Педагогическая система К. Д. Ушинского

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основополож¬ник научной педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небога¬того дворянина-помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование полу¬чил в Новгород-Северской гимна¬зии Черниговской губернии. После окончания юридического факульте¬та Московского университета (1844) был. оставлен при нем для подготовки к магистерскому экза¬мену.
Иконка файла материала Педагогическая система К.doc
Педагогическая система К. Д. Ушинского» Константин   Дмитриевич   Ушинский     ­  Педагог­демократ,   основоположник научной   педагогики   в   России.   Родился   с   г.   Туле,   в   семье   небогатого дворянина­помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая  Гимназическое сама   руководила образование   получил   в   Новгород­Северской   гимназии   Черниговской  первоначальным   обучением   сына.  окончания   юридического   факультета   Московского губернии.   После университета (1844) был. оставлен при нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский юридический лицей. В конце 1849   г.     уволен   из   лицея   за   отказ   исполнять   унизительные  требования учебного надзора за содержанием преподавания (предоставление подробных программ   лекций   с   точным   указанием   источников   и   др.).   За   год   до увольнения   на   торжественном   заседании   в   Ярославском   лицее   К.   Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в том же году была издана в Москве (1848). Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе  педагогической работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий  (1850—1854). Служба Ушинского в должности помощника столоначальника  департамента не могла удовлетворить его ни материально, ни морально. С  7552 г. он занялся журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854  г.), а затем в «Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д.  Ушинского по Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом  инспектора этого института. Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести  несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный  переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятитьсебя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего  инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с  произведениями западноевропейских педагогов. Начавшееся общественное движение в России в 60­х гг. оказало решающее влияние   на   становление   Ушинского   как  педагога.   В   «Журнале   для воспитания» он публикует статьи: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О  народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858). Уже   в   первый   год   работы   в   Гатчинском   сиротском   институте  К.   Д. Ушинский пришел к выводу о том, что необходимо по­новому  поставить обучение   в   начальных   классах.   Оно   должно   быть   пропедевтикой'   к систематическому   школьному   учению.   В   этом   плане   он  преобразовал постановку учебной работы.        Литературно­педагогическая и практическая деятельность Ушинского принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный педагог,   К.   Д.   Ушинский   построил   педагогическую   систему   на  основе достижений   современной   ему   науки,   уделил   серьезное   внимание   ее материалистическому направлению. К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей целью   воспитание   человека   —   гражданина­демократа,   тесными   узами связанного с трудящимися массами, с народной, демократической культурой. Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем физического,   трудового,   нравственного,   патриотического   и   эстетического воспитания. В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало учение о содержании школьного обучения, проблемы  соотношения  науки  и учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности,   его   роль   в   развития   умственных   сил   ребенка.   Дидактика   и методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики,против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной язык.. Когда в начале 60­х гг. заговорили о женском образовании и преобразовании закрытых женских учебных заведений­институтов, то к этой новой для России работе  был приглашен Ушинский. Будучи преподавателем и инспектором Смольного   института   в   Петербурге   (1859—1862),   он   сократил   срок обучения  с 9  до!  лет,  сравнял  курс  «благородного»  и «неблагородного» отделений,   ввел   новый   учебный   план   со   сравнительно   небольшим количеством учебных предметов, сосредоточенных вокруг родного языка, а не  французского,   как   было  до   него,   ввел   предметные   уроки,   опыты   по физике. После семи классов был введен двухлетний педагогический класс (в   первый   год   изучалась   педагогика   наряду  с  общеобразовательными предметами,   во   второй   —   проходилась   педагогическая   практика).   Были приглашены   в   институт   новые   педагоги  (В.   И.   Водовозов,   А.   Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.). Министерство народного просвещения задумало обновить ведомственный «Журнал   Министерства   народного   просвещения»   и   поручило  К.   Д. Ушинскому его редакцию (1860). Больше года Ушинский пытался придать этому   журналу   преимущественно   педагогическое  направление,   разработал программу и проспект издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). За время работы инспектором Смольного института вокруг  Ушинского образовался   кружок   единомышленников.   На   педагогических   вечерах   в доме   инспектора   по   четвергам   они   говорили   о   новостях   тогдашней литературы,   о   государственных   реформах,   но   больше  всего   спорили   об учебных программах, методах, разных педагогических взглядах и системах.Здесь   обсуждалась   составленная  К.   Д.   Ушинским   книга   для   классного чтения «Детский мир» (1861). Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя  педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых  недоброжелателей желание избавиться от педагога­реформатора. На имя  попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба,  поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест  Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от  увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за  границу для изучения постановки женского образования с сохранением  прежнего жалованья. Пребывание Ушинского за границей (1862—1861) было использовано им для плодотворной научно­педагогической работы. В Швейцарии он составил учебные   книги   «Родного   слова»   для   1­го   и   2­го  годов   обучения   с «Руководством»   для   преподавания   по   этим   книгам,  написал   главный   труд «Человек как предмет воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей в форме педагогических писем из Швейцарии. К.  Д. Ушинский  глубоко  изучал опыт  европейской  начальной  школы, ее организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить сама   в   силу   своеобразия   ее   исторических  особенностей   и   социально­ политических   условий.   Книга   «Родное  слово»   предлагала   такой   курс начального обучения для детей 8—10­летнего возраста. Задача элементарного обучения состояла прежде всего в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть родным языком с первых дней обучения. Эта задача по «своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот   воспитания».   Родной   язык   —   одно   из   важнейших   выражений народности.   На   ее   основе   вместе   с   религией   (православием)   строится  вся система   воспитания.   Только   народ   является   устроителем   и  распорядителемсвоей школы. Таковы взгляды Ушинского на народную  школу и роль в ней родного языка. В теоретическом труде «Человек  как предмет воспитания» к числу   важнейших   врожденных   свойств   души   он   относит   стремление   к деятельности (материя инертна, душа деятельна) . По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь,  к какому лагерю мыслителей   принадлежит   тот   или   иной   факт   —  единственное   основание истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования, может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон причинности. Вера   в   личную   свободу  человека   составляет   основу   всякой   практической деятельности,   направленной   на   будущее,   подчиненной   какой­либо   цели. Отсюда Ушинский  делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не наука, так  как воспитание основано на свободе человека и направлено на будущее. Педагогика   —   это   искусство,   опирающееся   на   знание   человека   «во   всех отношениях».   Без   изучения   психологии   педагогу   крайне   трудно   находить правильные пути воспитания. За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский посетил   Симферополь,   где   проходил   учительский   съезд  (1870).   Ему   была устроена бурная овация. Учительство воздавало должное великому русскому педагогу. Хотя философско­психологические взгляды К. Д. Ушинского во многом устарели, его педагогические идеи и практические нововведения (в женском образовании,   учебных   книгах   и   др.)   имели   важное  значение   для   развития отечественной педагогики и практики начального образования. К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и  народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система,  а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым  учились многие поколения русского народа.