В данной презентации рассмотрены: педагогическое творчество, педагогическое мастерство и его слагаемые. Уровни новизны работы педагога (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий). Признаки творческой деятельности. Новаторство, педагогические инновации, ценность творчества. Опыт показывает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.презентация к педсовету
Учитель ГКОУ «Большемурашкинская школаинтернат для
слабослышащих и позднооглохших детей» Шешенко Э.В.
и
отличающаяся
и
это деятельность, порождающая нечто качественно
неповторимостью,
общественноисторической
новое
оригинальностью
уникальностью
это новизна, в учебном процессе она представлена,
прежде всего, научными открытиями, выявлением
ранее не опознанных закономерностей обучения и
воспитания, исследовательской, экспериментальной
методик,
разработкой
позволяющих решать задачи, как современной
школы, так и школы будущего.
высокоэффективных
это активный процесс, направленный на поиск
более совершенных форм учебноразвивающей
работы,
успешное
решение
педагогических
проблем,
улучшение
качества
образования
обучающихся
формирование творческой личности, для
устойчивая,
которой
характерна
направленность
на
творчество,
индивидуальный творческий стиль в одном или
нескольких видах деятельности
уровень
высший
деятельности,
педагога
в
обучения, воспитания и развития человека.
проявляющийся
постоянном
педагогической
творчестве
в
совершенствовании
Педагогмастер это тот педагог, который,
осознавая свою ответственность перед обществом,
высоких результатов, оптимально
добивается
использует
средства,
отличается индивидуальным стилем
деятельности и наиболее полно реализует
творческий потенциал.
профессиональные
свой
система профессиональных компетенций
гуманистическая направленность личности и
самого учителя;
педагога;
педагогическая техника совокупность умений
и приемов, которые использует педагог для
наиболее полного достижения своей цели (умение
управлять собой, умение управлять другими,
педагогические
умение
способности)
сотрудничать,
1й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет)
(к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ,
игровые комплектыконструкторы, где есть заданные
схемыобразцы для сборки)
Деятельность – направлена на повторение прототипа
идеи,
известного
(ранее
методики…)
замысла,
образца,
Вид результата: повтор прототипа. Выполненное
полностью копирует прототип (сходный или ранее
известный замысел, образец, идею, методику…)
Способ достижения: копирование прототипа без
какихлибо изменений.
Девиз: «Так может каждый»
2й уровень – РЕПРОДУКТИВНОТВОРЧЕСКИЙ
(новизна есть)
Деятельность: направлена на
самостоятельное небольшое
изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи,
методики…),
меняющая
первоначального образца.
существенным
образом
не
Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное
повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не
приводящими его к новому качеству.
Способ достижения: Новизна за счёт изменения
( замены,
добавления или удаления) одногодвух параметров прототипа
( размера, формы, цвета, положения или ориентации в
пространстве…), выделения какойлибо частности.
Девиз: «Так может большинство!»
3й уровень ТВОРЧЕСКОРЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизна есть)
Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа
(ранее известного замысла, образца, идеи, методики…),
существенным образом меняющая первоначальный образец.
Вид результата: Выполненное базируется на прототипе,
значительно изменяя его и приводя к новому качеству.
Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.
Способ достижения: новизна за счёт снятия ложных ограничений,
которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно
подразумеваются; выполнения известного другим способом,
другими
применения
известного (многофункциональность); включения прототипа
как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо
чемто другим; решение противоречия: прототип есть и его нет.
средствами;
расширение
сферы
Девиз: «Так могут только некоторые!»
4й уровень ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)
Деятельность: Направлена на создание по собственному
или
замыслу
субъективно нового), оригинального
неизвестного
(объективно
ранее
Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея.
Выполненное не имеет прототипа.
Способ достижения: Новая идея за счёт: замены
исходной функции прототипа, т.е. исчезновения
признаков первоначального образца и появления
новых элементов для реализации новой функции;
высокого
на
методологический уровень.
Девиз: «Так может только один!»
обобщения
выхода
уровня
и
«Педагогический труд не творческим не бывает,
и быть не может, ибо неповторимы дети,
обстоятельства, личность самого учителя, и
любое педагогическое решение должно
исходить из этих всегда нестандартных
факторов. Если же действия человека,
работающего с детьми, не учитывают этих
особенностей, то его труд лежит уже за гранью
того, что называется словом «педагогический».
М.Поташник
- наличие противоречия проблемной ситуации или
творческой задачи;
социальная или личная значимость и
прогрессивность, которая вносит вклад в развитие
общества и личности;
наличие объективных предпосылок, условий для
творчества;
новизна и оригинальность процесса или
результата.
Новаторство
Педагогическое
мастерство
Педагогические
инновации
Педагогические инновацииПедагогическое мастерство
Первая групп педагоги, владеющие набором
стандартных приёмов, способные создавать
новое в рамках несложной деятельности.
Вторая
педагоги,
группа —
стремящиеся
выработать новую систему методов в условиях
более сложной деятельности.
Третья группа педагоги, создающие систему
обучающих технологий.
1. Степень выраженности личностных качеств и частота
их проявления;
2. Владение технологией выделения противоречий,
проблем и задач образовательного процесса;
3. Диапазон знаний об инновациях и их практическое
применение в своей деятельности;
4. Условия и факторы стимулирующие и
препятствующие обучению, и действенности
управленческой деятельности по развитию творческого
потенциала в процессе освоения педагогических
инноваций
Опыт показывает, что творчество приходит только
тогда и только к тем, для кого характерно
ценностное отношение к труду, кто стремится к
повышению профессиональной квалификации,
пополнению знаний и изучению опыта, как
отдельных педагогов, так и целых педагогических
коллективов.
Педагогтворец видит шире и значительно
дальше. Каждый педагог
так или иначе
преобразует педагогическую действительность,
но только педагогтворец активно борется за
глобальные преобразования и сам в этом деле
является наглядным примером.