Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
технология
5 кл
12.03.2018
22-х летний опыт работы в школе учителем убедил меня в огромном влиянии педагогической оценки на личность учащихся. Наряду с оценкой, выставляемой в журнал и в дневник, а теперь ещё и в электронный дневник, для школьников не менее важна и оценка учителя, выраженная в словесной форме. И чем младше дети, тем отзывчивее на неё.В статье привожу примеры оценивания устной и письменных работ. Письменная проверка знаний позволяет выявить знания учащихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы темы.
ВОЗМОЖНО, КОМУ-ТО ИЗ МОИХ КОЛЛЕГ ЭТА СТАТЬЯ БУДЕТ ПОЛЕЗНОЙ .
Роль и критерии оценки на уроках технологии.doc
Роль и критерии оценки на уроках технологии
Мой 22-летний опыт работы учителем технологии (ранее -
трудового обучения) в школе убедил меня в огромном влиянии
педагогической оценки на личность учащихся.
Наряду с оценкой, выставляемой в журнал и в дневник, а
теперь ещё и в электронный дневник, для школьников не менее
важна и оценка учителя, выраженная в словесной форме. И чем
младше дети, тем отзывчивее на неё. Слова учителя могут
окрылить ребёнка, поверить в свои силы, а может и привить
неприязнь к предмету, к учителю, сформировать комплекс
неполноценности. Для себя я использую правило «плюс – минус –
плюс»: сначала выявляю всё положительное в ответе или в
практической работе, лишь потом отмечаю ошибки, недостатки
и недоработки, затем указываю на возможность достижения
более высоких результатов.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся – это, конечно
же, не самоцель, а некий вспомогательный процесс, помогающий
положительному течению всей учебно-воспитательной работы.
Контроль за учебной деятельностью должен быть постоянным, а
его результаты гласными и аргументированными. Считаю это
важным. Ученик имеет право на собственное мнение, с которым
можно согласиться или нет, но выслушать его надо обязательно.
Целесообразно разделить знания учащихся на те, которые
подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения,
которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь
анализировать, чтобы помочь
учащимся самостоятельно
убедиться в неточности или ошибочности суждений.
На занятиях я применяю различные виды контроля: устный,
письменный, практический. Практический позволяет выяснить,
насколько учащиеся умеют применять знания на практике.
Практическая проверка на уроках технологии осуществляется на
каждом уроке, она способствует правильному формированию
трудовых навыков, позволяет вовремя исправить допущенные
ошибки. Контроль выполнения учащимися практических работ и их
оценивание
представляет для учителя технологии
значительную трудность. Это обусловлено, прежде всего,
разнообразием видов деятельности и проверяемых параметров.
В данном случае необходимо использовать
метод
пооперационного контроля.
Оценка каждой операции
осуществляется с помощью карты пооперационного контроля по
заранее разработанным критериям. Для удобства оценки в
картах использована пятибалльная система.
Письменная проверка знаний позволяет выявить знания
учащихся целого класса за сравнительно короткий срок и
получить ответы на основные вопросы темы. Систематически
проводимая письменная проверка знаний стимулирует учащихся
на изучение нового материала, усвоение его существенных
вопросов так, как, давая письменные ответы, они должны суметь
кратко, научно и орфографически правильно изложить свои
Устная проверка наиболее широко используется в процессе
обучения, она привычна для учащихся. Одним из видов устной
проверки является рассказ ученика. Он позволяет учителю
объективно и точнее определить знания учащихся, развить их
мышление и устную речь. Однако этот вид проверки требует
много времени и приводит к активизации в основном тех
учащихся, которые отвечают на уроке. Поэтому его необходимо
сочетать с другими видами и приёмами проверки знаний. В
сочетании с другими приемами устная проверка позволяет
вовлечь учащихся своего класса в активную работу, сократить
время на индивидуальный опрос.
Вторым видом устной проверки, применяемым на уроках
технологии, является беседа, способствующая фронтальной
проверке знаний учащихся и установления живого контакта
между учителем и учащимися.
Беседа одновременно
активизирует учащихся всего класса. Вместе с тем этот вид
проверки позволяет в относительно короткий срок проверить
знания учащихся по ряду вопросов и подготовить весь класс к
восприятию нового материала. Четкая формулировка вопросов –
одно из необходимых условий проверочной беседы. знания. Письменные проверки могут быть проведены на любом
этапе урока в зависимости от дидактических целей.
Письменная проверка знаний включает применение разного
рода тестов, позволяющих выявить усвоение учащимися
фактического материала, контрольные и самостоятельные
работы, решение кроссвордов, графические диктанты и так
далее.
Любой контроль знаний, умений и навыков завершается
оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе. В
исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки,
установлены условия,
при которых проверка создает
положительное отношение учащихся к этому виду работ и,
следовательно, активизирует их познавательную деятельность.
Такие условия создаются:
1) Если с точки зрения учащихся, проверка полезна,
интересна, помогает совершенствовать знания и развивает
навыки, т.е. широко выполняет обучающую функцию;
2) если каждый ученик может ожидать, что его спросят
независимо от количества полученных отметок;
3) если знания и навыки оцениваются требовательно и
Требования к оценке:
–
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной
и понятной для обучаемого,
оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
оценка должна быть всесторонней.
–
–
справедливо;
аттестации;
4) если замечания с места поощряются и учитываются при
5) если проверка происходит каждое занятие.
Когда дети научатся находить свои ошибки, они смогут
выставлять оценки друг другу и себе (взаимооценка и
самооценка) с последующим контролем учителя. Самооценка
формирует у учащихся критическое отношение к результатам
своего труда. Конечно, поставить себе оценку повыше весьма
заманчиво, но совестно будет перед другими. Логично сделать
вывод: надо выполнить работу так, чтобы было нестыдно
выставить за неё хорошую оценку. –
–
При оценке знаний нужно учитывать:
–
–
объем знаний по учебному предмету (вопросу),
понимание изученного, самостоятельность суждений,
убежденность в излагаемом,
степень систематизации и глубины знаний,
действенность знаний, умение применять их с целью
решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
– содержание навыков и умений,
– точность, прочность, гибкость навыков и умений,
– возможность применять навыки и умения на практике,
– наличие ошибок, их количество, характер и влияние на
При оценке заданий я руководствуюсь
следующими
работу.
критериями:
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый
глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме,
последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные
вопросы, работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, качественно
и творчески; (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО»
- ставится тогда, когда обучаемый твердо
знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается
в литературе по проблеме, работа выполнена в заданное время,
самостоятельно,
технологической
последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия
аккуратный;
соблюдением
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- ставится при условии, если
обучаемый знает лишь основной материал,
путается в
литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает
недостаточно четко и полно, на выполнение работы затрачено
времени,
нарушением
технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца ; изделие оформлено
небрежно.
больше установленного,
с
с «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда
обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на
поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме,
ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении операций
допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и
имеет незавершенный вид (при выполнении проекта оценка не
ставится, проект отправляется на доработку).
Учителю надо стараться избегать случайных оценок. Не
«ловить» учащихся на незнании ,а выяснять его причины,
входить в положение детей, считаться с их домашними
обстоятельствами, настроением. Нельзя ставить оценок под
«горячую руку», чтоб потом не пожалеть об этом. И двойку
ставить лучше не спешить, ведь плохая оценка, я считаю, -
крайняя мера. Плохими оценками недовольны родители,
администрация школы. (Нередко классные руководители
возмущаются, просят повысить оценку по технологии, чтоб не
портить отчётность).
Некоторые
высокую
результативность по технологии, из них получаются хорошие
помощники учителя:
они могут консультировать,
контролировать, оценивать работу своих одноклассников.
учащиеся показывают
Учащиеся придают оценкам большое значение, поэтому
очень важно, чтобы их целью было приобретение знаний и
умений, а не получение хорошей оценки любым путём.
Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Педагогическая статья «Роль и критерии оценки на уроках технологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.