Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
физическая культура
Детсад
14.02.2019
Представлена педагогическая технология
«Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях» для детей старшего и подготовительного возраста ДОУ , разработана для детей с речевыми нарушениями, совместная работа с учителем-логопедом. Данная технология реализуется на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении .
.
3сенсомоторика.docx
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 117 комбинированного вида
«Дружная семейка»
Педагогическая технология
«Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
автор:
Назаренко Марина Александровна,
инструктор по физической культуре высшей
квалификационной категории
Новосибирск Актуальность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма одна из основных
проблем в современном обществе. Медики, педагоги и родители повсеместно
констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в
развитии детей, неполноценность их здоровья.
Все хорошо знают, чтобы стать сильным, надо много тренироваться, так как мышцы
человека развиваются только в движении. Меньше люди задумываются о том, что мозг
ребёнка, растёт и развивается, только тогда, когда он функционирует, работает, а значит и
развивается не только при мыслительной деятельности: чтении, проведении
математических операций, занятий наукой, но при выполнении любого физического
движения: рукой, ногой, пальцами. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё
начало именно в человеческой подвижности. Человека создало движение.
Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных
качеств, оптимального двигательного стереотипа неразрывно связаны с гармоничной
последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных
центров, анализаторов. Человек будущего это человек разумный и гуманный, пытливый и
деятельный, умеющий наслаждаться красотой, это целостная всесторонне развитая
личность.
Идея единства умственного, психического и физического воспитания, стала толчком для
создания технологии инструктора по физической культуре по формированию базы для
укрепления здоровья детей с ОНР через технологию
«Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Цель: активизация сенсомоторного развития, как средство укрепления психофизического
здоровья детей.
Задачи:
развитие двигательного интеллекта ребенка;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умение
рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной
деятельности.
Ожидаемые результаты:
развитие физических качеств;
развитие координационных способностей;
совершенствование сенсорных представлений, формирование аналитического
восприятия;
сформированность представлений о здоровом образе жизни.
согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового
анализаторов.
Описание технологии
Технология предназначена для образования детей 57 лети рассчитана на два года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность занятия –2025 мин.
Форма организации: коллективная, подгрупповая.
Формы образовательной работы: совместная деятельность взрослого с детьми
(непрерывная образовательная деятельность),
самостоятельная образовательная
деятельность детей. Игра
Условия реализации
Работа осуществляется в 4 этапа.
1 этап: ориентировочнопоисковый. Изучение педагогической, психологической
литературы, опыта педагогов по проблеме развития двигательного интеллекта
дошкольников в физическом воспитании.
2 этап: констатирующий. Предусматривает диагностику, наблюдение, анкетирование.
Изучение физического развития детей, координационных способностей, знаний о здоровом
образе жизни. Разработка содержания новых методических приемов.
3 этап: формирующий, практический, уточняются, апробируются методические приемы,
активизирующие сенсомоторное развитие и влияние на улучшение физического состояния
детей.
4 этап: аналитикообобщающий. Проводится сравнительный анализ, систематизируются и
обобщаются результаты работы.
Для комплексов упражнений и занятий используются не только стандартное спортивное
оборудование (Развивающая среда : за основу взяты Методические рекомендации для
педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста «Организация развивающей предметно – пространственной среды в
соответствии с ФГОС дошкольного образования» А.О.Каробанова, Э.Ф.Алиева,
О.Р.Родионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич ФИРО, Москва 2014) но и нетрадиционное
физкультурное оборудование: сенсорные мячи, массажные мячи, сенсорные массажные кольца, мягкие модули геометрических фигур, батуты, балансировочные диски,
гимнастическое бревно, дидактический материал, звуковые дорожки. Оборудование имеет
определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и
дидактических целей: размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе
двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. С помощью
цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние детей. Использование
разнообразного оборудования придавало эмоциональную окраску физкультурным заня
тиям.
Структура занятия
1. Вводная часть
В вводной части физкультурного занятия текст решает не только образовательные но и
психологические задачи:
активизировать внимание детей
вызвать у детей интерес к занятию
создать эмоциональноположительный настрой.
2. Основная часть
В основной части занятия стихотворный текст выполняет несколько функций:
помогает в развитии психических процессов
способствует формированию звуковой культуры речи (дети запоминают текст и
повторяют его)
является организатором одной из форм активного отдыха детей
является хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравственных качеств
детей
облегчает формирование двигательных навыков
(«Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»)
Основная часть способам передачи двигательной выразительности, побуждает к
самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций,
способствует поиску детьми творческих композиций.
3. Заключительная часть
В заключительной части занятия нужно подготовить детей к его окончанию: «До свидания,
звери!». «До свидания, лес!». «Ждут вас повар, няня и вкусный наш обед!» и тд Обучение строится на основе интеграции физкультурноречевых задач. Приёмы
просодики(художественное слово, пение попевок, речёвки, ритмодекламация,
музыкальное сопровождение) помогают координировать движения, дыхание и речь, так
как индивидуальный внутренний ритм детей с ОНР часто либо ускорен, либо замедлен.
Приёмы кинезиологии (пальчиковая гимнастика, упражнения йоги и игрового стретчинга,
массаж и самомассаж) помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног.
Растяжки (игровой стретчинг, йога) воздействуют на все мышцы и суставы, повышают
эластичность связок, увеличивают подвижность суставов, нормализуют гипертонус и
гипотонус.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и
произвольность.
Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие.
Комплекс "Антистресс". Рекомендуется выполнять ежедневно в течение 68 недель по
1520 минут в день. "Лобнозатылочная коррекция", "Растяжка ахиллова сухожилия",
"Маятник", "Постукивание" и т.д
Этот комплекс выполняют дети на группах с воспитателями после занятий в
физкультурном зале.
Положительные результаты невозможны без взаимодействия с родителями воспитанников.
Вся информация размещается в родительских уголках, комплекс «Антистресс», «Йога»,
«Стрейч упражнения» и тд. представлены для ознакомления воспитателям и родителям
дошкольников. Проводятся индивидуальные консультации.
Пальчиковая гимнастика. Любые психологические процессы, осознанные или
неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений
пальцев.
Литература:
положения психологии, педагогики, физиологии о гармоничном развитии детей
дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова, Берштейн Н.
А., Шеперд, Г. Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов, J1. А. Венгер, В. С. Мухина);
исследования психологии по проблемам сенсомоторного развития дошкольников
(С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин, JI. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г.
Пилюгина). сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в
дошкольном образовательном учреждении [Текст] / П.Б. Фе дяшова //Интеграция
методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров:
материалы 10 Всероссийской научно практической конференции. 4.2. Челябинск, 2009.
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Педагогическая технология «Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.