Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
14.02.2017
Сегодня в условиях работы по стандартам второго поколения произошли изменения в структуре урока. Важную роль приобретает этап рефлексии.В данной статье я делюсь опытом о том, какие виды рефлексии и на каких этапах урока применяю.такой вид деятельности побуждает учащихся принимать на себя ответственность за свою учебу.
Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Мазитова Р.Л., МОБУ СОШ с. Октябрьское,
Стерлитамакского района Республики Башкортостан
Аннотация
Сегодня школьное сообщество постепенно переходит к работе в условиях стандартов нового
поколения, которые помогут научить наших учащихся учиться, овладеть универсальными учебными
действиями, а также воспитать определенные качества личности. Вносятся изменения в структуру
урока. Важную роль приобретает этап рефлексии, который призван научить учащихся оценивать
результаты своей деятельности. В данной статье хочу поделиться тем, какие виды рефлексии и на
каких этапах урока английского языка я их использую.
Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Для того чтобы усовершенствовать ум
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декард
На современном этапе развития общества меняется подход к образованию. Сегодня целью
педагогической деятельности является не передача знаний, а научить учащихся учиться и
воспитать личность способную адаптироваться в коллективе, стремящуюся к
самосовершенствованию. [5] В связи с этим некоторые изменения происходят в структуре урока.
Теперь немаловажное значение приобретает этап рефлексии. Рефлексия дает возможность увидеть,
как учащиеся оценивают свое продвижение в освоении предмета.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание,
самопознание. Это форма деятельности человека направленная на осмысление его собственных
действий.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем
состоянии, самоанализ.
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению.
А в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ
деятельности и ее результатов.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя
самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие, которое подразумевает
изменение самого себя. И то и другое невозможно без рефлексии.
Сегодня задача систем образования состоит не в передаче готовых знаний, а в том, чтобы
научить учиться. Поэтому в основе новых стандартов лежат компетентностный и системно
деятельностный подходы.
В рамках системнодеятельностного подхода особое значение приобретает формирование
универсальных учебных действий, которые позволят обучающимся научиться учению, будут
способны к саморазвитию и самосовершенствованию. Освоение наступает тогда, когда каждое его
действие является осознанным, и он проводит рефлексию учебного процесса и рефлексию своих
достижений.
Осуществлять рефлексию можно поразному: на отдельных этапах урока; в конце урока, темы,
главы; постоянно в качестве внутренней рефлексии.
Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу можно выделить следующие виды
рефлексии: эмоциональная рефлексия;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальных, так и в групповых формах
работы. [4]
При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать цель занятия, содержание
и трудности учебного материала, методы обучения, возрастные особенности учащихся.
Мне бы хотелось поделиться своим опытом использования каждого вида рефлексии. Я
преподаю английский язык и работаю в условиях ФГОС третий год. При изучении иностранного
языка вопрос о рефлексии очень актуален. Именно на этапе рефлексии учащиеся должны осознать
свое знание/ незнание, понимание/непонимание материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
В начальной школе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык очень важно
поддержать эмоциональное состояние и настроение учащихся. Многое зависит от методической
грамотности учителя. Вера в ученика, использование игровой технологии, похвала, поддержка
всегда дают свои результаты. Этот вид рефлексии работает, реальную картину можно увидеть
сразу. Самый простой прием – это прием с различными цветовыми сигнальными карточками.
У учащихся две карточки: красная и синяя или оранжевая и фиолетовая или желтая и
коричневая. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале урока и в конце.
Если настроение ученика не изменилось на протяжении урока, значит урок удался. Изменение
настроения ребенка становится причиной для размышления по поводу деятельности на уроке. Это
мало затратный вид рефлексии, дети быстро привыкают к нему, результат можно увидеть сразу.
Удобно и просто использовать вариант, когда учащимся показывают картины с
изображением трех лиц: веселого, нейтрального, и грустного. Учащиеся выбирают то лицо, которое
соответствует их настроению. Эти лица, учащиеся могут нарисовать и сами. Этот прием тоже
проводится быстро.
Следующий вид рефлексии –это рефлексия содержания учебного материала. Этот вид
рефлексии является показателем того, как учащиеся осознали содержание пройденного материала
на уроке. В данном виде рефлексии в начальной школе в конце каждого урока можно использовать:
Прием незаконченного предложения.
Во втором классе в конце каждого урока между мной и учащимися происходит следующий
разговор в целях обсуждения итогов урока:
Ребята, что мы делали на уроке?
Витя, тебе понравилось говорить поанглийски?
Что тебе пока трудно?
В третьем и четвертом классе этот прием стараюсь провести поанглийски.
I can read...
I can tell...
I know words...
Прием незаконченного предложения можно использовать после каждого этапа урока, когда
учащиеся оценивают свою работу, свои знания. Но нужно учесть, что этот этап нельзя затягивать.
Он не должен отнимать много времени. И в то же время за короткий период нужно узнать
насколько сформированы умения и навыки учащихся.
Во время уроков обобщения, повторения по изученного материала бывает необходима более
детальная рефлексия рефлексия деятельности. Современные требования к уроку таковы, что
ученик должен не только понять содержание материала, но и осмыслить приемы своей работы. Что
я делаю? Как я это делаю? Почему я так делаю? и т.д. Так, например, в четвертом классе в первой
четверти, учащиеся познакомились с будущим временем. Чтобы понять насколько сформированы
грамматические навыки на уроке повторения я предложила учащимся следующую таблицу для
рефлексии:
Хорошо
Не очень
Плохо
Примеры хорошо
1.Я понимаю, когда
употребляется Future
Simple.
2. Я могу образовать
Future Simple.
3.Я знаю указатели
времени Future Simple.
4. Я могу задать
вопросы к
предложениям в Future
Simple.
5. Я могу составить
отрицательные
предложения в Future
Simple.
Учащиеся проверяют знания друг друга в группе по 45 человек. Те учащиеся, которые
сомневались в знаниях закрепляют материал. Затем я предлагаю учащимся выполнить задания на
листе «Проверь себя» по этой теме. Он выглядит следующим образом:
TEST YOURSELF
Name:_________________
Surname:_______________
Form:_________________
1.Употребите глаголы в будущем времени:
а) My sister ...(write) a letter tomorrow.
b) They ... (go) to the park in two days.
2. Найдите предложение в будущем времени:
a) I like sunny days.
b) We’ll visit my grandma next week.
c) The girls swim very well.
3. Задайте вопросы к следующим предложениям:
a) Tomorrow I will clean my room.
b) We’ll play computer games the day after tomorrow.
4. Cкажите что это не так:
a) The family will live in a house near the lake.
b) Next year he will be fifteen.
5. Напиши, что ты будешь делать завтра (на следующей неделе).
Осознать и закрепить в памяти учащихся грамматические явления английского языка в
начальной школе важный аспект обучения. И в то же время в силу своего возраста не все учащиеся
вникают во все тонкости изучаемого материала. Рефлексия позволяет учащимся увидеть, как они
могут применить материал в речи.
Если ученик сумеет собрать в общее все, что он понял на уроке, чувствует уверенность при
выполнении заданий, понимает, что это ему нужно знать значит мы, учителя, движемся в
правильном направлении.
Рефлексию можно провести и по итогам изучения главы. Это своего рода итоговая
рефлексия. [1] Она отличается большим объемом деятельности. Учащиеся 4го класса в первой четверти изучили тему «Дом». Они познакомились с оборотом there is /there are, читали текст
описание комнаты, рассказывали о своей комнате. Для проведения рефлексии, учащиеся получают
листы самоконтроля со следующим содержанием (Таблица 1):
form:
отлично
Unit:
хорошо
Таблица 1. Самоконтроль
не очень
хорошо
плохо
могу понять
могу употребить
Name:
1.Я понимаю информацию:
о комнатах в доме
о том, что есть в комнате
о том, где находятся предметы в комнате
2. Я могу рассказать:
о своем доме (квартире)
о том, где что находится
3. Я могу:
расспросить друга о его доме(квартире)
4.Я могу написать:
названия комнат
местоположение предметов
Грамматика
1. Глаголы в обороте there is/are
2.Составить вопросительные и
отрицательные предложения с оборотом
there is/are
3. Предлоги
Каждый ученик оценивает свои способности. Затем ребята по кругу высказываются, пишут,
слушают, объясняют грамматический материал. Учащиеся понимают, что они все будут опрошены,
предлагаю учащимся реально оценить свои умения, с тем, чтобы оценка ученика была близка к
оценке учителя. Если у ребенка сформировано умение оценивать свое действие, то проблем особых
не возникает. Но тому надо приучать детей с первого урока, а может и дошкольного учреждения.
Как проводить рефлексию каждый педагог решает сам. А новые условия обучения считают
необходимым научить учащихся работать в разных режимах: индивидуальном и групповом.
Рефлексивная деятельность может быть организована в этих режимах. Самое главное –такой вид
деятельности побуждает учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать
обучение более эффективным.
Литература:
1. Кузовлев В.П. Английский язык: учебник для 4го кл. общеобразоват. Учрежд. М.:
Просвещение, 2006
2. Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку//Иностранные языки в школе.
2005.№7.
3. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков, 2004.
4. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие
развития учителя и учащихся// Иностранные языки в школе. 2005.№1. 5. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального основного общего образования. М.: Просвещение 2011.
Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Педагогическая статья: Рефлексивная деятельность на уроках английского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.