Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
6 кл—11 кл
29.04.2017
Я предлагаю свой опыт работы по применению электронной программы "Графики" на различных этапах урока математики: на этапе объяснения нового материала, этапе закрепления материала, этапе повторения материала. Также статья содержит материал по применению метода проектов и метода направленного поиска идей на уроках математики.Педагогическая статья.
статья Гребенкина СОШ№12.docx
Использование метода проектов и ИКТ на уроках математики.
Гребёнкина И. В.
учитель математики
МОАУ СОШ№12
Городского округа г. Нефтекамск
Республики Башкортостан
89174003470
grebenkina66@mail.ru
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что
традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся
способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им
учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик
как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с
реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так
как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы
применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также
применять их для получения новых знаний, объясняющих явления
окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить
людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития
новых технологий.
Таким образом, в условиях введения федеральных государственных
стандартов основного общего образования школа должна ориентироваться на
создание условий для воспитания выпускника, обладающего практико
ориентированными знаниями, необходимыми для успешного вхождения в
социум и адаптации в нем. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества
личности школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с
использованием традиционной системы образования практически невозможно.
В современной образовательной практике намечается переход от
обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся
над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению
представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и
одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное
руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием
обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую
актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных
действий.
Вместе с тем с развитием компьютеризации появилась возможность на
основе усиления межпредметных связей, использования ИКТ в преподавании
математики, введения в систему обучения вычислительного эксперимента
поднять обучение на принципиально новый уровень, достигнуть которого
традиционными средствами невозможно. В связи с этим появилась
возможность познакомить учащихся с новыми технологиями обработки
информации, повысить уровень математической и информационной культуры
учащихся.
Для повышения мотивации и качества изучение ряда тем из курса
математики были параллельно рассмотрены на уроках информатики. Это
теория функций, интегрирование функций, решение трансцедентных
уравнений и неравенств, степени с целым показателем.
Использование информационных технологий на уроках математики
способствует применению метода проекта.
Для роста мотивации
к изучению предмета практикуются мною
творческие домашние задания минипроекты типа: «придумайте и решите уравнение (неравенство)»;
«придумайте формулу функции и постройте ее график»;
«предложите свое толкование объясненной темы и практические
задания к ней».
От того, как мы построим уроки итогового повторения будет зависеть
уровень готовности или неготовности наших учеников к итоговой аттестации.
Хорошим помощником при подготовке и проведении таких уроков служит
электронная программа «Графики».
Вопервых использование таких программ требование времени, вовторых эта
программа очень нравится обучаемым.
КИМы ОГЭ содержат задания на соответствие графиков функций и
соответствующих формул. Научить устанавливать такие соответствия
поможет наша программа «Графики».
1.Спомощью этой программы можно повторить, как зависит расположение
графиков функций от коэффициентов функции.
2.Эта программа поможет повторить решение задач с параметрами(№23):
пересечение графиков функций;
расположение корней квадратного уравнения(№18 ЕГЭ).
Нарисовать на доске за урок такое количество графиков на доске тяжело, это
займет много времени, а с помощью программы это делается легко и быстро.
Можно придумать краткосрочные проекты для учащихся: например,
нарисовать с помощью графиков функций картинку. Это позволит обучаемым
закрепить расположение графиков функций в зависимости от коэффициентов
функции.
3.Тоже самое полезно повторять и в 11 классе с тригонометрическими
функциями, показательной, логарифмической функцией, чтобы сформировать
у учащихся четкое представление о наибольшем и наименьшем значении
функций, промежутках знакопостоянства, монотонности, пересечении с
осями координат. Некоторые задачи КИМов ЕГЭ содержат логические выкладки и знание графиков функций поможет учащимся решить такие
задачи быстро и правильно. Также такое повторение полезно для решения
задания №18задачи с параметром.
Хорошо показать методы решения трансцедентных уравнений и неравенств с
помощью этой программы.
Вообще эта программа очень полезна на этапе закрепления материала и
повторения в любом классе с 7 по 11. Даже если нет возможности провести
урок за ноутбуками со всеми учениками, можно воспользоваться проектором.
В условиях введения новых государственных стандартов наша задача
научить учащихся добывать знания самостоятельно. Очень хорошо этому
помогает проектная деятельность учащихся. Если в классе есть деятельный,
активный ученик, то он обязательно соберет около себя инициативную группу
и будет ей руководить. Как правило всегда собирается другая инициативная
группа по принципу: почему они могут, а мы, что хуже. В таких группах
далеко не все одинаково сильные ученики, но у каждого своя работа. Вольно
или не вольно даже слабые учащиеся овладевают знаниями и умениями по
теме проекта. Даже, если эти знания и умения они получили от своих
одноклассников в готовом виде, при подготовке презентации к проекту, при
подготовке к защите проекта эти знания закрепляются и легко используются
учащимися в дальнейшем. Мы написали долгосрочные проекты о
квадратичной функции и о показательной функции в 9 и 11 классах. Конечно
эффект очень положительный. Мы приглашали на защиту проектов родителей
и это усилило положительный эффект.
Другое дело, что основная масса наших учеников инертны, им больше
нравится получать готовые знания, а не добывать их самим. Многие ученики
проектную деятельность воспринимают как дополнительное задание, т.е.
лишнее задание не обязательное к выполнению. Особенно, если готового в
интернете найти ничего не удалось. Поэтому, наверное наиболее чаще и
эффективно выполняются учащимися краткосрочные проекты с практическим содержанием по теме урока. В таких проектах хорошими
помощниками детям бывают родители, что не маловажно. Так в 6 классе мы
писали проектисследование о кредитах в городских банках на реальную
крупную покупку. В 11 классе исследовали от чего зависит содержание
помещения с помощью нахождения площади помещения интегралом. Проекты
содержали дизайн помещения с помощью программы «Графики». Такие
краткосрочные проекты помогают учащимся подготовиться к выпускным
экзаменам, которые содержат теперь задания практического содержания.
Традиционно на уроках математики учебный процесс строится по
принципу «задача – идея ее решения, т.е. способ решения» и связан с
решением задач и проблем, открытием отдельных запрограммированных
фактов.
Я же апробирую противоположный подход, основанный на принципе
«идея – задача». В этом случае обучающиеся в большей степени свободны в
своих поисках.
В основе данной методики лежит системнодеятельностный подход, так
как сначала организуется продуктивный поиск идей и фактов школьниками, а
потом исследуется, где и как можно реализовать полученные результаты.
Эра тотального прорешивания обучающимися задач в точных науках уходит
в прошлое, освобождая место умело организованной игре с объектами, их
свойствами, структурными связями и идеями, связанными с ним.
С психологической точки зрения игра с объектами проще и комфортнее,
чем традиционное решение задач, так как деятельность обучающегося более
свободна, ориентирована на его индивидуальность, интересна ему, а неуспех
маловероятен.
Обучающиеся в сотрудничестве с учителем проводят игру с
математическими объектами, игру с математическими идеями, в результате
чего получают новые идеи и факты, на основе которых составляют задачи и
решают. Методика направленного поиска идей требует и особой организации
обучения:
на первом этапе организуется Игра с объектами
на 2м Игра с идеями
на 3м составление задач.
Заключительным этапом может быть работа над учебным проектом.
Понятие «игра с объектами» давно используется в науковедении. Суть
такой игры заключается в генерировании человеком идей на основе
разнообразных манипуляций с объектами или их моделями. Ученые и
изобретатели отмечают высокую эффективность подобных игр. Поэтому
представляется целесообразным использование игры обучающихся с
объектами. Однако в дидактике и методике данная проблема мало
разработана. Это объясняется тем, что при обучении школьников идеи
(подходы, приемы, методы) либо сообщаются им в «готовом» виде, либо
находятся в процессе решения задач и проблем.
Используя игру с математическими объектами, учитель не ставит перед
учеником конкретное математическое требование. Такая игра является
интеллектуальной деятельностью, так как направлена на исследование,
применение, конструирование объектов и соотнесение их друг с другом с
целью получения идей и фактов.
В качестве примера использования методики направленного поиска
идей предлагаю рассмотреть тему «Проценты»
Где умение просчитать проценты пригодится в жизни? В магазине
скидки, акции; в банке кредиты, ипотеки; успеваемость, качество.
Эта тема также актуальна на уроках химии при решении задач на растворы ,
на уроках физики при решении задач на кпд, влажность воздуха, отношение
величин(изменение величин),относительную погрешность.
При подготовке к ЕГЭ в 1011 классах одним из первых вопросов возникает
вопрос: как правильно и быстро решить задание 1, 17(задачи на банковские вклады), 12(задачи на банковские вклады, на концентрацию растворов).
Поэтому уроки повторения я начинаю с игры с идеями: мы рассматриваем все
возможные способы решения задач на проценты. Это может быть решение
задач по действиям, с помощью пропорций, с помощью прогрессий. Как
правило, ученики быстро понимают, что самый быстрый и универсальный
способ решения задач на проценты – с помощью пропорций.
В 6 классе, когда мы изучаем проценты и пропорции, заканчивается этот блок
проектом – исследованием, в каком банке города кредит взять выгоднее.
В 9 классе, изучая тему «Прогрессии» мы исследуем в каком банке, на какое
время и на какую сумму выгоднее взять кредит на обучение в колледже или
высшем учебном заведении. Сразу идет обсуждение насколько важно хорошее
образование каждому обучающемуся. Что лучше: заплатить за обучение или
купить новейший современный ноутбук и серьезно заняться обучением.
Такое совместное применение метода направленного поиска идей и метода
проектов, на мой взгляд, позволяет формировать интерес к предмету
математика, потребность к творческой деятельности, обеспечивает
практическое применение знаний, связь математических знаний с жизнью.
Метод направленного поиска идей, игра с идеями, метод проектов ИК
технология однозначно воспитывают самостоятельность детей в процессе
познавательной деятельности, делают их активными, позволяют подходить
дифференцированно, индивидуально, развивают УУД.
Список используемой литературы.
1. Адамар Ж. Исследование психологического процесса изобретения в
области математики: пер. с франц. / Ж.Адамар.М.:МЦНМО,2001
2. Далингер В.А. Организация содержания поисковой деятельности
учащихся по математике/ Далингер В.А., Н.В.Толпекина. – Омск: Изд
во ОмГПУ, 2004. 3. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: книга для
учителя – М.: Просвещение, 2012.
4. Сборник конкурсных задач по математики для поступающих во ВТУЗы
под ред. М.И.Сканави. – М.: Мир и образование: Оникс, 2006.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования. – Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Педагогическая статья "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.