лингвистической;
-наличие дочисловых представлений
- уровень развития речи.
Карина К. 20 б.
Вероника К.– 22 б.
Александра М.– 14 б
Яна М. – 19 б.
Егор А. – 9 б.
Иван Ж.- 7 б.
Роман Г. – 23 б.
Данил М. – 5 б.
Вирина П. – 24 б.
Виталий С. – 19 б.
Илья Ч. – 8 б.
Показали высокий уровень : 3 чел
2Показали средний уровень: 4чел.
Показали низкий уровень: 2 чел.
НЕ готовы : 2 чел.
уровень
выс
сред
низ
не готов
Итоги первой диагностики:
ФИ
№
1
№
2
№
3
№
4
№
5
№
6
№
7
№
8
все
го
Егор А.
Роман Г.
Иван Ж.
Карина К.
Вероника
К.
Александра
М.
Яна М.
Данил М.
Вирина П.
Виталий С.
Илья Ч.
1
3
2
2
3
1
2
1
3
3
2
0
3
2
2
3
2
3
1
3
3
2
0
3
0
3
2
1
3
0
3
3
2
2
3
1
3
3
2
3
0
3
2
0
1
3
1
3
3
3
3
1
3
3
1
2
2
1
3
2
3
3
1
3
3
0
2
3
0
2
3
1
2
1
3
1
1
1
3
0
2
3
0
0
0
3
1
0
9
23
7
20
22
13
19
5
24
19
8
кол-во б.
%
выполнени
я
38 %
96 %
29 %
83 %
92 %
54 %
79 %
21 %
100 %
79 %
33 %
25
По результатам проведённой диагностики можно сделать следующие
выводы:
1) Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация
20
( задания № 1)
Выявить умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру,
передавать форму фигуры –
кол-во б.
15
5
10
О б. – о чел.( Изображена какая-либо замкнутая линия , но не
схвачена общая форма фигуры)
1 б.-4 чел. ( Общая форма фигуры схвачена плохо, существенно
изменены пропорции между элементами фигуры)
2 б. -4 чел. ( изображена подобная или равная фигура, но при этом
пропорции слегка изменены)
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
0
33 б. -3 чел. ( изображена подобная или равная фигура, пропорции
между элементами в основном сохранены)
Хорошо сформировано у 64 %.
2) Пространственное восприятие , умения слушать и понимать
задание, выполнять инструкцию, состоящую из нескольких
последовательных действий.
ЗАДАНИЕ № 2.
НЕ справился – 1 т
Выполнен верно только 1 пункт задания – 1 чел.
Верно выполнены 2-3 пункта задания – 4 чел
Все пункты задания выполнены верно-5 чел.
Умение слушать и понимать задание, умение выполнять
инструкцию. Кроме того, умение ориентироваться на плоскости
(влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки.
сформировано:-82 %
3) Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать
ей до конца выполнения задания ( ЗАДАНИЕ № 3).
27 % - не умеют следовать инструкции
Частично справились – 9 %
Выполнили верно часть задания – 18 %
45 % - понимают задание и точно следуют инструкции
Большая часть класса понимают учебную задачу и могут
выполнить, следуя инструкции.
4) Уровень представлений , лежащих в основе счёта,
представлениях об операциях сложения, вычитания, умение
правильно понять текст задачи и выполнить действия по
моделированию заданной ситуации (ЗАДАНИЕ № 4)
18 % сделали попытку решить одну задачу, но неверно
9 % выполнили верно только 1 задачу, не сделав попытки выполнить
другую
27 % - выполнили верно только 1 задачу
36 % -правильно поняли текст задачи и правильно выполнили её
64 % обучающихся смогли правильно понять текст задачи и
перейти от числа к соответствующему конечному множеству
предметов.
5) Уровень умения сравнивать два множества по числу элементов,
не выполняя пересчёт, точно следовать инструкции (ЗАДАНИЕ №
5)
36 % -выполнили с ошибкой
64 % - выполнили верно
Весь класс владеет умением сравнивать два множества по числу
элементов.
6) Умение находить основание , по которому может быть
произведена классификация (ЗАДАНИЕ № 6)
9 % не приступили к выполнению задания
18 % - рассуждали , но неправильно
27 % - рассуждали математически ( по признаку 5 в одной группе, 5 в
другой)
45 % - основание для классификации выбрали правильно
91 % учащихся могут наблюдать, сравнивать, но по разным
признакам. Лишь 45 % определили правильную классификацию.
47) Сформированность фонематического слуха и восприятия
( ЗАДАНИЕ № 7)
9 % отсутствует фонематический слух и восприятие
36 % -допустили несколько ошибок
27 % -ошибочного выделения картинок нет
27 % -правильно определили наличие нужных звуков в словах.
Необходима работа по формированию фонематического слуха по
различению твёрдых/мягких звуков.
звуковым анализом (ЗАДАНИЕ № 8)
8) Сформированность предпосылок к успешному овладению
(ЗАДАНИЯ № 1,2)
27 % имеют предпосылку к успешному овладению звуковым анализом
9 % - допустили лишь 1 ошибку
18 % -допустили 2 ошибки
45 % -не владеют звуковым анализом
Предстоит большая работа по формированию умений выполнять
звуковой анализ слов букв .Соответствие звуков и букв.
9) Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций
Мелкая моторика и зрительно-моторная координация хорошо
развита у 56 %.
Выводы: 4 ( 36 %) человека вызывают тревогу. В первый класс
пришли не подготовленными и им будет очень трудно осваивать
изучаемый материал.
18 % ( 2 человека) ближе к низкой планке. И лишь 27 % имеют
высокий уровень подготовки.
Лучше всего у детей сформировано умение точно следовать
инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов,
не выполняя пересчёт.
Проблемными оказались задания на проверку состояния
фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе
подбора картинок с заданным звуком в названии . А также
степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне
определения количества звуков в слове на низком уровне.
Анализ результатов диагностической работы № 2. ( Математика).
Диагностика, проводимая в середине учебного года ( в конце декабря) ,
сразу показала продвижение обучающихся за прошедшие полгода и
позволила выяснить, что нужно изменить в обучении каждого ребёнка
в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов
первого года обучения.
В классе 11 человек, выполняли работу 10.
Диагностическая работа по математике содержит 9 заданий.
Задание № 1.
Цель: выявить умение учащихся осуществлять пошаговый контроль в
процессе рисования точно такой же фигуры.
60 % задание выполнили верно
20 % - допустили неточности в изображении ( линии не всегда
совпадают со стороной клетки)
530 % - изображение отдельных элементов существенно
отличается от заданных
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
Задание № 2.
Цель: выявить умение учащихся действовать по заданному алгоритму,
ориентироваться в направлениях вверх, вниз, и вправо-влево.
Справились все.
20 % - выполнена верно большая часть задания: 4-6 шагов алгоритма из
7 предложенных или выполнены все шаги, но допущена 1 ошибка.
80 % - все шаги сделаны по порядку, задание выполнено верно.
верно
с 1 ош.
Задание № 3.
6Цель: выявить умение учащихся провести классификацию множества
предметов, выделить признак, по которому произведена
классификация.
НЕ справились – 10 %
20 % - есть попытки провести классификацию, но при этом не все
предметы подчёркнуты, но выделена верно одна из групп.
20 % - классификация проведена, выделены верно 3 группы предметов,
но допущена 1-2 ошибки.
50 % - классификация проведена верно, признак связан с общей
характеристикой предметов.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 4.
Цель: выявить умение учащихся выполнять арифметическую запись
решения задачи по заданному рисунку и выполненной модели.
Справились все.
Из них: 40 % -выполнили верно только одну запись, при этом ошибок не
или выполнены верно2-3 записи, но допущены 2-3 ошибки.
720 % - выполнили верно только 2 записи, при этом ошибок нет или все
3 записи выполнены верно, но допущена 1 ошибка.
40 % - все 3 записи выполнены верно.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
Задание № 5.
Цель: выявить умение учащихся найти ошибки в выполненной работе,
сопоставив рисунок к задаче, модель задачи и арифметическую запись
решения.
Не справились ( ошибки не найдены): 10 %.
20 % -найдена и исправлена только 1 ошибка, ученик не находит
ошибки в моделях к задачам.
50 % - найдены и исправлены 2 ошибки.
20 % - найдены и исправлены все 3 ошибки.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 6.
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в которой есть
избыточное данное.
Дан неверный ответ, ученик находит, сколько стоят все цветы, не
удерживает цель выполнения задания- 20 %
30 % - записана стоимость только одного цветка, который входит в
букет.
50 % -выполнили верно
8верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 7.
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в содержание
которой включены отношения «выше», «ниже».
Есть попытка выполнить задание, но все кубики раскрашены неверно-
10 %
40 % -задание выполнено неверно: красный кубик расположен выше
синего и выше зелёного.
50 % - задание выполнено верно, кубики закрашены в правильном
порядке.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 8.
Цель: выявить умение удерживать цель выполнения задания: выбрать
записи с заданным результатом.
НЕ смог решить ни одного примера правильно и выбрать примеры с
ответом 5 – 10 %
90 % - задание выполнено правильно в полном объёме.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
9Задание № 9.
Цель: выявить умение находить многоугольник в фигуре
20 % - есть попытки выполнить задание, но закрашен или
обозначен контур многоугольника, который не соответствует
заданному ,записан неверный ответ, превышающий число
многоугольников, которые могли быть найдены на заданном
рисунке.
30 % - задание выполнено верно частично: найдены только 1-2
многоугольника – они закрашены или обозначен их контур.
30 % - дан неполный ответ, который показывает, что найдены не
все многоугольники.
20 % - дан верный ответ, найдены все многоугольники
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
ФИ
№
1
№
2
№
3
№
4
№
5
№
6
№
7
№
8
№
9
все
го
Егор А.
Роман Г.
Иван Ж.
Карина К.
Вероника
К.
Александра
М.
Яна М.
Данил М.
Вирина П.
Виталий С.
Илья Ч.
2
3
3
3
3
1
1
-
3
3
2
2
3
2
3
3
3
3
-
3
3
3
1
3
3
1
3
0
2
-
3
2
3
1
2
1
3
3
1
2
-
3
3
1
1
3
0
2
3
2
2
-
2
2
1
3
3
0
3
1
1
1
-
3
0
3
1
3
1
3
3
3
1
-
3
1
0
3
3
0
3
3
3
3
-
3
3
3
0
3
0
3
2
1
2
-
1
2
1
14
26
10
24
24
15
17
-
24
19
17
%
выполнени
я
52%
96 %
37 %
89 %
89 %
56 %
63 %
89 %
70 %
63 %
10кол-во б.
кол-во б.
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
30
25
20
15
10
5
0
Выводы по итогам выполнения диагностики:
Из проанализированных материалов видно, что хорошо сформированы
умения: действовать по заданному алгоритму, ориентировка в
направлениях ( вверх, вниз, вправо, влево). Учащиеся овладели счётом
в пределах 10 ( 90 %), умением удерживать цель выполнения задания:
выбрать записи с заданным результатом.
Также видны и проблемные разделы в освоении программного
материала: наибольшую трудность вызвало умение находить
многоугольник в фигуре сложной конфигурации, в работе с моделями
задач, в анализе условия задаче, в умении находить ошибки в готовом
решении.
Но, радует, что виден рост в развитии каждого ребёнка. Даже те, кто
показал результат низкий в первой диагностике, во второй показали
определённые успехи.
11100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Егор А.
1 диаг.
2 диаг. Мат
Иван Ж.
Карина К.
Саша М.
Виталя С.
20 % обучающихся, довольно успешных в учёбе показали
стабильность . И лишь 10 % показали результат ниже, выявив тем
самым проблемы в усвоении материала. Есть над чем поработать.
Диагностическая работа № 2. Русский язык.
Выполняли работу 10 чел.
В первой диагностике было 2 задания на проверку состояния
фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе
отбора картинок с заданным звуком в названиях и на выявление
степени готовности к овладению звуковым анализом. И у многих ребят
эти задания вызвали затруднения.30 % выполнили безошибочно, 20 %
затруднялись, 40 % выполнили со многими ошибками, 30 % даже не
смогли понять задание.
Как же продвинулись учащиеся за полгода ?
Задание № 1.
Цель: проверить состояние фонематического восприятия, умение
ориентироваться не на буквенный , а на звуковой состав слова.
30 % - допустили 2 ошибки.
20 % - выделили звук в разных позициях, кроме одного
50 % -выполнили правильно
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
12Задание № 2.
Цель: выявить умение проводить звуковой анализ слова с
определением качества звуков в слове ( гласные, твёрдые и мягкие
согласные)
30 % -допущены 2 ошибки
30 % -допущена 1 ошибка
40 % - выполнили правильно
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 3.
Цель: выявить умение найти в слове заданный звук.
20 % - допущены 3 ошибки и более.
30 % допущены 2 ошибки
20 % -допущена 1 ошибка
30 % -задание выполнено верно
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 4.
Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
20 % - допущены 3 ошибки и более
40 % -допущены 2 ошибки
40 % - допущена одна ошибка: не отмечены первые звуки в первой или
в четвёртой паре
13верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Трудности в выполнении у тех ребят, которые не справились в
первой диагностике.
Задание № 5.
Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой.
60 % -допущены 2 ошибки ( на определение ударного слога)
20 %- допущена одна ошибка
20 % - выполнено верно
Учащиеся правильно делят слова на слоги, но путаются с
ударным слогом!
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
Задание № 6.
Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой,
выполнять нестандартное задание.
40 % - допущены 2 ошибки
60 % - допущена 1 ошибка, связанная с тем, что ученик не увидел
нестандартную задачу.
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
14Задание № 7.
Цель: проверить понимание позиционного принципа русского письма:
выявить умение выбрать гласную букву для обозначения гласного
звука после твёрдого или мягкого согласного.
40 % -допустили 3 ошибки и более.
10 % -допущена 1 ошибка
50 % - выполнили правильно
верно
с 1 ош.
с 1-2 ош.
не справ.
ФИ
№
1
№
2
№
3
№
4
№
5
№
6
№
7
Егор А.
Роман Г.
Иван Ж.
Карина К.
Вероника
К.
Александра
М.
Яна М.
Данил М.
Вирина П.
Виталий С.
Илья Ч.
1
2
1
3
3
3
3
-
3
1
2
2
3
1
3
2
2
3
-
3
1
1
0
3
0
1
1
2
3
-
3
1
2
1
2
0
2
2
1
1
-
2
0
1
2
3
1
1
1
1
1
-
3
2
1
1
2
1
2
2
1
2
-
2
2
1
2
3
0
3
3
0
3
-
3
0
0
все
го
9
18
4
15
14
10
16
-
19
7
8
%
выполнени
я
43 %
86 %
19 %
75 %
67 %
48 %
76 %
90 %
33 %
38 %
Уровень выполнения заданий.
15кол-во б.
25
20
15
10
5
0
25
20
15
10
5
0
кол-во б.
кол-во б.
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
кол-во б.
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Выводы: Учащимися усвоен хорошо материал на
фонематическое восприятие, умение проводить звуковой анализ
слов.
Наибольшее затруднение вызвало задание на сопоставление
слов по звуковому составу, определение ударного слога в слове.
У каждого ребёнка виден рост в развитии и усвоении
программного материала.
Сравнение результатов первой и второй диагностик.( русский
язык)
16100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Егор А.
1 диаг.
2 диаг. Мат
Иван Ж.
Карина К.
Саша М.
Виталя С.
В данном случае сравнение не совсем объективно, т.к. по русскому
языку в первой диагностике было только 2 задания.
Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика
)
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Егор А.
1 диаг.
2 диаг. Мат
Иван Ж.
Карина К.
Саша М.
Виталя С.
Сравнение результатов первой и второй диагностик.
( математика, русский язык)
17100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Егор А.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Егор А.
Иван Ж.
Карина К.
Саша М.
Виталя С.
Иван Ж.
Карина К.
Саша М.
Виталя С.
1 диаг.
2 диаг. Мат
1 диаг.
2 диаг. Мат
2 д. рус.яз
Вывод:
Как видно из результатов всех проведённых диагностик, именно
русский язык вызывает наибольшее затруднение у всех
учащихся. Особенно следует обратить внимание на звуко-
буквенный анализ слов, деление их на слоги, определение
ударного слога.
И, всё-таки каждый ученик «продвинулся» в своём развитии. У
обучающихся активно идёт формирование универсальных
учебных действий, метапредметный подход к обучению.
18