Педагогическая диагностика (начальные классы)

  • Документация
  • Контроль знаний
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена педагогическая диагностика, проведённая в течение 1-4 классов. Диагностика позволяет наглядно (диаграммы) проследить успешность обучения каждого ученика по предметам "русский язык" и "математика". Увидеть, что ребёнком усвоено хорошо, над чем необходимо поработать. Задания содержат материал, позволяющий объективно отследить уровень логического мышления, уровень самостоятельности и самооценки.Материалы педагогической диагностики успешности обучения и уровня сформированности УУД.
Иконка файла материала диагностика.docx
) а к и т с о н г а и д я а к с е ч и г о г а д е п ( Д У У ь т с о н н в о р и м р о ф С . Б . Е к у ч а к Т 6 1 0 2 - 5 1 0 2 МАОУ «Тунгусовская СОШ» Сформированность универсальных учебных действий обучающихся с 1 по 4 класс. В соответствии с ФГОС в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО ( 2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и как, подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные) которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данная педдиагностика направлена не только на на осуществление проверки предметных знаний, умений и навыков, но и на проверку оценки степени овладения универсальными учебными действиями в процессе всего периода обучения школьника. Данная педагогическая диагностика ( проводимая регулярно) предусмотрена системой учебников «Начальная школа 21 века» как новая форма контроля. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной  Овладение логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, деятельности; обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставления разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. НО своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности 1этого процесса , установить их причины и своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом. Результаты педдиагностики позволяют выяснить: 1) Выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; 2) Выявить способы работы, которыми овладели ученики; 3) Обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий , выясняющих уровень самостоятельности учащихся. При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике используется не две оценки ( верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствуют о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает , В ЧЁМ ошибочность рассуждений ученика. Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им СПОСОБАМИ работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать , какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель может эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Анализ результатов педагогической диагностики готовности к школьному обучению. ( первая диагностика, конец сентября). В классе – 11 человек. Выполняли работу: 11 человек. Первое обследование носит комплексный характер ( содержит математические и лингвистические задания) проводится в целях установления уровня готовности первоклассника к школьному обучению. Выделены следующие показатели готовности к школьному обучению: - уровень общего развития; -степень развития неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой –математической и лингвистической; -наличие дочисловых представлений - уровень развития речи. Карина К. 20 б. Вероника К.– 22 б. Александра М.– 14 б Яна М. – 19 б. Егор А. – 9 б. Иван Ж.- 7 б. Роман Г. – 23 б. Данил М. – 5 б. Вирина П. – 24 б. Виталий С. – 19 б. Илья Ч. – 8 б. Показали высокий уровень : 3 чел 2Показали средний уровень: 4чел. Показали низкий уровень: 2 чел. НЕ готовы : 2 чел. уровень выс сред низ не готов Итоги первой диагностики: ФИ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 все го Егор А. Роман Г. Иван Ж. Карина К. Вероника К. Александра М. Яна М. Данил М. Вирина П. Виталий С. Илья Ч. 1 3 2 2 3 1 2 1 3 3 2 0 3 2 2 3 2 3 1 3 3 2 0 3 0 3 2 1 3 0 3 3 2 2 3 1 3 3 2 3 0 3 2 0 1 3 1 3 3 3 3 1 3 3 1 2 2 1 3 2 3 3 1 3 3 0 2 3 0 2 3 1 2 1 3 1 1 1 3 0 2 3 0 0 0 3 1 0 9 23 7 20 22 13 19 5 24 19 8 кол-во б. % выполнени я 38 % 96 % 29 % 83 % 92 % 54 % 79 % 21 % 100 % 79 % 33 % 25 По результатам проведённой диагностики можно сделать следующие выводы: 1) Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация 20 ( задания № 1) Выявить умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры – кол-во б. 15 5 10 О б. – о чел.( Изображена какая-либо замкнутая линия , но не схвачена общая форма фигуры) 1 б.-4 чел. ( Общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции между элементами фигуры) 2 б. -4 чел. ( изображена подобная или равная фигура, но при этом пропорции слегка изменены) №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 0 33 б. -3 чел. ( изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами в основном сохранены) Хорошо сформировано у 64 %. 2) Пространственное восприятие , умения слушать и понимать задание, выполнять инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий. ЗАДАНИЕ № 2. НЕ справился – 1 т Выполнен верно только 1 пункт задания – 1 чел. Верно выполнены 2-3 пункта задания – 4 чел Все пункты задания выполнены верно-5 чел. Умение слушать и понимать задание, умение выполнять инструкцию. Кроме того, умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки. сформировано:-82 % 3) Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания ( ЗАДАНИЕ № 3). 27 % - не умеют следовать инструкции Частично справились – 9 % Выполнили верно часть задания – 18 % 45 % - понимают задание и точно следуют инструкции Большая часть класса понимают учебную задачу и могут выполнить, следуя инструкции. 4) Уровень представлений , лежащих в основе счёта, представлениях об операциях сложения, вычитания, умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации (ЗАДАНИЕ № 4) 18 % сделали попытку решить одну задачу, но неверно 9 % выполнили верно только 1 задачу, не сделав попытки выполнить другую 27 % - выполнили верно только 1 задачу 36 % -правильно поняли текст задачи и правильно выполнили её 64 % обучающихся смогли правильно понять текст задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов. 5) Уровень умения сравнивать два множества по числу элементов, не выполняя пересчёт, точно следовать инструкции (ЗАДАНИЕ № 5) 36 % -выполнили с ошибкой 64 % - выполнили верно Весь класс владеет умением сравнивать два множества по числу элементов. 6) Умение находить основание , по которому может быть произведена классификация (ЗАДАНИЕ № 6) 9 % не приступили к выполнению задания 18 % - рассуждали , но неправильно 27 % - рассуждали математически ( по признаку 5 в одной группе, 5 в другой) 45 % - основание для классификации выбрали правильно 91 % учащихся могут наблюдать, сравнивать, но по разным признакам. Лишь 45 % определили правильную классификацию. 47) Сформированность фонематического слуха и восприятия ( ЗАДАНИЕ № 7) 9 % отсутствует фонематический слух и восприятие 36 % -допустили несколько ошибок 27 % -ошибочного выделения картинок нет 27 % -правильно определили наличие нужных звуков в словах. Необходима работа по формированию фонематического слуха по различению твёрдых/мягких звуков. звуковым анализом (ЗАДАНИЕ № 8) 8) Сформированность предпосылок к успешному овладению (ЗАДАНИЯ № 1,2) 27 % имеют предпосылку к успешному овладению звуковым анализом 9 % - допустили лишь 1 ошибку 18 % -допустили 2 ошибки 45 % -не владеют звуковым анализом Предстоит большая работа по формированию умений выполнять звуковой анализ слов букв .Соответствие звуков и букв. 9) Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций Мелкая моторика и зрительно-моторная координация хорошо развита у 56 %. Выводы: 4 ( 36 %) человека вызывают тревогу. В первый класс пришли не подготовленными и им будет очень трудно осваивать изучаемый материал. 18 % ( 2 человека) ближе к низкой планке. И лишь 27 % имеют высокий уровень подготовки. Лучше всего у детей сформировано умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчёт. Проблемными оказались задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе подбора картинок с заданным звуком в названии . А также степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове на низком уровне. Анализ результатов диагностической работы № 2. ( Математика). Диагностика, проводимая в середине учебного года ( в конце декабря) , сразу показала продвижение обучающихся за прошедшие полгода и позволила выяснить, что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов первого года обучения. В классе 11 человек, выполняли работу 10. Диагностическая работа по математике содержит 9 заданий. Задание № 1. Цель: выявить умение учащихся осуществлять пошаговый контроль в процессе рисования точно такой же фигуры. 60 % задание выполнили верно 20 % - допустили неточности в изображении ( линии не всегда совпадают со стороной клетки) 530 % - изображение отдельных элементов существенно отличается от заданных верно с 1 ош. с 1-2 ош. Задание № 2. Цель: выявить умение учащихся действовать по заданному алгоритму, ориентироваться в направлениях вверх, вниз, и вправо-влево. Справились все. 20 % - выполнена верно большая часть задания: 4-6 шагов алгоритма из 7 предложенных или выполнены все шаги, но допущена 1 ошибка. 80 % - все шаги сделаны по порядку, задание выполнено верно. верно с 1 ош. Задание № 3. 6Цель: выявить умение учащихся провести классификацию множества предметов, выделить признак, по которому произведена классификация. НЕ справились – 10 % 20 % - есть попытки провести классификацию, но при этом не все предметы подчёркнуты, но выделена верно одна из групп. 20 % - классификация проведена, выделены верно 3 группы предметов, но допущена 1-2 ошибки. 50 % - классификация проведена верно, признак связан с общей характеристикой предметов. верно с 1 ош. с 1-2 ош. верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 4. Цель: выявить умение учащихся выполнять арифметическую запись решения задачи по заданному рисунку и выполненной модели. Справились все. Из них: 40 % -выполнили верно только одну запись, при этом ошибок не или выполнены верно2-3 записи, но допущены 2-3 ошибки. 720 % - выполнили верно только 2 записи, при этом ошибок нет или все 3 записи выполнены верно, но допущена 1 ошибка. 40 % - все 3 записи выполнены верно. верно с 1 ош. с 1-2 ош. Задание № 5. Цель: выявить умение учащихся найти ошибки в выполненной работе, сопоставив рисунок к задаче, модель задачи и арифметическую запись решения. Не справились ( ошибки не найдены): 10 %. 20 % -найдена и исправлена только 1 ошибка, ученик не находит ошибки в моделях к задачам. 50 % - найдены и исправлены 2 ошибки. 20 % - найдены и исправлены все 3 ошибки. верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 6. Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в которой есть избыточное данное. Дан неверный ответ, ученик находит, сколько стоят все цветы, не удерживает цель выполнения задания- 20 % 30 % - записана стоимость только одного цветка, который входит в букет. 50 % -выполнили верно 8верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 7. Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в содержание которой включены отношения «выше», «ниже». Есть попытка выполнить задание, но все кубики раскрашены неверно- 10 % 40 % -задание выполнено неверно: красный кубик расположен выше синего и выше зелёного. 50 % - задание выполнено верно, кубики закрашены в правильном порядке. верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 8. Цель: выявить умение удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом. НЕ смог решить ни одного примера правильно и выбрать примеры с ответом 5 – 10 % 90 % - задание выполнено правильно в полном объёме. верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. 9Задание № 9. Цель: выявить умение находить многоугольник в фигуре 20 % - есть попытки выполнить задание, но закрашен или обозначен контур многоугольника, который не соответствует заданному ,записан неверный ответ, превышающий число многоугольников, которые могли быть найдены на заданном рисунке. 30 % - задание выполнено верно частично: найдены только 1-2 многоугольника – они закрашены или обозначен их контур. 30 % - дан неполный ответ, который показывает, что найдены не все многоугольники. 20 % - дан верный ответ, найдены все многоугольники верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. ФИ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 все го Егор А. Роман Г. Иван Ж. Карина К. Вероника К. Александра М. Яна М. Данил М. Вирина П. Виталий С. Илья Ч. 2 3 3 3 3 1 1 - 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3 - 3 3 3 1 3 3 1 3 0 2 - 3 2 3 1 2 1 3 3 1 2 - 3 3 1 1 3 0 2 3 2 2 - 2 2 1 3 3 0 3 1 1 1 - 3 0 3 1 3 1 3 3 3 1 - 3 1 0 3 3 0 3 3 3 3 - 3 3 3 0 3 0 3 2 1 2 - 1 2 1 14 26 10 24 24 15 17 - 24 19 17 % выполнени я 52% 96 % 37 % 89 % 89 % 56 % 63 % 89 % 70 % 63 % 10кол-во б. кол-во б. №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 30 25 20 15 10 5 0 Выводы по итогам выполнения диагностики: Из проанализированных материалов видно, что хорошо сформированы умения: действовать по заданному алгоритму, ориентировка в направлениях ( вверх, вниз, вправо, влево). Учащиеся овладели счётом в пределах 10 ( 90 %), умением удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом. Также видны и проблемные разделы в освоении программного материала: наибольшую трудность вызвало умение находить многоугольник в фигуре сложной конфигурации, в работе с моделями задач, в анализе условия задаче, в умении находить ошибки в готовом решении. Но, радует, что виден рост в развитии каждого ребёнка. Даже те, кто показал результат низкий в первой диагностике, во второй показали определённые успехи. 11100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Егор А. 1 диаг. 2 диаг. Мат Иван Ж. Карина К. Саша М. Виталя С. 20 % обучающихся, довольно успешных в учёбе показали стабильность . И лишь 10 % показали результат ниже, выявив тем самым проблемы в усвоении материала. Есть над чем поработать. Диагностическая работа № 2. Русский язык. Выполняли работу 10 чел. В первой диагностике было 2 задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях и на выявление степени готовности к овладению звуковым анализом. И у многих ребят эти задания вызвали затруднения.30 % выполнили безошибочно, 20 % затруднялись, 40 % выполнили со многими ошибками, 30 % даже не смогли понять задание. Как же продвинулись учащиеся за полгода ? Задание № 1. Цель: проверить состояние фонематического восприятия, умение ориентироваться не на буквенный , а на звуковой состав слова. 30 % - допустили 2 ошибки. 20 % - выделили звук в разных позициях, кроме одного 50 % -выполнили правильно верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. 12Задание № 2. Цель: выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласные, твёрдые и мягкие согласные) 30 % -допущены 2 ошибки 30 % -допущена 1 ошибка 40 % - выполнили правильно верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 3. Цель: выявить умение найти в слове заданный звук. 20 % - допущены 3 ошибки и более. 30 % допущены 2 ошибки 20 % -допущена 1 ошибка 30 % -задание выполнено верно верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 4. Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу. 20 % - допущены 3 ошибки и более 40 % -допущены 2 ошибки 40 % - допущена одна ошибка: не отмечены первые звуки в первой или в четвёртой паре 13верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Трудности в выполнении у тех ребят, которые не справились в первой диагностике. Задание № 5. Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой. 60 % -допущены 2 ошибки ( на определение ударного слога) 20 %- допущена одна ошибка 20 % - выполнено верно Учащиеся правильно делят слова на слоги, но путаются с ударным слогом! верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. Задание № 6. Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой, выполнять нестандартное задание. 40 % - допущены 2 ошибки 60 % - допущена 1 ошибка, связанная с тем, что ученик не увидел нестандартную задачу. верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. 14Задание № 7. Цель: проверить понимание позиционного принципа русского письма: выявить умение выбрать гласную букву для обозначения гласного звука после твёрдого или мягкого согласного. 40 % -допустили 3 ошибки и более. 10 % -допущена 1 ошибка 50 % - выполнили правильно верно с 1 ош. с 1-2 ош. не справ. ФИ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Егор А. Роман Г. Иван Ж. Карина К. Вероника К. Александра М. Яна М. Данил М. Вирина П. Виталий С. Илья Ч. 1 2 1 3 3 3 3 - 3 1 2 2 3 1 3 2 2 3 - 3 1 1 0 3 0 1 1 2 3 - 3 1 2 1 2 0 2 2 1 1 - 2 0 1 2 3 1 1 1 1 1 - 3 2 1 1 2 1 2 2 1 2 - 2 2 1 2 3 0 3 3 0 3 - 3 0 0 все го 9 18 4 15 14 10 16 - 19 7 8 % выполнени я 43 % 86 % 19 % 75 % 67 % 48 % 76 % 90 % 33 % 38 % Уровень выполнения заданий. 15кол-во б. 25 20 15 10 5 0 25 20 15 10 5 0 кол-во б. кол-во б. №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 кол-во б. №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 Выводы: Учащимися усвоен хорошо материал на фонематическое восприятие, умение проводить звуковой анализ слов. Наибольшее затруднение вызвало задание на сопоставление слов по звуковому составу, определение ударного слога в слове. У каждого ребёнка виден рост в развитии и усвоении программного материала. Сравнение результатов первой и второй диагностик.( русский язык) 16100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Егор А. 1 диаг. 2 диаг. Мат Иван Ж. Карина К. Саша М. Виталя С. В данном случае сравнение не совсем объективно, т.к. по русскому языку в первой диагностике было только 2 задания. Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика ) 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Егор А. 1 диаг. 2 диаг. Мат Иван Ж. Карина К. Саша М. Виталя С. Сравнение результатов первой и второй диагностик. ( математика, русский язык) 17100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Егор А. 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Егор А. Иван Ж. Карина К. Саша М. Виталя С. Иван Ж. Карина К. Саша М. Виталя С. 1 диаг. 2 диаг. Мат 1 диаг. 2 диаг. Мат 2 д. рус.яз Вывод: Как видно из результатов всех проведённых диагностик, именно русский язык вызывает наибольшее затруднение у всех учащихся. Особенно следует обратить внимание на звуко- буквенный анализ слов, деление их на слоги, определение ударного слога. И, всё-таки каждый ученик «продвинулся» в своём развитии. У обучающихся активно идёт формирование универсальных учебных действий, метапредметный подход к обучению. 18