Педагогическая мастерская "Формирование исследовательской компетенции на уроках
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
10.04.2018
Развитие педагогического мастерства происходит непосредственно в школе, в активной деятельности. Одной из форм работы по распространения передового педагогического опыта является технология Педагогическая мастерская. В материале представлена разработка одного из занятия педагогической мастерской, целью которой является освоение элементов методической системы по формированию исследовательской компетенции на уроке.
Управление образования Белорецкого района и г. Белорецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №14 г. Белорецк Республики Башкортостан
Педагогическая мастерская
«Формирование
исследовательской
компетенции на уроках»
Занятие 1.
Автор:
Баукина Любовь Владимировна,
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучного цикла,
учитель биологии высшей категории Пояснительная записка.
Исследовательская работа не является для
учителя
и
непостижимым.
таинственным
чемто
В. А. Сухомлинский
Известно, что развитие педагогического мастерства учителей происходит главным
образом непосредственно в школе, на рабочем месте, в условиях естественной
профессиональной среды. Поэтому использование активных методов для распространения
своего передового педагогического опыта является актуальным.
Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения,
включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через
критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и
самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов
работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения,
которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской
основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и
последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются
участниками,
творчества.
процесс
сам
важен
и
в
ней
Ожидаемые результаты: освоение элементами методической системы по формированию
исследовательской компетенции на уроке, повышение творческого потенциала педагогов,
возрастание у них потребности в самосовершенствовании.
Оборудование: интерактивная доска. презентация
Структура педагогической мастерской
І. Индуктор
Задание. Разбейте данные характеристики по группам. Назовите тип образовательного
учреждения в соответствии с полученной характеристикой.
Репродуктивный характер управления и
всей деятельности коллектива.
Учителя беспокойные, с инновационной
установкой.
Традиционные
воспитательные технологии.
образовательные
и
Механизм использования новаций и
инноваций как механизмов движения
школы и получения лучшего качества
образования. Родитель
удовлетворен уравнове
шенным положением. привычками не
выбирать другую школу.
Стиль работы поиск, эксперимент,
внедрение.
Учителя имеют не только развитое
педагогическое сознание, но и реф
лексирующие свою деятельность.
ІІ. Определение темы, целей урокамастерской
Задание – отредактировать предложенную тему исследования:
• придать теме адресность, то есть сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет
участвовать в ее разработке;
• сделать ее лаконичной, без лишних слов, удобной для прочтения, да к тому же и
благозвучной;
• выразить в ней главное содержание всего исследования я значит предмет преобразования;
• придать теме проблемность.
ІІІ. Работа с информационным материалом
Формируются 2 группы, которым предложено выполнить задания.
1 группа
Задание: сформулировать задачи исследования, используя следующие глаголы:
изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т.п.
2 группа: найти определение понятия «Компетентость», «Исследовательская
компетентность
ІV. Рефлексия
V. Подача новой информации
Виды целей и требования к их постановке.
ЦЕЛЕВОЙ ОБЪЕКТ,
ПРЕДМЕТ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Цели :
Требования к постановке целей:
не должны быть завышены, так как они редко они реализуются в реальном объеме.
могут быть выводимы из темы и задача и должны соответствовать им.
должны формулироваться ясно, быть проверяемы.
Постановка задач:
• выделить более простые и доступные для выполнения операции
• создать последовательность выполнения этих операций с учетом их связи, сложности
и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели; • смоделировать весь объем работы и рассчитать свои силы.
Компетенция как результат образования
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта
эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения
поставленной цели.
В процессе освоения новых технологий, ролей происходит овладение новой
деятельностью. Таким образом, компетенция проявляется в освоении субъективно новой
деятельности, когда необходимо выполнять неалгоритмизированные (новые для человека)
действия. Овладевая деятельностью, человек начинает управлять ей, и, следовательно, в
основе компетенции лежит самоуправление (самоменеджмент). Однако успешность
человека, пытающегося овладеть новой ролью (деятельностью), во многом зависит от его
желания задействовать свои и чужие ресурсы на пути к достижению цели. Правомерно ли в
этом случае расценивать компетенцию как прямой результат образования, делая школу
ответственной за степень готовности субъекта соорганизовывать внутренние и внешние
ресурсы для достижения поставленной цели?
Компетенция является результатом образования в широком смысле слова.
Образовательный процесс, происходящий в школе, вопервых, должен быть направлен на
формирование компетентностей (см. ниже), вовторых, должен способствовать
формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально
точно моделирующих реальные жизненные ситуации,
требующие проявления
соответствующей компетенции (см. Приложение 1).
Идея о том, что компетенция в таком ее понимании едина и единственна,
подтверждается подходом, который использует Кембриджский экзаменационный
синдикат, выделяя на самом высоком (пятом) уровне единую «личностную» компетенцию,
вбирающую в себя все остальные компетенции, выделяемые на более низких уровнях.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в
овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Поскольку
освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно, учащийся
начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты
образования (знания, умения, навыки), формируя собственный ресурсный пакет,
необходимый для формирования компетенции.
Если набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является
предметом запроса работодателей (и других заказчиков), то он позволяет учащемуся
оказываться адекватным типическим ситуациям. Этот набор может быть актуален в
течение какогото времени, а затем будет корректироваться в связи с изменением
социальноэкономической ситуации.
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно
активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не
сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации:
правильно поставленная цель коммуникации, адекватно подобранная информация или
корректно примененные техники устранения разрывов в коммуникации.
VІ. Создание творческого продукта
Педагоги работают по парам на шаблоне презентации
VІІ. Работа в группах
Предлагается проанализировать фрагмент видеурока и выделить моменты, в которых
формируется исследовательская компетенция.
VІІІ. Социализация: презентация творческого продукта.
ІХ. Общая рефлексия
Педагогическая мастерская "Формирование исследовательской компетенции на уроках
Педагогическая мастерская "Формирование исследовательской компетенции на уроках
Педагогическая мастерская "Формирование исследовательской компетенции на уроках
Педагогическая мастерская "Формирование исследовательской компетенции на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.