Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл
11.11.2017
Разработка содержит конкретные материалы, советы и рекомендации для родителей по данной проблеме. Говорится о требованиях к выпускнику начальной школы. Показана роль речи родителей. Указано на необходимость тестирования детей при поступлении в школу. Обращается внимание на типичные дефекты речи ребёнка начальной школы.
Педагогическая консультация..doc
Педагогическая консультация.
«Роль родителей в развитии самостоятельной активной речи детей
младшего школьного возраста»
Современный мир меняется быстро, поэтому и меняются требования к
выпускнику школы. Он должен быть готовым к самообразованию на
протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения,
адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, быть
готовым к перезагрузке, уметь выходить из сложных ситуаций. Мало обладать
набором теоретических знаний. Чтобы выпускник был компетентным, он
должен ясно формулировать свои мысли, выделять главное из сказанного или
прослушанного. Важным является умение планировать свои действия,
оценивать результаты. Необходимо также умение сотрудничать с другими,
предлагать свои варианты, сообразуясь с различными критериями.
Возможно ли это, если не будет самостоятельной активной, хорошо
развитой речи? Философ Евригил по этому поводу заметил:
«…Зачем,
О смертные, мы все другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую, царицу мира,
Мы забываем. Вот кому служить
Должны мы все, чтоб тайну слова
Познавши, убеждая – побеждать!»
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего
заморожено!» В
обучения. Недаром говорят: «Что заложено, то и
современном образовании важна личность самого ребёнка и происходящие с
ней в процессе обучения изменения. Выпускник начальной школы должен
владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности. Он не пассивный участник учебной деятельности.
На это и настроены современные программы обучения.
Ребёнок должен активно мыслить, говорить, доказывать, делать выводы.
Без целенаправленной работы по развитию речи это невозможно. Великий
Сократ заметил: «Заговори, чтобы тебя увидели!» приобретение навыков
правильной, логичной, выразительной речи имеет основополагающее значение
для младших школьников.
Специалисты отмечают, что в настоящее время наблюдается снижение
уровня речевой культуры. Язык беден, наводнён вульгаризмами. Средства
массовой информации демонстрируют стилистическую небрежность.
К поступлению в школу ребёнок должен овладеть всеми звуками
русского языка. Словарный запас детей увеличивается до 3500 тысяч слов.
Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс,
показывает, что от десяти до двадцати процентов детей имеют общее
недоразвитие речи. Между тем, уже в три года ребёнок должен говорить
предложениями, объединёнными по смыслу. От этого зависит развитие
познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Можно назвать
несколько причин, влияющих на уровень развития речи. Одной из главных
причин является невостребованность речи. Если в семье мало разговаривают с
ребёнком, угадывают его желания, у ребёнка не формируется потребность
выражать свои требования и эмоции словами.
Неблагоприятное влияние на развитие ребёнка с нарушением речи
оказывают скандалы в семье, асоциальный образ жизни. Некоторые родители
просто отмахиваются от детей, ссылаясь на загруженность. Очень важно
создание полноценной речевой среды. Образцом должна служить правильная
речь родителей. Генри Уорд Бигер заметил: «Песня, которую поёт мать у
колыбели, сопровождает человека всю жизнь!»
При поступлении в школу каждый родитель получит рекомендации по
развитию речи ребёнка. Вероятно, комуто потребуется помощь логопеда. Ктото уже пользовался его услугами, ктото игнорировал. Последнее
неправильно. Время упущено! Руки складывать не следует. Современные
родители в силах помочь своему ребёнку. Надо чётко знать то, к чему
стремиться! И обязательно сотрудничество с учителем. Школьный курс
начального обучения способствует формированию произвольной развёрнутой
речи, учит её планировать. Ставится задача научиться давать полные и
развёрнутые ответы на вопрос, рассказывать по определённому плану. Важно
не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями.
Выпускник начальной школы должен связно пересказывать большой по
объёму материал. Передача целых рассказов, выводов и формулирование
правил строится как монолог.
Дети должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной речью.
Если количество слов в письменных работах от 30 до 150, то устные рассказы
многословнее, больше их объёма. В письменном предложении выпускника
начальной школы до семи слов. В устной речи предложения больше. К чему
должны стремиться родители и педагоги в развитии речи ребёнка? Подведём
итог. Речь должна быть логичной, последовательной, правильно выстроенной.
Она должна быть ясной и понятной всем, не содержать просторечивых слов,
слов – паразитов. Речь должна быть точной, правдиво изображать
действительность. Она должна быть с правильной интонацией, темпом,
мимикой, жестами. Ребёнок должен уметь вести диалог и монолог.
Устная речь в младшей школе претерпевает различные изменения.
Существуют критерии, по которым исследуют речь конкретного ребёнка.
Произносительный уровень:
1) высокий – хорошая дикция, отчётливо выговаривает звуки, соблюдает
правила орфоэпии, умение говорить выразительно.
2) средний – хорошая дикция, речь невыразительна.
3) низкий – плохо выговаривает звуки, невыразительная речь, не владеет
логическим ударением. Логический уровень:
1) высокий – богатый словарный запас, предложения красиво выстроены.
2) средний – достаточно богатый словарный запас, использует диалекты,
слова – паразиты.
3) низкий – бедный словарный запас, много диалектов, слов – паразитов.
Уровень текста:
1) высокий – точно передаёт текст, составляет рассказ без речевых
ошибок.
2) средний – пересказ без ошибок по наводящим вопросам.
3) низкий с трудом составляет рассказ по вопросам учителя.
Каждый родитель может стать для ребёнка домашним учителем. Сила
влияния семьи в том, что оно осуществляется длительное время и в
различных ситуациях. Богатство, которое могут подарить ребёнку родители –
это правильная речь. Очень важно создание полноценной речевой среды в
семье. Родители должны понимать, что ребёнок впитывает всё, как губка. Речь
младшего школьника приближается к речи взрослых и приближается к речи
взрослых и приобретает всё большее значение в жизни. При этом дети легче
входят в контакт, проявляя активность, обогащая свой словарный запас.
Ребёнок становится более общительным, преодолевая застенчивость,
приобретая уверенность в силах. Родителям нужно помочь ребёнку в
формировании именно связной речи. Она как бы вбирает в себя все
достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой
стороны, словарного состава и грамматического строя. Формирование идёт в
недрах диалога. Спрашивайте ребёнка, пусть отвечает. Слушайте ребёнка,
отвечайте чётко, красиво на его вопросы. Произносите чётко и правильно
каждое слово, выделяя звуки. Вводите больше новых слов. Проговаривайте
скороговорки. Читайте выразительно, слушайте чтение ребёнка. Объясняйте
значение слов. Задавайте вопросы по прочитанному. Фантазируйте вместе с
ребёнком о судьбах героев. Создавайте диафильм по прочитанному. Обязательно слушайте пересказ текста ребёнком. Задавайте вопросы. Они
должны быть интересными, активизировать на ответ. Поговорите о героях
литературного текста. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения. Это
обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими
конструкциями. Не оставляйте без внимания неправильное произношение
звуков, постановку ударения. Нельзя разрешать ребёнку смотреть
мультфильмы, где неправильно произносят звуки. Почаще играйте с
ребёнком. Разработано большое количество дидактических игр, в том числе
для развития речи. Не забывайте подвижные игры со считалками,
рифмовками. Можно сочинять вместе сказочки, рифмовать. При этом
рисовать, лепить, конструировать. Играйте в почемучку. Придумывайте
загадки. Отгадывайте слова по описанию. Поддерживайте интерес ребёнка к
предмету. Помогайте ему в сборе и систематизации материала для
исследовательских работ. Это кропотливый труд, но очень важен для
интеллектуального развития. Ребёнок будет защищать свою работу.
Выдвижение гипотезы, постановка целей и задач учат мыслить логически. Всё
это способствует развитию самостоятельной активной речи ребёнка. На всё
это не требуется особого времени. Важно учитывать настроение ребёнка.
Создавайте ситуацию успеха. Хвалите за конкретные достижения, поощряйте.
Помните, на каком бы уровне не находилась речь ребёнка, её можно развить.
Должна быть цель, возможно программа – минимум! Составляйте её вместе с
педагогами! Обязательно движение вперед. Всем известна поговорка: «Язык
мой, враг мой!» А как сделать его своим другом, чтобы он стал другом
вашего ребёнка.
Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Педагогическая консультация "Роль родителей в развитии активной речи детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.