Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".
Оценка 4.9

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
15.06.2017
Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".
Данная статья интересна тем педагогам, которые хотят разнообразить сои формы работы как с детьми, так и со взрослыми. В статье дается описание методики построения мастерской и, в качестве примера, приведена разработка мастерской для педагогов, как одна из форм проведения методического объединенияПедагогическая мастерская."Профилактика конфликтов".
педагогическая мастерская. профилактика конфликтов..doc
«Педагогическая мастерская. Профилактика конфликта» Педагогическая   мастерская   –   форма,   метод   и   технология   обучения детей и взрослых, которая создает условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.  В   мастерской   реализуются   идеи   диалога   во   всех   его   аспектах. Происходит   обмен   мнениями,   знаниями,   творческими   находками   между участниками   мастерской,   чему   содействует   чередование   индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Идет внутренний диалог каждого с самим собой.  Педагогическая   мастерская   –   интегративная,   многомерная, рефлексивная   образовательная   технология,   ориентированная   на   личностно­ деятельный подход.  В качестве примера приведена разработка мастерской для взрослых – для   проведения   в   школьных   методических   объединениях,   с   последующим обсуждением   на   педагогическом   совете.   Мастерская   называется «Профилактика конфликта». Данная мастерская рассчитана на участие в ней 12 – 15 педагогов.  Ведущим   мастерской   может   быть   заместитель   директора   школы, научный руководитель, руководитель структурного подразделения, психолог. Продолжительность мастерской несколько часов. По   типу   –   мастерская   ценностно­смысловой   ориентации (самопознания). Основная   цель   мастерской   «Профилактика   конфликта»   ­   развитие познавательного интереса, развитие личности педагога и осознание ценности своего «Я», формирование компетенций, позволяющих применять знания и умения в практической деятельности.  1 Мастерская   «Профилактика   конфликта»   решает   интеллектуальные, эмоциональные,   этические,   коммуникативные,   психологические   задачи, способствует   проведению   работы   по   профилактике   профессионального выгорания педагогов.  Методическое обеспечение мастерской – проведение занятия в уютной, комфортной   обстановке,     использование   ИКТ   –   технологий,   раздаточного информационного и фотоматериала. Мебель   подготавливается   с   учетом   организации   индивидуальной   и групповой   работы,   необходимости   афиширования   творческих   продуктов. Помещение  оборудуется демонстрационной или классной доской. Алгоритм   проведения   данной   мастерской   сложился   в   ходе   изучения современной литературы по проблеме.  Типология   мастерских,   особенности   этой   инновационной   формы обучения, не сложились окончательно и подлежат дальнейшей разработке и теоретическому осмыслению. Мастерские, независимо от типа, несут на себе особенности индивидуального авторского стиля. Поэтому в курсовой работе этапы   мастерской   «Профилактика   конфликта»   даются   в   авторской   дополнительно   используются   технология   развития интерпретации, критического   мышления,   методические   разработки   Высшей   школы экономики. Технология «Педагогическая мастерская» создана во Франции в 20­х годах   20   века   психологами   Полем   Ланжевеном,   Анри   Валлоном,   Жаном Пиаже. С конца 90­х годов мастерские, в переводе с французского – ателье, начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Хотя,   в   целом   эти   идеи   перекликаются   с   гуманистическими   идеями русской педагогики С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Сегодня во Франции данную технологию развивает французская группа нового образования, сайт данной группы доступен только для пользователей, владеющих французским языком. 2 В России эта технология достаточно активно представлена на сайтах педагогических сообществ, вузов и школ, в изданиях СПб АППО, в работах О.В. Орловой   (она же и консультант данной работы), Н.И. Беловой, Г.А. Мейчик, Е.О. Галицких, И.А. Мухиной, А.А. Окунева и других авторов. Алгоритм мастерской предполагает: 1. Постановка   задачи,   мотивирующей   творческую   деятельность каждого участника. 2. Анализ информации по задаче (тексы, схемы, Интернет и т.д.). 3. Интеграция   деятельности   каждого   участника   с   деятельностью группы в соотнесении с самооценкой и самокоррекцией. 4. Выход   участников   мастерской   на   новый   уровень   понимания задачи. 5. Интеграция результатов диалогового взаимодействия. 6. Осмысление результатов обучения на основе самоанализа. Классическое распределение этапов мастерской: 1. Индуктор. 2. Самоконструкция. 3. Социоконструкция. 4. Социализация. 5. Афиширование. 6. Разрыв. 7. Рефлексия. В курсовой работе «Профилактика конфликта» логика данных этапов мастерской сохраняется. Основные приемы, использованные в работе:  Технология «Педагогические мастерские».  Построение ассоциативных рядов.  Работа с текстом. 3  Работа с таблицей.  Технология развития критического мышления. 3. Практическая часть. Ход мастерской 1. Индуктор Индуктор   предполагает   создание   мотивационной   базы   для   активной творческой   и   исследовательской   работы   педагогов.  Ведущий предлагает посмотреть мультфильм «Конфликт». https://youtu.be/P1900TBJ7q8  После просмотра ведущий спрашивает: «Какие ассоциации возникли у вас после просмотра мультфильма?» Учителя работают индивидуально, каждый записывает на листах. Примеры ассоциаций после просмотра мультфильма:  борьба,  непонимание,  конфликт,  боль,  скандал,  потери и т.д. Вызванные   ассоциации   обсуждаются   и   записываются   ведущим   на доске.  Ведущий предлагает дать название просмотренному мультфильму.  Ведущий:  Все названия объединяет тема конфликт. Мы все бывали в конфликтной   ситуации   на   работе,   дома,   на   улице,   с   начальником,   с родственниками, с учениками и их родителями, с коллегами.  4 Конфликт   между   людьми   подобен   сорняку   в   огороде:   конфликтная ситуация ­ это корень сорняка, а инцидент ­ та часть, что на поверхности. Ясно,   что,  оборвав   ботву   сорняка,   но,   не   тронув   корень,  мы   только усилим   его   работу   по   вытягиванию   из   почвы   питательных   веществ,   так необходимых растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для его углубления.  Задание   №1.   Ситуация  «Спор   с   коллегами   по   поводу   подготовки   к педсовету и проведения открытых занятий». Вас не слушают, не понимают, у всех   отговорки,   похоже,   готовить   мероприятие   придется   самой.   Закройте глаза   и   представьте,   какие   эмоции   вы   испытывали   в   данной   ситуации. Обсуждение: каждый дает один пример своего эмоционального состояния, не повторяясь с другими. Слайд   №1.  Тревога,   развал,   уход,   отрицание,   проволочки,   отход, беспомощность,   смятение,   поляризация,   одиночество,   высокое   кровяное давление,  низкая производительность,  стресс,  вялость, усталость, затаенный гнев.  Задание   №2.  Аналогичная   ситуация,   но   коллеги   по   методическому объединению Вас поддержали, распределили обязанности и готовы помочь. Закройте   глаза   и   представьте,   какие   эмоции   вы   испытывали   в   данной ситуации.   Обсуждение:   каждый   дает   один   пример   своего   эмоционального состояния, не повторяясь с другими. Слайд №2.  Покой, веселье, чувство локтя, кипучая энергия, перемены,   расширение   взаимоотношений,   эффективность, счастье,   открытость, облегчение, мир,  радость общения, расслабление, чувство успеха, спокойный сон.   Конфликт   может   быть   позитивным   или  негативным,  конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как мы его разрешим. Во втором случае мы видим, что конфликт разрешается правильно. 5 Но как нам сохранить этот положительный эмоциональный настрой на работе, дома, на улице, как избежать конфликтов?  2. Самоконструкция Задание №3.  Давайте сформулируем вопросы, на которые сегодня вы хотели   бы   получить   ответы.   Учителя   работают   индивидуально,   каждый записывает вопросы в таблице.  Таблица №1. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Объясните почему? В чем различие? Предположите, что будет если? Почему Вы думаете, что? Назовите наиболее встречающиеся часто «конфликтные       привычки»   (формы   поведения   в конфликте)? Ответы:  уход,  подавление конфликта,  выиграл­проиграл,  компромисс Кто? Что? Когда? Где? Как? Какие последствия? Может? Могли? Будет? Было ли? 3. Работа в группах (социоконструкция, социализация, рефлексия) Ведущий предлагает педагогам объединиться в группы (5 групп).  На столах   разложены   папки   разного   цвета:   красная,   желтая,   черная,   зеленая, 6 синяя.   Каждый   учитель   выбирает   понравившийся   цвет   папки.   Так формируются   группы.   Далее   педагогам   предлагается   перейти   в   соседнее помещение, где на столах разложены шляпы такого же цвета, как и папки: красная, желтая, черная, зеленая, синяя. Каждый садится за стол со шляпой, соответствующей цвету своей папке.  Учителя в малых группах обсуждают заполнение таблицы «толстых» и «тонких» вопросов, сопоставляют свою точку зрения с мнением других. От каждой группы выступает педагог. Ведущий   фиксирует   вопросы   от   групп   на   доске,   таким   образом, определился круг обсуждаемых проблем. Далее   ведущий   предлагает   педагогам   ознакомиться   с   новой информацией №1 «Метод «Шесть шляп мышления».  После знакомства с информацией каждая группа получает лото «Шесть шляп мышления». Правильность выполнения задания лото проверяется с помощью  слайда №3.  Ведущий: Как данная методика может помочь педагогу в конфликтной ситуации? Обсуждение в группах и выступление от групп. Примерные ответы от групп:  Шляпу   очень   легко   надеть   и   снять,   поэтому   можно сосредоточиться   на   выполнении   определенных   мыслительных операций, на контроле эмоций.  Это   важно   всегда,   во   всех   сложных   ситуациях,   когда   человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления и эмоций. И делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу.  Методика   позволяет   уйти   от   споров,   в   большинстве   ситуаций отнимающих время без всякой пользы. 7  Методика   позволяет   включить   параллельное   мышление, развернуть поток своих мыслей в нужном направлении, увидеть плюсы и минусы в идеях других людей.  Методика   позволяет   договориться   с   собеседником,   позволяет прийти к согласию, что особенно важно в работе педагога.  Методика   дает   возможность   каждому   педагогу   проявить   свои   использовать   свои   собственные творческие   способности, педагогические приемы.  Методика дает возможность определить правила игры. Изучение правил   является   одной   из   перспективных   форм   накопления знаний   в   детские   годы.   С   помощью   шести   шляп   мышления устанавливаются   определенные   правила   «игры   в   человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». 4.   Ведущий  предлагает   каждому   педагогу   составить   свод   наиболее существенных правил и норм общения (самоконструкция).  5. Работа в группах (социоконструкция, социализация, рефлексия) Педагоги делятся на группы по итогам выполнения теста «Трансактный анализ общения»  3 группы: РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, ДИТЯ.  Одновременно   дается   информация   по   концепции   Э.Берна,   которая позволяет педагогам определить свою реальную позицию в межличностных отношениях. Ведущий  обращает внимание педагогов на различия между речевым и неречевым общением. Специалисты   в   области   человеческого   общения   говорят,   что приблизительно   55%   информации   мы   получаем   при   неречевом   общении, которое сопровождает речевой контакт (мимика, жесты).  8 Приблизительно 38% информации дают нам голос, высота тона, тембр; и только 7% ­ содержание сказанного.  Это   означает,   что   вы   легко   можете   не   понять   или   не   поверить обращению. Вы можете слышать одно, но, если вам представляется, что ваш собеседник в действительности чувствует или подразумевает совсем другое (судя,   например,   по   неречевым   дополнениям,   по   интонациям),   то   доверие может быть подорванным или вы можете отнестись к человеку отрицательно, вопреки   его   ожиданиям.  Если   человек   ведет   себя   нервозно,  например,  то, независимо от словесной убедительности его обращения к вам, вы можете усомниться в его искренности или полностью отказать в доверии. Если кто­то приносит вам извинения, но колеблется и поэтому кажется неискренним, то вы даже можете разозлиться. Задание №4. Ведущий:  Представьте, что Вы наблюдаете за людьми, в процессе общения, но не слышите, о чем они говорят. О чем говорят жесты и мимика людей? В   группе   происходит   обсуждение   раздаточных   материалов   (фото, рисунки), дается ответ от группы. Каждая группа может сравнить свое мнение с мнением другой группы. Далее   ведущий   предлагает   ознакомиться   с   новой   информацией «Значение   некоторых   жестов   и   поз»   на   основе   книги   Аллана   Пиза   «Язык телодвижений». Эта книга вышла тиражом более 1000000 экземпляров на 26 языках мира. Рефлексия.  Знакомство   с   языком   телодвижений   поможет   педагогам вести   уроки,   заинтересовать   учащихся.   В   общении   с   коллегами   педагоги научатся вызывать к себе симпатию, доверие, привлекать на свою сторону оппонентов и превращать их в своих единомышленников. Задание №5. Ведущий предлагает участникам группы снова вернуться к составлению свода наиболее существенных правил и норм общения. Каждый педагог на основе полученной информации дорабатывает свой свод правил. 9 Работа в группах (социоконструкция, социализация, рефлексия). Участники   группы   обсуждают   работы   педагогов   и   выдвигают   свой проект   (один   от   группы)   «Свод   наиболее   существенных   правил   и   норм общения» 6.   Афиширование   проектов   групп,   презентация   точек   зрения. Презентация  может  быть  в  любой  форме  – в  форме   стихотворений,  схем, рисунков, проектов… 7. Разрыв. Ведущий  задает педагогам вопросы агрессивного контакта. Отвечают   группы   «ДИТЯ»,   «РОДИТЕЛЬ».   Максимально   быстро   даются ответы   на   вопросы.   Используется   элемент   театрализации.   Каждая   группа реагирует   на   ситуацию   исходя   из   качественной   характеристики   состояний «ДИТЯ», «РОДИТЕЛЬ». Экспертами выступает группа «ВЗРОСЛЫЙ». Вопросы агрессивного контакта: 1. Мы оценили Вашу работу, и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ педагогической профессии. 2. Ох, и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива. 3. У меня нет времени Вас слушать. 4. По­моему, Вы в последнее время меня подсиживаете? Стремитесь на мое место? 5. Знаете,   Ваши   семейные   проблемы   все   более   негативно отражаются на Вашей профессиональной карьере. 6. Я думаю, что Вы не отрабатываете свою зарплату. Вывод один: будем понижать Вас в должности. Далее  ведущий  предлагает   познакомиться   с   новой   информацией «Характеристика   основных   стратегий   поведения»   и   заполнить   таблицу. 10 Группа   «ДИТЯ»   заполняет   раздел   «Сущность   стратегии»,   группа «РОДИТЕЛЬ»   ­   раздел   «Условия   эффективного   применения»,   группа «ВЗРОСЛЫЙ» заполняет раздел «Недостатки». После работы с информацией и заполнения таблицы идет обсуждение основных стратегий поведения.  Каждый   участник   группы   снова   возвращается   к   своей   работе   «Свод наиболее существенных правил и норм общения» и дорабатывает ее.  8. Рефлексия.  Ведущий: Какие у Вас впечатления? Изменилось ли Ваше отношение к конфликту после нашего занятия? Появилось ли желание углубиться в проблему? Было ли Вам трудно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу.  И в завершении нашей работы, мне хочется притчей. https://youtu.be/6V9vp6JSGAo     «СИЛЬНЕЕ   ВСЕХ   Древняя   мудрость   гласит:     ВЛАДЕЮЩИЙ СОБОЙ».   Не   подражай   другим,   будь   самим   собой,   выработай   такое отношение к жизни, которое освободит от беспокойства Возьмем себе девиз:  «жить в ладу с самим собой и окружающим нас миром» 11 4. Приложения.  Материалы для прочтения и обсуждения. №1 «Шесть шляп мышления». Автор методики Эдвард де Боно (19 мая 1933, Мальта), британский психолог,   писатель,   эксперт   в   области   творческого   мышления   (Эдвард   де Боно «Шесть шляп мышления», Санкт­Петербург, «Питер», 1997). Существует два типа мышления: реактивное и взвешенное. Реактивный   тип   мышления   дан   человеку   природой,   он   дает   нам возможность заниматься повседневными делами. Но есть и другой тип мышления, который используется нами не так часто,   но   сознательно   и   только   в   те   моменты,   когда   это   становится необходимым.   Это   взвешенное   мышление,   то   есть   такой   подход   к   делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении – на решение тех или иных непростых задач. 12 Взвешенный   тип   мышления   требует   определенной   концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью взвешенно мыслить.  Почему шляпы? Цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволяют нам дирижировать оркестром своих мыслей.   Меняя   шляпу,   мы   сможем   придать   своим   мыслям   нужное направление. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый их которых представлен шляпой своего цвета. №2 «Лото. Шесть шляп мышления». Этот   цвет   беспристрастен   и   объективен,   как   чистый   лист бумаги. Факты, информация, вопросы ­ вот что ляжет ровными строчками на чистый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие   или   опровергающие   определенное   мнение? Какая нам нужна информация? Этот цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение.    В этой шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Эта   шляпа   работает   в   ситуации,   когда   не   соблюдается регламент,   и   кто­то   может   перебить   речь   собеседника,   не дослушав.   Эта   шляпа  связана  с  самоконтролем,  воспитанием волевых качеств. Это цвет солнечный, жизнеутверждающий.    Человек в этой шляпе ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? 13 Оптимисты. Этот   цвет   мрачный.   В   этой   шляпе   человек   проявляет осторожность.    Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? Пессимисты. Этот цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия.    Эта шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.   Новаторы. Этот цвет – это цвет неба. Эта шляпа связана с организацией и управлением.   Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?   Эксперты. №3 «Трансактный анализ общения  (тест составлен на основе концепции Э.Берна)». Эрик Леннард Берн (1910 – 1970) – американский психолог и психиатр сосредоточил  внимание  на  трансакциях – единицах  общения. Обращаясь  к другому  человеку,   мы  обычно  выбираем   себе  и  собеседнику   одно   из   трех возможных   состояний   нашего   «Я»:   РОДИТЕЛЯ   (Р),   ВЗРОСЛОГО   (В)   или ДИТЯ (Д). Попробуйте   оценить,   как   сочетаются   эти   три   «Я»   в   Вашем поведении? Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10. 1 Мне порой не хватает выдержки. 2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 14 3 Родители,   как   более   взрослые   люди,   должны   устраивать семейную жизнь своих детей. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких­либо событиях. 4 5 Меня провести нелегко. 6 Мне бы понравилось быть воспитателем. 7 8 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. Думаю,   что   я   правильно   понимаю   все   происходящие события. Каждый должен выполнять свой долг. 9 10 Нередко я поступаю не так как надо, а как хочется. 11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 12 Младшее  поколение  должно  учиться  у  старших, как   ему следует жить. 13 Я, как и многие люди, бываю обидчив. 14 Мне удается видеть  в людях больше, чем они говорят о себе. 15 Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей. 16 Я – увлекающийся человек. 17 Мой основной критерий оценки человека – объективность. 18 Мои взгляды непоколебимы. 19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. 21 Люди   должны   соблюдать   все   правила   независимо   от обстоятельств. Обработка результатов и интерпретация. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – ДИТЯ (Д) 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – ВЗРОСЛЫЙ (В) 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – РОДИТЕЛЬ (Р) Расположите   соответствующие   символы   в  порядке   убывания.  Если   у Вас   получилась   формула  ВДР,   то   значит,   что   Вы   обладаете   развитым чувством   ответственности,   в   меру   импульсивны   и   непосредственны   и   не 15 склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества   и   впредь.   Они   помогут   в   любом   деле,   связанном   с   общением, коллективным трудом, творчеством. Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны педагогу, организатору. Сочетание  РДВ  способно   осложнить   жизнь   обладателю   такой характеристики.   «Родитель»   с   детской   непосредственностью   говорит,   не заботясь о последствиях. Д во главе приоритетной формулы подходит для научной работы. Но   детская   непосредственность   хороша   до   определенных   пределов. Если   она   начинает   мешать   делу,   то,   значит,   пора   взять   свои   эмоции   под контроль. В каждом из нас имеется три Я ­ состояния: Родитель, Взрослый и Дитя. Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа. Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают,   и   перекрещивающимися,   когда   векторы   пересекаются.   При параллельных   трансакциях   общение   идет   неограниченно   долго,   при перекрещивающихся   оно   прекращается   и   развивается   конфликт.   В   основе принципа   амортизации   лежит   умение   определить   направление   вектора стимула и в строго обратном направлении дать ответ. Деловое общение идет по линии В=В.  Трансактный   анализ   общения   позволяет   Вам   овладеть   тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором   общения,   избежать   тактических   и   стратегических   ошибок контакта.  Эти   три   «Я»   сопровождают   нас   всю   жизнь.   Зрелый   человек   умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. 16 Характеристики состояний. РОДИТЕЛЬ Учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает ВЗРОСЛЫЙ ДИТЯ оценивает, Рационально логически   мыслит,   владеет   собой Капризничает, творит, протестует   упрямится, Назидательный, самоуверенный, агрессивный Рациональный, корректный, сдержанный Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый №4 Таблица «Значение некоторых жестов и поз». Состояние собеседника Рис.82 Раскрытые руки ладонями вверх. Искренность, открытость. Рис. 67 Руки скрещены на груди. Защита, оборона. Это может Жесты, позы быть   попыткой   спрятаться неблагоприятной от   ситуации.   Скрещенные   на груди   руки   поддерживают напряжение   внутреннее человека.  Критическая оценка. Человек   опирается   подбородком на   ладонь,   указательный   палец вдоль   щеки,   остальные   пальцы ниже рта. Поглаживание подбородка. Рис. 61 Рис. 62 Рис. 63 Оценочный   жест   сдвигается   к подбородку. Человек   пытается   принять решение. Сочетание   двух   жестов   – оценки и принятия решения. 17 Рис. 64 Голова   начиняет   склоняться   к руке для опоры. Рис. 37 Рис. 38 Скрещенные   пальцы   рук   в поднятом   положении   на   уровне Сочетание   трех   жестов   – оценки, принятия решения и выражения   скуки,   человек потерял   интерес   к   теме разговора. Эти   жесты   обозначают разочарование   и   желание лица.   Скрещенные   пальцы   рук, руки лежат на столе. человека   скрыть   свое отрицательное отношение и Закладывание рук за спину. Зрачки расширены. Зрачки сузились. Руки в карманах. иногда враждебность. С   женщиной   на   рис.   37 договориться сложнее, хотя она и улыбается. Эти   жесты   используются   для самоконтроля. Закладывание  рук  за спину с захватом запястья говорит о   том,   что   человек расстроен и пытается взять себя в руки. Чем   более   сердит   человек, тем выше передвигается его рука по спине. Заинтересованность. Скрытность, позиции. 1.   утаивание   Чувство   вины   или напряженное   восприятие ситуации. 2.   Выставление   больших 18 пальцев   рук   из   карманов говорит   о   властности, превосходстве   и   даже агрессивности человека. 3. Доминантный жест часто используют   начальники   в   со   своими обществе подчиненными. Способы   затянуть   время для обдумывания решения. Манера   характерна   для людей доминирующего   типа,   которые   пытаются управлять   людьми   и господствовать над ними. С таким собеседником надо встать или сесть за ним, от чего   он   почувствует уязвимость тылов и сменит свою   позу,   став   менее агрессивным. Обман. Манипулирование очками. Рис. 124 Рис. 88 Манера сидеть верхом на стуле. Рис. 5 Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания. Говорящий касается века, носа. Обман. Рис. 52 Рис. 53 Слушающие слегка касаются века, носа или уха. Недоверие к говорящему. 19 №5 Характеристика основных стратегий поведения 1. Соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор   в   пользу   борьбы   отличается   стилем   поведения,   который характерен   для   деструктивной   модели.   При   такой   стратегии   активно используются   власть,   сила   закона,   связи,   авторитет   и   т.   д.   Она   является целесообразной   и   эффективной   в   двух   случаях.   Во­первых,   при   защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т.  п.   И,   во­вторых,   при   угрозе   существованию   организации,   коллектива.   В этом   случае   складывается   ситуация   «Кто   кого...».   Особенно   часто   она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при   реформировании   организационно­штатной   структуры   предприятия (учреждения)   предполагаемые   «вливания»   одних   подразделений   в   другие 20 носят   необоснованный   характер.  И  в  этих   случаях   человек,   отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию. Избегание. 2. Стратегия избегания отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется   низким   уровнем   направленности   на   личные   интересы   и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. При   анализе   данной   стратегии   важно   учитывать   два   варианта   ее проявления: а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; б) когда   предмет   спора   имеет   существенное   значение   для   одной   или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного   взаимодействия   воспринимают   предмет   конфликта   как несущественный. В   первом   случае   стратегией   ухода   конфликт   исчерпывается,   а   во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные   отношения   при   выборе   данной   стратегии   не подвергаются серьезным изменениям. Приспособление. 3. Человек,   придерживающийся   данной   стратегии,   гак   же,   как   и   в предыдущем  случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов   соперника   высокая.   Иначе  говоря,   человек,   принимающий стратегию   уступки,   жертвует   личными   интересами   в   пользу   интересов соперника. Стратегия   уступки   имеет   некоторое   сходство   и   со   стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии 21 борьбы,   в   стратегии   уступки   приоритет   отдается   межличностным отношениям. При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты. Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу.  Уступка   здесь   может   оказаться   лишь   тактическим   шагом   на   пути достижения главной стратегической цели. Уступка   может   стать   причиной   неадекватной   оценки   предмета конфликта   (занижение   его   ценности   для   себя).   В   этом   случае   принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта. Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально ­ психологических особенностей. В частности, это характерно для   конформистской   личности.   В   силу   этого   стратегия   уступки   может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность. При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду,   что   она   оправдана   в   тех   случаях,   когда   условия   для   разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Компромисс. 4. Компромиссная   стратегия   поведения   характеризуется   балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия  компромисса  не  портит  межличностные   отношения.  Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. 22 Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная   уступка   часто   является   этапом   на   пути   поиска   приемлемого решения проблемы. Иногда   компромисс   может   исчерпать   конфликтую   ситуацию.   Это наступает   при   изменении   обстоятельств,   вызвавших   напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая  23 Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма   компромисса   может   проявляться   в   заключении   четких   договоров, принятии каких­то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное,   как   отказ   от   каких­либо   активных   действий   по   достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных   условиях   перемирие   может   быть   обеспеченно   пассивностью   В   предыдущем   примере субъектов   конфликтного   взаимодействия. компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых, ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения. Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия   достигли   компромисса   на   основе   неадекватных   образов конфликтной ситуации. Сотрудничество. 5. Стратегия   сотрудничества   характеризуется   высоким   уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих   субъектов   конфликтного   взаимодействия,   то   о   сотрудничестве   не может   быть   и  речи.   В   этом   случае   возможен   лишь   выбор  борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный 24 предмет  конфликта   допускает   маневр   интересов   противоборствующих сторон,   обеспечивая   их   сосуществование   в   рамках   возникшей   проблемы   и развитие событий в благоприятном направлении. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка,   компромисс,   противоборство).   При   этом   другие   стратегии   в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между   субъектами   конфликта.   Например,   противоборство   может   быть использовано   одним   из   участников   конфликта   как   демонстрация   своей принципиальной позиции в адекватной ситуации. 25 Список литературы  Бассис   А.   Узнавать   новое   значит   порывать   со   старыми   знаниями   //   А.   Бассис   / Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l. / Под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Заряновой; СПГУПМ, Санкт­Петербург, 1995. С.15­19.  Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или... // А.А. Окунев. ­ Санкт­Петербург: филиал изд­ва «Просвещение», 2001. ­ 224 с.  Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. И.А. Мухина. ­ Санкт­Петербург, 1995. ­ 136 с   Технология   «Педагогические   мастерские»   [Электронный   ресурс].   ­   Режим   доступа: http://cito­web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html.   Степанова, Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. Санкт­ ­  Петербург: Петербургская новая школа, 2000. ­ 110 с.  Степихова. В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие / В.  А. Степихова; Санкт­Петербургсепя академия постдипломного педагогического  образования, Кафедра педагогики социального творчества. ­ Санкт­Петербург: СПбАППО,  2005. ­ 118 с.  Инновационные технологии Петербургской современной школы.  [Электронный ресурс]. ­ http://co167.ru/upload/userfiles/1/inovacionye­tehnologi­peterburgskoi­ Режим   доступа:  shkoly.pdf.  Орлова О.В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских.  [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/449342/   Социально­  педагогические методы профилактики конфликтов. [Электронный ресурс]. ­ http://studopedia.ru/1_105655_sotsialno­pedagogicheskie­metodi­ доступа:  Режим   preduprezhdeniya­i­profilaktiki­konfliktov.html  “Зарубежная социальная психология”. Часть 1 ­ Я­концепция Э. Берна и трансактный  анализ. . [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://shpori­vsem.ru/psyhology/115­ zarubejpsyh.html?start=20  Метод   «Шесть   шляп   мышления»  Автор   метода:   Эдвард   де   Боно,   80­е   гг.   XX   в. [Электронный   ресурс].   ­   Режим   доступа:  http://producm.ru/methods­of­searching­for­new­ ideas/psychological­methods­of­activation­of­thinking/the­method­of­six­thinking­hats/ 26 Приложение №2 (материал слайдов)   разочарование Скука, потеря интереса 27 Враждебность – кулак закрыт                                                                       Превосходство 28 Неуверенность в себе    Уверенность                            пытается взять себя в руки 29

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".

Педагогическая мастерская. "Профилактика конфликтов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017